- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер класс о лит. чтении
Мастер класс о лит. чтении
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Коновалова А.Г. |
Дата | 24.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Все, кто работает с младшими школьниками, знают, как нелегко обучить детей чтению. Истинное чтение - это чтение, которое, по словам М. Цветаевой, «есть соучастие в творчестве».
Решить данную задачу мне помогает УМК «Перспективная начальная школа», в материалах которого заложены большие возможности. Ведущие стороны в овладении детьми навыков чтения в данном комплекте - понимание и осознанность.
Изучив уроки по данной программе, я разработала свою систему проведения уроков литературного чтения, основой которой является правило «вдумчивого чтения», представленное формулой «ЧПО»
« Читай, представляй, осознай!»
Я считаю, что полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через образы, чувства, мысли
Такой подход к литературе дает широкие возможности для развития разностороннего творчества ученика. Говоря об образах в литературном чтении, я использую
Игровую методику «В кого бы ты хотел превратиться и почему?»
Я предлагаю вам выбрать один из этих образов и объяснить почему. Если эти образы не понравились, вы можете придумать свой.
Ответы моих учеников:
Львом - он царь зверей, хочу быть главным.
Птицей Феникс - жить вечно
В кошку - она ласковая, пушистая, домашняя.
В бабочку - легкая, красивая, как балерина.
В фею - чтобы делать добро, помогать людям.
Младшие школьники с удовольствием фантазируют, «превращаются» в сказочных существ. Иногда им просто легче раскрыть, выразить себя через другой образ. Это очень важный воспитательный момент для уроков!
Обратимся к чувствам.
-
«Составь рассказ от имени другого персонажа»
-Представьте, что вы на какое - то время стали
партой, камешком на дороге, телевизором
- Опиши один день этой воображаемой жизни.
Высказывания моих учеников:
«Камешек на дороге»
Я - камешек на дороге. Здесь открывается замечательный вид на трассу. А плохо здесь то, что много газа, грязи, особенно в дождливые дни. Но я верю, что однажды меня подберёт добрый человек. И я буду счастлив
«Парта»
Я - парта. А за партой сидят ученики нашей школы. Вот Таня, она аккуратная и это мне приятно. А вот пришёл на урок Дима. Он неряшлив и даже на мне нарисовал. Я огорчена!
«Телевизор»
Я - телевизор. Как же любит меня семья Павловых. Особенно мама, ведь она целый день готова смотреть сериалы. Папа вечером, лежа на диване, нажимает только на канал «спорт». А ребятишкам так нравится смотреть мультфильмы. Как же я всем нравлюсь.
Вывод: такое задание помогает воспринимать произведение через чувства.
Рассмотрим восприятие произведения через мысли.
Здесь я предлагаю следующее задание «Художники шутят».
- Попробуйте догадаться, значение каких фразеологических оборотов изображено на этих шутливых рисунках:
- провалиться сквозь землю
- уйти с головой в работу
- рвать на себе волосы
Это задание можно разнообразить.
Даются фразеологические обороты, вам надо нарисовать шутливые рисунки.:
-
развесить уши
-
застегнуть рот на замок
-
курам на смех
Уважаемые коллеги! Для проведения данного задания можно разделить класс на группы (в зависимости от количества детей в классе можно дать индивидуальные задания). Важна не столько красота рисунка, сколько точность вашей мысли.
В этом и заключается моя система работы над художественным произведением через образы, чувства и мысли.
Важность и значимость такой работы очевидна. Подтверждением сказанного могут служить слова Н.Носова: «Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок, который мы можем ему сделать»