Урок развития речи «Тайна цвета» (по технологии развивающего обучения)

Развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Для формирования такой деятельности ставятся следующие цели и задачи: Развивающие: направлены на познавательную сферу школьника (развитие восприятия, памяти, творческих способностей.)Образовательные: ориентированы на развитие предметных знаний, умений и навыков.Для достижения данных целей реализуются  следующие принципы: а) принцип творчества (развитие креативных качеств личности); б) принцип мини...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №17




Урок развития речи

«Тайна цвета»


(По технологии развивающего обучения)




Учитель Голова Е.В.


-





Новочеркасск 2013

Тема урока: Тайна цвета

Цели:

1) составление описания предмета с учетом меняющейся формы и цвета;

2) развитие ассоциативного мышления, воображения, письменной и устной речи; умения видеть и чувствовать прекрасное;

3) воспитание интереса к различным видам искусства.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя

(чтение стихотворения В.Г.Абрамова)

Скажи, скажи, художник,

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер?

Скажи, какого цвета

Зима, весна и лето?

Ромашку сделай белой,

Гвоздику сделай красной,

Лилию - оранжевой,

Желтым - одуванчик.

И мы увидим тоже:

Какого цвета дождик,

Какого цвета ветер,

Какого цвета вечер,

Поймем, какого цвета

Огромная планета!

2. Определение целей и задач урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Почему вы так решили?

(Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира?)

(оформление тетрадей)

- Что такое цвет? Что обозначает это слово? (выяснение определения, запись.)

3. Беседа с классом

- Почему именно художника просит автор рассказать о цветной планете?

(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и показать нам красоту самых обычных явлений.)

- Как художник рассказывает обо всех красках жизни?

(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)

Сегодня за работу на уроке вы будете получать жетоны разного цвета.

Определите, какого цвета могут быть оценки "5", "4", "3", "2"? Свой ответ обоснуйте.

(Оказывается, каждая оценка имеет свое цветовое настроение, значит, цветом можно выразить и настроение человека.)

Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему настроению. Объясните.

- А можно ли определить и изобразить настроение цвета?

Изобразите мимикой и жестами следующие цвета: желтый, черный, красный, зелёный.

4. Устное рисование.

Какого цвета день, ночь, утро, вечер?

Рассмотрите иллюстрации, представленные на доске. Какаие ассоциации у вас возникают?

5. Беседа с классом

- Зачем нужен цвет? Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения?

- В каком случае мы говорим "черные мысли", "голубые мечты", "серая личность"? Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление? (Алые паруса, розовая мечта, белое пятно.)

- Какого цвета по-вашему зло? Почему вы так думаете?

- Какого цвета добро?

6. Лексическая работа.

- Я думаю, что предмет, который может радовать и детей, и взрослых, изобрел добрый человек.

Оптический прибор - игрушка в виде трубки; внутри три продольных, сложенных под углом зеркала; при поворачивании трубки разноцветные стеклышки или камешки, находящиеся между зеркалами, отражаясь в них, образуют красивые симметричные узоры, быстро меняющиеся с каждым поворотом трубки.

(Калейдоскоп - от гр. "красивый" + "вид" + "смотрю")

Учащиеся рассматривают узоры в калейдоскопе.

Задание: расскажите классу, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет? В работе вам помогут следующие слова и словосочетания:

  • посередине расположены;

  • внутри образуют;

  • вокруг сливаются;

  • рядом находятся;

  • по краям разбросаны;

  • ближе к центру размещаются;

  • дальше разбегаются.

7. Неречевая творческая деятельность.

Составить свой узор при помощи цветных геометрических фигур. (Один ученик составляет узор на магнитной доске, остальные на партах.) Описание увиденного.


8. Слово учителя.

Как мы уже говорили, цвет вызывает различные ассоциации, но также

цвет влияет на мышление. Познакомимся с интересной методикой известного американского психолога Эдварда де Боно. Он предлагает при решении творческих задач выполнять по одному мыслительному действию, т.е. мысленно снимать и надевать шляпы определённого цвета. Всего их шесть (белая - отвечает за факты и информацию; красная - эмоции, чувства, интуиция; чёрная - истина, здравый смысл; жёлтая - преимущества, выгода; зелёная - исследования, новые идеи.)

9. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Составить узор из цветных геометрических фигур, описать его, используя прилагательные, обозначающие цвет.

Урок развития речи «Тайна цвета» (по технологии развивающего обучения)






Урок развития речи «Тайна цвета» (по технологии развивающего обучения)

© 2010-2022