- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Элективный курс Деловая речь
Элективный курс Деловая речь
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дубей С.А. |
Дата | 02.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Республика Татарстан
Тукаевский муниципальный район
МБОУ «Князевская средняя общеобразовательная школа»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 10 КЛАСС
«ДЕЛОВАЯ РЕЧЬ. ДЕЛОВОЕ ПИСЬМО»
Учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Дубей Светлана Анатольевна.
2014
Пояснительная записка.
В 21 веке деловые бумаги занимают всё большее место в жизни современного человека. Возрастает роль правильно оформленных документов в профессиональном определении, успешном трудоустройстве, поскольку о грамотности и способностях человека судят и по написанным им документам. Трудно сегодня представить молодого человека, не умеющего писать заявление, составлять расписку или заполнять бланк доверенности. Однако, как показывают наблюдения, выпускники школ зачастую затрудняются в оформлении деловых бумаг. Следовательно, пришло время интенсивного обучения деловому письму уже в стенах школы.
Ученики мало знают о нормах и правилах поведения в трудовом коллективе, об этике служебных отношений в деловом общении. Между тем такие знания, как владение навыками культуры служебных отношений и культуры общения остро необходимы выпускнику, вступающему во взрослую жизнь.
Программа элективного курса не повторяет содержание государственного стандарта по русскому языку, действующих программ и учебников для 10- 11 классов, которые предусматривают знакомство с основными особенностями официально-делового стиля и его основными жанрами.
Цель элективного курса - познакомить с правилами служебного этикета, этикета деловой речи, видами делового общего; совершенствовать умения составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 10 классов негуманитарного профиля.
Программа предусматривает отбор методов и приемов, активизирующих самостоятельную работу учащихся: наблюдение за использованием языковых средств в различных ситуациях общения, анализ текста, моделирование (создание) текста, беседа, ролевые игры.
Формы контроля: презентация деловой беседы, деловых переговоров по указанной теме, составление деловых бумаг, тест.
Учащиеся, изучающие данный курс должны
знать:
- нормы и правила делового общения;
- структурные элементы деловой беседы; деловых переговоров; требования, предъявляемые к разговору по телефону;
- основные функции делового письма, его жанры;
- композиционные модели деловых бумаг;
- основные требования к языку деловых бумаг и документов;
уметь:
- вести деловую беседу, деловые переговоры, телефонный разговор;
- оформлять в соответствии с нормами русского языка деловые бумаги;
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг.
Программа носит ориентировочный характер, предполагает формирование, которое может быть связано с индивидуальным ходом учителя к решению отдельных вопросов.
В приложении к программе предложены задания для проверки практических занятий.
Содержание программы
-
Служебная этика и служебный этикет.
Определение понятий «этика» и «этикет», «служебная этика» и «служебный этикет». Функция этикета. Нормы служебного этикета. Искусство вежливости. Преодоление конфликтной ситуации. Стиль общения.
-
Этикет деловой речи. Особенности делового общения.
Речевой этикет как правило речевого общения.
Важность владения деловым этикетом. Этикетные формы общения: приветствие, прощание, просьба, благодарность, поздравление, приглашение. Особенности делового общения: партнерские отношения, регламентированность, соблюдение принципов и условий эффективного слушания.
-
Виды делового общения.
Деловое общение как основная функция официально делового стиля. Деловая беседа. Соблюдение условий и правил поведения продуктивного диалога. Характерные особенности деловой беседы. Деловые переговоры. Переговоры - форма коллективного делового общения. Структура переговоров. Телефонный разговор. Разговор по телефону - форма дистанционного делового общения. Общепринятые правила ведения телефонного разговора.
-
Деловой стиль письменной речи.
Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля речи. Синтаксис делового стиля.
-
Деловое письмо: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование.
-
Типы документов.
-
Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.
-
Документирование информационно-справочных материалов.
Справки, доклады, объяснительные записки. Акты. Телеграммы. Планы. Отчеты.
-
Требования к оформлению честных деловых бумаг.
Автобиография. Заявление. Доверенность. Расписка. Счет. Характеристика. Резюме.
-
Современное деловое письмо.
Виды деловых писем по функциональному признаку, по аспектам (письмо-напоминание, гарантийное письмо, письмо-подтверждение, сопроводительное письмо). Деловая и коммерческая корреспонденция (письмо-запрос, письмо-извещение, письмо-предложение, письмо-рекламация).
-
Основные требования к языку деловых бумаг и документов.
Точность. Языковой стандарт. Использование корректирующих знаков при редактировании.
Литература
Для учащихся:
-
Бабайцева, В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений филолог. профиля / Бабайцева. - М.: Дрофа, 2004.
-
Власенков, А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стиль: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. 7-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2001.
-
Культура устной и письменной речи делового человека: справочник. Практикум. 7-е изд., испр. - М.: Флинта; Наука, 2001.
-
Солганик, Г.Я. Русский язык. 10-11 классы. Стилистика: учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений, школ и классов с углубленным изучением русского языка, лицеев, гимназий. - М.: Дрофа, 1995.
Для учителя:
-
Азбука делового общения. Встречи. Переговоры. Переписка. - М., 1991.
-
Акишина, А.А., Формановская, Н.И. Русский речевой этикет. - М., 1975.
-
Акишина, А.А., Акишина, Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. - М., 1990.
-
Венедиктова, В.И. О деловой этике и этикете. - М., 1994.
-
Веселов, П.В. Служебный телефонный разговор // Русская речь. - № 5. - 1971.
-
Веселов, П.В., Овчинникова, Н.В. Служебный речевой этикет // Русская речь. - № 5. - 1986.
-
Власова, Л.В., Сементовская, В.К. Деловое общение. - М., 1980.
-
Гольдин, В.Е. Речь и этикет. - М., 1983.
-
Лебедева, М.М. Вам предстоят переговоры. - М., 1993.
-
Мицич, П. Как проводить деловые беседы. - М., 1987.
-
Щепинина, К.П. Обучение по деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей. - М., 1993.
-
Организация, работа с документами: учебник / под. Ред. Проф. В.А. Кудряева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2001.
-
Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка: М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
Учебно-тематический план
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Виды деятельности учителя и учащихся
1
Служебная этика и служебный этикет
4
Наблюдение над тестом, ответы на вопросы, решение речевых ситуаций, дискуссия
2
Этикет деловой речи. Особенности делового общения
4
Решение речевых ситуаций, ролевые игры
3
Виды делового общения
6
Анализ теста, составление памяток «Структура деловой беседы», «Структурные элементы деловых переговоров», «Основные элементы композиции разговора по телефону», ролевые игры, моделирование речевых ситуаций
4
Деловой стиль письменной речи
4
Упражнения на замену в тексте одних средств другими, функционально близкими, подстановку стилистически подходящих, развертывание и свертывание отдельных отрезков текста (стилистический эксперимент)
5
Деловые бумаги: жанры деловых документов, композиционные модели, языковое оформление и редактирование
2
Составление заявления, резюме, автобиографии, объяснительной записки. Основные признаки официально-делового стиля.
5.1
Типы документов
1
Составление плана лекции учителя, сопоставление текстов
5.2
Документирование информационно-справочных материалов
2
Работа с текстами-образцами, составление документов
5.3
Требования к оформлению частных деловых бумаг
2
Сопоставление текстов, составление документов, их анализ
5.4
Современное деловое письмо
4
Работа с текстами-образцами, составление деловых писем, их анализ
5.5
Основные требования к языку деловых бумаг и документов
3
Редактирование, установление типичных ошибок в языке деловых бумаг
6
Зачет
1
Презентация деловой беседы, деловых переговоров, защита составленных деловых бумаг и документов, тест
7
Резерв
1
Всего 34 часа