Программа учебной дисциплины ОУД. 01 Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования: 36.02.01. «Ветеринария», 35.02.08. «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

Организация-разработчик: ГПОУ «Могойтуйский аграрно-промышленный техникум»

Разработчик: Абармитова Д.Б., преподаватель общеобразовательных дисциплин.



Рассмотрена и одобрена на заседании

МО общеобразовательных дисциплин

от «__»_________2015

Протокол №_________

Председатель МО__________/С.К. Барадиева/

Содержание

стр.

  1. Паспорт программы учебной дисциплины 4

  2. Структура и содержание учебной дисциплины 7

  3. Условия реализации программы учебной дисциплины 25

  4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 26



















1.Паспорт программы учебной дисциплины

ОДБ.02 «Литература»

  1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Литература» может быть использована по специальностям: «Ветеринария», «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

  1. Дисциплина принадлежит к учебному циклу:

ОДБ.02.

  1. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

  • знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

  • работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

  • подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

  • составление текста для самоконтроля;

  • составление библиографических карточек по творчеству писателя;

  • подготовка рефератов;

  • работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения).

При организации контроля используются такие его формы, как сочинения студентов, зачеты, устные ответы, доклады, рефераты, исследовательские работы, конкурсы сочинений, литературные викторины, литературные турниры и т.д.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.



  1. Рекомендуемое количество часов на освоение учебной дисциплины:

Максимальная учебная нагрузка 117 часов, в том числе:

обязательная аудиторная учебная нагрузка 117 часов;

практические занятия (семинары, сочинения) - 23 часа.

Итоговая аттестация в форме зачета.

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы



Вид учебной работы


Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

117

Практические занятия (семинары, сочинения)

23

Итоговая аттестация

Зачет





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Литература»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы и самостоятельная работа учащихся.

Количество часов

Уровень освоения

Раздел 1.

Русская литература I-ой половины XIX века


Входная контрольная работа

2

3


Введение

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала)



2

1

Тема 1. Русская литература I-ой половины XIX века.

Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы I-ой половины XIX века. Самобытность русского романтизма.



2

1

Тема 2. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина.

Философское начало в ранней лирике. Мотивы свободы, неволи, обманутой любви, неразрешимые противоречия героев южных поэм Пушкина. Эволюция романтического героя. Автор и герой.

Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики Пушкина: вера в закон, отвержение ханжества, мистики, стремление к подвигу.

Соотнесение вольнолюбивых настроений с мироощущением самого поэта, с его призванием. Философское осмысление личной свободы.

Понимание Пушкиным России как могущественной, великой державы.

Тема поэта и поэзии. Новаторство Пушкина в соединении темы высшего предназначения поэзии и личного переживания.

Лирика любви и дружбы. Средоточие внимания поэта на внутреннем мире личности. Гармония человеческих чувств в лирике А.С. Пушкина.

Философская лирика. Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мироздания.



2



2

Тема 3. Характеристика творчества М.Ю. Лермонтова.

Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Поэтический мир М.Ю. Лермонтова. Мотивы одиночества. Высокое предназначение личности и её реальное бессилие, - сквозная тема лирики Лермонтова. Обреченность человека. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Интимная лирика. Поэт и общество.

2

2

Тема 4. Сведения из биографии Н.В. Гоголя.

Сведения из биографии.

«Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.

Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.

2

2

Тема 5. Классное сочинение.

Темы по выбору студентов.

2

2

Раздел 2.

Русская литература II-ой половины XIX века

Тема 1. Русская литература II-ой половины XIX века.

Культурно-историческое развитие России середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев.

Литературная критика. Эстетическая полемика. Журнальная полемика.



1


1

Тема 1. Сведения из биографии А.Н. Островского.

Сведения из биографии.

Социально-культурная новизна драматургии А.Н Островского.

«Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы.

Образ Катерины - воплощение лучших качеств женской натуры.

Конфликт романтической личности с укладом жизни, лишенной народных нравственных основ. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме.

Позиция автора и его идеал. Роль персонажей второго ряда в пьесе. Символика грозы.

Театрально-сценическое открытие А.Н. Островского. А.Н. Островский - создатель русского театра XIX века. Новизна поэтики Островского. Типы деловых людей в пьесах А.Н. Островского. Природа комического. Особенности языка. Авторское отношение к героям. Непреходящее значение созданных драматургом характеров.











2



2

Практическая работа № 1.

Тема 2. Творчество И.А. Гончарова.

Сведения из биографии.

«Обломов». Творческая история романа. Сон Ильи Ильича как художественно-философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.





4

2

Практическая работа № 2

Тема 3. Творчество И.С. Тургенева.

Сведения из биографии.

«Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя.

Значение заключительных сцен романа. Своеобразие художественной манеры Тургенева-романиста. Авторская позиция в романе.



4



2

Практическая работа № 3.

Тема 4. Н.Г. Чернышевский. Творческий путь.

Сведения из биографии.

Роман «Что делать?» (обзор).

2

2

Тема 5. Ф.И. Тютчев. Сведения из биографии.

Сведения из биографии.

Философичность - основа лирики поэта. Символичность образов поэзии Тютчева. Общественно-политическая лирика. Ф.И. Тютчев, его видение России и ее будущего. Лирика любви. Раскрытие в ней драматических переживаний поэта.

2

2

Тема 6. Творчество А.А. Фета.

Сведения из биографии.

Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов. Поэзия как выражение идеала и красоты. Слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии. Гармоничность и мелодичность лирики Фета. Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

2

2

Тема 7. Творчество А.К. Толстого.

Сведения из биографии. Поэзия. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… »

2

2

Тема 8. Творчество Н.А. Некрасова.

Сведения из биографии.

Гражданский пафос лирики. Своеобразие лирического героя 40-х - 50-х и 60-х - 70-х годов. Жанровое своеобразие лирики Некрасова. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова. Разнообразие интонаций. Поэтичность языка. Интимная лирика.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет.. нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. Особенности стиля. Сочетание фольклорных сюжетов с реалистическими образами. Своеобразие языка. Поэма Некрасова - энциклопедия крестьянской жизни середины XIX века.











2



2

Тема 9. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Сведения из биографии.

Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.





2



2

Тема 10. Творчество Ф.М. Достоевского.

Сведения из биографии.

«Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.









4



2

Практическая работа № 4.

Тема 11. Творчество Л.Н. Толстого.

Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя.

Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи. Значение образа Платона Каратаева. «Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года. Кутузов и Наполеон. Осуждение жестокости войны в романе.

Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма.

Идейные искания Толстого.

Мировое значение творчества Л.Н. Толстого. Л. Толстой и культура XX века.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее.















4



2

Практическая работа № 5.

Тема 12. Творчество А.П. Чехова.

Сведения из биографии.

Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Периодизация творчества Чехова. Юмористические рассказы. Пародийность ранних рассказов. Новаторство Чехова в поисках жанровых форм. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Театр Чехова - воплощение кризиса современного общества. «Вишневый сад» - вершина драматургии Чехова. Своеобразие жанра. Жизненная беспомощность героев пьесы. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Чехов МХАТ. Роль А.П. Чехова в мировой драматургии театра.



3



2

Практическая работа № 6.

Тема 13. Классное сочинение.

Темы по выбору студентов.



2

3

Тема 14. Защита рефератов.

Темы по выбору студентов.

4

3

Тема 15. Тестирование.

Тестирование по всему разделу

2

3

Раздел 3.

Русская литература XX века


Введение

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет.









1



1

Раздел 4.

Русская литература на рубеже веков.



Тема 1. Творчество И.А. Бунина

Сведения из биографии.

Философичность лирики Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого. Осуждение бездуховности существования. Изображение «мгновения» жизни. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе.

Поэтика И.А. Бунина.







2







2

Тема 2. Творчество И.А. Куприна

Сведения из биографии.

Поэтическое изображение природы, богатство духовного мира героев. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Осуждение пороков современного общества. Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.





2





2

Раздел 5.

Поэзия начала XX века.

Тема 1. Поэзия начала XX века.

Обзор русской поэзии и поэзии народов России конца XIX - начала XX вв. Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Георгий Иванов, Владислав Ходасевич, Игорь Северянин, Михаил Кузмин, Габдулла Тукай и др.; общая характеристика творчества (стихотворения не менее трех авторов по выбору).





1

1

Тема 2. Символизм.

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А.А. Блок).





1

1

Тема 3. Творчество М. Горького.

Сведения из биографии.

«На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Авторская позиция и способы ее выражения. Новаторство Горького-драматурга. Горький МХАТ. Горький - романист.

3

2

Тема 4. Творчество А.А. Блока.

Сведения из биографии. Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема Родины, тревога за судьбу России.

Поэма «Двенадцать»: сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.



2



2

Практическая работа № 7

Тема 5. Классное сочинение.

Классное сочинение «Мой любимый поэт».

2

3

Раздел 6.

Литература 20-х годов (обзор).

Тема 1. Литература 20-х годов.

Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы.

Тема России и революции в творчестве поэтов разных поколений и мировоззрений (А. Блок, А. Белый, М. Волошин, А. Ахматова, М. Цветаева, О. Мандельштам, В. Ходасевич, В. Луговской, Н. Тихонов, Э. Багрицкий, М. Светлов и др.).

Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева.



2



1

Тема 2. Творчество В.В. Маяковского.

Сведения из биографии.

Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличение мещанства и «новообращенных».





2

2

Тема 3. Творчество С.А. Есенина.

Сведения из биографии.

Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

2

2

Раздел 7.

Литература 30-х - начала 40-х годов.

Тема 1. Литература 30-х - начала 40-х годов.

Становление новой культуры в 30-е годы. Поворот к патриотизму в середине 30-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Единство и многообразие русской литературы («Серапионовы братья», «Кузница») и др. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.



2


2

Практическая работа № 8.

Тема 2. Творчество М.И. Цветаевой.

Сведения из биографии.

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

2

2

Тема 3. Творчество О.Э. Мандельштама.

Сведения из биографии.

Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.





1

1

Тема 4. Творчество А.П. Платонова.

Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетического. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

2

2

Тема 5. Творчество И.Э. Бабеля.

Сведения из биографии.

Рассказы «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.

1

1

Тема 6. Творчество М.А. Булгакова.

Сведения из биографии.

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (одно произведение по выбору).

«Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

«Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Система образов. Ершалаимские главы. Москва 30-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литературы (творчество Н. Гоголя) в творчестве М. Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

2

2

Тема 7. Творчество М.А. Шолохова.

Сведения из биографии.

«Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, её смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

2

2

Тема 8. Классное сочинение.

Классное сочинение (темы по выбору студентов).

2

3

Раздел 8.

Литература русского Зарубежья.

Тема 1. Литература русского Зарубежья.

Русское литературное зарубежье 40-х - 90-х годов. И. Бунин, В. Набоков, Вл. Максимов, А. Зиновьев, В. Некрасов, И. Бродский, Г. Владимов и др. тематика и проблематика творчества. Традиции и новаторство. Духовная ценность и обаяние творчества писателей русского зарубежья старшего поколения.



2





2

Тема 2. Творчество В.В. Набокова.

Сведения из биографии. Роман «Машенька».

Тема России в творчестве Набокова. Проблематика и система образов в романе. Описания эмигрантской среды и воспоминания героя о прошлом, юности. Образ Машеньки. Смысл финала романа.

2

2

Раздел 9.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Тема 1. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А. Дейнеки и А. Пластова. Музыка Д. Шостаковича и песни военных лет (С. Соловьев-Седой, В. Лебедев-Кумач, И. Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков: О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.

3

2

Творчество А.А. Ахматовой.

Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика А. Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта, его радость, скорбь, тревога. Тематика и тональность лирики периода первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволюционных лет. Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Пушкинские темы в творчестве А. Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.









2



2

Тема 3. Творчество Б.Л. Пастернака.

Сведения из биографии.

Эстетические и эксперименты в ранней лирике. Философичность лирики. Тема пути - ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Простота и легкость поздней лирики. Своеобразие художественной формы стихотворений.

2

2

Тема 4. Творчество А.Т. Твардовского.

Сведения из биографии.

Тема войны и памяти в лирике А. Твардовского. Утверждение нравственных ценностей.

2

2

Раздел 10.

Литература 50-80-х годов.

Тема 1. Литература 50-80-х годов.

Смерть И.В. Сталина. XX съезд партии. Изменения в общественной и культурной жизни страны. Новые тенденции в литературе. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов.

Отражение конфликтов истории в судьбах героев: П. Нилин «Жестокость», А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», В. Дудинцев «Не хлебом единым…» и др.

1

1

Тема 2. Поэзия 60-х годов.

Поиски нового поэтического языка, формы, жанра в поэзии Б. Ахмадуллиной, Е. Винокурова, Р. Рождественского, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Б. Окуджавы и др. Развитие традиций русской классики в поэзии Н. Федорова, Н. Рубцова, С. Наровчатова, Д. Самойлова, Л. Мартынова, Е. Винокурова, Н. Старшинова, Ю. Друниной, Б. Слуцкого, С. Орлова, И. Бродского, Р. Гамзатова и др.

2

1

Тема 3. Творчество А.И. Солженицына.

Сведения из биографии.

«Один день Ивана Денисовича». Новый подход к изображению прошлого. Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А. Солженицына-психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

2

2

Тема 4. Творчество В.Т. Шаламова.

Сведения из биографии.

«Колымские рассказы» (два рассказа по выбору). Художественное своеобразие прозы Шаламова: отсутствие деклараций, простота, ясность.

1

1

Тема 5. Творчество В.М. Шукшина.

Сведения из биографии.

Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Микроскоп», «Ораторский прием». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека. Художественные особенности прозы В. Шукшина.

1

1

Тема 6. Творчество Н.М. Рубцова.

Сведения из биографии. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».



1

1

Тема 7. Творчество Расула Гамзатова.

Сведения из биографии. Пьеса «Провинциальные анекдоты».



1



1

Раздел 11.

Русская литература последних лет.

Тема 1. Русская литература последних лет.

Обзор произведений, опубликованных в последние годы в журналах и отдельными изданиями. Споры о путях развития культуры. Позиция современных журналов.

1



1

Раздел 12.

Зарубежная литература

Тема 1.

И.-В. Гете «Фауст», Э. Хемингуэй «Старик и море», Э.-М. Ремарк «Три товарища», Г. Маркес «Сто лет одиночества», П. Коэльо «Алхимик».

1

2

Раздел 13.

Произведения для бесед по современной литературе

Тема 1. Произведения для бесед по современной литературе.

А. Арбузов «Годы странствий»; В. Розов «В поисках радости»; А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске»; В. Шукшин «До третьих петухов», «Думы»; В. Ерофеев «Москва - Петушки».

1

2

Тестирование.

2

3





3. Условия реализации программы учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Литература».

Оборудование учебного кабинета литературы:

  1. Доска;

  2. Рабочие места по количеству обучающихся;

  3. Рабочее место преподавателя;

  4. Комплект учебно-методической документации;

  5. Наглядные пособия, раздаточный материал.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основная

Литература: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования под ред. Г.А. Обернихиной. -М.: издательский центр «Академия», 2012.

Литература: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. и сред. Проф. образования под ред. Г.А. Обернихиной. -М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Интернет-ресурсы.







4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • образная природа словесного искусства;



  • содержание изученных литературных произведений;





  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;



  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;



  • основные теоретико-литературные понятия

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;



  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;



  • определять род и жанр произведения;





  • сопоставлять литературные произведения;



  • выявлять авторскую позицию;



  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;



  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;



  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка устных ответов;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях.

Оценка устных ответов;

Оценка выполнения заданий для текущего и промежуточного контроля знаний;

Оценка работы на аудиторных занятиях.



30


© 2010-2022