Литературно-музыкальная композиция по повести Б. Васильева А зори здесь тихие

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Сердцем прикоснись к подвигу» (по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»)

Задачи:

  • познакомить учащихся с положением страны во время войны;

  • проследить по карте ход военных событий в 1941г.;

  • показать патриотизм и героизм на примере реальных фактов и событий;

  • показать лучшие черты русских женщин, проявленные во время Великой Отечественной войны, на примере героев повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…»;

  • формировать навыки работы с текстом художественного произведения;

  • помочь ученикам понять и оценить поступки героев и выражать свое отношение к ним;

  • развивать навыки анализа текста;

  • воспитывать высокие патриотические качества.

Оборудование: портрет писателя, повесть «А зори здесь тихие», презентация, фильм.

Мы расскажем о произведении "А зори здесь тихие..."

В нем говорится о нелегкой судьбе девушек-зенитчиц, которым суждено было остановить подразделение отборных немецких головорезов.

Это произведение очень сильно затронуло меня. Оно читается на одном дыхании, все действия развиваются быстро и динамично. Показана жестокая проза войны, совсем не справедливо молодым девушкам, у которых вся жизнь впереди, которым выходить замуж, рожать детей, гибнуть в двадцать лет.

Борис Васильев, автор повести, родился 21 мая 1924 года в Смоленске.

После окончания 9-го класса, в семнадцать лет добровольцем пошел на фронт. В 1943 году после контузии поступил на учебу в военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск. После её окончания в 1948 году, работал по специальности инженером-испытателем боевых машин.Известность ему принесла повесть «А зори здесь тихие», написанная в 1969 году.

В небольшом произведении Б.Васильева есть то, что не оставляет равнодушным ни взрослого, ни подростка - трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, рассказ о том, какой ценой досталась нам Победа.

Женщина на войне…Велика роль женщин на фронте. Не случайно именно девушек сделал Борис Васильев героями своей повести, чтобы показать, насколько жестока война. Ведь в женщинах начало всякой жизни. Убийство женщин - это больше, чем преступление. Фашисты убивали их тысячами…

Б.Васильев назвал свою повесть "А зори здесь тихие…". Тихие зори стали часом бессмертия для 5 девушек. У каждой из них - своя судьба, свой суровый счет к фашистам. Вспомним их поименно.

(На фоне кадров фильма о довоенной жизни Р.Осяниной)

Ученик 1. Рита Осянина. Строгая, не засмеётся никогда, только что поведёт чуть губами, а глаза по-прежнему серьёзными остаются. Вдова она. Из всех довоенных событий Рита ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями пограничниками. Риту хотели отправить в тыл, а она просилась в бой. Её гнали, силой заталкивали в теплушки, но настырная жена погибшего заместителя начальника заставы старшего лейтенанта Осянина через день снова появлялась в штабе укрепрайона. В конце концов взяли санитаркой, а через полгода послали в полковую зенитную школу. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней контратаке. Начальство ценило неулыбчивую вдову героя-пограничника: отмечало в приказах, ставило в пример и поэтому уважило личную просьбу - направить по окончании учёбы на тот участок, где стояла застава, где погиб муж в яростном штыковом бою. Теперь Рита могла считать себя довольной: она добилась того, чего хотела. Даже гибель мужа отошла куда-то в самый дальний уголок памяти: у Риты была работа, а ненавидеть она научилась тихо и беспощадно…

(На экране - фрагмент кинофильма «А зори здесь тихие…» с участием Жени Комельковой).

Ученик 2. Женя Комелькова. Высокая, светловолосая, белокожая. Чрезвычайно общительная и озорная. То в перерыве цыганочку спляшет, то вдруг роман рассказывать начнёт - заслушаешься. Глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца. Красивая…Красивые редко счастливыми бывают. Женя осталась одна. Маму, сестру, братишку - всех из пулемёта уложили. Семьи комсостава захватили и - под пулемёт, а её эстонка спрятала. Значит, и у неё личный счёт имеется.

(На фоне кадров фильма о довоенной жизни Лизы Бричкиной)

Ученик 3. Лиза Бричкина. Коренастая, плотная, здоровая, «лесная» красавица. Все девятнадцать лет прожила она в ощущении завтрашнего дня. Каждое утро её обжигало нетерпеливое предчувствие ослепительного счастья, и каждый раз выматывающий кашель матери отодвигал это свидание с праздником на завтрашний день. Не убивал, не перечёркивал - отодвигал. Жизнь была для Лизы понятием ощутимым. Она скрывалась где-то в сияющем завтра и пока обходила стороной этот затерянный в лесах кордон, но Лиза знала твёрдо, что жизнь эта существует, что она предназначена для неё и миновать её невозможно, как невозможно не дождаться завтрашнего дня. А ждать Лиза умела…

…Но началась война, и вместо города Лиза попала на оборонительные работы. Всё лето рыла окопы и противотанковые укрепления. Поздней осенью она оказалась где-то за Валдаем, прицепилась к зенитной части и поэтому оказалась на 171- м разъезде…

(На фоне кадров фильма о довоенной жизни Г.Четвертак)

Ученик 4. Галя Четвертак. Худощавая, востронасая, косички тоненькие торчат. Галя была подкидышем, и даже фамилию ей в детском доме дали Четвертак потому, что меньше всех ростом вышла. Галя прилежно занималась, возилась с октябрятами и даже согласилась петь в хоре, хотя всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении. Война застала Галя на четвёртом курсе библиотечного техникума, и в первый же понедельник вся их группа в полном составе явилась в военкомат. Группу взяли на фронт, а Галю нет. Но она не сдавалась, упорно штурмовала военкомат до тех пор, пока полковник в порядке исключения не направил Галю в зенитчицы.

(На фоне кадров фильма о довоенной жизни С.Гурвич)

Ученик 5. Соня Гурвич. Серьёзное личико, умные проницательные глаза. Незаметная и исполнительная. В Минске она жила в очень дружной и большой семье: дети, племянники, бабушка, незамужняя мамина сестра, ещё какая-то дальняя родственница - все в одной квартире. Соня после 10 класса уехала в Москву, поступила в университет. Вместо танцев она бегала в читалку и , если удавалось достать билет, ходила в театр. Однажды она заметила, что сосед по парте совсем не случайно пропадает вместе с ней в читальном зале. Через пять дней после их единственного и незабываемого вечера в Парке культуры и отдыха друг подарил ей тоненькую книжечку стихов Блока и ушёл на фронт.

Осталась ли в живых семья, Соня не знала. В зенитчицы она попала случайно; фронт сидел в глухой обороне, переводчиков хватало, а зенитчиц - нет. Вот её и откомандировали в зенитную часть.

Май 1942 г. Сельская местность в России. Идёт война с фашистской Германией. 171-м железнодорожным разъездом командует старшина Федот Евграфыч Васков. Ему тридцать два года. Образования у него всего четыре класса. Васков был женат, но жена его сбежала с полковым ветеринаром, а сын вскоре умер.

К старшине, недовольному поведением солдат (в частности тягой к противоположному полу) присылают девушек-добровольцев, многие из которых только закончили школу. Вскоре приходит донесение, что через близлежащие болота идёт диверсионная немецкая группа. И эту группу надо остановить любой ценой.

Все началось с того, что Рита Осянина стала совершать побеги из военного лагеря к своему сыну Алику. И однажды возвращаясь с самоволки, она наткнулась на двух немецких разведчиков, о чем доложила старшине Васкову.

Тот получает распоряжение от начальства «поймать» немцев. Васков вычисляет, что маршрут немцев лежит на Кировскую железную дорогу. Старшина решает идти коротким путём через болота к Синюхиной гряде, тянущейся между двумя озёрами, по которой только и можно добраться до железной дороги, и ждать там немцев - они наверняка пойдут окружным путём. С собой Васков берет Риту, Женю, Лизу Бричкину, Соню Гурвич и Галю Четвертак.

Путь к озеру Вопь лежит через болота. Васков ведёт девушек по хорошо известной ему тропке, по обе стороны которой - трясина. Бойцы благополучно добираются до озера и, затаившись на Синюхиной гряде, ждут немцев. Те появляются на берегу озера только на следующее утро. Их оказывается не двое, а шестнадцать. Пока немцам остаётся около трёх часов ходу до Васкова и девушек, старшина посылает Лизу Бричкину обратно к разъезду - доложить об изменении обстановки. Но Лиза, переходя через болото, оступается и тонет. Об этом никто не знает, и все ждут подмоги. А до тех пор девушки решают ввести немцев в заблуждение. Они изображают лесорубов, громко кричат, Васков валит деревья.

Немцы отходят к Легонтову озеру, не решаясь идти по Синюхиной гряде, на которой, как они думают, кто-то валит лес. Васков с девушками перебирается на новое место. На прежнем месте он оставил свой кисет, и Соня Гурвич вызывается принести его. Торопясь, она натыкается на двоих немцев, которые убивают её. Васков с Женей убивают этих немцев. Соню хоронят

Вскоре бойцы видят остальных немцев, приближающихся к ним. Спрятавшись за кустами и валунами, они стреляют первыми, немцы отходят, боясь невидимого противника. Женя и Рита обвиняют Галю в трусости, но Васков защищает её и берет с собой в разведку в «воспитательных целях». Но Васков не подозревает, какой след в душе Гали оставила Сонина смерть. Она напугана до ужаса и в самый ответственный момент выдаёт себя, и немцы убивают её.

Первой погибла Лиза - утонула в топи. Потом погибла Соня Гурвич, ее убил немецкий боец, и также погибла Галя Четвертак. Среди отряда остались: Рита Овсянина, Федот Васков и Женя Комелькова. На тот момент фрицев осталось тринадцать человек.

Федот Евграфыч берет немцев на себя, чтоб увести их от Жени и Риты. Его ранят в руку. Но ему удаётся уйти и добраться до острова на болоте. В воде он замечает юбку Лизы и понимает, что помощь не придёт. Васков находит место, где остановились на отдых немцы, убивает одного из них и идет искать девушек. Они готовятся принять последний бой. Появляются немцы. В неравном бою Васков и девушки убивают нескольких немцев. Риту смертельно ранят. (Чтение отрывка)

Пока Васков оттаскивает её в безопасное место, немцы убивают Женю.

Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок. Васков хоронит Женю и Риту. После этого он идет к лесной избушке, где спят оставшиеся в живых пятеро немцев. Одного из них Васков убивает на месте, а четверых берет в плен. Они сами связывают друг друга ремнями, так как не верят, что Васков «на много вёрст один-одинешенек». Он теряет сознание от боли только тогда, когда навстречу уже идут свои, русские.

(фильм)

Как ведут себя девушки в трудную минуту, как погибают?

Ученик 1. Лиза. «Жуткий одинокий крик долго звучал над равнодушным ржавым болотом. Взлетел к вершинам сосен, путался в молодой листве ольшаника, падал до хрипа и снова из последних сил взлетал к безоблачному небу. Лиза долго видела это синее прекрасное небо. Хрипя, выплёвывая грязь и тянулась, тянулась к нему, тянулась и верила.

Над деревьями медленно всплыло солнце, лучи упали на болото, и Лиза в последний раз увидела его свет - тёплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для неё…». (глава 7)

Ученик 2. Соня. «А старшина весь заострённый был, на тот крик заострённый. Единственный, почти беззвучный крик, который уловил он вдруг, узнал и понял. Слыхал он такие крики, с которыми всё отлетает, всё растворяется и поэтому звенит. Внутри звенит, в тебе самом, и звона этого последнего ты уже никогда не забудешь. Словно замораживает он и холодит, сосёт, тянет за сердце. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами.

- Отличница была, - сказала Осянина. - Круглая отличница - и в школе и в институте.

- Да, - покивал старшина. - Стихи читала.

А про себя подумал: не это главное.

А главное, что могла Соня детишек нарожать, а те бы - внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества, перерезанной ножом…». (глава 8,9)

Ученик 3. Галя. «Она всегда жила в воображаемом мире активнее, чем в действительном, и сейчас хотела бы забыть всё, вычеркнуть из памяти, хотела - и не могла. И это рождало тупой, чугунный ужас, и она шла под гнётом этого ужаса, ничего уже не соображая. Коротко ударил автомат. Последний крик её затерялся в булькающем хрипе. Замерло всё на поляне. На секунду какую-то замерло, точно во сне».(глава 11)

Ученик 4. Женя. «Женька не расстраивалась, она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что всё окончится благополучно. И даже когда пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет».(глава 13)

Просмотр фрагмента из фильма о гибели Жени Комельковой

Ученик 5. Рита. «Рита заплакала, плакала беззвучно, без вздохов, просто по лицу текли слёзы: она поняла, что Женьки больше нет.

Рита спросила у Васкова, болит ли рука.

- Он стиснул зубы. Закачался, баюкая руку.

- Болит?

- Здесь у меня болит. - Он ткнул в грудь. - Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?

- Ну, зачем так… Всё же понятно, война, - сказала Рита.

- Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что же это вы мужики, мам наших от пуль защитить не могли? Что же вы со смертью их оженили, а сами целенькие? Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал? Да там ведь тоже, поди, охрана, там ведь людишек куда больше, чем пятеро девчат да старшина с наганом…

- Не надо, - тихо сказала Рита, - Родина ведь не с каналов начинается. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом канал…

…Он скорее почувствовал, чем расслышал этот слабый, утонувший в ветвях выстрел».(глава 14)

Просмотр фрагмента из фильма «Разговор Риты и Васкова»

Это небольшая повесть не может оставить равнодушными ни взрослых, ни подростков. Для всех трагическая судьба юных девушек, отдавших жизнь за Родину, за победу в жестокой схватке с фашизмом, олицетворяет собой то, какой ценой досталась нашему народу победа.

''Память сердца…'' Да, наше сердце должно это помнить и передавать эту память, как формулу крови, будущим поколениям.

Танец.

© 2010-2022