Урок русского языка в 7 классе по творчеству И. П. Шухова Тема: Исследование текста «След доброй души»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Фрейлих Галина Казмировна

учитель русского языка и литературы

Ильичевская средняя школа

Тайыншинский район

Северо-Казахстанская область

Урок русского языка в 7 классе по творчеству И. П. Шухова Тема: Исследование текста « След доброй души»

Урок русского языка в 7 классе по творчеству И. П. Шухова

Тема: Исследование текста « След доброй души»

Цель: повторить изученное по синтаксису простого предложения; формировать у учащихся умения находить причастные и деепричастные обороты; воспитывать любовь к «малой родине», к родной земле.

Оборудование: портрет И. П. Шухова, выставка книг, доклады учащихся.

Ход урока

I. Психологический настрой

Ученик читает стихотворение К. Симонова:

Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину - такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

II. Вступительное слово учителя

На Северо-Казахстанской земле выросло немало писателей, поэтов, чье творчество неразрывно связано с природой родного края. Одной из заметных фигур в мире казахстанской литературы является И. П. Шухов. Он был и остается одним из крупнейших художников слова. Его творчество многолико: романы и повести, очерки и публицистика, пьесы и поэмы. Произведения И. П. Шуховане так давно вошли в школьную программу, но пройти мимо такого таланта, не обратиться к его творчеству невозможно. Шухов - удивительно талантливый писатель, которого отличает колоритность языка, неповторимость красочных мазков, любовь к человеку, его труду, к родной природе.

III. Релаксационное упражнение

Учитель включает тихую музыку и читает отрывок из романа И. П. Шухова «Горькая линия»

«Степь. Родимые, не знавшие ни конца, ни края просторы, ветряки близ пыльных дорог. Неясный, грустно синеющий вдали росчерк березовых перелесков. Горький запах обмытой предрассветным дождем земли. Азиатский ветер, пропитанный дымом кизячных костров. Трубный клич лебедей на рассвете и печальный крик затерявшегося в вечерней мгле чибиса. О как далеко-далеко слышна там, в предзакатный час заблудившаяся в ковыльных просторах проголосная девичья песня.

До боли в глазах сверкают там, в знойную летнюю пору, ковыли и озера, а зимой - белые, сахарные снега. Гулко гудит на рассвете под некованым конским копытом широкий тракт. Неподвижным и тусклым становится ночью шафранный след зверя, притаившегося в придорожном бурьяне. Бесшумно, медлительными, дремотными кругами опускается в предзакатный час на одинокий степной курган орел. Он садится на вершину могильника и долго точит об осколки гранитной гробницы свой стальной, окованный траурной прошвой клюв.

Учитель:

Вслушайтесь, вдумайтесь в те строчки, которые вы услышали. Попробуйте перенести на бумагу то, что увидели и почувствовали, что навеяли на вас проникновенные шуховские строчки.

Учащиеся рисуют иллюстрации к прочитанному отрывку.

Учитель:

Вы работали над заданием по отрывку из романа И. П. Шухова «Горькая линия».

  • А кто же такой И. П. Шухов, чем он знаменит?

IV. Учащиеся выступают с сообщениями о Шухове

V. Работа с текстом (уровневая дифференциация заданий)

На каждой парте копия текста.

Текст читает учитель (звучит тихая музыка)

Удивительно хорошо здесь в этот глухой час жаркого полдня. В неземном, безмятежном покое томилась окрестная степь. Неподвижный и плотный был воздух, пропитанный густым ароматом цветов и трав. Голубым огнем пламенело над степью великое небо. И не тихо, а глухо было вокруг. Только где-то высоко-высоко плавал, то замирая, то вновь возникая, неясный и сонный звон насекомых. На тысячу ладов прославляли они своим дремотным жужжанием невыразимую прелесть и благодать милосердного лета. Ожесточенно работали в травах кузнечики. Тройка огненно-бархатных мотыльков трепетала над венчиком дикой ромашки. И в несложном однообразии их маленьких крыльев, казалось, звучала все та же едва уловимая музыка животворящей радости жизни. Джигитует в родимых просторах ветер, пропитанный солью степных озер и дыханьем далекой пустыни. И плывут, плывут безучастные к жизни и смерти, кочуют из края в край над этой землей легкие как паруса облака.

VI. Беседа по тексту

  • О чем этот текст?

  • Как отрывок из романа «Горькая линия"передает настроение человека, поступки?

  • Найдите подтверждение утверждению: «состояние души созвучно с окружающей природой».

VII. Задания к тексту с учетом уровневой дифференциации

1 уровень - ученический

Микроцель : повторить изученные понятия и определения; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

  • Продолжите предложения:

Деепричастие - это…

Оно на письме…

  • Перескажите текст. Озаглавьте его. Разбейте на абзацы. Озаглавьте каждый абзац.

  • Выпишите слова, которые вы считаете наиболее важными для понимания текста.

2 уровень - алгоритмический

Микроцель: закрепить навыки постановки знаков препинания при деепричастном и причастном оборотах.

Задания:

Найдите предложения с деепричастным и причастным оборотами.

Объясните знаки препинания в этих предложениях.

3 уровень - эвристический

Микроцель: развивать умения определять основную идею текста, его тип.

Задания:

  • К какому типу относится этот отрывок: повествование, описание, рассуждение?

  • Какие мысли и чувства навеял на вас отрывок из текста?

4 уровень - творческий

Микроцель: развивать навыки творческой работы

Задание: напишите мини-сочинение на тему «Шуховские страницы и моя "малая родина"».

Учитель:

Шухов - писатель, воспевающий красоту родной природы, простого труженика, человека открытой души. Это писатель, во главу угла ставивший простор. Простор души, стремлений, желаний. А простор в нашей местности - это бескрайняя степь.

VIII. Составление синквейна со словом степь

IX. Подведение итогов


© 2010-2022