Рабочая программа внеурочной деятельности Молодой поэт

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

имени А.А.Каргина пос.Краснооктябрьский

муниципального района Большечерниговский Самарской области



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МОЛОДОЙ ПОЭТ»












Автор: Ажаева Айгуль Иргалеевна,

учитель русского языка и литературы


















2016г
Пояснительная записка

С целью повышения интереса к художественному слову, приобщения учащихся к творческой работе, развитию у детей стремления более глубоко изучать поэтические произведения, познать основы художественного слова создана программа кружка по литературе «Молодой поэт». Данная программа позволяет более подробно, в доступной форме, познакомить учащихся с теорией литературы.

Непредсказуемые мысли и чувства вызывают в нас произведения разных лет и непохожих друг на друга авторов. Но чтобы они оказали на нас, читателей, своё удивительное, ни с чем несравнимое воздействие, необходимо одно простое условие: художественные произведения надо любить. А для этого их надо понимать и воспринимать так, как того хотел их создатель. Здоровый нравственно и эмоционально человек не может прожить, не удовлетворяя своих духовных потребностей, не погружаясь в мир поэзии и прозы. Художественные произведения приносят нам радость поэтического восприятия мира, высшую форму наслаждения - нравственно-эстетическую. Очень многие ребята в подростковом возрасте начинают пробовать перо, но из-за отсутствия элементарных знаний по технологии написания художественного текста, размеров стиха и прочих теоретических знаний, допускают ошибки, чувствуют неуверенность в своих силах. В дальнейшем нереализованность стремлений может породить нежелательные последствия. Поэтому необходимо помочь учащемуся раскрыть свои творческие способности.

Актуальность:

чтение и анализ лирических произведений имеют огромное значение в становлении личности учащегося, создают благоприятные условия для развития творческого воображения, полёта фантазии, развития правильной, грамотной речи, развивают способность свободно, нестандартно мыслить, проявлять себя в творчестве. Возраст обучающихся - это период, фантанирующий идеями, замыслами, воображением, фантазиями. Важно не пропустить момент и направить энергию в правильное русло, определить творческие способности учащихся, талантливость, создать условия для самовыражения, дать возможность проявить себя.

Цель:

через знакомство с художественными лирическими произведениями разных авторов развивать умение учащихся правильно читать и анализировать стихи; формировать компетентность в области стихосложения; развивать творческий потенциал учащихся.

Задачи:

  • добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

  • развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно,
    в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

  • учить детей запоминать наизусть стихотворные и прозаические произведения;

  • развивать мыслительных операций наблюдения, сравнения, анализа, обобщения;

  • развивать умения творчески использовать приобретённые навыки;

  • развивать способности восприятия красоты, эстетики, выразительности.



Описание места кружка во внеурочной деятельности: .

Программа рассчитана на 1 год обучения и предназначена для работы с обучающимися среднего звена. Занятия проводятся из расчёта 34ч в в год (1 раз в неделю).

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися.

Ожидаемый результат:

  1. рост познавательной и творческой активности у ребят;

  2. увеличение числа учащихся, занимающихся творческой, исследовательской работой.

  3. формирование у учащихся эстетического, творческого подхода к оформлению материалов;

  4. развитие наблюдательности, зрительной памяти, воображения, ассоциативного мышления.

  5. повышение уровня обученности учащихся и качества знаний в области литературы.

Описание ценностных ориентиров содержания
Литература как факт существования духовно-нравственной жизни общества остается нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Поэтому очень важно пробуждать, а затем формировать у детей интерес и любовь к чтению, развивать способность к восприятию красоты, ёмкости художественного слова, его нравственного потенциала. Одним из результатов обучения художественному слову является осмысление учащимися системы ценностей:
- ценность жизни - признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
- ценность добра - направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
- ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
- ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
- ценность красоты и гармонии - основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
- ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе литературного.
- ценность семьи. Семья - первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
- ценность труда и творчества. Труд - естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
- ценность гражданственности - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
- ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
- ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.


тематическое планирование

Название темы

Количество часов


Теория

Практика

Всего

1.

Вводное занятие. Что такое поэзия?

Поэтические жанры.

1

2

3

2.

«Я знаю силу слов…» Назначение поэта и поэзии.

1

2

3

3.

Изобразительно-выразительные средства поэтического языка.

1

3

4

4.

Системы стихосложения.

1

2

3

5.

Размер стиха.

1

3

4

6.

Рифма. «Поход за вдохновением».

1

3

4

7.

Стили речи.

1

2

2

8.

Поэзия и живопись.

1

3

2

9.

Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество.

1

3

4

10.

Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов.

1

1

2

Итого

10

24

34

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.
Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.
Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.
Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.
Одновременно проводятся упражнения над интонацией.
Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.
Формы занятий: обзоры поэтических новинок и отчёты о прочитанных книгах, работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, встречи с поэтами, конкурсы, литературные вечера, увлекательные тематические занятия; чтение мемуарной литературы, книг о поэтическом мастерстве; занятия - концерты, конкурсы, на которых звучат стихи разных авторов.

Результатом занятий являются практические работы, выступления, праздники.

Используются следующие педагогические технологии: проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, информационно-компьютерная технологии.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям, способность к сценической деятельности.





содержание


Тема 1: Вводное занятие. Что такое поэзия? Поэтические жанры. (2 часа)

Теория: Цель, задачи, содержание программы обучения. Понятие слова «поэзия». Знакомство с лирическими жанрами: гимн, ода, послание, сатира, псалом, сонет, песня, стихотворение, лиро-эпическими: баллада, поэма, роман в стихах.

Практические работы:

Анализ поэтических текстов с целью определения их жанровой принадлежности.

Тема 2: «Я знаю силу слов…». Назначение поэта и поэзии. (2 часа)

Теория: Беседа о назначении поэта и поэзии. Знакомство с литературной критикой.

Практические работы: Викторины по творчеству русских поэтов. Решение проблемы: как понимать - «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан» (Н.А. Некрасов).

Тема 3: Изобразительно-выразительные средства поэтического языка. (2 часов)

Теория: Троп. Эпитеты. Сравнение. Олицетворение. Метафора. Метонимия. Перифраз. Синекдоха. Гипербола.

Практические работы: Чтение и анализ стихотворений на предмет определения в них изобразительно-выразительных поэтических средств.

Игра «Подбери тропы».

Конкурс стихотворений о природе.

Тема 4: Системы стихосложения. (2 часа)

Теория: Виды систем стихосложения (античная, песенно-тоническая, силлабо-тоническая, декламационно-тоническая).

Практические работы: Игра «Угадай».

Тема 5: Размер стиха. (2 часа)

Теория: Строфа. Стопы. Размеры стиха (ямб, хорей, дактиль, анапест, амфибрахий).

Практические работы: Анализ поэтических произведений русских классиков.

Конкурс на написание четверостиший, написанных двусложными и трёхсложными размерами.

Конкурс стихов, посвящённый здоровому образу жизни.

Тема 6: Рифма. «Поход за вдохновением». (2 часа)

Теория: Рифма. Виды рифмовки (парная или смежная, перекрёстная, опоясывающая или кольцевая). Точная и неточная рифмы.

Практические работы: Игра «Найди рифму».

Конкурс стихов, посвящённый временам года.

Тема 7: Стили речи. (2 часа)

Теория: Связная речь. Стилистические особенности языка. Типы текстов. Композиция художественного произведения. Типы речевых ошибок и способы их исправления.

Практические работы: Игра «Составь рассказ».

Тема 8: Поэзия и живопись. (2 часа)

Теория: Роль живописи в поэтическом творчестве. Вдохновение, навеянное созерцанием.

Практические работы: Рассматривание различных репродукций. Переложение на стихотворный текст.

Тема 9: Музыка в поэзии. Моё поэтическое творчество. (2 часа)

Теория: Роль музыкальных произведений в стихосложении. Настроение.

Практические работы: Прослушивание музыки. Наложение стихов на музыку.

Тема 10: Итоговое занятие по курсу занятий. Ярмарка талантов. (2 часа)

Теория: Обобщение знаний и подведение итогов.

Практические работы: Литературный вечер «Это мой мир».


методическое обеспечение программы

1. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения. - М.: Просвещение, 1985г.
2.Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., 1974.
3. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: Просвещение, 2009.

Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные УУД:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отражённых в художественном тексте;

  • умение выделять поступок как проявление характера героя;

  • эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

  • чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

  • понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

  • умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений.


Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

  • учиться работать по предложенному учителем плану.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • планировать и контролировать этапы своей работы;

  • соотносить внешнюю оценку и самооценку;

  • оценивать правильность выполнения действия по результату;

  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.


Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

  • сравнивать художественный и научно-популярный текст;

  • обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

  • находить в тексте ответ на заданный вопрос;

  • на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;

  • подробно пересказывать небольшие тексты.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;

  • осознавать роль названия произведения;

  • понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

  • видеть отличия народного и авторского текста;

  • подбирать синонимы и антонимы к словам из текста;

  • подбирать слова-определения для характеристики героев;

  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

  • сочинять небольшие тексты на заданную тему.


Коммуникативные УУД:


  • реализовывать потребность в общении со сверстниками;

  • проявлять интерес к общению и групповой работе;

  • адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

  • уважать мнение собеседников;

  • участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

  • следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

  • действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;

  • ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения, семейные отношения, близкие родственники;

  • понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;

  • высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию.

список литературы

  1. Беленький Г.И. Приобщение к искусству слова. - М.: Просвещение, 1990.

  2. Вартаньян Э. В. Путешествие в слово: Кн. для внеклассного чтения. - М.: Просвещение, 2001;

  3. Холшевников В.Е. Поэтическая антология по истории русского стиха. Мысль, вооружённая рифмами. - Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1987.

  4. Волина М. Игры в рифмы. - М.: Просвещение, 2009.

  5. Матвеева Т. В. От звука до текста. - М.: Просвещение, 2001.

  6. Москвин В.П. Теоретические основы стиховедения. - М.: Либроком, 2009.

  7. Русская литература XX века / под ред. В.В. Агеносова, в двух частях. М.: Дрофа, 2002.

  8. Скрипов, Г.С. О русском стихосложении / пособие для уч-ся. М. : Просвещение, 1979.

  9. Тодоров Л.В. Русское стихосложение в школьном изучении. - М.: Просвещение, 2009.

  10. Шульговский Н. Занимательное стихосложение. - М.: Издательский Дом Мещерякова, 2008.

приложение

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия необходимо применять дидактически игры.

Дидактические игры:

  1. Подбери эпитет и обоснуй свой выбор:

И на душе не рассветает,

В ней тот же холод, что кругом,

Лениво дума засыпает

Над … прудом

  1. Восстановите пропущенные эпитеты в стихотворении Ф.И. Тютчева или предложите собственные:

Где … серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - просто везде, -

Лишь паутины … волос

Блестит на … борозде.

  1. Вставьте сравнения на месте точек. Проведите конкурс на лучшее сравнение.

Пригрело землю весёлое апрельское солнышко.

Зашевелилась на опушке прошлогодняя листва,

Как будто …, и пробились сквозь неё,

Словно …, упругие стебельки.

На тонких веточках берёзы, как …,

Заблестели на солнце молодые листочки:

Лес наполнился радостными голосами, как будто … .

  1. Сочините стихотворение по рифмам, которые взяты из стихотворения А.К. Толстого: тает - земли - улетает - журавли - одетый - ждёт - согрето - поёт.

  2. Продолжите строки с рифмами:

Рак \ мак \ …;

Багаж \ гараж \ …;

Белка \ грелка \ …;

Карандаш \ пейзаж \ …

Викторины

Викторина по творчеству М.Ю. Лермонтова

  1. Как называется первое стихотворение, которое Лермонтов решил выпустить в свет под своим именем? Где оно было напечатано?

  2. Какое стихотворение было передано царю с надписью «воззвание к революции»?

  3. Какие стихотворения М.Ю. Лермонтова были положены на музыку?

  4. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов?

  5. М.Ю. Лермонтов известен как живописец. Он создал цикл рисунков и картин на кавказские сюжеты. В них поэт-художник передал своё восхищение красотой и могуществом южной природы. Назовите известные вам картины поэта.

  6. При жизни М.Ю. Лермонтова художниками было написано 15 его портретов. Какие портреты вам известны?

  7. Какие художники иллюстрировали произведения М. Лермонтова?

Литературные игры

Английские шарады

Водящий уходит, а остальные загадывают фразу из известного поэтического произведения. Слова из фразы распределяются так, чтобы на каждого играющего выпало по одному слову. Все выстраиваются в порядке фразы и отвечают на вопросы водящего, употребляя в ответе своё слово. Тот, чьё слово оказалось решающим для отгадки, водит следующим.

Прогулка со словами

Сочините сказку или стихотворение со словами: дом, домище, домина, домик, домино. (Слова можно подбирать на усмотрение педагога).



© 2010-2022