Рабочая программа

«Мир баллады Р. Стивенсона. «Вересковый мед» Цели: познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»; закрепить знания о литературной балладе; рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»; развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения; воспитывать чувство патриотизма.   Домашнее задание. Написать миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?» Лексическая работа. Закончи предложения. «Вересковый мед» Р. Стивенсона является …Она заставила меня задуматься о …Вересковый мед стал символом
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Мир баллады Р. Стивенсона. "Вересковый мед"

Цели:

познакомить с биографией Р. Стивенсона, с исторической основой баллады «Вересковый мед»;

закрепить знания о литературной балладе;

рассмотреть жанровые особенности баллады Стивенсона «Вересковый мёд»;

развивать умения и навыки анализа поэтического текста, его выразительного чтения;

воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока

Вступление.

Каждая минута жизни дорога, потому что неповторима.

Учитель. Сегодня на уроке мы должны пройти свой путь, путь постижения мира баллады Р. Стивенсона «Вересковый мед». Мы будем говорить о жизни. (Слово «жизнь» прикрепляется к магнитной доске.)

Повторение сведений о балладе как жанре.

- Но вначале давайте вспомним, что такое баллада.

Баллада - это лироэпический жанр.

- Какие бывают баллады?

Баллады бывают народные и литературные.

- Назовите приметы литературной баллады.

Сюжет, диалог, тайна, зачин и концовка, чувства автора, чувства героев.

- Уточните: какой сюжет, какая композиция, какой финал.

Напряжённый сюжет, неожиданный финал.

Сообщение о жизни Стивенсона.

Ученик! Это был необыкновенный человек - мужественный, азартный и романтичный.

Он очень любил море. Понятно: его отец и дед были инженерами, строили маяки. Правда, это было очень давно. Ведь Роберт Стивенсон родился 13 ноября 1850 года в Эдинбурге. Сначала Стивенсон учился на инженера, а затем на юриста в университете. В 23 года он прославился как писатель. Всю свою жизнь - очень короткую, всего 44 года - Стивенсон сражался с судьбой. От матери ему досталась страшная болезнь - туберкулёз. Стивенсон писал: «Я жаждал жизни, приключений, огромным усилием воли я практически победил болезнь. Любовь к Родине и её истории давала мне силы. Я боролся и жил». Четыре года Стивенсон прожил на острове Самоа, там, на вершине горы Веа, его и похоронили.

Учитель.

_ Сейчас мы посмотрим мультфильм и прослушаем балладу «Вересковый мед». Прошу проследить по тексту, отметить для себя произношение слов, логические ударения.

- Чем была Шотландия для героев баллады Стивенсона, для самого Стивенсона?

Шотландия для них - Родина.

Беседа по вопросам.

- Вереск - растение пиктов. Какими вы себе представляете пиктов?

Это - маленькие люди. Они мирные, очень трудолюбивые.

- Мы говорим о мире, труде. (Слова «мир», «труд» прикрепляются к доске.)

- Чем был вереск для пиктов?

Вереск для пиктов - это жизнь.

- Как защищали пикты свои земли? Докажите текстом.

На вересковом поле

На поле боевом

Лежал живой на мертвом

И мертвый на живом.

Как сражались пикты, автор не описывает. Но мы понимаем, что это война не на жизнь, а насмерть. Прекрасное вересковое поле стало страшным.

- Мы говорим о войне и смерти. (Слова «война», «смерть» прикрепляются к доске.)

Как к пиктам относится автор?

Он им сочувствует: малютки-медовары, бедные пикты.

- А король? Найдите эпитет(образное определение), характеризующий его.

- Докажите, что король безжалостный.

По его приказу пиктов согнали с их земель и всех убили.

- Найдите глаголы в первых шести строфах баллады. В какой форме использовал их автор? Почему?

Был, пили, пришел, погнал, лежал, настало, нашли - форма прошедшего времени. Этим подчеркивается, что события баллады были давно.

- С точки зрения композиции как можно назвать эту часть баллады?

Это зачин.

- Прочитайте 7 строфу. Что изменилось? Почему?

Король едет, чайки реют - глаголы в настоящем времени. Благодаря этому мы становимся как бы свидетелями происходящего.

- Как чувствует себя король? Зачем ему вересковый мёд?

Он недоволен, глядит угрюмо. Завоеваны земли пиктов, а напитка король так и не отведал. Значит, победа еще неполная.

- Так король - главный герой?

Нет, главные герои - последние оставшиеся в живых пикты.

- Какие «последние пикты»?

Старик - карлик и мальчик пятнадцати лет. Мудрый и совсем юный. Учитель и ученик.

- Чем грозит король? Как ответили пикты?

Гневно король промолвил:

- Пытка обоих ждет,

Если не скажете, черти,

Как вы готовите мед!

Пикты ответили молчанием.

- Как они молчат? О чем они думают в этот момент?

Молчат с достоинством. Наверное, герои думают о жизни, о смерти, о том, как сохранить тайну, переживают друг за друга.

- Мы говорим о достоинстве. (Слово «достоинство» прикрепляется к доске.)

Где происходит допрос? Назовите детали.

Крутой берег моря, валы, звенящий вереск.

- Как вы думаете, это важно?

Конечно, важно. У старика и мальчика нет выхода. С одной стороны - море, с другой - враги. Жалко героев, страшно за них.

- Молчание - золото. Но… Прочитайте слова старика. Слово - тоже поступок. Оцените поступок старика.

Это предательство.

- Мы говорим о предательстве. (Слово «предательство» прикрепляется к доске.)

Попробуйте описать чувства мальчика. Докажите текстом.

Появляется образ эха. Оно донесло до старика слова проклятия.

- Как вы думаете, что будет потом?

Пытка, костер.

- Может быть, старик выдаст тайну? Докажите текстом.

Из вереска напиток

Забыт давным-давно…

- Назовите черты баллады в «Вересковом мёде» Р. Стивенсона.

Напряженный сюжет, диалог, авторское отношение, пейзажный зачин, неожиданный финал.

- Так где же тайна?

Тайна - рецепт приготовления верескового меда.

- Но ведь это всего лишь напиток? Почему пикты не выдали секрет?

Вересковый мед - это традиция пиктов. Передать рецепт - это значит предать свой народ, Родину.

- Для кого это - заветная тайна, а для кого - святая? Почему?

- Какой старик?

Гордый, стойкий, настоящий герой.

- Презрение к смерти рождает героев. Почему у героя нет имени?

Так поступил бы каждый из пиктов.

- Старик во имя высокой цели приносит в жертву собственного сына и самого себя. Такой поступок называется самопожертвованием.

- Мы говорим о самопожертвовании. (Слово «самопожертвование» прикрепляется к доске.)

- К какому типу баллад вы отнесёте «Вересковый мёд» Стивенсона?

Это героическая баллада.

- Как вы думаете, почему баллада называется «Вересковый мёд», а не, например, «Старик и сын»?

Вересковый мед - это святая тайна, которую пикты никому не выдали. Они погибли непокоренными, непобежденными. Заключение.

Баллада Р. Стивенсона «Вересковый мёд» была переведена на русский язык в 1942 году С. Маршаком. Его стихи о жизни прозвучали в начале нашего урока.

- Почему в 1942 году Маршак перевел именно эту балладу? Что, у него не было других дел?

1942 год - трудное время для России, когда победа над врагом зависела от каждого человека.«Вересковый мёд» Р. Стивенсона призывает быть стойкими, любить Родину. Умереть за Отчизну - это подвиг.

- Мы говорим о подвиге. (Слово «подвиг» прикрепляется к доске.)

Конечно, С. Маршак верил, что даже маленький человек должен понять простые вещи: что такое добро, что такое зло. Тогда мы победим. Жанр героической баллады как нельзя лучше отвечал требованиям времени.

- Как называется чувство любви к Родине?

Чувство любви к Родине называется патриотизмом.

- Кто-то сказал: надо прожить жизнь так, чтобы боги в восторге подарили вторую. Если жизнь начать сначала, то старик… Как бы он поступил?

Домашнее задание.

Написать миниатюру «Почему надо читать балладу Стивенсона «Вересковый мёд»?»

Лексическая работа. Закончи предложения.

«Вересковый мед» Р. Стивенсона является …Она заставила меня задуматься о …Вересковый мед стал символом



© 2010-2022