- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа внеурочной деятельности Молодой поэт
Рабочая программа внеурочной деятельности Молодой поэт
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ажаева А.И. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский
муниципального района Большечерниговский Самарской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МОЛОДОЙ ПОЭТ»
Автор: Ажаева Айгуль Иргалеевна,
учитель русского языка и литературы
2016г
Пояснительная записка
С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «Молодой поэт». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы.
Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.
Актуальность:
чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст обучающихся - это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.
Цель:
через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.
Задачи:
-
добиваться интонационной выразительности устного высказывания;
-
развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух; -
учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;
-
развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;
-
развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;
-
развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.
Описание места кружка во внеурочной деятельности: .
Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися среднего звена. Занятия проводятся из расчёта 34ч в в год (1 раз в неделю).
Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.
Ожидаемый результат:
-
рост познавательной и творческой активности у ребят;
-
увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.
-
формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;
-
развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.
-
повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы.
Описание ценностных ориентиров содержания
Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление учащимися системы ценностей:
- ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
- ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
- ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
- ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
тематическое планирование
№
Название темы
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1.
Вводное занятие. Что такое поэзия?
Поэтические жанры.
1
2
3
2.
«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.
1
2
3
3.
Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.
1
3
4
4.
Системы стихосложения.
1
2
3
5.
Размер стиха.
1
3
4
6.
Рифма. «Поход за вдохновением».
1
3
4
7.
Стили речи.
1
2
2
8.
Поэзия и живопись.
1
3
2
9.
Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.
1
3
4
10.
Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.
1
1
2
Итого
10
24
34
Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.
Формы занятий: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, увлекательные тематические занятия; чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве; занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.
Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.
Используются следующие педагогические технологии: проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, информационно-компьютерная технологии.
Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.
содержание
Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)
Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.
Практические работы:
Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.
Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)
Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.
Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать - «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).
Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)
Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.
Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.
Игра «Подбери тропы».
Конкурс стихотворений о природе.
Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)
Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).
Практические работы: Игра «Угадай».
Тема 5: Размер стиха. (2 часа)
Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).
Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.
Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.
Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.
Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)
Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.
Практические работы: Игра «Найди рифму».
Конкурс стихов, посвящённый временам года.
Тема 7: Стили речи. (2 часа)
Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.
Практические работы: Игра «Составь рассказ».
Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)
Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.
Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.
Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)
Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.
Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.
Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)
Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.
Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».
методическое обеспечение программы
1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985г.
2.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
3. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: Просвещение, 2009.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные УУД:
-
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
-
интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте;
-
умение выделять поступок как проявление характера героя;
-
эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;
-
чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;
-
понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;
-
умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.
Регулятивные УУД:
-
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
-
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
-
менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;
-
учиться работать по предложенному учителем плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
планировать и контролировать этапы своей работы;
-
соотносить внешнюю оценку и самооценку;
-
оценивать правильность выполнения действия по результату;
-
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
-
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;
-
сравнивать художественный и научно-популярный текст;
-
обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;
-
находить в тексте ответ на заданный вопрос;
-
на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;
-
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
-
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-
подробно пересказывать небольшие тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
-
осознавать роль названия произведения;
-
понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;
-
видеть отличия народного и авторского текста;
-
подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;
-
подбирать слова-определения для характеристики героев;
-
проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-
сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные УУД:
-
реализовывать потребность в общении со сверстниками;
-
проявлять интерес к общению и групповой работе;
-
адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;
-
уважать мнение собеседников;
-
участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
-
следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;
-
действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться:
-
корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
-
ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;
-
понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
-
высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.
список литературы
-
Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.
-
Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 2001;
-
Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.
-
Волина М. Игры в рифмы. - М.: Просвещение, 2009.
-
Матвеева Т. В. От звука до текста. - М.: Просвещение, 2001.
-
Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. - М.: Либроком, 2009.
-
Русская литература XX века / под ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.
-
Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.
-
Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: Просвещение, 2009.
-
Шульговский Н. Занимательное стихосложение. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.
приложение
Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.
Дидактические игры:
-
Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:
И на душе не рассветает,
В ней тот же холод, что кругом,
Лениво дума засыпает
Над … прудом
-
Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:
Где … серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - просто везде, -
Лишь паутины … волос
Блестит на … борозде.
-
Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.
Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.
Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,
Как будто …, и пробились сквозь неё,
Словно …, упругие стебельки.
На тонких веточках берёзы, как …,
Заблестели на солнце молодые листочки:
Лес наполнился радостными голосами, как будто … .
-
Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает - земли - улетает - журавли - одетый - ждёт - согрето - поёт.
-
Продолжите строки с рифмами:
Рак \ мак \ …;
Багаж \ гараж \ …;
Белка \ грелка \ …;
Карандаш \ пейзаж \ …
Викторины
Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова
-
Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?
-
Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?
-
Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?
-
На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?
-
М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.
-
При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?
-
Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?
Литературные игры
Английские шарады
Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.
Прогулка со словами
Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).