Обучающее сочинение-описание по картине И. И. Машкова «Клубника и белый кувшин»

Обучающее сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». Рассчитан на 2 урока, на котором учащиеся 5 класса готовят материал по заданной теме. Благодаря данной теме, выполняется следующие задачи: Задачи урока: Обучающие: обучить написанию связного текста; Развивающие: 1.развитие умения у пятиклассников словесного рисования: отбор материала, его композиционного построения, использование художественных средств в описании, грамматические связи предложений в тексте; 2. развив...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обучающее сочинение-описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин». (2 часа)


Цель урока: написание связного текста - описание картины в художественном стиле с использованием личных впечатлений.

Задачи урока:

Обучающие: обучить написанию связного текста;

Развивающие:

1.развитие умения у пятиклассников словесного рисования: отбор материала, его композиционного построения, использование художественных средств в описании, грамматические связи предложений в тексте;

2. развивать языковое чутьё;

3. развивать любовь к родному языку;

Воспитательные:

  1. воспитать у учащихся 5 класса чувства прекрасного;

  2. расширить кругозор (знакомство с натюрмортом как видом живописи, знакомство с художником И.И. Машковым - автором натюрморта, известным художником первой половины XX века).

Оборудование: тетради по развитию речи, доска, мел, репродукция картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

  1. холст, используемый как фон и скатерть, кувшин, по возможности похожий на тот, который изображен на картине.

  2. .Металлическое овальное блюдо.

  3. Ягоды клубники, крупные и мелкие (муляж).

  4. Веточки и ягоды белой и черной смородины (пластмасса).

  5. Прозрачная ваза.

Толковый словарь С.И. Ожегова.




План урока

  1. Организационный момент: постановка целей и задач урока.

  2. Знакомство с натюрмортом как видом живописи, И.И. Машкова - автором натюрморта.

  3. Знакомство с биографией, творчеством И.И. Машкова.

  4. Изучение картины «Клубника и белый кувшин». Подбор рабочих материалов к сочинению.

  5. Составление плана описания картины.

  6. Работа над сочинением.

  7. Анализ написанных работ, их корректировка.








1.Организационный момент:


Слово учителя:




На доске портрет Ильи Ивановича Машкова.


Работа с толковым словарём.


Здравствуйте. Проверьте свои рабочие места. Садитесь. Сегодня на уроке будем писать сочинение- описание по картине И.И. Машкова

Сегодня на уроке будем писать сочинение- описание по картине И.И. Машкова «Клубника и Здравствуйте. Проверьте свои рабочие места. Садитесь белый кувшин». Но прежде чем начать писать сочинение, вы должны узнать немного о творчестве И.И. Машкова. (Сообщение темы, цели и задачей урока).

Обращаясь к любой картине, мы видим, как художник вводит нас в мир каких-то новых образов, которых прежде мы не видели, или, на оборот, в мир явлений, как - будто нам знакомы, но…заставляет увидеть их совсем по-иному, с иной точки зрения.

Учитель: Сегодня урок развития речи, мы познакомимся с картиной русского художника Ильи Ивановича Машкова «Клубника и белый кувшин», внимательно рассмотрим картину, поговорим о ней, затем составим план и напишем сочинение.

Учитель: Откройте учебники и найдите картину Машкова «Клубника и белый кувшин». Как вы думаете, к какому жанру (виду) относится эта картина?

Ученик: Натюрморт.

Учитель: А что такое натюрморт? Для этого откройте толковый словарь и найдите это слово.

Ученик: Натюрморт - картина с изображением крупным планом цветов, фруктов, битой дичи, рыбы и т.п. предметов.

Учитель: Правильно. Мы не только узнали значение слова, но и вспомнили, как нужно пользоваться и работать со словарём.

Учитель: Готовясь к этому уроку, мы попытались подобрать несколько репродукций с натюрмортами, и сейчас, пока вы будете их рассматривать, немного поговорим о натюрморте.

Историческая справка


II. знакомство с натюрмортом как видом живописи, И.И. Машкова - автором натюрморта








Впервые натюрморт появился в Голландии в начале XVII века. Эти натюрморты были обычно небольшого размера («малые голландцы»). Их отличительная особенность тёмный, почти чёрный фон.

Учитель: Вам было бы интересно узнать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин»? Кто мог бы, кроме самого художника рассказать нам об этом? Представьте себе, что к нам в гости пришла жена художника.

Рассказ жены художника

Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на дачу у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту ещё раз мне, а эту ещё раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошёл Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принёс! - Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной.- Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то ещё: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника и маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!»- говорю я. «Подожди, посмотри какая красота, это очень хочется написать!»











В комнате было немного темновато, я подошла к окну и отдёрнула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объём. Это из-за игры света и тени. На чёрных ягодах смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились Контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство - просто россыпи драгоценности! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски - нет! акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель - цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они были густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст - и начал рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый ведь кувшин гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовёшь свою картину? Наверное, «Ветки смородины»!»- предположила я. «Нет, главные герои моей картины - клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры - стройные, гармоничные и холодные. Клубника - очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы! ». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

Этой картине - 85 лет.

III. Биография Ильи Ивановича Машкова.









IV.


Работа с толковым словарем.

Учитель: Вы узнали, как родилась картина, а теперь обратимся к биографии И.И. Машкова.

Машков Илья Иванович(1881-1944)- уроженец станицы Михайловской, что в 30 километрах от Урюпинска (Волгоградская область.

Крестьянский мальчик с Хопра, ученик Московского училища живописи, ваяния и зодчества у К.А. Коровина и В.А. Серова, преодолевший все преграды на своём пути, достиг вершин творчества и стал великим русским художником, заслуженным деятелем искусств России (1928). Его картины выставлялись в Японии и США, Англии и Франции, в Италии и Голландии. А в России и в так называемых странах ближнего зарубежья они есть в каждом музее и галерее - неувядаемые шедевры, полная света, тепла, солнечного блеска упоительного колорита, дивной гармонии и музыкальной звучности.

Самые известные и изумительные натюрморты Машкова «Снедь московская. Мясо, дичь» и «Снедь московская. Хлебы», связанные единым содержанием, принесли ему мировую славу. Его при жизни называли классиком русского натюрморта и сравнили с великими голландскими мастерами эпохи Возрождении. (Смотри приложение 1)

Учитель: Илья Иванович Машков - известный русский художник, создавший много натюрмортов. Современники отмечали, что его натюрморты не только «правдивы…, но и необычайно красивы, заманчивы, ярки».

Учитель: теперь вернемся к задаче нашего урока - написать сочинение - описание по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Учитель: для начала вспомните, что такое сочинение?

Ученики: (работают с толковым словарем).


Беседа









Сочинение - 1. см. сочинить. 2. То, что сочинено, художественное, научное и т.п. произведение. 3. Вид письменной работы - изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. 4. В грамматике: соединение нескольких слов или простых предложений на основе их грамматической равноправности.

Учитель: какое это слово однозначное или многозначное? Докажите свой ответ.

Ученики: Слово сочинение многозначное, так как у него четыре лексических значения.

Учитель: совершенно верно. Теперь повторим стили текста, и выберем нужный для написания сочинения.

Учитель: какие стили существуют в русском языке?

Ученики: в русском языке существуют стили: публицистический, художественный , научный, официально - деловой.

Учитель: Правильно! Какой стиль будет уместен в сочинение?

Ученики: Сочинение по стилю будет художественное.

Учитель: Со стилем сочинения решили, а какие типы речи вы знаете?

Ученики: В русском языке существует 3 типа речи, повествование, описание, рассуждение.

Учитель: Правильно. А чем они отличаются друг от друга? Дайте краткую характеристику каждому типу речи.

Ученики: Рассуждение - это такой тип речи, к которому нельзя нарисовать картинку; текст отвечает на вопрос «Почему»?

(схема построения текста - рассуждения).

  1. Вступление.

  2. Тезис, т.е. основная мысль, утверждение, которое будет доказываться.

  3. Аргументы, т.е. доказательства, доводы, мотивы, обоснования.

  4. Вывод, т.е. итог, к которому пришёл автор.











Описание - тип речи, при котором текст отвечает на вопрос «Какой»?

(схема построения текста- описания)

1. Представление объекта речи.

2. Признаки объекта речи.

3. Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем).

Повествование - тип речи, при котором перечисляются действия.

Учитель: Правильно. Подумайте, какой тип речи будет основным в нашем сочинении?

Ученики: Описание.

Учитель: обратите внимание на доске записаны слова, которые вы сможете использовать в сочинение.

Искусство, написать натюрморт,

Художник, автор, живописец,

Картина, работа, произведение,

Мольберт, холст, полотно,

Масляные, акварельные краски, акварель,

Пастель, мастерство, талант художника,

Передать колорит, оттенки.

Учитель: Кто главные герои этой картины?

Ученики: Кувшин и клубника.

Учитель: Что изобразил живописец на картине?

Ученики: Ягоды клубники, малины, смородины - дары природы и предметы обихода: блюдо, корзиночка, банка, кувшин.

Учитель: Как расположены предметы? Какие, на ваш взгляд, самые главные? Почему?

Ученики: Самые крупные ягоды - ягоды клубники. Они везде: в корзиночке - на заднем плане, рассыпанные на переднем. Кувшин отчетливо выделяется на темном фоне заднего плана. Стеклянная банка - в центре картины, около банки - блюдо с ягодами черной и белой смородины.

Учитель: Какой языковой материал понадобится для описания яркого, красочного




V. Составление плана








натюрморта, как передать словами то, что художник передал с помощью красок?

Ученики: Пронизанный солнечным светом и теплом, летним светом, щедрым теплом; ягоды крупные, сладкие, ароматные, душистые вкусные; недозрелые; глиняный, залит солнцем, пузатый; блестит на солнце, как бусинка; белая прозрачная, пронизана светом, как янтарь.

Учитель: Можно ли приступать к написанию сочинения? Что мы должны сделать?

Учитель: Прежде чем начать писать сочинение, должны составить план.

Ученики составляют план самостоятельно.

Учитель: Сколько пунктов плана получилось?

Ученики: пять пунктов (читают план).

План

1.Вступление.

Название картины.

Автор.

Дата создания.

Жанр, техника.

2.Основная часть.

«Клубника и белый кувшин».

Главные предметы изображенные на картине? Каковы их цвет, форма? Какие предметы бросаются в глаза?

Композиционное построение:

Передний план;

Задний план;

Центр картины;

Настроение, переданное художником. Какое настроение передаёт картина?

3.Заключение.

Ваше личное отношение к картине.

Учитель: Название картины, фамилию и имя, отчество автора, время написания, название музея, в котором эксплуатируется



VI. Работа над сочинением.








сейчас картина, техника написания, это всё мы проговорили и знаем теперь. А теперь попробуйте описать картину так, чтобы человек, который её не видел, смог представить её себе, мысленно увидеть так, как видим мы с вами. В заключение можно спросить себя: «Хотелось бы мне, чтобы эта картина висела у меня дома?».

Второй урок.

Работа над черновиком.

На этом уроке учащимся предлагается поработать над набросками сочинения, самостоятельно. Потом черновик читается вслух и редактируются.

Учитель: помните, что не обязательно включать в сочинении абсолютно всё, что мы записали, выбирайте те слова и выражения, которые вам больше нравятся.

  • Чтобы избежать однообразия, можно попробовать, например «цветовые» прилагательные глаголами:

  • Чёрная-чернеет; красная - алеет, краснеет; блестящая - блестит; белая - белеет и т.д.

Обязательное правило: первым пробует исправить свой текст сам автор, потом уже можно выслушать и принять решение.

Ученики: (пишут на черновиках сочинения).

Учитель: А теперь послушаем несколько работ.

Ученики: читают сочинения.

Учитель: при написании своих сочинений вы должны подобрать как можно больше прилагательных, передающие краски и ощущения, избегайте повторы, а так же как коротких, так и слишком длинные предложения.

Ученики: переписывают сочинения с черновика на чистовик.


© 2010-2022