Программа элективного курса по литературе Роман Ф. М. Достоевского Идиот

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Программа элективного курса


«Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»



для учащихся 11 класса средней школы.











Составитель:

Бакутова Наталия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

















Курск 2015

Пояснительная записка


Предлагаемый курс «Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"» предназначен для профильного обучения учащихся 11 классов.

Цель курса - расширить рамки изучения творчества Ф. М. Достоевского в школе, познакомить учащихся с романом, не рассматриваемым в основном курсе литературы, показать влияние личности Ф. М Достоевского и его творчества на дальнейшее развитие мировой литературы.

Данная программа рассчитана на 17 часов, т.е. на первое полугодие. В ней указано примерное распределение учебного времени по темам, однако на занятиях возможно и варьирование материала.

Программу курса составляют основные теоретико-литературные понятия, входящие в стандарт среднего (полного) общего образования по литературе.

Курс основывается на принципе научности, последовательности, системности изложения материала, связи теории с практикой.

Данная программа помогает учащимся приобрести дополнительные филологические знания по курсу русской литературы XIX в. Знания, умения и навыки, которыми овладеет будущий выпускник, будут востребованы при поступлении в высшее учебное заведение, для личностного развития.

Тема курса актуальна, поскольку позволяет расширить кругозор учащихся, а также вводит их в систему университетского освоения литературы.

Целью курса является создание условий для:

- углубленного изучения теоретических понятий;

- формирования внутренней потребности личности к совершенствованию читательского опыта;

- развития и совершенствования психологических качеств личности учащегося: любознательности, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Для достижения поставленных целей предлагается решение следующих задач:

- формировать научное мировоззрение;

- систематизировать ранее изученные и полученные знания, умения и навыки и формировать умения применять теоретические знания на практике;

- развивать творческие способности учащихся;

- развивать умения и навыки самоконтроля и самоорганизации.

Для реализации поставленных задач важно использовать оптимальные методы и приемы обучения для курса профильного обучения: исследовательский, проблемно-поисковый, метод стимулирования и мотивации учебной деятельности, метод самостоятельной работы. Отсюда вытекают самые разнообразные формы работы: эвристическая беседа, урок-семинар, урок-лекция, урок-исследование, урок-конференция, урок-консультация, урок-практикум и т.д. Данные формы работы позволяют активизировать деятельность учащихся.

Предлагаемый курс предусматривает следующие виды самостоятельной работы: анализ эпизода, работа со справочной литературой, написание реферата и т.д.

Работа по теме курса «Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"» предполагает следующий ожидаемый результат: изучение курса приведет к накоплению системных знаний по изучаемой теме, к обеспечению высокого уровня литературоведческой подготовки учащихся, к овладению навыками применять полученные знания на практике: использовать сведения по теории литературы, уметь самостоятельно формировать собственное мнение о явлениях истории, культуры, литературы.

Итоговой формой отчетности данного курса послужит презентация собственных проектов с комментариями.

Успехи в изучении курса будут оценены критериями зачет/незачет.

Рекомендуемый список литературы может быть использован как учителями, так и учащимися, и стать предметом самостоятельного изучения.



Методические рекомендации

1. Необходимо учитывать особенности ежегодной программы по литературе и сопутствующих курсов, чтобы избежать повторения информации.

2. Необходимо поощрять и стимулировать самостоятельную работу учащихся, обращать внимания на их исследовательскую деятельность.

3. Еще одним критерием успешности данного курса является необходимость освоить навыки работы с информацией - как с бумажными источниками, так и с источниками Интернет-ресурсов. Учитель должен ввести детей в систему правильного отбора, структуризации и систематизации информации для будущих проектов.


Критерии успешности учащихся

Получение зачёта возможно лишь при условии успешного выполнения практических работ и защиты исследовательской работы.

Дополнительные баллы выставляются за любое из названных условий:

− качественно выполненное по собственной инициативе задание;

− использование Интернет-технологий;

− инициативную публичную презентацию своей работы.









СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тема 1. Вводная лекция.

Общая характеристика литературы 19 века. Эпоха «мрачного семилетия».

Поиски новых художественных принципов изображения человека. Расцвет русского реалистического романа.

Тема 2. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

Биография писателя. Семья и окружение. Поэтика Достоевского. Политические взгляды. Достоевский и «еврейский вопрос».

Тема 3. История создания романа «Идиот».

При каких обстоятельствах был создан роман. Сюжет романа.

Тема 4. Образ Петербурга в художественном мире романа.

Морально-нравственное разложение города. Описание проспектов и улочек Петербурга.

Тема 5. Роман о «положительно-прекрасном» человеке. Образ главного героя.

Разные подходы к рассмотрению образа князя Мышкина. Идея Достоевского - изобразить вполне прекрасного человека. Образ князя Мышкина в романе.

Тема 6. Князь Мышкин и общество.

Взаимоотношение главного героя с остальными персонажами: Тоцкий, Иволгины, Терентьев, Епанчины, Барашкова, Рогожин, Лебедев, Радомский.

Тема 7. Женские образы в романе.

Барашкова Настасья Филипповна: внешность, происхождение. Знакомство с Мышкиным, их отношения. Кончина Настасьи Филипповны.

Епанчина Аглая Ивановна: внешность, происхождение. Знакомство с Мышкиным, их отношения.

Тема 8. Финал романа «Идиот».

События четвёртой части романа. В чём смысл финала романа.



Тематическое планирование

№ п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

Форма занятий

Формы контроля

Общая характеристика литературы 19 в

2

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского

3

Лекция

Контрольный тест

История создания романа «Идиот»

1

Комбинированная

Опрос

Образ Петербурга в художественном мире романа

2

Комбинированная

Опрос

Роман о «положительно-прекрасном» человеке. Образ главного героя

2

Лекция с элементами беседы

Конспект лекции

Князь Мышкин и общество

3

Лекция с элементами беседы

Реферат

Женские образы в романе «Идиот»

2

Лекция с элементами беседы

Индивидуальные доклады

Финал романа «Идиот»

2

Лекция с элементами беседы

Опрос


















Оборудование


  1. Мультимедийный проектор для просмотра презентаций учителя и школьников и фрагментов из фильма В. Бортко «Идиот».

  2. Иллюстрации к роману:

Иллюстрации к главам

«Идиот». «Ганя… повернулся и пошел к дверям; но, не сделав и двух шагов, зашатался и грохнулся об пол…» Художник И. Глазунов

«Идиот». «Два давешние глаза, те же самые, вдруг встретились с его взглядом». Художник И. Глазунов

«Идиот». «Князю надо было повернуть к Литейной...» Художник И. Глазунов

«Идиот». «Над дверью в следующую комнату висела одна картина...» Художник И. Глазунов

«Идиот». «Она опустилась перед ним на колена, тут же на улице, как исступленная…» Художник И. Глазунов

«Идиот». Генеральское семейство. Художник Л. Фейнберг

«Идиот». Дом Рогожина. Художник И. Глазунов

«Идиот». Князь Мышкин в Летнем саду. Художник И. Глазунов

«Идиот». Князь Мышкин и Парфен Рогожин. Художник А. Ушин. 1959

«Идиот». Князь Мышкин и Рогожин возле мертвой Настасьи Филипповны. Художник И. Глазунов

«Идиот». Князь Мышкин на лестнице. Художник А. Ушин. 1959

«Идиот». На вечере у Настасьи Филипповны. Художник Л. Фейнберг. 1947

«Идиот». Настасья Филипповна бежит от венца. Художник И. Глазунов

Портреты героев

Аглая. Художник И. Глазунов

Князь Мышкин - И. Смоктуновский. Спектакль Ленинградского большого драматического театра. Художник А. Галеркин. 1958

Князь Мышкин. Художник И. Глазунов

Князь Мышкин. Художник И. Глазунов

Настасья Филипповна и Рогожин. Художник В. Горяев

Настасья Филипповна - Ю. Борисова. Фильм «Идиот». 1958

Настасья Филипповна. Художник А. Галеркин

Настасья Филипповна. Художник И. Глазунов

Настасья Филипповна. Художник И. Глазунов

Рогожин. Художник И. Глазунов









Контрольный тест «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»


Обведите в кружок номер правильного варианта ответа:

1. Укажите годы жизни Ф.М.Достоевского:

  1. 1856 - 1904

  2. 1821 - 1881

  3. 1801 - 1861

  4. 1836 - 1896


2. К какому сословию принадлежал Ф.М.Достоевский?

  1. разночинцы

  2. мещане

  3. купцы

  4. дворяне


3. В каком городе родился Ф.М.Достоевский?

  1. Москва

  2. Петербург

  3. Тверь

  4. Орёл


4. Какова была причина ареста Ф.М.Достоевского?

  1. публикация романа «Бедные люди»

  2. открытый призыв к свержению самодержавия

  3. участие в кружке петрашевцев

  4. совершение уголовного преступления


5. В 1861 году Ф.М.Достоевский вместе с братом Михаилом начал издавать журнал:

  1. «Современник»

  2. «Время»

  3. «Отечественные записки»

  4. «Москвитянин»


6. Переводом чьего произведения Достоевский вступил на литературное поприще?

  1. Ф. Стендаль «Красное и черное»

  2. Г. Флобер «Госпожа Бовари»

  3. О. Бальзак «Евгения Гранде»

  4. М. Пруст «По направлению к Свану»


7. Роман «Преступление и наказание» был написан в:

  1. 1859 году

  2. 1865 году

  3. 1861 году

  4. 1866 году


8. Какой роман Достоевского был назван В.Г.Белинским первым социально-психологическим романом в русской литературе?

  1. «Преступление и наказание»

  2. «Бедные люди»

  3. «Бесы»

  4. «Униженные и оскорблённые»


9. По своим политическим взглядам Достоевский был:

  1. революционером-демократом

  2. славянофилом

  3. «почвенником»

  4. народником


10. В каком романе Достоевский попытался изобразить «положительно прекрасного человека»?

  1. «Подросток»

  2. «Игрок»

  3. «Идиот»

  4. «Братья Карамазовы»

























Рекомендуемый список литературы

Для преподавателя:


1. Баранников А.В. Элективные курсы в профильном обучении// rusedu.info.

2. Ермакова Д. Течения и «подводные камни» в море элективных курсов//Народное образование. - 2007. - №1.

3. Каспржак А. Элективные курсы - ответ на запросы ученика и учителя, семьи и государства//Директор школы - 2006. - №1

4. Каспржак А. Элективные курсы: типология и задачи//Директор школы. -2006. - №3.

5. Кинзибаева И.Г. Элективные курсы - требования к разработке//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». - 2006.- №7

6. Кинзибаева И.Г. Элективные курсы - требования к разработке//Мастер-класс: приложение к ж. «Методист». - 2006. - №8

7. Достоевский Ф.М. Письма.- М.,1959.

8. Е.Гаричева. Изучение романа Ф. М. Достоевского "Идиот". - М., Литература в школе, 1990№6.

9. Иванова А.А. Философские открытия Ф.Достоевского. - М.,1995.

10. Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.Достоевского. - Новосибирск, 1981.

11. Т.В.Миронова "Бунтующая красота в романе".



Для учащихся:

1. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество // Гоголь. Соловьев. Достоевский.- М., 1995.

2.Назиров Р.Г. Герои романа "Идиот" и их прототипы // Русская литература. - М., 1970. - №2.

3.Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф.М.Достоевского,- Новосибирск: Наука, 1981.

4. Роман Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. - М.,2001.







© 2010-2022