Рабочая программа по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОДБ.01 Русский язык



























2014 г.


Рабочая программа учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК разработана на основе Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку.

Организация-разработчик: Государственное областное автономное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства».

Разработчики:

преподаватель русского языка Знаменщикова И.А.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

преподаватель русского языка Бобряшова С.А.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

преподаватель русского языка Кушнарёва А.В.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

Рекомендована Методическим советом ГОАПОУ «ЛКТиДХ».

Заключение Методического совета №____________ от «____»__________20__ г.







СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РУССКИЙ ЯЗЫК


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессий технического профиля.

УК 23.00.00. Техника и технология наземного транспорта

23.01.03 Автомеханик

23.01.06 Машинист дорожных и строительных машин

23.01.07 Машинист крана (крановщик)

23.01.08 Слесарь по ремонту строительных машин

УК 15.00.00. Машиностроения

15.01.17 Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована для получения общего среднего образования на базе основного общего образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:

Изучение дисциплины «Русский язык» осуществляется в рамках изучения дисциплин общеобразовательного цикла (базовый уровень).

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение русского языка на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

  • понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

В результате освоения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся 117 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 78 часов;

самостоятельной работы обучающихся 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:


контрольные работы

9

Самостоятельная работа обучающихся (всего)

39

в том числе:



Выполнение реферата

Работа со словарем

26

13

Итоговая аттестация в форме обязательного письменного экзамена (сочинения).

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык».

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Общие сведения о языке.

Содержание учебного материала:

2


1.Русский язык в современном мире. Русский язык - национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык общения. Русский язык - язык художественной литературы. Русский язык как развивающееся явление. Понятие о русском литературном языке и его нормах.

2

Лабораторные работы

-



Практические занятия

-

Контрольные работы.

-

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем


1

Тема 2.

Текст как продукт речевой деятельности.

Содержание учебного материала:

12

1.Текст как продукт речевой деятельности

2

2.Функционально-смысловые типы текста: повествование, описание, рассуждение.

2

3.Рецензирование текста

2

4.Абзац.

2

5.Сокращение текста. План, тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация, рецензия

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем


7

Тема 3

Фонетика. Орфоэпия. Орфография.

Содержание учебного материала:

4

1.Основные орфоэпические нормы русского языка.

2

2. Связь фонетики с орфографией.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем


1


Тема 4.

Морфемика.


Содержание учебного материала:

3

1.Морфема - минимальная значимая единица языка. Виды морфем: корень, приставка, суффикс. Чередование звуков в морфемах. Основа слова. Основные способы образования слов.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение реферата


1

Тема 5.

Лексика. Фразеология.



Содержание учебного материала:

8


1. Понятие о слове. Многозначность слова.

2

2. Омонимы и синонимы в русском языке, их виды и особенности употребления


2

3. Антонимы и паронимы, их употребление в речи

2

4. Лексика с точки зрения происхождения

2

5. Активный и пассивный запасы лексики русского языка, сферы употребления слов

2

6. Фразеологизмы, их особенности употребления

2

7. Словари русского языка

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

Работа со словарем


4

Тема 6. Морфология.

Содержание учебного материала:

12

Система частей речи в русском языке. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие. Грамматическое значение самостоятельных частей речи. Морфологическое значение самостоятельных частей речи. Синтаксическая роль самостоятельных частей речи. Служебные части речи. Основные морфологические нормы русского языка.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы.

1

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение реферата


6

Тема 7. Синтаксис

Содержание учебного материала:

19

1.Словосочетание и предложение. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

3

2. Сложное предложение: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное. Способы передачи чужой речи.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы.

2

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение реферата


10

Тема 8. Стили речи

Содержание учебного материала:

18





















3

8

1. Стили речи

2

2. Научный стиль

2

3. Лексические особенности научного стиля

2

4. Термины

2

5. Особенности публицистического стиля, используемые в нем средства

2

6. Жанры публицистического стиля. Путевой очерк

2

7. Портретный очерк

2

8. Проблемный очерк

2

2

2

9. Устное выступление. Доклад.

2

10. Интервью

2

11. Дискуссия

2

12. Официально - деловой стиль речи

2

13. Применение официально-делового стиля речи

2

14. Разговорный стиль

2

15. Художественный стиль

2

16. Виды тропов и стилистических фигур

2

17. Анализ лирического стихотворения

2

18. Наблюдения над художественным текстом.

2

Лабораторные работы

-


Практические занятия

-

Контрольные работы.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение реферата


9


Всего:

117


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык».

Оборудование учебного кабинета:

  • оборудованное рабочее место преподавателя;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • таблицы к урокам по русскому языку.

Технические средства обучения: ноутбук, проектор, экран.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение, 2014

  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2014.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 10-11 классы. Учебник для общеобразоват. Учрежд. - М., 2013.

  4. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. 10-11 кл. - М., 2014.

  5. Шклярова Т.В. Справочник по русскому языку для школьников и абитуриентов. - М., 2014.

Дополнительные источники:


  1. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - СПб., 2014.

  2. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. - СПб., 2014.

  3. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2014

  4. Лекант П.А. Орфографический словарь русского языка. Правописание, произношение, ударение, формы. - М., 2013

  5. Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М., 2013

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Около 60 000 слов и фразеологических выражений. - 27-е изд., испр. и доп. /Под общей ред. Л.И. Скворцова. - М., 2014

  7. Скворцов Л.И. Большой толковый словарь правильной русской речи. - М., 2014

  8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М., 2014

  9. Через дефис, слитно или раздельно? Словарь-справочник русского языка / Сост. В.В. Бурцева. - М., 2013

Интернет-ресурсы:

  • gramota.ru/

  • rus.1september.ru/

  • slovari.ru/


4.Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины


Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе наблюдения деятельности обучающегося при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

Знания:

связь языка и истории, культуры русского и других народов


оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь


оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

оценка деятельности обучающихся при выполнении заданий, тестирования, проверочных работ.

1


© 2010-2022