Грамматическое значение предложения (8 кл.)

  Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ   Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию – отсутствию  главных, второстепенных членов, осложненности ). Ход урока:                                           I.            Оргмомент.                                        II.            Сообщение темы и задач урока.                                    III.            Выборочная пров...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В.Камышева»

г. Гагарин Смоленской области



Конспект

урока русского языка в 8 классе

на тему:

«ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Автор работы:

заместитель директора по УВР

Наталья Николаевна Покровкова








Тема урока: ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цель урока: дать понятие о грамматическом значении предложения; закрепить знания о делении предложений по цели высказывания, интонации, строению (по наличию - отсутствию главных, второстепенных членов, осложненности ).

План урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Выборочная проверка домашнего задания.

  4. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

  5. Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.

  6. Заполнение таблицы.

  7. Итог урока. Рефлексия.

  8. Домашнее задание

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и задач урока.

  3. Выборочная проверка домашнего задания.

  4. Орфографическая работа. Запись под диктовку с комментированием.

Не нравится неряшливо выполненная работа; остановиться в нерешительности перед неприступной преградой; взглянул далеко не ласково; неточные расчеты; недорогой, а красивый ситец; не умолкающий ни на минуту гул.

  1. Запись под диктовку предложений с выделением в них грамматических основ, устной характеристикой предложений по цели высказывания, интонации.

Солнце, не видимое уже за горизонтом, где-то справа еле-еле освещает кусочек неба. Вот в небе загорелись блестящие звездочки. Их неунывающие глаза вызовут у вас восхищение. Полюбуйтесь ими!

При анализе предложений дается понятие об их грамматическом значении, которое связано с наклонением и временем глагола. Внимание учащихся обращается на следующее: в 1-м предложении содержится сообщение о том, что происходит сейчас, в настоящем времени; во 2-м - произошло; в 3-м - о том, что произойдет, т. е. все сообщаемое в этих предложениях является реальным и отражает совершение действия в настоящем, прошедшем и будущем. В последнем предложении сказуемое выражено глаголом в повелительном наклонении, поэтому предложение имеет значение побуждения, т. е. сообщаемое не является реальным.

(Ср.: Полюбовались бы вы!- сказуемое выражено глаголом в условном наклонении; значение предложения - выражение желательности.)

  1. Заполнение таблицы.

Учащиеся с помощью учителя составляют и заполняют таблицу.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

1. Роль в языке

Выражает законченную по смыслу и интонационно мысль, которая сообщается или как реальная, или как желательная, или как возможная при определенных условиях

2. Строение и виды предложений по количеству главных членов

Имеет грамматическую основу, состоящую из двух главных членов (двусоставные предложения) или из одного (односоставные предложения)

3. Виды предложений по количеству грамматических основ

Простые - одна грамматическая основа, сложные - две и более грамматических основ

4. Виды предложений по цели высказывания

Повествовательные (содержат сообщение); вопросительные (содержат вопрос), побудительные (содержат побуждение к действию, приказ или просьбу)

5. Виды предложений по интонации

Восклицательные (сопровождаются сильным чувством, экспрессией) и невосклицательные

6. Виды предложений по наличию - отсутствию второстепенных членов

Распространенные (есть второстепенные члены ) и нераспространенные (состоят только из грамматической основы, второстепенные члены отсутствуют)

7. Виды предложений по осложненности

Осложненные предложения (имеются обращения, или вводные слова, или однородные члены, или обособления)



  1. Итог урока. Рефлексия.

- Всё ли у вас получилось на уроке?

- Над чем ещё нужно поработать?

  1. Домашнее задание: подготовить по таблице рассказ о предложении, подобрав для иллюстрации ответа свои примеры



© 2010-2022