Статья на тему: Воспитание интереса учащихся к русскому языку

      Одна  из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.  И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для меня важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мерзликина Ольга Александровна МКОУ Терновская СОШ №2

Терновского района, Воронежской области

Статья на тему: « Воспитание интереса учащихся к русскому языку».

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для меня важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержание школьного предмета «Русского языка» должно бы развить в ребенке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в значимый смысл, чтобы человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».

Реализовать такое содержание преподавания трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать (пусть на своем уровне) его философские основы.

Первый принцип, которым обязан руководствоваться учитель, выбравший такую дорогу: во всем, в каждом языковом явлении искать внутренний смысл. Он есть! И все время задавать себе вопрос: зачем?

Второй принцип, помогающий реализовать содержание преподавания русского языка можно сформулировать так: всегда опираться на художественный тест.

Но бессмысленно просто прочитать художественный текст и дать по нему грамматическое задание или диктант или обратиться к классу: «Посмотрите: какой красивый язык!» для ребят это пустой звук, пока текст не начнет переживаться ими, а собственные переживания не будут осмыслены. Возникает естественный вопрос: как этого добиться?

Конечно, должно быть какое-то совместное обсуждение прочитанного. Как правило, успешным оказывается путь, который связывает своеобразие личностного восприятия ученика с предлагаемым авторским замыслом, воплощающимся в лексических, синтаксических, стилистических закономерностях данного текста. Через условную схему ход подобного процесса можно представить следующим образом:

1.Ученик

от начального восприятия текста

(определение своих чувств, ощущений,

оСтатья на тему: Воспитание интереса учащихся к русскому языку.тношения).

2.Ученик + Текст 3.Текст

к попытке понять: почему я поиск в тексте тог, что могло

иСтатья на тему: Воспитание интереса учащихся к русскому языку.спытываю именно это? обусловить особенности моего

Статья на тему: Воспитание интереса учащихся к русскому языку.восприятия.

4.Обобщение

какие закономерности авторской речи

служат для усиления художественного

воздействия на читателя.

Как видно из схемы, лингвистический анализ учитель начинает не с текста, а с ученика, исходит из его личности и интереса.

Третий принцип, без которого, на мой взгляд, также невозможно успешное обучение: каждый урок должен удовлетворять стремление ребенка к творчеству, желание выразить и раскрыть свою личность. Иными словами, необходимо как можно чаще давать ученику возможность побывать на позиции автора. Стать автором не только творческих работ, сочинений, но и отдельных предложений, высказываний.

Если уроки русского языка и литературы станут для каждого ребенка источником творческих сил, временем самовыражения и раскрытия своих эмоций, поисков ответов на волнующие вопросы, то проблема интереса к предмету отпадет сама собой, ибо только реализация собственной личности приносит человеку настоящее удовлетворение.

«А где же, собственно, грамматика?» - возмущенно воскликнут многие. Я бы ответила: это - второе. Конечно, в идеале должна быть гармония и того и другого. Но мой личный, пусть небольшой, опыт все время убеждал, что основная трудность неожиданно возникает в самом учителе: я стремлюсь всеми силами сделать своих учеников грамотными - и скатываюсь на форму, на натаскивание, на бесконечное «закрепление» - и теряю ребят, теряю какой-то глубинный смысл языка, теряю, наконец, то, без чего еще никто не добивался результата,- интерес ученика к предмету. Все воплощается во внешнем: правильно найти орфограмму - написать нужную букву; правильно задать вопрос - подчеркнуть члены предложения, точно найти основу - поставить запятые. Лингвистические задачи. Теоретические вопросы. В результате - постные лица учеников на уроке, нелюбовь, а часто даже ненависть к предмету и (парадоксально?) убийственная безграмотность.

Наверно, живой интерес ребят просыпается только тогда, когда язык становится и в школьном преподавании тем, что он есть на самом деле: способом познания окружающего мира, человека, самого себя.

Важнейшее условие заинтересованного отношения ребенка к предмету - это личность педагога, его увлеченность своим делом. Л.Н. Толстой советовал учителям: «Хочешь наукой воспитать ученика - люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят науку, и ты воспитаешь их». Но сейчас мало любить и знать свой предмет. Необходимо еще и знание учителем возрастных психологических особенностей детей, и применение педагогом на уроках русского языка и литературы разнообразных форм и методов обучения. «Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания», - говорил Буслаев. Нельзя забывать и то, что игра - естественная потребность и для детей среднего школьного возраста.

В игровой форме часто проходят и уроки работы над ошибками.

По условиям нашей игры - путешествия те, кто получил «2», попадают в Безграмотландию, а наш корабль не имеет права и не может двигаться дальше, ибо ребят бросить нельзя. На уроке анализа ошибок консультанты или ассистенты учителя садятся с теми, кому в путешествии по Океану знаний на этот раз не повезло. Вместе они ставят «диагноз» «больным» словами и «лечат» их. Дома у всех ребят хранятся «ларцы» для ошибок, в них складываются «больные» слова после контрольных работ. Слова эти несколько недель повторяются во всех формах в разных видах работ. После следующей проверочной работы многие из попавших в Безграмотландию возвращаются на корабли. А тех, кто не справился в очередной раз, берем с собой в путешествие с условием - учить и повторять то, что до сих пор не усвоено.

Лингвистическую карту ребята любят использовать и во внеклассной работе. Лингвистические ринги, КВНы, праздники русской словесности - это смотры ученических знаний.

Особенно полюбился КВН «Любителям русской словесности». На сцене - красочная карта путешествия в Страну русского языка (Океан знаний).

Команды «Русаки» и «Грамотеи» готовы к бою. Задания для них приготовлены королевой Грамматикой. Задание зависит от того, на какой остров (раздел русского языка) попадает команда. Тут проходят различные конкурсы: смекалистых, художников, знатоков литературы, юных поэтов, артистов, любителей отгадок и загадок, знатоков русского языка, любителей занимательных игр по русскому языку и даже конкурс сообразительных болельщиков.

Воспитание интереса к предмету формирует также и внеклассная работа - это неделя русского языка, предметные вечера, устные журналы, литературные ринги, неделя Пушкинской поэзии, познавательные игры «Грамоте учиться - всегда пригодится», «Словарь - это вселенная в алфавитном порядке».

Такие смотры знаний, праздники запоминаются ребятам надолго. В них принимают участие все ученики без исключения, всем находится дело. Те, у кого знания послабее, учатся у товарищей, а сильные ученики, окрыленные успехом, с еще большим удовольствием роются в словарях, читают дополнительную литературу, пополняя свой запас знаний в области языка.

Формы урочной и внеурочной работы рождаются в сотворчестве учителя и учеников. Это радостно учителю, потому что ребята после таких занятий тянутся к книге, учатся любить и чувствовать красоту русского языка.

Сейчас школьник является объектом обучения, он пассивен. Образование же должно быть двусторонним процессом, в результатах которого заинтересован и учитель, и ученик. Чтобы достичь этой цели, нужно помнить не только об обучении, но и о воспитании. Стремясь только обучить, педагог попытается заинтересовать учащихся своим предметом, найти новые приемы, способы подачи материала. Интерес, безусловно, возникнет, но он будет временным. Стоит ученику привыкнуть к подобным «внешним эффектам», и интерес снова исчезнет. Поэтому, обучая, необходимо воспитывать ребенка как всесторонне развитую личность, активизировать его интерес к окружающему миру, поскольку именно личности присущи внутренние мотивы, позволяющие сформировать познавательные интересы.

Следует различать внешние и внутренние мотивы учебной деятельности. К внешним относятся: желание получить хорошую оценку, обеспечить собственное благополучие, избежав неприятностей с учителем и родителями, и тому подобное. Среди внутренних можно выделить: познавательный интерес к изучаемому материалу, интерес к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям.

Перечислим основные стимулы и средства их создания.

  1. Удивление, вызванное новизной материала, оригинальностью его подачи. Учитель рассказывает о неизвестных, необычайных явлениях, помогает детям по-новому взглянуть на уже знакомые факты. (Удивление может быть связано с историческим комментарием - рассказом учителя об истории языкового явления).

  2. Потребность в эмоциональном удовлетворении от преодоления трудностей. Здесь при определении степени сложности заданий, необходимо учитывать уровень развития школьников. (На преодоление трудностей построено проблемное обучение).

  3. Эмоциональное оживление, вызванное сменой деятельности, переключением внимания с одного объекта на другой. (Переключению внимания помогают средства наглядности).

  4. Получение эстетического наслаждения. (Эстетическое наслаждение может быть обеспечено выбором примеров, иллюстрирующих орфографическое или пунктуационное правило, а также выбором примеров тем для изложений. Это могут быть тексты, в которых присутствует описание природы или произведений искусства, в которых затронуты нравственные проблемы актуальные для школьников).

  5. Эмоциональное благополучие ребенка в классе (Эмоциональное благополучие ребенка в коллективе обеспечивают: индивидуальный подход к каждому ученику; самостоятельная работа, самоконтроль, основанные на доверии учителя к учащимся; ролевая игра, позволяющая ребенку раскрепостить, поверить в свои силы; доброжелательное отношение к детям, поощрение.)


© 2010-2022