Методические рекомендации по самостоятельной работе 9 класс вечерней школы

Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы. Структура пособия состоит из следующего раздела: 1. Синтаксис и пунктуация Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру: 1.     Наименование раздела 2.     Наименование темы. 3.     Само задание 4.     Цель выполнения задания 5.     Методические указания по выполнению 6.     Вопросы для самоконтроля 7.     Список литературы 8.     Форма отчетности ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Прокопьевский электромашиностроительный техникум»






Методическое пособие


по выполнению самостоятельной работы

по предмету «Русский язык»

по программам основного общего образования

для 9 класса




















Прокопьевск, 2014

Утверждаю:

Зав.отделом ППКРС, ОО

_____________Зимогляд Г.М.

«_____»___________2014г



Автор: О.С.Терентьева, преподаватель первой категории ГОУ СПО ПЭМСТ

Рецензент:







СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Раздел 1. Синтаксис и пунктуация 5

Тема 1.1 Сложное предложение. Понятие 5

Тема 1.2 Сложносочиненное предложение 10

Тема 1.3 Сложноподчиненное предложение 18

Тема 1.4 Бессоюзное сложное предложение 25

Тема 1.5 Сложное предложение с различными видами связей 31

Тема 1.6 Общие сведения о языке 35









ВВЕДЕНИЕ


Назначение данного пособия - оказание методической помощи обучающемуся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.

Структура пособия состоит из следующего раздела:

1. Синтаксис и пунктуация

Задания для выполнения самостоятельной работы имеют следующую структуру:

  1. Наименование раздела

  2. Наименование темы.

  3. Само задание

  4. Цель выполнения задания

  5. Методические указания по выполнению

  6. Вопросы для самоконтроля

  7. Список литературы

  8. Форма отчетности

Руководство к изучению теоретического курса представляет собой не что иное, как план изучения раздела по темам с рекомендуемым списком литературы. На внеаудиторную самостоятельную работу обучающихся по предмету «Русский язык» отводится 36 часов.







ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.1 Сложное предложение. Понятие

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: обобщить знания учащихся о классификации сложных предложений; развивать умения отличать одни сложные предложения от других видов сложных предложений.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

Вопрос № 1

Сложное предложение - это...

1. предложение, осложнённое однородными членами.

2. предложение, состоящее из 2х или более простых предложений.

3. предложение с прямой речью.

Вопрос № 2

Какое из записанных предложений является сложным?

1. Сбежали ручьи, зацвели ландыши.

2. Ручьи, сбегающие с горы, звенели.

3. Зацвели ландыши. напоённые сбегающими с горы ручьями.

Вопрос № 3

Какое предложение называется сложносочинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 4

Какое предложение называется сложноподчинённым?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

Вопрос № 5

Какое предложение называется бессоюзным?

1. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами

2. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны интонацией.

3. Сложное предложение, в котором простые предложения связаны подчинительными союзами

Вопрос № 6

Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?

По обе стороны улицы зажглись фонари и в окнах показались огни.

1. Да, запятая нужна.

2. Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 7

Нужно ли поставить запятую в приведённом ниже предложении?

После обеда туман рассеялся и выглянуло солнце.

1. Да, запятая нужна.

2. Нет, запятая не нужна.

Вопрос № 8

Какой союз связывает части сложносочинённого предложения?

Местами зеленели небольшие кустики, да белели стволы карельских берёз.

1. разделительный

2. противительный

3. соединительный

Вопрос № 9

Какое из записанных предложений является сложноподчинённым?

1. Все уже были дома к моему возвращению.

2. Все уже были дома, когда я вернулся.

3. Все уже были дома, и я вернулся.

3

1

2

Вопрос № 10

Сложноподчинённое предложение состоит из:

1. главного и придаточного

2. двух равноправных между собой предложений

Вопрос № 11

Части сложноподчинённого предложения связаны:

1. сочинительными союзами

2. подчинительными союзами и союзными словами

3. без союзов

Вопрос № 12

В каком предложении части сложноподчинённого предложения связаны союзным словом?

1. Мой брат решил, что ему делать.

2. Мой брат решил, что поедет учиться.

Вопрос № 13

Определите тип придаточного в предложении.

Я зашёл в тот лес, что издалека казался тёмной стеной.

1. Определительное

2. Обстоятельственное

3. Изъяснительное

Вопрос № 14

Определите тип придаточного в предложении.

Чтобы жить честно, нужно быть сильным человеком.

1. Определительное

2. Изъяснительное

3.Обстоятельственное цели

Вопрос № 15

Определите вид подчинительной связи в предложении:

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.

1. Однородное подчинение

2. Последовательное подчинение

Вопрос № 16

Определите вид подчинительной связи в предложении:

Я хотел, чтобы жизнь наполнилась радостью, которой можно поделиться с другими.

1. Однородное подчинение

2. Последовательное подчинение

Работа по тексту

(1) На число сорок и название этого праздника указывает языческая традиция в которой упоминается что именно такое количество темных сил сковывает землю на протяжении всей Зимы. (2) В этот день с самого утра наши предки должны были сломать 40 дощечек разорвать 40 шнурков символизирующих собой силы которые заморозили Матушку-Землю. (3)Такими действиями человек показывал что он сильнее злых Духов что Весна его полностью поддерживает.

1) расставьте знаки препинания, определите типы сложных предложений

____________________________________________

2) напишите номер предложения, осложненного причастным оборотом

__________________________________________

3) напишите номер СПП с придаточным определительным

____________________________________________________

4) напишите номер предложения с придаточным изъяснительным

______________________________________________

5) выпишите из 2 предложения все местоимения

____________________________________________________________

6) определите морфологическую характеристику слова СИЛЬНЕЕ из 3 предложения

______________________________

7) определите грамматическую(ие) основу(ы) из 3 предложения

_______________________________________________

8) замените словосочетание ЯЗЫЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. __________________________________________________________________________

9) найдите предложение с однородными членами, напишите его номер _________________________________________

10) найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер предложения. _____________________________________________________

11) выпишите из 1-3 предложений действительное причастие настоящего времени. __________________________________________________________________________

Б) Работа по таблице

Заполнить таблицу

ССП

СПП

БСП

Средство связи

союзы

союза

Знаки препинания

Союзы(примеры)

Виды

примеры


Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 20-26

Форма отчетности:

Письменный ответ











ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.2 Сложносочиненное предложение

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: закрепить знания о сложносочиненных предложениях; выработать навык постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях; употреблять сложносочиненные в речи.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

Часть 1

1. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Болотная овсянка пикала и раскачивалась на одной тоненькой тростинке. (Пришвин М.)

2) Иван Ильич взвалил на плечи вязанку дров и с бодрым видом вошёл в кухню. (Вересаев В.)

3) В Павловском было большое смятение и адъютант сначала вовсе не хотел принять командира. (Тынянов Ю.)

4) Адъютант был хитёр и не сказал никому о подпоручике Киже и своей удаче. (Тынянов Ю.)

2. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Натаскали огромную кучу хвороста и прошлогодних сухих листьев и зажгли костёр. (Куприн А.)

2) Серая пелена туч прорвалась бледно-голубыми полыньями и оттуда засияло солнце. (Адамов Г.)

3) Сани переехали мостик и возле деревянного с мезонином дома свернули на боковую улочку. (Быков В.)

4) Зыбин наклонился и стал резкими боковыми ударами ладоней отряхивать коленки. (Домбровский Ю.)

3. Укажите предложение, не являющееся сложносочинённым (знаки препинания не расставлены).

1) Через неделю Никита выдержал вступительный экзамен и поступил во второй класс. (Толстой А.Н.)

2) В два ясных дня согнало с берегов весь снег и Угрюм-река синела под солнцем холодным блеском. (Шишков В.)

3) Хутор уже почти догорел и только несколько огоньков слабо мерцало в сумраке на самом краю поля. (Быков В.)

4) Высокая многолетняя пальма была сломана волной и её большую и прекрасную зелёную голову унесла вода. (Гроссман В.)

4. Укажите сложносочинённое предложение (знаки препинания не расставлены).

1) Коровьев галантно подлетел к Маргарите подхватил её и водрузил на широкую спину лошади. (Булгаков М.)

2) Ромашов отделился от офицеров толпою возвращавшихся в город и пошёл дальней дорогой через лагерь. (Куприн А.)

3) После многодневной осады весна ворвалась в город и вела жаркие уличные бои. (Носов Е.)

4) Тьма совсем уже вошла в чащу и становилось прохладно. (Грин А.)

5. Укажите предложение, которое не является сложносочинённым (знаки препинания не расставлены).

1) Рассвет приходит в дымке тёмно-синей и голуби забились под карниз (Крюков И.)

2) Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко. (Бианки В.)

3) Катерина открыла на кухне форточку и в квартиру вошёл сырой воздух. (Литвина Л.)

4) За всё время путникам никто не встретился и это начинало тревожить. (Акунин Б.)

6. Какое предложение не является сложносочинённым?

1) Небо над нами казалось ещё глубже и невиннее, и чистая, как это небо, радость наполняла душу. (Бунин И.)

2) Но лес был пуст, таинствен и звучен, как старинный собор, и от его южной опушки до села оказалось не больше трёхсот метров. (Воробьёв К.)

3) Глубоко внизу на мостовой грохотали экипажи, казавшиеся маленькими и странными животными, тротуары блестели после дождя, и в лужах колебались отражения уличных фонарей. (Куприн А.)

4) Костра отсюда не было видно, но изредка по вершинам ближайших дубов, точно отблеск дальней зарницы, мгновенно пробегал красный трепещущий свет. (Куприн А.)

7. Укажите сложносочинённое предложение.

1) Небо потускнело, ветер начал пылить по дороге, и в степи стало скучно. (Бунин И.)

2) Дни ещё теплы и по-осеннему ласковы, но по ночам стоят холода, и земля гулко звенит под ногами. (Куприн А.)

3) Сумку отобрал городовой, а письма, так как они размокли и уже никуда не годились, взяла себе тётя Даша. (Каверин В.)

4) А на озере прозрачный лёд прогибался под ногами, и видно было, как белые пузыри воздуха сплющивались там, над водой. (Гранин Д.)

8. Какое предложение не является сложносочинённым?

1) Морозило, и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. (Бунин И.)

2) Учителя, кивая и улыбаясь Наде, ушли, и Надя, подождав ещё несколько минут, развернула письмо. (Дудинцев В.)

3) В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными, но они были полны света, осеннего тепла, а в маленьких садиках, в тесноте некрупных деревьев, вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов.(Гроссман В.)

4) Из стеклянного кафе вышел молодой человек и, распугивая с асфальта сизарей, направился прямо к моей скамейке. (Коваль Ю.)

9. Укажите сложносочинённое предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.

1) Листочки на березах обвисли; от сосен жарило как от печки. (Етоев А.)

2) За всё время путникам никто не встретился, и это начинало тревожить. (Акунин Б.)

3) Фёдор Иванович крепко держался за дверцу, и потому его бросило навзничь на мостовую (Дудинцев В.)

4) Между горами лежало широкое ущелье, и по нему тянулась асфальтовая улица с домами европейского типа. (Гребенюк И.)

10. Укажите сложносочинённое предложение.

1) В распадке уютно дремал туман, и было так тихо, что мы боялись кашлянуть. (Астафьев В.)

2) Наступал рассвет, небо над головой серело, и в серый сумрак уползала куда-то дорога. (Иванов А.)

3) Состав прошел, и мальчик обернулся к месту, где был его фонарь. (Платонов А.)

4) Мы отдали несколько мелких монет, и нас впустили в восьмигранный высокий зал, обведённый с трех сторон хорами и украшенный только сурами Корана. (Бунин И.)

Часть 2

1. Союз, связывающий части сложного предложения Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, является…

А. подчинительным

Б. соединительным

В. разделительным

Г. противительным ++

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором указывается на чередование явлений, на возможность одного явления из двух или нескольких?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б) или, либо, то-то, не то - не то ++

В. а, но, да (в значении и), однако, зато, же

3. Определите вид предложения. Из липовой аллеи, вертясь и обгоняя друг друга, летели желтые листья и, промокая, ложились на мокрую траву.

А.простое++

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Я совсем растерялся, не понимая происходящего, и, стоя на одном месте, бессмысленно смотрел в сторону удаляющегося человека.

Б. Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, мутные, неясные, как сон.++

В. Собрав последние остатки сил, мы дотащились до станции, но, не дойдя до нее шагов двести, сели отдыхать на шпалы.

5. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

А. Улыбка была слабая, чуть заметная, и, несмотря на улыбку, строгое выражение глаз не

изменилось.

Б. В сентябре лес реже и светлее и птичьи голоса тише.

В. Впереди были люди и, следовательно, бояться мне было нечего.++

6. В предложение Деревья сбросили листву, и не слышно птичьих голосов вставьте

общий второстепенный член и запишите полученное предложение. (ОСЕНЬЮ)

7. Прочитайте предложение Выпал снег и... Продолжите его дважды, добавив:

однородное сказуемое; Выпал снег и сразу начал таять.

простое предложение. Выпал снег, и мы пошли играть в снежки.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания

не расставлены):

[Безличное], [двусоставное].

А, На земле на небе и всюду кругом было спокойно ничто не предвещало непогоды.++

Б. Каждый цветок был похож на знакомый мне мак и от них пахло весной.

В. На площади открыли киоск и там теперь продают газеты и журналы.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Я ни на минуту не заставил его дожидаться, тотчас сел на лошадь, и мы выехали за ворота крепости.

Б. Темнело, и сбоку несло речным холодом.

В. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.

Г. Деревья, сбросившие свой наряд ,тучи, низко плывущие над землей, дождь, моросящий, холодный - обычные картины глубокой осени, и они милы моему сердцу.

10. Дополните предложение Мой рассказ слушали равнодушно, и потому..., указывая на следствие. … я закончил своё выступление.

Часть 3

1. Прочитайте предложение Голова болела, сознание же было ясное, отчетливое. Простые предложения соединены в нем в сложное при помощи...

А. подчинительного союза

Б. союзного слова

В. сочинительного союза ++

Г. интонации

2. Какими союзами соединяются части сложносочиненного предложения, в котором одно явление противопоставляется другому?

А. и, да (в значении и), ни-ни, тоже

Б. или, либо, то-то, не то - не то

В. а, но, да (в значении но), однако, зато, же++

3. Определите вид предложения Стиснутая черными чащами и освещенная впереди паровозом, дорога похожа на бесконечный тоннель.

А. простое++

Б. сложносочиненное

В. сложноподчиненное

Г. бессоюзное

4. Найдите среди данных предложений сложносочиненное.

А. Смешно сказать, более часа мы проплутали в знакомом лесу и вернулись, как говорится, с пустыми руками.

Б. Споров больше не затевалось, а напротив, после обеда все были в хорошем настроении. ++

В. Белые медведи, похоже, скоро исчезли бы, если бы не было запрета охотиться на них.

5. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А. В избушке, распевая, дева прядет, и, зимний друг ночей, трещит лучина перед ней.

Б. Но вот во ржи и по основному полю пробежала первая волна, рванул ветер и в воздухе закружилась пыль.++

В. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики и, может быть, где-нибудь белеет ландыш.

6. В предложении Днем дул легкий ветерок и перепадал снежок опустите общий второстепенный член и запишите полученное предложение. (ДНЁМ)

7. Прочитайте предложение Отец заправил бензином машину и... Продолжите его дважды, добавив:

однородное сказуемое; Отец заправил бензином машину и поехал на работу.

простое предложение. Отец заправил бензином машину, и мы поехали в зоопарк.

8. Укажите предложение, структура которого соответствует схеме (знаки препинания не расставлены):

[Безличное], и [безличное].

А. Небо заволокло тучами и дождю конца не видится.++

Б. Объявили об окончании обеденного перерыва и приступили к прополке свеклы.

В. Становилось темно и мы долго плутали по лесу.

9. Спишите предложения, расставляя знаки препинания.

А. Мальчики сидели за столом, склонив головы, и, произнося шепотом слова, выполняли, по-видимому, какую-то работу, и я старался им не мешать.

Б. Ветер срывал листья с деревьев и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

В. Уже вечерело, и народ возвращался с полей.

Г. Его добрые глаза светились ясным светом, и худое лицо казалось прекрасным.

10. Дополните предложение Тучи закрыли небо, и от этого..., указывая на следствие. …стало темно.

Часть 4

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Снег шуршит под ногами и ему больше уже не белеть на мостовой.

Б. Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.

В.Тихо дышит лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.

Г. В лесу тихо-тихо и пахнет сосняком и травой.

1. Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знака препинания. А Б В Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А Б В Г

3. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А Б В Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[неопределенно-личное], и [безличное] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

То вдруг пустит трель соловей, то закрякает утка?

А. одновременность явлений

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом однако (знаки препинания не проставлены)

А. В кустах раздался шорох однако вскоре он затих.

Б. В кустах раздался шорох вскоре однако он затих.

Часть 5

Ознакомьтесь с предложениями, выполните задания.

А. Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.

Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.

В. В лесу торжественно и тихо и по-весеннему пахнет воздух.

Г. Я подошел к берегу моря, все глубже погружаясь в свои мысли и вдруг увидел корабль.

1. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой.

А Б В Г

2. Укажите сложносочиненные предложения.

А Б В Г

3. Найдите сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом.

А Б В Г

4. Строение какого предложения соответствует схеме:

[определенно-личное], и [двусост.] ?

5. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение

Первые паровозы потрясли мое воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины?

А. одновременность действий

Б. последовательность

В. чередование

Г. противопоставление

6. Найдите предложение с союзом тоже.

А. Мы с трудом добрались до леса, до избушки лесника то(же) добирались долго.

Б. Дней через десять, уже заканчивая поход, мы вновь попали в (то)же село.

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 27-36

Форма отчетности:

Письменный ответ



































ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.3 Сложноподчиненное предложение

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: познакомить со строением сложноподчиненного предложения; сформировать умение находить главное и придаточное (ые) предложения; сформировать умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

Вариант I

А1. Укажите верное утверждение.

1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.

А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?

1) Спасибо, что не забываете старика.

2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.

А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.

4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.

А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.

1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.

3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.

4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.

2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.

3) Где роскошь, там нет торговли.

4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.

2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.

3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.

4) Я знаю, что он шутит.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.

2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.

3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.

4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.

2) Если хочешь быть счастливым, будь им.

3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.

4) Даша забыла, зачем пришла.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Тому, что было, уже не бывать.

2) Я не должна его любить, ибо я замужем.

3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.

4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.

2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.

3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.

4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.

2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.

3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.

4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.

3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.

4) Что он не придет, мне было ясно сразу.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.

2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.

3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.

2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!

3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.

4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.

4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.

А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.

1)8 2) 7 3) 4 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?

Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложносочиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.

2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.

3) Мы знали что завтра будет не сделано.

4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.

2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.

3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.

4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.

Вариант II

А1. Укажите неверное утверждение.

1) Союзные слова только прикрепляют придаточное предложение к главному (или другому придаточному), но не являются членами придаточного предложения.
2) Придаточные обстоятельственные отвечают на вопросы обстоятельств.
3) Придаточные дополнительные отвечают на вопросы косвенных падежей.

А2. В каком предложении КОГДА является союзным словом?

1) Когда труд - удовольствие, жизнь хороша.
2) Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
3) Я сделаю это тогда, когда начнется праздник.

А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.

1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.

Когда наступало первое тепло, не было дня с самого моего раннего детства, чтобы я не ходил играть в ближний сад медицинской академии.

А4. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

1) Мы заглянули в длинный деревянный сарай, где живут преступники.

2) Я был бы в отчаянии, если бы вы не согласились.

3) Англичанин этот, про которого я упомянул, ищет приключений.

4) Когда наступил вечер, ему стало ещё тяжелее.

А5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным места.

1) Я знаю, где ты был. 2) Мы любим дом, где любят нас.
3) Там, где кончался лесок, ярко-зеленой оградой стояли бойкие, задорные кусты терна и крушины.

4) Изредка осенью выдаются такие дни, когда над рекой стелется густой туман.

А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.

1) Несмотря на то, что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветви распустившейся черемухи.

2) В течение нескольких дней было так холодно, что занятия отменили.

3) Цветы, оттого что их только что полили, издавали влажный, раздражающий запах.

4) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла, рыбак осторожно поднял его.

А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

1) Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них не надо.

2) Плохо, что звонят раньше времени. 3) Куда иголка, туда и нитка.

4) Он заговорил так же внезапно, как и зашёл.

А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

1) Если завтра будет такая же погода, то я утренним поездом поеду в город.

2) «Антилопа-гну» приняла присмиревшего грубияна и покатила дальше, колыхаясь, как погребальная колесница.

3) А какая операция, когда человеку перевалило за шестьдесят!

4) Это произошло в то время, когда никого не было.

А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

1) Везде, где только было местечко, росли подсолнечник и укроп.

2) Только косы, чтоб не мешали, подобраны на затылке.

3) Ров и стена, где торгуют разносчики, обращены к городу.

4) Теперь, когда всё решено, ты вздумала капризничать.

А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.

1) Я не оставлю вас, пока не дадите мне ответа.

2) Когда дым рассеялся, Грушницкого на площадке не было.

3) Если бы не он, непременно вышла бы драка.

4) Говори скорее, потому что я не люблю неизвестности.

А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.

1) Скажи ему, что дома никого нет.

2) Снег всё становился белее, ярче, так что ломило глаза.

3) Гонщик вернулся быстрее, чем мы предполагали.

4) Как ни малы реки Подмосковья, они питают влагой окрестные луга.

А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.

1) Везде, где не было мостовой, вдруг зазеленела трава.

2) Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, сколько им лет.

3) Каков привет, таков и ответ.

4) Окрик показался Аксинье настолько громким, что она ничком упала на землю.

А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.

1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.

2) Служи народу так, чтобы за него в огонь и в воду.

3) Он так весело рассмеялся, словно услышал самую остроумную шутку в своей жизни.

4) Я сделал все так, как указывал Евсеич.

А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.

1) Подложили цепи под колеса вместо тормозов, чтоб они не раскатывались, взяли лошадей под уздцы и начали спускаться.

2) Такой звон и пенье стояли на главной улице, будто возчик в рыбачьей брезентовой прозодежде вез не рельсу, а оглушительную музыкальную ноту.

3) Он сразу уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание.

4) Писать надо так, чтобы читатель видел изображение словами.

А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.

1) И чем ярче становились в его воображении краски, тем труднее ему было засесть за пишущую машинку.

2) Пришлось остановиться, чтобы навести порядок.

3) Я огорчился настолько, насколько это только было возможно.

4) Едва я накинул бурку, как повалил снег.

А16. Найдите лишнее предложение.

1) Трава по берегу озера росла густая, так как здесь было много влаги.

2) Чтобы почувствовать обаяние Москвы, надо побродить по ее старым переулкам.
3) Сирень зацвела рано потому, что установилась теплая погода.

4) А вора он затем не устерег, что хлебы печь собирался.

А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? Но тут увидел Чичиков что это был скорее ключник чем ключница та по крайней мере не бреет бороды а этот напротив того брил и казалось довольно редко потому что весь подбородок с нижнею частью щеки подходил у него на скребницу из железной проволоки какою чистят на конюшне лошадей.

1)4 2) 3 3) 5 4) 6

А18. Какая характеристика соответствует данному предложению (знаки не расставлены)?

Хозяин предложил гостям окончить вист после завтрака и все пошли в ту комнату откуда несшийся запах давно начинал приятным образом щекотать ноздри гостей и куда уже Собакевич давно заглядывал в дверь.

1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

2) сложноподчиненное предложение

3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью

4) сложное предложение с подчинительной связью

А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).

1) И стало тогда в лесу так темно точно в нем собрались сразу все ночи.

2) Он уже знал что и как делать с собой в случае нового обстрела.

3) Простор в который я вышел был устрашающе широк.

4) Они вернулись только что оттуда где строился новый мост через речку.

А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).

1) Он грозил сам прийти в село в случае если она не явится к нему.

2) Всякое дело надо делать хорошо коли взялся за него.

3) С нагорной высоты хорошо виделся мост через который все еще шли колонны отступающих солдат.

4) Он мог бы спастись и убежать даже в том случае если эти трое поднимут запоздалую тревогу.

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 37-95

Форма отчетности:

Письменный ответ







ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.4 Бессоюзное сложное предложение

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: повторить и закрепить знания о расстановке знаков препинания в бессоюзном сложном предложении, используя алгоритм действия для данной темы.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

I вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.

Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Нас охватило чувство страха … (причина).

Б. Я давно написал другу письмо … (противопоставление).

В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.

Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.

5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бурана?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. отделяет предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомые села, я обнаружил: они все стояли на реке.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.

2) Волнистые облака рассеялись и стало жарко.

3) До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.

4) Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

5) Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта - первой половине апреля.

II вариант

1. Какое утверждение является неверным?

А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.

Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее чётко, чем в союзных.

В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.

Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Всё вокруг побелело.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.

А. Мы хорошо отдохнули … (вывод или результат).

Б. Я взглянул на небо … (следствие).

В. Здесь нельзя проехать … (причина).

4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.

А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.

Б. Я подошёл к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.

5. Продолжите предложение Юноша говорил мало …, чтобы получились предложения следующих типов:

А. простое с однородными членами (без союзов)

Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую

В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой

6. Каково роль тире в предложении Ребята - их было четверо - держались в стороне?

А. разделяет подлежащее и сказуемое

Б. обозначает пропуск члена предложения

В. разделяет части сложного бессоюзного предложения

Г. выделяет вводное предложение

7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.

А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.

Б. Предложения рисуют быструю смену событий.

В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.

8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.

А. Второе предложение указывает причину того, о чём говорится в первом.

Б. Второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание.

В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение

Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми её признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим и не видели бы огня.

10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены).

1) Не спится няня здесь так душно.

2) Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озёра мало-помалу исчезли во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.

3) Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.

4) Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.

5) Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей.

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 96-107

Форма отчетности:

Письменный ответ










































ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.5 Сложное предложение с различными видами связей

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: углубить представления о структуре сложных предложений; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

Тест «Сложное предложение с разными видами связи» для 9 класса

1. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь заливал лес; на опушке, где находился Горбунов, образовались кипящие озера. (2) Ветви деревьев трепетали под тяжестью рушившейся на них воды. (3) В омрачённом, перекосившемся воздухе не стало видно немецких укреплений. (4) Но навесной обстрел противника не утихал. (5) Синеватые, призрачные столбы разрывов метались в тёмной толще ливня; вспышки огня перебегали по полю. (Берёзко Г.)
2. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Одевшись и накинув на плечи пальто, генерал вышел в сад, примыкавший к дому. (2) Начинало светать; безлиственные низкие яблони с искривленными ветвями толпились в посеревшем воздухе. (3) Командующий медленно прошёл по размокшей тропе к невысокому заборчику. (4) Сад был расположен на краю возвышенности, и отсюда смутно виднелась огибавшая ее полузатопленная дорога, - три тягача тащились там, волоча тяжёлые длинностволые пушки. (5) Командующий - высокий, тучный, в просторном пальто - смотрел сверху. (6) Машины ревели, задыхаясь, и малиновый огонь рвался из выхлопной трубы. (Берёзко Г.)
3. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дождь ушел на запад, но в лесу снова потемнело. (2) С востока наплывала синяя, в полнеба, туча, на ее фоне ярко выделялись белые стволы берез. (3) Горбунов смотрел в бинокль, стоя на коленях около дерева. (4) В нескольких шагах от командира присел Уланов. (5) Он видел: по полю, далеко впереди, переползают люди, плохо различимые отсюда, потому что были чуть светлее земли. (6) Николай знал, что это движется на усиление третьей роты сводная группа. (7) Нетерпеливо ожидая дальнейших событий, он даже досадовал на то, что атака происходит недостаточно быстро. (Берёзко Г.)
4. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Ребята облазили весь остров в поисках нерастаявшего снега. (2) Серёже Колтовому посчастливилось найти в расселинах между скалами остатки прошлогоднего, спрессовавшегося, как лед, снега. (3) Тайком от Петровича Серёжу спустили, на верёвке, он топором рубил снег и в ведре отправлял его наверх. (4) Лазить по скалам при штормовом ветре было опасно. (5) Петрович категорически запретил это делать, но ребята украдкой приносили Ильиничне вёдра прошлогоднего снега. (6) Она ворчала, грозила пожаловаться бригадиру, но от снега не отказывалась: надо же было готовить обед. (Вурдов Н.)
5. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Дни стоят тёплые. (2) В воздухе разлита весенняя прохлада. (3) Величава и спокойна тайга, но это только кажущееся спокойствие: внутри каждого дерева, каждого кустика идет огромная работа. (4) День и ночь корни всеми своими мочками сосут влагу из земли, обильно напоенной недавно стаявшим снегом. (5) Уже распушились белоснежные барашки на тальниках, пожелтели сережки на ольхах, хотя корни лежат еще под снегом. (6) На крошечных лужайках пока нет зелени, цветов, но и тут идёт неутомимая деятельность. (7) Хорошо в эти майские дни в тайге! (Федосеев Г.)
6. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Бабушка целыми днями сидела на завалинке под расколовшейся черешней. (2) У черешни уже высох один ствол, тот, что обнимал и хранил дом. (3) Второй ствол все ещё с безнадежной настойчивостью устремлялся в небо. (4) Бабушка Одарка ждала внука и медленно, незаметно впадала в дремучую дремоту. (5) И не слышала она уже ни шороха листьев над головой, ни птичьего перезвона - мир потухал и отдалялся от нее со всей своей суетой. (6) Лишь грохот войны еще слышала она и вздрагивала от этого грохота. (7) И думалось ей: из-под корней этой косолапой черешни, которую она когда-то и зачем-то посадила, идёт он, из самого нутра земли, из чёрного чрева ее. (Астафьев В.)
7. Среди предложений 1-9 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Когда Сергей Николаевич открыл глаза, солнце уже заливало хату горячим светом. (2) Крашеные половицы блестели, в раскрытое окно с жужжанием влетали пчелы, на занавеске билась пёстрая бабочка. (3) Николай Григорьевич еще крепко спал, свесив с кровати руку. (4) В кухне было пусто. (5) Где-то во дворе слышалась добродушная воркотня Матвеича. (6) Сергей Николаевич сладко потянулся и зажмурил глаза. (7) Что-то снова напомнило ему далёкое детство, ночёвки у дядьки Матвеича, быструю речку под горкой и серебряную плотву, которую он ловил зелёной ивовой корзинкой. (8) Даже сон в эту ночь у него был крепкий, непробудный, как в детстве. (9) И только на рассвете приснилось ему, что на реке встают громадные валы и с гулким шумом обрушивается на берег вода... (Осеева В.)
8. Среди предложений 1-6 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Наступала любимая всеми архангелогородцами белая ночь. (2) Солнце опустилось за горизонт, оставив над собой широкую полосу заката. (3) Было светло как днём, но это был какой-то особый, не дневной свет. (4) С одного из пароходов доносилась тихая музыка... (5) Раньше в эту пору набережная была заполнена молодёжью, много было и пожилых людей, которым не давала спать белая ночь. (6) Теперь только несколько парочек гуляло вдоль крутого берегового откоса, да иногда проходили патрульные солдаты и краснофлотцы. (Вурдов Н.)
9. Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) На мостике стояли капитан Замятин, начальник экспедиции и несколько человек из команды. (2) С напряженными, сосредоточенными лицами они глядели на море и небо. (3) Все понимали, что суда проходят теперь особенно опасный участок Баренцева моря: в любую минуту может вынырнуть из глубины перископ подводной лодки, а в небе появиться фашистский самолет. (4) Собранность моряков передалась ребятам: все стали сдержаннее, серьёзнее. (5) Десятки глаз следили за поверхностью беспокойного моря, за серыми, быстро бегущими облаками. (Вурдов Н.)
10. Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1) Туловище у кайры вальковатое, ноги отодвинуты далеко назад, а пальцы соединены плавательными перепонками. (2) По земле кайра передвигается медленно и неуклюже, взлететь может только со скалы и с воды. (3) Она отлично плавает, а нырять может на глубину до десяти метров, под водой передвигается с помощью крыльев. (4) Весит кайра до двух килограммов, мясо ее съедобно. (5) Единственное яйцо кайра кладет прямо на скалы, оно имеет такую форму, что не скатывается с камней. (6) Яйцо кайры равно по весу двум куриным и не уступает им в питательности. (7) Местные промышленники собирают яйца кайры также и для приманки песцов. (Вурдов Н.)

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 108-116

Форма отчетности:

Письменный ответ









ЗАДАНИЯ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Раздел № 1 Синтаксис и пунктуация

Тема № 1.6 Общие сведения о языке

Задание № 1 Изучение страниц учебника.

Задание № 2 Выполнение теста.

Цель задания: формировать у учащихся понятие о науке лингвистике, о функции и элементах языка.

Методические указания по выполнению задания для внеаудиторной самостоятельной работы

1. Проанализировать литературу по заданной тематике.

2. Выполнить тест

Вопросы для самоконтроля

Общие сведения о языке

1. Отметьте правильные утверждения.

1) В современном языке 33 буквы.

2) Деепричастия не имеют окончаний.

3) В каждом слове может быть только один корень.

4) По цели высказывания предложения бывают восклицательные и вопросительные.

Фонетика

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) маяк

2) солнце

3) щель

4) бульон

3. В каких словах только звонкие согласные?

1) берег

2) здание

3) лунный

4) разговор

Словообразование и состав слова

4. Какие слова состоят из одной приставки, одного корня, одного суффикса и одного окончания?

1)мировоззрение

2)примечает

3)невинный

4)расчетливый

5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1) бельчонок

2) березовый

3) набело

4) барабанщик

Лексика

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?

1) глазное яблоко

2) время бежит

3) свежие новости

4) плодовые деревья

7.Какие слова не имеют синонимов?

1) гипотенуза

2) ошеломить

3) лингвистика

4) перечень

Морфология

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

1) вуаль

2) судья

3) тушь

4) тихоня

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

1) спать

2) стелить

3) погнаться

4) клеить

10. В каких предложениях есть наречия?

1) Вы говорите по-английски?

2) Около дома был сад.

3) Никогда не разговаривайте с неизвестными.

4) Мой друг жил в доме напротив.

Орфография

11. В каких словах пишется буква А?

1) колыш_щийся туман

2) выкач_нный из мяча воздух

3) ск_акать на лошади

4) уборочная к_мпания

12. В каких словах пишется буква И?

1) он уже бре_тся

2) зам_рать

3) панц_рь черепахи

4) ответить в течении_ недели

13. В каких словах пишется буква О?

1) ож_г левой руки

2) ловкий ж_нглер

3) тр_диция

4) сильно огорч_н

14. В каких словах пишется буква Е (Ё)?

1) трущ_бы

2) ещ_

3) крыж_вник

4) туш_нка

15. В каких словах пишется буква З?

1) человек бе_ совести

2) и_поведь

3) бе_вкусный

4) _дание

16. В каких словах пишется мягкий знак?

1) об_ект

2) упасть навзнич_

3) острич_ся наголо

4) десять задач_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

1) гости_ая

2) коло_альный

3) труже_ик

4) а_омпанемент

18. Каких словах пишутся через дефис?

1) (из) за угла

2) (северо) западный

3) (пол) литра

4) (как) будто

19. В каких словах пропущена буква?

1) буду_щее

2) гигин_ский

3) маринован_ые грибы

4) гране_й стакан

Синтаксис

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Я покинул город забыть, который никогда не смогу.

2) Ты, кажется меня не слушаешь?

3) Сделал дело - гуляй смело.

4) Луна как бледное пятно.

5) На столе все было в беспорядке - тетради, книги, кассеты с записями.

6) Царь зверей или лев недаром носит свое величественное прозвище.

7) У реки течение было быстрым и вода прозрачной.

8) Волков бояться: в лес не ходить.

9) «Ну, а что ты любишь? - спросил Борис Сергеевич. - Любишь больше всего на свете?»

10) Медленно, спокойно, как бы спрашивая, кто мы и что нам надо, птица наклонила голову и сложила крылья.

Речевые нормы

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

1) свекла

2) принял

3) каталог

4) щавель

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

1) На празднование юбилея композитора собралась вся музыкальная аэлита.

2) Глядя в небо, меня всегда удивляют звезды.

3) Вторая серия оказалась более интереснее первой.

4) Космонавты пробыли на орбите около двухсот суток.

5) На уроке химии рассказывали об одном из выдающихся деятелях этой науки.

6) Летом надо пить только пастеризованное молоко.

7) Осторожно! Идет ремонт малярных работ.

8) Образ Пугачева в романе противоречив.

9) Объект будет сдан в две тысячи пятом году.

10) Он негодовал от возмущения.

11) В повести «Метель» повествуется о том, как природа сыграла решающую роль в судьбе героев.

2 вариант

Общие сведения о языке

1. Отметьте правильные утверждения.

1) В русском языке 10 гласных букв.

2) Суффикс всегда стоит после корня.

3) Наречия имеют окончания.

4) Главная функция языка - быть средством общения.

Фонетика

2. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

1) акация

2) гигантский

3) майор

4) мебель

3. В каких словах только глухие согласные?

1) вскачь

2) покой

3) исчез

4) стружка

Словообразование и состав слова

4. В каких словах содержится одна приставка, один корень, один суффикс и одно окончание?

1)проблемный

2)фотосъемка

3)международный

4)издавна

5. Какие слова образованы суффиксальным способом?

1) подоконник

2) учебник

3) возвращаясь

4) докрасна

Лексика

6. Какие из подчеркнутых слов употреблены в переносном значении?

1) белый голубь

2) мелкая тема

3) нудный дождь

4) город спит

7.Какие слова не имеют синонимов?

1) языкознание

2) катет

3) список

4) обескуражить

Морфология

8. Какие существительные относятся к женскому роду?

1) туфли

2) тюль

3) шампунь

4) задира

9. Какие глаголы относятся к I спряжению?

1) прийти

2) жить

3) удержаться

4) брить

10. В каких предложениях есть наречия?

1) Никто не знал ответа

2) Приготовьте мне кофе по-турецки.

3) Впоследствии он стал хорошим музыкантом.

4) Сегодня мне некогда.

Орфография

11. В каких словах пишется буква А?

1) тяжело дыш_щий

2) дружеская к_мпания

3) ч_столюбивый человек

4) прир_внять величины

12. В каких словах пишется буква И?

1) электроф_кация

2) песс_мист

3) впоследств_е засухи

4) ун_кальный случай

13. В каких словах пишется буква О?

1) п_лисадник

2) мясной буль_н

3) ноч_вка

4) возмущ_нный

14. В каких словах пишется буква Е?

1) чащ_ба

2) ид_ология

3) просв_щение

4) изв_нение

15. В каких словах пишется буква З?

1) и_чезнуть

2) бе_застенчивый

3) _борник

4) огорчаться бе_причины

16. В каких словах пишется мягкий знак?

1) уйти проч_

2) суб_ективный

3) намаж_ хлеб маслом

4) стая туч_

17. В каких словах пишется двойная согласная?

1) и_юминация

2) тетради провере_ы

3) прогре_

4) мирово_рение

18. Каких словах пишутся через дефис?

1) (то) же самое

2) (древне) русский

3) (пол) августа

4) (по) немецки

19. В каких словах пропущена буква?

1) эф_ективный

2) пирож_ное с кремом

3) медная провол_ка

4) квашен_ая капуста

Синтаксис

20. В каких предложениях есть пунктуационные ошибки?

1) Люблю я бешеную младость и тесноту, и блеск, и радость.

2) Лес рубят: щепки летят.

3) Гостю кажется надоело ждать.

4) Ласковое слово что солнышко в ненастье.

5) Если человек попадет в Литву, дорога его обязательно приведет сюда в Тракай.

6) «Мы слыхали, - осторожно начали мы, - у вас тут русалки и ведьмы водятся?»

7) По добычи нефти или черного золота наша страна стоит на одном из первых мест в мире.

8) К вечеру ветер разогнал тучи и дождь стих.

9) Инверсия - одна из самых распространенных стилистических фигур, суть которой в особом расположении слов нарушающем обычный порядок.

10) Мы поднялись на бугор: внизу мелькали белые головы ребятишек и слышались их голоса.

Речевые нормы

21. В каких словах ударение падает на первый слог?

1) звонит

2) торты

3) начал

4) туфля

22. В каких предложениях есть речевые ошибки?

1) Проходя под железнодорожным мостом, над моей головой промчался поезд.

2) Особое значение мы уделяем работе над подготовкой к экзаменам.

3) Легкоатлетам оставалось пробежать до финиша еще более триста метров.

4) Поезд прибыл на станцию согласно расписанию.

5) Несколько студентов кафедр факультетов вузов страны стали победителями всероссийского конкурса.

6) Ученик подготовил доклад об одном из ученых-лингвистах.

7) Борьба с ликвидацией преступности идет успешно.

8) В романе «Герой нашего времени» сопоставляют двое героинь: Бэла и княжна Мэри.

9) Встреча Чацкого с Фамусовым не принесла ему ничего хорошего.

10) Спускаться с обрыва еще труднее, нежели чем взбираться наверх.

11) Взвесьте, пожалуйста, пять килограммов картошки.

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 117-131

Форма отчетности:

Письменный ответ

Рекомендуемая литература:

1. Русский язык. 9 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / [С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов и др.]. - М. : Просвещение, 2011 С. 96-116

Форма отчетности:

Письменный ответ



© 2010-2022