- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тематическое планирование. Литература. Бунеев Р. Н. 9 класс
Тематическое планирование. Литература. Бунеев Р. Н. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Артемьева Л.Г. |
Дата | 14.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
№ | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
План | Факт | ||||||||
1
I
Ч Е Т В | Древнерусская литература Роль художественной литературы в духовной жизни человека. Взросление личности и ее читательских интересов, вкусов, пристрастий. |
1 | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективная | Лекция с элементами беседы Проверка записей в тетради, фронтальный опрос
| Знать основные признаки понятий: художественный образ и художественная литература, литературный характер, литературный тип. Уметь конспектировать статью учебника и лекцию учителя. | Отв.на вопр.-стр.6,13(1-7),16(1-3)-всем 1уч.- сообщение стр.20 2уч.- стр.21-22 3уч.-стр.22-23 4уч.-24-26 |
|
|
2 | Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси. Патриотизм древнерусской литературы. «Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы. Композиция, поэтический язык «Слова…». | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, сообщения учащихся. Проверка записей в тетради, фронтальный опрос
| Знать характерные особенности эпохи, отраженные в изученном произведении; сюжет, особенности композиции и системы образов; типическое значение характеров главных действующих лиц; жанровые особенности. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художеств-го своеобразия. Совершенствование навыков конспектирования. | Перечитать текст «Слова..»; подготовить понравившийся фрагмент на выразительное чтение 1гр.- характеристика героев; 2гр.- предзнаменования |
|
|
3 | Эпичность и лиризм в изображении русской земли судеб русских людей. Патриотический пафос произведения. | 1 | Урок совершенствования умений и навыков анализа | Коллективная индивидуаль ная | Выступления учащихся, аналитическая беседа, фронт. опрос | Уметь работать по плану, анализ текста, выразительное чтение. | Выучить наизусть вступление или плачь Ярославны |
|
|
4 К | Практический урок. Проверка техники чтения. | 1 | Урок проверки и коррекции ЗУН | Индивидуальная | Чтение, чтение наизусть | Развитие безошибочного чтения с пониманием содержания. | Работа по РР- стр.46-48 |
|
|
5 | Литература 18 века Эпоха Просвещения. Классицизм как литературное направление. |
1 | Изучение нового материала | Коллективная | Лекция с элементами беседы | Знать развитие литературы в 18в., особенности классицизма. Совершенствование навыков конспектирования. | Подготовить сообщение на тему: 1 гр.- биография Ломоносова; 2гр.- открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных разработках; 3гр.-теория трех штилей. Всем- читать выразительно «Оду на день восшествия…» |
|
|
6-7 | М.В.Ломоносов - реформатор литературного языка и стиха. Прославление Родины, природы, науки и просвещения. Тема поэта и поэзии. | 2 | Изучение нового материала | Коллективная индивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, фронтальный опрос
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя; жанровую особенность произведения. Уметь анализировать; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение; выразительно читать отрывки. | Подготовить сообщение на тему: 1уч.- о судьбе и личности Державина; Всем - выучить записи; 1гр.- стр.79 воп.1-3, 2гр.- стр.80 |
|
|
8 | Г.Р.Державин. Сочетание одических, сатирических начал в поэзии Державина, расширение её жанровых границ.
| 1 | Изучение нового материала | Коллективная индивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, сообщение учащегося, фронтальный опрос
| Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя; жанровую особенность произведения. Уметь анализировать; определять принадлежность произведения к одному из литературных родов; выявлять основные проблемы; обосновывать свое мнение; выразительно читать отрывки. | Всем- чтение комедии «Недоросль». Выучить стихотворение «Властителям и судиям».
|
|
|
9 РР | Пишем доклад. | 1 | Совершенствование ЗУН | Коллективная | Работа по плану, с текстом | Владеть навыками подготовки к докладу. | 1уч.- сообщение о творчестве Фонвизина; 1гр.- охарактеризовать Митрофана; 2гр.- Как вы понимаете смысл названия комедии? |
|
|
10-11 | Д.И.Фонвизин. Сатирическое изображение невежества и безнравственности в произведении Фонвизина «Недоросль». | 2 | Семинар | Коллективнаяиндивидуаль ная | Сообщение учащегося, фронтальный опрос тест | Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя; жанровую особенность произведения. Уметь аргументировать свой ответ, используя текст произведения, выявлять основные проблемы, давать характеристику героям | Подготовить материалы о Карамзине. |
|
|
12 | Н.М.Карамзин. Судьба Карамзина - историка, писателя, общественного деятеля. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная | Лекция учителя, аналитическая беседа | Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателя; жанровую особенность произведения, особенности сентиментализма. Уметь выделять художественные детали для навыков анализа.
| Всем- перечитать повесть «Бедная Лиза»,отв.на вопросы на стр.112-113 Инд.-стр.105 |
|
|
13 | Изображение в повести Карамзина «Бедная Лиза» жизни простых людей. | 1 | Урок совершенствования умений и навыков анализа | Коллективная | Комментированное чтение, беседа | Знать жанровую особенность произведения. Уметь выделять художественные детали для навыков анализа. | Подготовить сообщения- 1-стр.118-123, 2-стр.124-127, 3-стр.127-129. Опережающее зад.- читать Грибоедова «Горе от ума» |
|
|
14 | Русская литература первой половины 19в. Романтизм н.19в. Особенности развития литературы в первой половине 19 века. Появление русского романтизма. |
1 | Изучение нового материала
| Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, фронтальный опрос | Знать развитие литературы в 19в., особенности романтизма. Совершенствование навыков конспектирования. | Всем- выучить лекцию; 1гр.- подготовить сообщение о Жуковском, 2гр.- о Батюшкове |
|
|
15-16 | Русские романтики В.А.Жуковский и К.Н.Батюшков.
| 2 | Комбинированный | Коллективнаяиндивидуаль ная | Сообщения учащихся, анализ стихотворений | Знать основные этапы жизненного и творческого пути писателей. Владеть навыками анализа стихотворного текста. | Выучить стихотворение Жуковского «Море» |
|
|
17 РР | Учимся читать лирический текст. | 1 | Урок совершенствования умений и навыков анализа | Коллективная | Работа с текстом, чтение наизусть |
| Всем- перечитать 1 дей-е комедии «Горе от ума»; проанализировать список действующих лиц |
|
|
18
| Реализм в русской литературе А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
| 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, фронтальный опрос
| Знать творчество писателя. Владеть навыками конспекта. | Всем- перечитать 2-3 дей-е, ответить на вопросы: 1гр.- воспроизвести цепочку: как родилась сплетня о сумасшествии Чацкого? 2гр.- охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их индивидуальные и общие черты |
|
|
19 | Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим».
| 1 | Совершенствование ЗУН | Коллективная | Комментированное чтение, фронтальный опрос
| Уметь использовать полученные знания на практике. | Всем- прочитать 4 дей-е, Выучить монолог- 1-Чацкого, 2-Фамусова |
|
|
20 | Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство традиции в комедии.
| 1 | Обобщение пройденного материала | Коллективнаяиндивидуаль ная | Аналитическая беседа, чтение наизусть, фронтальный опрос, тест
| Уметь делать анализ эпизодов, рассуждать. Владеть навыками выразительного чтения. | Всем: заполнить таблицу-сравнение «века нынешнего» и «века минувшего» |
|
|
21-22 РР | Сочинение-рассуждение на литературную тему по комедии Грибоедова «Горе от ума». | 2 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Коллективнаяиндивидуаль ная | Работа с текстом | Уметь составлять план к сочинению, делать анализ эпизодов, рассуждать. | Подготовиться к проектной работе |
|
|
23
| А.С.Пушкин. Личность поэта, его судьба. | 1 | Изучение нового материала | Групповая | Выступления учащихся, презентации | Знать творчество писателя. Уметь составлять презентацию. | Опережающее задание: читать роман Пушкина «Евгений Онегин» |
|
|
24 | Тема свободы в лирике поэта. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Коллективная | Беда, анализ стихотворений | Уметь анализировать стихотворение, владеть навыками выразительного чтения. | Выучить 1- «К Чаадаеву», 2-«Я памятник воздвиг…» |
|
|
25 | Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. | 1 | Урок-практикум | Групповая | Чтение наизусть, анализ стихотворений | Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; выявлять изобразительно-выразительные средства языка; выразительно читать. | Всем- подготовить информацию. 1-Гончарова, 2-Раевская, 3-Керн, 4-Воронцова, 5-Ризнич, 6-Ушаковы. Выучить стихотворение на выбор. |
|
|
26 | Любовь как высокая очищающая сила. Любовная лирика А.С.Пушкина.
| 1 | Урок-концерт | Коллективная | Выступления учащихся, чтение наизусть | Уметь правильно подбирать материал для выступления, выразительно читать. Знать, кому были посвящены стихи о любви. | Всем- перечитать роман «Евгений Онегин», ответить на вопросы по тетради |
|
|
27 РР II Ч Е Т | Интерпретация лирического стихотворения. | 1 | Урок-практикум | Коллективная | Беседа, работа с текстом | Уметь выражать свои мысли. Владеть навыками интерпретации произведения. | Интерпретировать любое стихотворение Пушкина |
|
|
28
| «Евгений Онегин» - первый реалистический роман в стихах в русской литературе. Творческая история произведения. Онегинская строка. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная индивидуальная | Беседа-анализ, слово учителя, опрос | Знать текст изучаемого произведения; сюжет, особенности композиции и жанровую особенность.
| 1гр.- мое представление об Онегине; 2гр.- о Ленском.
|
|
|
29 | Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная | Беседа-анализ, работа с опорной схемой | Знать системы образов произведения; типическое значение характеров главных действующих лиц; составлять индивидуальную, сравнительную характеристику героев произведения. | Презентации - 1-Татьяна, 2-Онегин |
|
|
30 | Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
| 1
| Совершенствование знаний, умений, навыков | Групповая, коллективная | Беседа-анализ, работа с опорной схемой | Уметь работать с текстом. выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку героя; обосновывать свое мнение Владеть навыками пересказа от лица героев. | Выучить: Мальчикам- отрывок письма Онегина; девочкам- Татьяны. |
|
|
31 | Реализм в русской литературе 19 века. | 1 | Изучение нового материала
| Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, фронтальный опрос | Знать развитие литературы в 19в., особенности реализма. Совершенствование навыков конспектирования. | Ответить на вопросы на стр.242, выучить конспект |
|
|
32 | Роман «Евгений Онегин» как первый русский реалистический роман. Роман Пушкина в оценке Белинского. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективнаяиндивидуаль ная | Тест, работа с текстом, беседа | Знать оценку изученного произведения в литературно-критических статьях. Уметь применять полученные знания. | Ответить письменно на вопрос 2 - 1 гр., 2 - 4 вопрос. |
|
|
33-34 РР | Сочинение-рассуждение на литературную тему. Учимся писать вступление. | 2 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Коллективнаяиндивидуаль ная | Работа с текстом | Уметь составлять план к сочинению, делать анализ эпизодов, рассуждать. | Всем- по сборнику стихотворений М.Ю.Лермонтова найти стихи, написанные в различные периоды творчества по таблице в тетради |
|
|
35 | М.Ю.Лермонтов. Трагичность судьбы поэта.
| 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Лекция с элементами конспектирования и беседы
| Знать творчество писателя. Владеть навыками конспекта. | Всем- выразительное чтение наизусть стихотворения «Родина»; Подобрать стихи, где главной темой является Родина, подобрать цитаты |
|
|
36 | Пафос непокорности, вольности, бунтарства в лирике Лермонтова.
| 1 | Урок-мастерская
| Коллективнаяиндивидуальная | Аналитическая беседа | Знать значение новых слов. Уметь выражать свои мысли, анализировать. | Выучить стихи 1-«Родина», 2-«И скучно и грустно, и некому руку подать». Подготовить выступления. |
|
|
37-38 | Размышления поэта о жизни, любви, творчестве. Два взгляда на личность Лермонтова. | 2 | Комбинированный | Коллективная индивидуальная | Чтение наизусть, беседа, выступления | Уметь правильно подбирать материал для выступления, выразительно читать. Уметь анализировать произведение с учетом его идейно-художественного своеобразия; выявлять изобразительно-выразительные средства языка. | Опережающее - читать роман Лермонтова «Герой нашего времени». Принести сборники стихов Лермонтова. |
|
|
39-40 РР | Анализ лирического стихотворения. | 2 | Урок-практикум | Коллективная | Работа с текстом, анализ | Уметь анализировать лирическое произведение. | Всем- перечитать роман «Герой нашего времени»: 1- «Бэла», выборочный пересказ; 2- «М.Макс.»- художественный пересказ; 3- «Тамань», сжатый пересказ; 4- «Княжна Мери», выборочный пересказ; 5- «Фаталист», сжатый пересказ. |
|
|
41 | «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века. Обзор содержания. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Лекция с элементами беседы, диспут, групповая | Уметь аргументировать свою точку зрения, владеть навыками различного пересказа. Знать содержание романа. | Составить литературный портрет любого героя. |
|
|
42 | Печорин - «портрет поколения». Проблема героя в романе. | 1 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Коллективнаяиндивидуальная | Беседа, опрос | Уметь работать с книгой Владеть навыками характеристики героя. | Всем- подготовиться к коммент-му чтению главы «Княжна Мери»: выбрать эпизоды, которые характеризуют век Лермонтова |
|
|
43 | Век Лермонтова в романе. Оценка романа русской критикой.
| 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективнаяиндивидуальная | Групповая, диспут | Уметь работать с книгой Владеть навыками характеристики героя. | Составить каждой группе вопросы для проверке знания текста главы «Тамань» |
|
|
44 РР | Обучение анализу эпизода. (По главе «Тамань»).
| 1 | Практикум | Коллективная | Тест, беседа | Уметь составлять сопоставительную характеристику, работать с художественными деталями. | Всем- 1) подготовиться к тесту по тв-у Лермонтова; 2) дом. сочин. на тему «Мои любимые страницы романа. Анализ эпизода. |
|
|
45-46 РР | Сочинение-рассуждение на литературную тему. Учимся писать заключение. | 2 | Урок совершенствования знаний, умений и навыков | Коллективнаяиндивидуаль ная | Работа с текстом | Уметь составлять план к сочинению, делать анализ эпизодов, рассуждать. | Прочитать статью о Гоголе в учебнике, выделить главное. 2уч.- подготовить обзор книг о Гоголе на тему «Интересно о Гоголе» |
|
|
47 | Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. | 1 | Урок - пресс-конференция
| Коллективнаяиндивидуальная | Сообщения учащихся, самостоятельная работа, викторина, тест, выступления учащихся, сбор материала | Знать творчество писателя. Уметь конспектировать. | 1уч.- доклад об истории создания поэмы, ответить на данные вопросы. |
|
|
48 | «Мертвые души». Замысел поэмы, история создания, жанр, сюжет. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная | Рассказ учителя, аналитическая беседа по тексту произведения, пересказ | Знать историю создания поэмы. Уметь вести беседу. | Всем- аналитическое чтение 1-6 гл. поэмы «Мертвые души»; Определить, чем похожи главы, повествующие о посещении помещиков Чичиковым |
|
|
49-50 | Обобщающее значение образов помещиков и чиновников; приемы их сатирической обрисовки. Особая роль образов Плюшкина и Чичикова. | 2 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Групповая, коллективная | Выступления, беседа, работа с текстом, тест | Владеть навыками сопоставительного анализа, работать с тестом. | Всем- подготовиться к диспуту по главе 11: Чичиков - это беда или надежда России? |
|
|
51 К | Подведем итоги по разделу «Реализм в русской литературе 19 века». | 1 | Проверка и коррекция знаний | Индивидуальная | Тест | Уметь применять полученные знания. | Опереж.- читать пьесу Островского «Свои люди - сочтемся!» |
|
|
52
III Ч Е Т
| Чичиков - новый «герой» эпохи. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Русская критика о Чичикове. | 1 | Урок-характеристи ка | Коллективнаяиндивидуальная | Лекция учителя с элементами конспектирования, групповая
| Уметь находить изобразительно-художественные детали, сопоставлять. | Отметить лирические отступления о родине. |
|
|
53 | Народ и Родина в поэме. Образ автора. Лирические отступления. Раздумья писателя о судьбе родины. | 1 | Диспут | Коллективная | Сообщения учащихся, цитирование, выразительное чтение | Развитие безошибочного чтения с пониманием содержания. Владеть навыками выразительного чтения прозы. | Выучить одно из лирических отступлений на выбор |
|
|
54-55 РР | Сочинение в жанре путешествия. | 2 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Творческая самостоятельная работа | Уметь составлять план к сочинению, делать анализ эпизодов, рассуждать. | Подготовиться к итоговому тесту. |
|
|
56 | Литература середины 19 века Вершины художественной литературы середины 19 века. | 1 | Изучение нового материала
| Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, фронтальный опрос | Знать развитие литературы в сер.19в. Совершенствование навыков конспектирования. | Сообщения - 1-служба Островского в Московском суде; 2-«Колумб Замоскворечья 3-вершина творчества; 4-позднее творчество; 5-говорящие фамилии |
|
|
57 | А.Н.Островский. Великий русский драматург. | 1 | Изучение нового материала | Групповая | Лекция, выступления учащихся | Знать жизненный путь писателя. Уметь правильно подбирать материал, работать в группе. | Пьеса «Свои люди - сочтемся!» |
|
|
58 | Пьеса «Свои люди - сочтемся!» особенности композиции. | 1 | Изучение нового материала
| Коллективная | Беседа, работа с текстом, чтение по ролям
| Уметь выражать свою точку зрения. Владеть навыками работы с текстом. | Ответить ан вопросы на стр.60-62 |
|
|
59 | Двуличие и метаморфозы героев комедии. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективнаяиндивидуаль ная | Опрос, работа с текстом, беседа | Владеть навыками анализа образов драматического произведения. | Читать стр.62-64, отв. на вопросы |
|
|
60 РР | Воссоздание текста по опоре. | 1 | Урок-практикум
| Коллективная | Работа с текстом | Владеть навыками воссоздания текста по опоре. | Сообщения - 1-тютчев; 2-фет; 3-на конкурс чтецов |
|
|
61-62 | Пейзажная и любовная лирика Ф.И.Тютчева и А.А.Фета. | 2 | Комбинированный | Коллективная индивидуальная, групповая | Конкурс чтецов, анализ, выступления, самостоятельная работа | Знать творчество поэтов, основные особенности поэтического языка поэтов. Владеть навыками сопоставительного анализа лирических произведений, выразительного чтения. | Подготовиться к уроку по творчеству Н.А.Некрасова(с.77-92) |
|
|
63 | Н.А.Некрасов. Гражданственность лирики поэта. | 1 | Урок-практикум
| Коллективная групповая | Анализ, работа с текстом, опрос, выразительное чтение | Знать творчество поэта, основные особенности поэтического языка поэта. Владеть навыками анализа лирических произведений, выразительного чтения. | Инд. оперж.- 1уч.-повесть «Ася» Тургенева, 2-«Первая любовь» |
|
|
64 РР | Лингвистический анализ стихотворного текста. | 1 | Урок-практикум
| Коллективная | Работа с текстом | Владеть навыками лингвистического анализа стихотворного текста. | Стр.94 письменно ответить на 4 вопрос |
|
|
65 | И.С.Тургенев. Обзор творчества писателя. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективная | Лекция, беседа, работа с текстом | Знать творчество поэта. Владеть навыками слушания, работы с текстом. | Ответить на 4 вопрос на стр.103 |
|
|
66 | Л.Н.Толстой. Дневники писателя о его личности и судьбе. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективная групповая | Лекция, беседа | Знать творчество поэта. Владеть навыками слушания, работы с текстом. | Сообщения по Достоевскому- 1-приговор, 2-годы изгнания, 3-А.Сниткина, 4-великие романы, 5-болезнь и смерть |
|
|
67 | Ф.М.Достоевский. Противоречивость личности Достоевского. | 1 | Изучение нового материала
| Групповая | Выступления учащихся | Знать творчество писателя. Владеть навыками публичного выступления, работы в группе. | читать повесть Достоевского «Бедные люди» |
|
|
68 | Повесть «Бедные люди». Человек и обстоятельства в изображении Достоевского. | 1 | Изучение нового материала
| Коллективная | Тест, беседа, комментированное чтение | Знать содержание повести. Владеть навыками комментированного чтения. | 1-ответить на вопросы на стр.125-126, 2-написать еще одно письмо |
|
|
69 | «Бедные люди» в оценке критики. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективная индивидуальная | Опрос, беседа | Владеть навыками работы с текстом. | Опереж.- исследов.раб.- 1-Успенский, 2-В.Н.Гаршин, 3-Д.Н.Мамин-Сибиряк, 4-Н.С.Лесков |
|
|
70-71 РР | Сочинение в эпистолярном жанре. | 2 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Творческая самостоятельная работа | Уметь составлять план к сочинению, делать анализ эпизодов, рассуждать. | Подготовиться к итоговому тесту. |
|
|
72 | Литература последних десятилетий 19 века Особенности литературного процесса конца 19 века. Общее представление о художественной прозе 80-х гг. (Г.И.Успенский, В.Н.Гаршин, Д.Н.Мамин-Сибиряк, Н.С.Лесков). | 1 | Урок-презентация
| Групповая | Представление работ | Знать особенности литературного процесса конца 19 века, общее представление о художеств-ой прозе 80-х гг., о творчестве Г.И.Успенского, В.Н.Гаршина, Д.Н.Мамина-Сибиряка, Н.С.Лескова. владеть навыками исследовательской работы. | Вспомнить рассказы Чехова, подготовиться к тесту |
|
|
73 | А.П.Чехов. Жизнь Чехова: создание самого себя. Смешное и грустное в рассказах Чехова. | 1 | Комбинированный | Коллективнаяиндивидуальная | Лекция, беседа, работа с текстом, тест | Знать творчество писателя. Уметь анализировать героев, роль деталей. Владеть навыками выразительного чтения. | Читать рассказ «Человек в футляре». Найти детали в рассказе |
|
|
74 | Рассказ Чехова. «Человек в футляре» - размышление о человеческой свободе и независимости. Лаконизм повествования, искусство детали. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Комментированное чтение | Умет находишь детали в тексте, давать им объяснение. | Прочитать рассказ «Припадок», как он характеризует личность писателя |
|
|
75 РР | Учимся выразительно читать художественную прозу. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная | Работа с книгой | Владеть навыками выразительного чтения художественной прозы. | Подготовиться к тесту |
|
|
76 К | Подведение итогов. Литература 19 века. | 1 | Проверка и коррекция знаний | Индивидуальная | Тест | Уметь применять полученные знания. | Стр.158 подготовиться к выразит-му чтению по любому рассказу Чехова |
|
|
77 | Литература 20 века Особенности литературного процесса начала 20 века. | 1 | Изучение нового материала
| Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, выразительное чтение | Знать развитие литературы в нач.20в. Совершенствование навыков конспектирования. |
|
|
|
78 | Гуманистические традиции в творчестве А.И.Куприна. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Лекция учителя с элементами конспектирования, аналит-ая беседа | Уметь анализировать героев, роль деталей. | Всем- выучить стихотворение Бунина на выбор |
|
|
79 | Творческая судьба И.А.Бунина. Духовная связь с родиной в творчестве Бунина. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Аналитическая беседа, устный опрос | Знать творчество писателя. Владеть навыками анализа текста. | Стр.171 - анализ |
|
|
80 IV Ч Е Т | М.Горький. Традиции русской автобиографической прозы в повести «Детство» (обобщение). Романтический идеал писателя («Песня о Буревестнике»). | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Коллективнаяиндивидуальная | Аналитическая беседа, письменный, устный анализ стихотворенийчтение наизусть | Уметь составлять цитатный план. Владеть навыками работы с текстом, чтения наизусть. |
|
|
|
81 | Традиции и новаторство в поэзии начала 20 века. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, выраз. чтение | Знать традиции и новаторство в поэзии нач.20в. Совершенствование навыков конспектирования. | Выучить конспект |
|
|
82 | А.А.Блок. Судьба поэта. Своеобразие лирики. | 1
| Изучение нового материала | Коллективная индивидуальная | Слово учителя, беседа - анализ стихотворенийвыразительное чтение | Знать о творчестве поэта. Уметь анализировать героев, роль деталей. Владеть навыками выразительного чтения. | Выучить стихотворение Блока по выбору |
|
|
83 | Особенности мироощущения и творческая манера В.В.Маяковского. | 1 | Изучение нового материала | Коллективная индивидуальная | Слово учителя, беседа - анализ стихотворенийвыразительное чтение | Знать о творчестве поэта. Уметь анализировать героев, роль деталей. Владеть навыками выразительного чтения. | Всем- прочитать по учебнику или сборникам стихотворения Есенина. В каких строчках и как выражена любовь поэта к России? |
|
|
84 | С.А.Есенин. Судьба поэта. Лирика. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Индивидуальная работа, доклады | Знать творчество поэта, основные мотивы лирики. Владеть навыками конспектирования, выразительного чтения. | Выучить стихотворение 1-Есенина, 2-Блока, 3-Маяковского |
|
|
85 | Читаем и обсуждаем лирику Блока, Маяковского, Есенина. Поэты о поэтах. | 1 | Урок- концерт | Коллективнаяиндивидуальная, групповая | Выступления, чтение наизусть | Владеть навыками публичного выступления, выразительного чтения. | Ответить на вопросы - стр.200 |
|
|
86 РР | Стилизация | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная | Работа с книгой | Знать, что такое стилизация. Владеть навыками выразительного чтения художественной прозы. | 1-Ахматова, 2-Цветаева |
|
|
87-88 | Поэтическое осмысление действительности в лирике 20 века. Великие поэтессы России А.А.Ахматова и М.И.Цветаева. | 2 | Урок-семинар | Групповая | Выступления, тест | Знать особенности лирики 20 в., о творчестве Ахматовой и Цветаевой. Владеть навыками публичного выступления. Уметь выражать свою точку зрения. | Стр.202 (по группам)
|
|
|
89 | А.Т.Твардовский. Поэт о времени и о себе. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Рассказ учителя с элементами беседы | Знать творчество поэта. Владеть навыками конспектирования, выразительного чтения. Уметь работать с текстом. | Читать поэму «Василий Теркин» |
|
|
90-91 | Читаем и обсуждаем поэму «Василий Теркин». | 2 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективнаягрупповая | Рассказ учителя с элементами беседы | Уметь анализировать поэму. Владеть навыками выразительного чтения. | Стр.218 - ответить на вопросы |
|
|
92 РР | Пишем художественную автобиографию. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Работа с книгой | Уметь писать художественную автобиографию. | 219 написать свою |
|
|
93 | Поиск нового героя в прозе 20 в. Судьба А.П.Платонова. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Сообщение учащегося, пояснения учителя, аналитическое чтение | Знать о творчестве Платонова. Уметь конспектировать, выражать свои мысли | Читать рассказ «Юшка» |
|
|
94 | Нравственность как основа характеров героев. Рассказ «Юшка». | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная |
| Владеть навыками комментированного чтения. Уметь работать с текстом. | Стр.231-232 изучить |
|
|
95-96 РР | Учимся писать развернутую аннотацию. | 2 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Работа с книгой | Уметь писать развернутую аннотацию. | Аннотация на рассказ «Юшка» Подготовить сообщения по Солженицыну |
|
|
97 | А.И.Солженицын - общественный деятель, публицист, писатель. «краткое жизнеописание». | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуальная | Сообщения учащихся, самостоятельная работа, викторина, тест, выступ-я учащихся, сбор материала | Знать творчество писателя. Уметь конспектировать. | Читать рассказ «Матренин двор», ответить на вопросы стр.246-247 |
|
|
98 | Рассказ «Матренин двор». Представление писателя о русском национальном характере. | 1 | Изучение нового материала | Индивидуальная | Рассказ учителя, анал-я беседа по тексту произведения, пересказ | Знать содержание рассказа. Уметь вести беседу. |
|
|
|
99 | Кто виноват? | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Групповая, коллективная | Выступления, беседа, работа с текстом, тест | Владеть навыками сопоставительного анализа, работать с тестом. |
|
|
|
100 РР | Составляем краткое жизнеописание. | 1 | Совершенствование знаний, умений, навыков | Коллективная индивидуальная | Работа с книгой | Уметь писать краткое жизнеописание. | Написать свое |
|
|
101 | Из литературы второй половины - конца 20 веерка. | 1 | Изучение нового материала | Коллективнаяиндивидуаль ная | Лекция с элементами беседы, проверка записей в тетради, выраз. чтение | Знать развитие литературы во второй половине - конце .20в. Совершенствование навыков конспектирования. | Подготовиться к итоговому тесту. |
|
|
102 К | Подведение итогов. | 1 | Проверка и коррекция знаний | Индивидуальная | Тест | Уметь применять полученные знания. | Читать рекомендованную литературу |
|
|
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено» Руководитель МО Зам.директора по УВР Руководитель МОУ «СОШ № 1»
МОУ «СОШ № 1»
_____/Л.Г.Артемьева/ ______/_Г.А.Якупова/ ____________/М.М.Абдуллин/
Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.
Протокол № 1 от Приказ № 79 от
«23» августа 2010 г. «1» сентября 2010 г. «1» сентября 2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧИТЕЛЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 1 г.Азнакаево
Артемьевой Ландыш Гаязовны,
второй квалификационной категории
по ЛИТЕРАТУРЕ в 9а классе
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1 от
«23» августа 2010 г.
2010 - 2011 учебный год
Учебно - тематическое планирование
по литературе
Класс - 9а
Учитель - Артемьева Ландыш Гаязовна
Количество часов:
всего - 102 часа; в неделю - 3 часа
Плановых уроков:
-
уроков развития речи - 24 (4/8/7/5)
-
сочинений - 6 (1/2/2/1)
-
тестов - 3 (0/1/1/1)
Планирование составлено на основе Образовательной программы «Школа 2100», 1999 г.
-
Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература («История твоей литературы»). Учебник в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2010 г.
-
Дополнительная литература:
-
Золотарева И.В. Литература. 9 класс: Поурочные разработки. - М.: Вако, 2003 г.
-
Литературные викторины. - Волгоград: Учитель, 2003 г.
-
Русская литература 20 века. В 2-х частях./ Под ред. Л.П.Кременцова. - М.: «Академия», 2002 г.
-
Тесты по литературе. 9 - 11 классы./ Под ред. К.А.Субботиной. - Волгоград: Учитель, 2003 г.
Пояснительная записка
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Учебник Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В. Литература («Год после детства»).
В 9-м классе предполагается изучение краткого курса истории русской литературы.Школьник, освоивший программу 5-8-го классов, имеет достаточный уровень начитанности (знание текстов, имен авторов, представление о писательских биографиях и судьбах, об основных темах русской и мировой литературы) и умений (навыков) работы с текстами и околотекстовой информацией, чтобы быть готовым к изучению курса истории своей литературы.
В основу построения программы положен хронологический принцип (литература изучается в системе исторически сложившихся этапов, которые выделяются современным литературоведением). В рамках общей хронологии названы темы для монографического изучения (возможен более пристальный интерес к биографии писателя, к определенному тексту и его месту в литературном процессе) и тексты, которые изучаются в полном объеме.
Курс нацелен на формирование целостного видения истории развития литературы от древности до современности. Программа обеспечивает завершение основного литературного образования, предполагая, что в дальнейшем возможно углубление образования (для профильных гуманитарных классов) и его расширение (для общеобразовательных и профильных негуманитарных классов).
Программа продолжает философско-гуманистическую линию отбора содержания, заложенную в 5-8-м классах. Задача курса - дать не только общее представление об истории отечественной литературы, но и показать связь героя русской литературы с особенностями исторического развития России, сменой общественных и идейных течений, литературных направлений, своеобразием творческой индивидуальности писателей.
В курсе выделяются отдельные тематические блоки, помогающие учащимся фиксировать этапы развития литературы. С этой целью учебный материал строится как очерки по истории русской литературы. Идет постоянное обращение к читательскому опыту школьников, проводятся параллели между литературными произведениями разных эпох.
Программа ориентирована на освоение учащимися следующих умений:
- видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;
- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;
- воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;
- использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой;
- выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации.
№
уро
ка
Название общей темы/
Тема урока
§
в
учебнике/
стр.
Кол-во
часов
Дата
по
плану
Дата
прове-
дения
1 четверть
1
Введение.
Общее понятие об истории русской литературы. Основные этапы развития.
3 стр.
1
1
2
Древнерусская литература.
Самобытный характер и высокий уровень культуры Древней Руси.
6
3
1
3
«Слово о полку Игореве» как величайший памятник древнерусской литературы.
6
1
4
Эпичность и лиризм в изображении русской земли судеб русских людей. Патриотический пафос произведения.
1
5
Русская литература 18 века.
Классицизм в русском искусстве.
Общая характеристика литературы 18 века.
26
12
6
1
6
М.В.Ломоносов - реформатор литературного языка и стиха. Прославление Родины, природы, науки и просвещения.
28
1
7
Г.Р.Державин. Сочетание одических, сатирических начал в поэзии Державина, расширение её жанровых границ.
40
1
8
Д.И.Фонвизин. Сатирическое изображение невежества и безнравственности в комедии «Недоросль».
50
1 (3)
9
Семинар. Герои и события. Проблемы гражданственности.
1
10
Образование и воспитание в комедии.
1
11
Сентиментализм в русской литературе.
Н.М.Карамзин - писатель, историк.
61
62
6
1 (2)
12
Изображение в повести Карамзина «Бедная Лиза» жизни простых людей.
1
13
А.Н.Радищев. Жизненный подвиг писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву».
77
1 (2)
14
Гневный протест против крепостного права в главах «Пешки», «Любани».
1
15
Литературная игра «Проще простого» по итогам изучения древнерусской литературы и литературы 18 в.
1
16
Итоговый урок по разделу «Литература 18 века».
1
17
Русская литература первой половины 19 в.
Романтизм в русской литературе
Особенности развития литературы в первой половине 19 века. Появление русского романтизма.
88
30
2
1
18
В.А.Жуковский - поэт-романтик, переводчик. Мир нравственных переживаний в лирике поэта.
90
1
19
Реализм в русской литературе
А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума» - картина нравов, галерея живых типов и острая сатира.
145
99
28
1 (4)
20
Конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим».
1
21
Смысл названия комедии «Горе от ума». Проблема жанра. Новаторство традиции в комедии.
1
22
Написание сочинения по творчеству А.С.Грибоедова.
1 РР
23
А.С.Пушкин. Личность поэта, его судьба. Просмотр фильма «Последняя дуэль А.С.Пушкина».
147
1 (9)
24
Любовь как высокая очищающая сила. Любовная лирика А.С.Пушкина.
1
25
Изображение исторической роли Петра 1, трагических последствий его деятельности в поэме Пушкина «Медный всадник».
1
26
«Евгений Онегин» - первый реалистический роман в стихах в русской литературе. Творческая история произведения.
1
27
Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. «Онегинская строфа».
1
2 четверть
1
(28)
Личные и социальные причины трагизма судьбы Онегина.
1
2
(29)
Татьяна - любимая героиня Пушкина. Чистота души, искренность, сила чувств героини, простота ее характера.
1
3
(30)
Написание сочинения по теме «Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни».
1 РР
4
(31)
А.С.Пушкин. «И всюду страсти роковые, и от судей защиты нет». По произведениям Пушкина «Цыганы», «Кавказский пленник».
1 Вн.чт.
5
(32)
М.Ю.Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Трагический и мятежный характер лирики поэта.
168
1 (7)
6
(33)
Мотивы одиночества, тоски о свободе в лирике М.Ю.Лермонтова.
1
7
(34)
«Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе о трагедии незаурядной личности в условиях 30-х годов 19 века.
1
8
(35)
Печорин - «портрет поколения». Обзор содержания. Трагедия Печорина.
1
9
(36)
Печорин - Грушницкий. Печорин - М.Максимыч.
1
10 (37)
Образы Бэлы, Веры, княжны Мери в романе «Герой нашего времени».
1
11 (38)
Век Лермонтова в романе.
1
12 (39)
Н.В.Гоголь: страницы жизни. Первые творческие успехи.
181
1 (8)
13 (40)
«Мертвые души». История создания, сюжет, композиция. Анализ первой главы поэмы.
1
14 (41)
Изображение поместного дворянства в поэме.
1
15 (42)
Чичиков и Чичиковщина.
1
16 (43)
Образ России в поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя.
1
17 (44)
Подготовка к сочинению по поэме «Мертвые души» Гоголя.
1 РР
18 (45)
Н.В.Гоголь. Мир «петербургских повестей» («Портрет», «Невский проспект») Гоголя.
1 Вн.чт.
19 (46)
«Выбранные места их переписки с друзьями». Н.В.Гоголь. Особенности жанра.
1
20 (47)
Русская литература второй половины 19 в
И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Образ «тургеневской девушки» в повести «Ася».
225
11
1 (2)
21 (48)
История любви как основа сюжета повести И.С.Тургенева «Первая любовь». Зачет.
1 Вн.чт.
3 четверть
1
(49)
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Сатирическое изображение чиновничества в рассказе «Старый гений».
1 (2)
2
(50)
Образы праведников, живших в глухую пору в рассказе «Кадетский монастырь».
1
3
(51)
Мотивы тоски и неудовлетворительности собой в лирике Н.А.Некрасова.
259
1 (2)
4
(52)
Глубокий лиризм стихов из «панаевского цикла» Некрасова.
1 Вн.чт.
5
(53)
Л.Н.Толстой. Биографическая справка. Автобиографическая основа повести «Юность».
1 (3)
6
(54)
Духовный конфликт героя с окружающей средой и собственными недостатками.
1
7
(55)
Повесть Л.Н.Толстого «Казаки». Изображение простых форм казачьей жизни и быта.
1
8
(56)
А.П.Чехов. Слово о писателе. Трагизм духовного оскудения личности в рассказе «Ионыч».
265
1 (2)
9
(57)
Многообразие тем и сюжетов Чеховской прозы.
1 Вн.чт.
10 (58)
Русская литература 20 века.
И.А.Бунин. Судьба писателя. Печальная история любви героев рассказа «Холодная осень».
287
33
1 (3)
11 (59)
«Любовь и радость бытия» в рассказах И.А.Бунина.
1
12 (60)
Рассказ И.А.Бунина «Сны Чанга».
1 Вн.чт.
13 (61)
Максим Горький. Биография писателя. Ранние романтические рассказы писателя (рассказ «Макар Чудра»).
1 (5)
14 (62)
Идеализация гордых и сильных людей в рассказе «Макар Чудра».
1
15 (63)
Тема босячества в рассказе Горького «Челкаш».
1
16 (64)
Подготовка к написанию сочинения по творчеству М.Горького.
1 РР
17 (65)
Написание сочинения по творчеству М.Горького.
1 РР
18 (66)
А.А.Блок. Судьба поэта. Тема загадочной и бесконечной любимой родины в лирике.
296
1 (3)
19 (67)
Тончайшая поэзия любви А.А.Блока.
1
20 (68)
Музыкальность стихотворений А.А.Блока.
1 Вн.чт.
21 (69)
С.А.Есенин. Судьба поэта. Лирика. Сыновнее чувство любви к родине.
303
1 (3)
22 (70)
Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений Есенина. Практикум.
1
23 (71)
Народная основа языка лирических стихотворений С.Есенина.
1 Вн.чт.
24 (72)
М.А.Булгаков. Судьба писателя и его произведений. История создания повести «Собачье сердце».
1 (4)
25 (73)
Герои и событии в повести «Собачье сердце».
1
26 (74)
«Шариковщина» как социальное и моральное явление. Смысл названия повести.
1
27 (75)
Рассказы Булгакова по выбору. Поэтика Булгакова-сатирика.
1 Вн.чт.
28 (76)
А.П.Платонов. Любовь к людям, понимание их боли и гордость за них в рассказе «Песчаная учительница».
310
1 (2)
29 (77)
А.П.Платонов. «Сокровенный человек».
1 Вн.чт.
30 (78)
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека в Великой Отечественной войне.
1 (2)
4 четверть
1
(79)
Андрей Соколов и Ванюшка. Забота о судьбе детей.
1 (4)
2
(80)
В.М.Шукшин. Писатель о бережном отношении к духовным ценностям. Рассказы «Мастер», «Крепкий мужик».
329
1 (3)
3
(81)
Авторское отношение к героям Шукшина. Рассказ «Чудик».
1 Вн.чт.
4
(82)
Написание сочинения-отзыва на рассказы В.М.Шукшина.
1 РР
5
(83)
Н.М.Рубцов. Судьба поэта. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы. Лирика.
383
1 (2)
6
(84)
Народная основа языка лирических стихотворений Рубцова.
1 Вн.чт.
7
(85)
Ф.А.Абрамов. Автобиографическая основа повести «Поездка в прошлое».
1 (3)
8
(86)
Размышления автора о судьбе русского народа, его страданиях.
1
9 (87)
Ф.А.Абрамов. «Деревянные кони».
1 Вн.чт.
10 (88)
Ч.Т.Айтматов. Биография писателя. Своеобразие композиции романа «И дольше века длится день».
407
1 (3)
11 (89)
Обзор романа с чтением отдельных глав.
1
12 (90)
Тема памяти в романе «И дольше века длится день».
1
13 (91)
Зарубежная литература
Обзор зарубежной литературы.
Мифы Древней Греции.
444
10
1
14 (92)
Подвиги Геракла.
446
1
15 (93)
Н.Кун. «Легенды и мифы Древней Греции».
1 Вн.чт.
16 (94)
Мигель де Сервантес. Слово о писателе и его творчестве.
457
1 (3)
17 (95)
«Здравый смысл» Санчо Пансы и «безумство» Дон Кихота.
1
18 (96)
Дон Кихот - вечный образ мировой литературы.
1
19 (97)
Ж.Б.Мольер. Слово о драматурге. Народные истоки смеха Мольера.
477
1 (2)
20 (98)
Осмеяние претензий на образованность и культуру в пьесе «Мещанин во дворянстве».
1
21 (99)
Фридрих Шиллер. Слово о драматурге. Свободолюбивый, тираноборческий характер его творчества.
496
1 (2)
22 (100)
Изображение преступного феодального мира в трагедии «Коварство и любовь».
1
23 (101)
Зачет по второму полугодию.
1
24 (102)
Подведение итогов.
1