- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тест по рассказу М. А. Шолохова Судьба человека
Тест по рассказу М. А. Шолохова Судьба человека
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Черных Н.Г. |
Дата | 03.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Вариант 1
Вскоре я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту - лет пяти-шести, не больше. Они устало брели по направлению к переправе, но, поравнявшись с машиной, повернули ко мне. Высокий, сутуловатый мужчина, подойдя вплотную, сказал приглушенным баском: - Здорово, браток!
- Здравствуй. - Я пожал протянутую мне большую, черствую руку.
Мужчина наклонился к мальчику, сказал:
- Поздоровайся с дядей, сынок. Он, видать, такой же шофер, как и твой папанька. Только мы с тобой на грузовой ездили, а он вот эту маленькую машину гоняет.
Глядя мне прямо в глаза светлыми, как небушко, глазами, чуть-чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку. Я легонько потряс ее, спросил:
- Что же это у тебя, старик, рука такая холодная? На дворе теплынь, а ты замерзаешь?
С трогательной детской доверчивостью малыш прижался к моим коленям, удивленно приподнял белесые бровки.
- Какой же я старик, дядя? Я вовсе мальчик, и я вовсе не замерзаю, а руки холодные - снежки катал потому что.
Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал:
- Беда мне с этим пассажиром. Через него и я подбился. Широко шагнешь - он уже на рысь переходит, вот и изволь к такому пехотинцу приноравливаться. Там, где мне надо раз шагнуть, - я три раза шагаю, так и идем с ним враздробь, как конь с черепахой. А тут ведь за ним глаз да глаз нужен. Чуть отвернешься, а он уже по лужине бредет или леденику отломит и сосет вместо конфеты. Нет, не мужчинское это дело с такими пассажирами путешествовать, да еще походным порядком.
1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ 2) повесть 3) быль 4) роман
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование 2) завершает повествование
3) является кульминацией сюжета 4) является завязкой сюжетного действия
3. Главной темой данного отрывка является:
1) образ жизни шофёра 2) встреча рассказчика с мужчиной и мальчиком
3) красота природы 4) жизни и смерти
4. Какую форму имеет повествование в произведении?
1) повествование от 1-го лица 2) повествование от 3-го лица
3) рассказ в рассказе 4) форму монолога
5. С какой целью в данном фрагменте приводится речь мальчика?
1) выявить отсутствие в герое серьёзного отношения к жизни
2) показать детскую непосредственность
3) охарактеризовать психологическое состояние героя
4) объяснить трудность характера ребёнка
6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, основанное на сопоставлении («светлыми, как небушко, глазами»).
7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его внешности (со слов: «Глядя мне…»).
8. Из абзаца, начинающегося со слов: «Сняв со спины…», выпишите слово, которое характеризует состояние Андрея Соколова.
9. В абзаце, начинающемся со слов: «С трогательной…» найдите словосочетание, с помощью которого объясняется, как мальчик отнёсся к незнакомому шофёру.
Вариант 2
Чужой, но ставший мне близким человек поднялся, протянул большую, твердую, как дерево, руку:
- Прощай, браток, счастливо тебе!
- И тебе счастливо добраться до Кашар.
- Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
С тяжелой грустью смотрел я им вслед... Может быть, все и обошлось бы благополучно при нашем расставании, но Ванюшка, отойдя несколько шагов и заплетая куцыми ножками, повернулся на ходу ко мне лицом, помахал розовой ручонкой. И вдруг словно мягкая, но когтистая лапа сжала мне сердце, и я поспешно отвернулся. Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. Плачут они и наяву. Тут главное - уметь вовремя отвернуться. Тут самое главное - не ранить сердце ребенка, чтобы он не увидел, как бежит по твоей щеке жгучая и скупая мужская слеза...
1. Определите жанр произведения, из которого взят текст.
1) рассказ 2) повесть 3) быль 4) роман
2. Какое место занимает этот фрагмент в произведении?
1) открывает повествование 2) завершает повествование
3) является кульминацией сюжета 4) является завязкой сюжетного действия
3. Главной темой данного отрывка является:
1) слабость здоровья маленького мальчика 2) жестокость людей
3) сила духа русского мужчины, прошедшего войну 4) сиротство людей после войны
4. Какую форму имеет повествование в произведении?
1) повествование от 1-го лица 2) повествование от 3-го лица
3) рассказ в рассказе 4) форму монолога
5. С какой целью в данном фрагменте приводится описание мыслей рассказчика?
1) выявить главную идею произведения, авторское отношение к герою
2) показать отношение мальчика к Андрею Соколову
3) увеличить объём повествования
4) заинтересовать читателя
6. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной изобразительности, помогающее автору описать героя и выразить своё отношение к нему («осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая»).
7. Назовите средство создания образа героя, строящееся на описании его действий (со слов: «Мальчик подбежал…»)
8. Из абзаца, начинающегося со слов: «С тяжёлой…», выпишите словосочетание, которое объясняет, с каким настроением смотрел рассказчик на удалявшихся двух людей (Андрея Соколова и мальчика).
9. В абзаце, начинающемся со слов: «Чужой…» найдите сравнение, с помощью которого описывается твёрдость руки Андрея Соколова.