Конспект урока Бедная Лиза (9кл)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока Бедная Лиза(9кл)Конспект урока Бедная Лиза(9кл)Конспект урока Бедная Лиза(9кл)Конспект урока по литературе в 9 классе на тему:

«Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин - писатель и историк. «Бедная Лиза» как образец русского сентиментализма».

Учитель русского языка и литературы Абаева Гульнара Анасовна

Методы:

Словесный (объяснение, рассказ, описание, беседа, чтение);

Наглядный (демонстрация, иллюстрация);

Практический (сопоставление, поисковые).

Цели:

обучающие:

  • познакомить учащихся с творчеством Н.М.Карамзина;

  • дать представление о сентиментализме как литературном направлении;

  • выявить основные черты, причины появления этого литературного направления, сравнить с классицизмом;

  • знакомство с повестью «Бедная Лиза».

развивающие:

  • способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма;

  • развивать интерес к истокам русской литературы;

воспитательные:

  • способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

1.Вступительное слово учителя:

Мы продолжаем изучать русскую литературу XVIII века. Сегодня нам предстоит познакомиться с удивительным писателем, с творчества которого, по словам известного критика XIX века В.Г.Белинского, "началась новая эпоха русской литературы". Имя этого писателя - Николай Михайлович Карамзин. Познакомимся с новым литературным направлением VIII века - сентиментализмом, а также с образцом этого направления - повестью «Бедная Лиза».

2.Изучение нового материала.

Учитель:

А сейчас мы познакомимся с вами с одним из представителей русского сентиментализма - Николаем Михайловичем Карамзиным.

Н.М.Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в Симбирской губернии в родовитой, но небогатой дворянской семье. Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Когда Карамзину исполнилось 13 лет, отец определил его в пансион профессора Московского университета И.М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении.

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журнал "Детское чтение для сердца и разума".

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Осенью 1790 года Карамзин вернулся в Россию и с 1791 года стал издавать "Московский журнал", выходивший в течение двух лет и имевший большой успех у русской читающей публики. Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - "Письма русского путешественника", повести "Наталья, боярская дочь", "Бедная Лиза". С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

Начиная с издания "Московского журнала" Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую.

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над "Историей государства Российского", в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал "остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий" в историческом труде Карамзина. Карамзин так и не закончил, смерть оборвала работу над 12-ым томом в 1826 в Петербурге.

Учитель:

Писатели 18 века, открывая свойства поэтического языка, делали его способным выразить всё более широкий круг мыслей и чувств человека, запечатлеть самые разные явления жизни. Однако менялся человек, менялась жизнь, и писатели всё острее чувствовали необходимость изменений в языке. В конце 18 века появляется литературное направление - сентиментализм, которое открыло новые возможности поэтического языка.

Учитель: Итак, познакомимся с сентиментализмом в России.

2.1. Объяснение трактовки понятия сентиментализм.

Учитель:

Само название «сентиментализм» (от англ. sentimental- чувствительный, фр. sentiment -чувство) указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея - мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты).

Автор сочувствует героям, его задача - заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу (слайд №6)

2.2. Рассказ о сентиментализме как литературном направлении

Учитель:

Представителями в Англии являются: Лоренс Стерн - автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристам Шенди», Ричардсон - автор «Клариссы Гарлоу»; во Франции: Жан-Жак Руссо - автор романа в письмах «Юлия, или Новая Элоиза»; в России: М.Н.Муравьев, Н.М.Карамзин, В.В.Капнист, молодой В.А.Жуковский.

Основная тематика - любовная.

Идейная основа - протест против испорченности аристократического общества.

Основное свойство - стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях.

В основе эстетики - «подражание природе» (как и в классицизме); элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Основные жанры:

1)сентиментальная повесть

2)путешествие

3) в лирике - идиллия, пастораль

4)эпистолярный жанр письма

5)дневники

6) элегические послания

7)романы

2.3. Описание черт и особенностей сентиментализма

Учитель:

Черты сентиментализма:

-уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;

- подчеркнутая субъективность подхода к миру;

- культ чувства;

- культ природы;

- культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности;

- утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.

Учитель:

Особенности русского сентиментализма:

- выраженный просветительский характер;

- сильная дидактическая установка;

- активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

3. Работа по тексту повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Учитель:

- Где происходит действие повести? (чтение описания Симонова монастыря).

-В чём специфика карамзинского повествования? Какого оно типа (личное или безличное?) Что меняет его открытая субъективность? (ощущение достоверности происходящего, выразительность, эмоциональность).

- С каким изученным литературным текстом перекликается сюжет «Бедной Лизы»? («Едрово» из «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищева…. « и крестьянки любить умеют!») Есть ли и в чём разница между повествовательной манерой Радищева и Карамзина? (более «лёгкий» слог, проникновенность Карамзина)

-Есть в карамзинской повести сходство с идиллическим жанром? (в определённой степени есть, особенно, когда описывается жизнь Лизы до знакомства с Эрастом.)

-Какими средствами автор характеризует своих героев? (описывает их чувства, эмоции, использует диалог.)

-Есть ли у Лизы и Эраста индивидуальные черты? (Конечно)

- Есть ли портретные характеристики? (Очень общие, подробных портретов нет.)

-Что на первом плане - описание поступков или чувств персонажей? (Описание чувств.)

-Какое место отведено описаниям природы? (События разворачиваются на лоне природы, природа созвучна мыслям и настроениям героев.)

-Важно ли, что сюжет разворачивается на лоне природы? (Важно.)

-Разграничено ли здесь «природное», «натуралистическое» и «цивилизованное», «искусственное»? (Да, несомненно. Противопоставлены город и деревня как олицетворения «цивилизации» и «природы».)

-Можно ли назвать описание чувств героев психологическими? (Да, можно. Это было новым в литературе.)

3.1. Составление графика эволюции любовных чувств Лизы и Эраста. Выразительное чтение текста по ролям.

- Как автором изображается эволюция любовных чувств? Какие стадии она проходит? Есть ли некая закономерность в течении и смене одних состояний другими?

График чертится на доске, учащиеся рисуют его у себя в тетради.

Основные точки графика: знакомство - ожидание - радость встречи - любовь, встречи (чтение диалога Лизы и Эраста по ролям) - заблуждение Лизы - Искушение любви - сообщение Эраста о предстоящей разлуке - последнее свидание- разлука - раскрытие обмана Эраста - самоубийство Лизы.

3.2.Уроки нравственности Н.М.Карамзина. Эвристическая беседа.

Учитель:

-В чём особая сложность человеческих отношений? (Они меняются) Всегда ли согласуются чувства и рассудок? (Не всегда.) К чему приводит удовлетворение всех желаний? ( Пресыщение, охлаждение чувств.) Как природа реагирует на падение Лизы? (Начинается буря, «натура сетовала о потерянной Лизиной невинности».)

- Закономерно ли охлаждение Эраста? Можно ли назвать героя пошлым и бессердечным соблазнителем, чуждым чести и долгу? (Образ героя неоднозначен. Он не бесчувственный, он славный «малый», но, получив светское воспитание, книжное, искусственное, его мечты оказались безжизненны, а характер испорчен, нетвёрд.)

-Есть ли нечто такое в душевном облике Эраста, что позволяет ему сочувствовать? (Проведём диалог с текстом - с.168)

- Что выражает слово «бедная» в названии повести, какое это выразительное средство? (эпитет).

4. Работа со сравнительной таблицей.

Учитель:

Итак, попытаемся заполнить таблицу:

Классицизм

Линия сравнения

Сентиментализм

Воспитание чувств в духе верности государству, культ разума

Основные идеи

Стремление представить человеческую личность в движении души

Гражданская, общественная

Основная тематика

любовная

Строгое деление на положительных и отрицательных героев

Герои и характеры

Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям

Вспомогательная, условная

Роль пейзажа

Средство психологической характеристики

Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира

Основные жанры

Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия

Вывод: повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русского сентиментализма.

5. Заключительное слово учителя:

Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму - сентиментализм. Друг А.С.Пушкина, поэт П.А.Вяземский, определил сентиментализм как "изящное изображение основного и повседневного". Это произведения, "красиво написанные"; лёгкие, "спокойные, в них рассказывается о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызывала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение обществом - со всем этим можно встретиться, если перечитать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века XX. Эти повести своего рода «воспитатели чувств». А тема «маленького человека» в дальнейшем будет разрабатываться А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Ф.М. Достоевским.

6. Домашнее задание.

Учитель: к следующему уроку знать определение сентиментализма, черты и особенности; письменно ответить на вопрос: «Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?»

7. Используемые методические материалы:

1. Программа по литературе//под ред. В.Я. Коровиной. - М:Просвещение, 2008.

2.Учебник по литературе//под ред. В.Я. Коровиной. - М:Просвещение, 2009.

3. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. - М: Рольф, 2000.С.92-93.

4. Марченко Н.А. Карамзин Николай Михайлович. - Уроки литературы. - №7. - 2002/ Приложение к журналу "Литература в школе".

5.Универсальные поурочные разработки по литературе: 9 класс. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2008. - С. 47-50.

6.Festival.1september. ru/articles/416265/ .



© 2010-2022