Конспект урока Зачем нужно уметь писать письма?

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное образовательное учреждение

Вышнепенская основная общеобразовательная школа







Муниципальный этап

конкурса «Лучший урок письма»


Номинация конкурса для учителей

«Лучшая методическая разработка

урока письма»








Выполнила

Воронкина Раиса Федоровна,

учитель русского языка

и литературы первой

квалификационной категории













Тема урока: Зачем нужно уметь писать письма?

(урок развития речи )

Цели урока:

  • привлечь внимание к эпистолярному наследию выдающихся людей;

  • сформировать потребность в обмене информацией, мнениями, чувствами, используя письмо;

  • познакомить с этическими нормами и правилами написания писем и с основными композиционными частями письма.

Оборудование:

конспект урока, мультимедийная презентация, на столах конверты, тексты, таблица, ручки, карандаши, смайлики, выражающие различные эмоции (улыбка, грусть, равнодушие)

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя

- Вспомните, как давно вы в последний раз писали письмо? Самое настоящее письмо на тетрадном листе? Запечатывали конверт, подписывали его, несли на почту, опускали в ящик… Помните?
Большинство из нас уже забыли, как писать такие письма, как выражать чувства на бумаге. А ведь это настоящее искусство - эпистолярный жанр.
Да, на дворе 21 век - век информационных технологий. Мы предпочитаем писать в «электронке», два-три предложения без всяких описаний и размышлений, порой без чувств. Без сомнения, есть огромные преимущества в общении через Интернет: быстро, удобно, какая экономия времени в наш сумасшедший век!
Но!!! Всё равно практически у каждого наступает такой период, когда хочется взять ручку (так хочется сказать «перо»), бумагу и написать письмо родственнику, другу…


  1. Новый материал.

- Зачем писать письма? Ответ на этот вопрос мы с вами будем вместе искать на сегодняшнем уроке.

- Приближается 70-летие Великой Победы русского народа над фашистской Германией. В музейном уголке хранятся письма, может быть, даже ваших прапрадедушек с фронта, которым тоже уже 70 лет. Посмотрите на них. Это письма - реликвии. (Слайд 2-3)
- А теперь на столах у вас лежат конверты. Расскажите, зачем нужен конверт?

- Подержите их в руках.

-Дети отвечают.
- А теперь откройте конверт и посмотрите, что внутри.
(Чистый лист)


  1. Беседа (слайд 4)
    ВОПРОСЫ:
    1. Как появились письма?
    2. Чем принципиально отличаются письма электронные от писем, отправляемых почтой обычной?
    3. Как правильно написать письмо?
    4. Что такое эпистолярный жанр? Какое отношение он имеет к письмам?
    5. Каким образом вы убедите меня, что письма писать нужно?

4.Работа с текстом

Учитель:

- Письмо - это не просто слова. Это кусочек души, который ты даришь адресату. Поэтому письмо - удивительное творение. Ведь бывают у человека такие моменты в жизни, когда нельзя даже довериться самому близкому человеку, трудно высказать, а написать легче. А когда письмо создано талантливым писателем или поэтом, оно удивительно вдвойне.
Чтобы ответить на такой, казалось бы, простой вопрос, мы послушаем письма великих, познакомимся с разными точками зрения на проблему, выведем правила, как надо писать письма, послушаем афоризмы великих людей о письмах. И каждый придёт к выводу, нужно ему писать письма или нет.
Что ж, распечатаем письма души, что были положены в сокровищницу литературы авторами С.А.Есенин и В.А.Сухомлинский. Они адресованы разным людям, но в каждом слышится любовь, нежность, уважение к адресату, высокая культура…

Попробуем выделить в текстах элементы эпистолярного жанра, необходимые для написания письма.

(слайды5-6)

Письмо матери

Ты жива еще, моя старушка?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке

Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете

Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечалось,

Не волнуй того, что не сбылось, -

Слишком раннюю утрату и усталость

Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!

К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада,

Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном синем шушуне.

5.Записи в тетради:

  1. Письмо начинается с обращения к адресату.
    2. Вступление начинается с какой-нибудь любезности, пожелания.
    3. Основная часть - повествование о предметах, интересующих адресата.
    4. Заключение состоит в заявлении чувств преданности и почтения.

А теперь перед вами проза письмо талантливого педагога Василия Александровича Сухомлинского «Письма к сыну».

«Добрый день, дорогой сын!
Вот ты и ушел из родительского гнезда - живешь в большом городе, учишься в вузе, хочешь чувствовать себя самостоятельным человеком. Знаю по собственному опыту, что, захваченный бурным вихрем новой жизни, ты мало вспоминаешь о родительском доме, о нас с матерью и почти не скучаешь о нас. Это придет позже, когда ты узнаешь жизнь...
Может быть, прочитав это письмо, ты захочешь положить его куда-нибудь подальше. Ну что ж, положи, но только хорошенько запомни куда, в какую книжку ты его положил, потому что придет такой день, когда ты вспомнишь эти поучения, скажешь сам себе: а все-таки прав был отец... И тебе надо будет перечитывать это старое полузабытое письмо. Ты найдешь и прочитаешь его. Сохрани же его на всю жизнь.
Я тоже сохранил первое письмо от отца. Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда - поступил в педагогический институт. Был трудный голодный 1933-й. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены. В старенький чистый платочек завязала лепешки, испеченные из картофельной кожуры и отрубей, два стакана жареной сои - вот и все, что могла мне дать мама.
Началось мое учение. Трудно, очень трудно было, появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину. И рядом с хлебиной - отцовское письмо, то первое письмо, оно сохранилось у меня как первая заповедь: «Не забывай, сыну, о хлебе насущном. Помни, как трудно добывается этот хлеб. Помни, что дед твой был крепостным и умер за плугом на ниве...»

- Что в этих письмах привлекает внимание? Что вы можете сказать об авторах писем?


Запишите вывод:

Письмо - это написанный текст, посылаемый для сообщения информации адресату. (слайд 8) ; адресант - тот, кто пишет письмо. Письма бывают личные, официальные и деловые.

6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ. (Слайд 9 )
Выступление учащихся.

- Прочитайте афоризмы и соотнесите их с содержанием текстов. Выскажите своё мнение относительно афоризмов.

Пишите друг другу письма, ведь они помогают жить, делая нас добрее.
А.П. Чехов

Письмо- труд души.
Неизвестный автор.

При помощи письма можно записать каждое слово и сообщить свои мысли тем, кто еще не родился и родится спустя тысячу или десять тысяч лет.
Галилео Галилей

С помощью письма лучше всего проникаешь в человека. Черные слова на белой бумаге - это душа нараспашку.
Г. Мопассан

1.Какие аргументы выдвигают авторы текстов в пользу своих тезисов?
2. Прокомментируйте их. Используйте выражения: «Я считаю, автор текста №… прав (не прав), потому что…», «Я соглашусь с мнением автора текста №…, так как…», «Доводы автора текста №… показались мне…»


7. АФИШИРОВАНИЕ

- Заглянем в себя, в свою душу и признаемся себе, хотим мы получить от кого-нибудь письмо? Какой первый шаг нужно сделать тому человеку, который хочет получить письмо? (Написать его). Давайте придумаем ситуации, пусть даже самые невероятные, когда вы сможете написать кому-либо письмо.
Дети отвечают. (Например, «Письмо маме», «Письмо учителю», «Письмо из прошлого», «Письмо ветерану Великой Отечественной войны», «Письмо литературному герою», «Письмо инопланетянам»)
учитель записывает предложенные темы на доске.
Дети пишут письма, желающие читают
- Письмо написано, конверты лежат на столах, надо запечатать и …
Дети: подписать конверт.
(памятка «Как правильно подписать конверт») (Слайд10 )

8.РЕФЛЕКСИЯ
- В начале урока вы открыли конверты и нашли там белые листы. В течение урока мы рассуждали о том, нужны ли письма сегодня. Вы попробовали написать письма. Каждый из вас пришёл к определённым выводам сам.

Высказывания детей:

Как много мы потеряем, перестав писать письма! Ведь телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова. Да и в общении через Интернет нет той интимности, которая достигается через письмо в конверте. Ведь электронное послание виртуальное, неполноценное, а написанное ручкой, запечатанное в конверт, вытащенное из почтового ящика письмо живое, дышащее, настоящее.


Хочется верить, что не умрет искусство сочинения писем. Мне кажется, перестав писать письма, мы разучимся мыслить и потеряем часть сердечности, которой и так мало в нас осталось. Будем верить, что, несмотря на скоростное развитие Интернета, никогда не перестанут приходить в наши дома письма, частички тепла тех, кто нас любит...

9. ИТОГ УРОКА (Слайд 11)

- «Как хорошо, что люди придумали почту…Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу - ждущую и мятущуюся…» - так сказала русская писательница Тэффи. Лично я с ней полностью согласна. И вправду, в письме можно сказать, зачастую даже то, что при личной встрече не скажешь. И конечно, ни телефон, ни Интернет не заменят сердечности письма. Ведь душе не нужна суета и скорость. Я уверена, что письмо - это как раз то, что человечество не должно потерять, пытаясь угнаться за техническим прогрессом.

10. Домашнее задание (на выбор). (Слайд 12)


1. Напишите письмо, убеждая, что культурному человеку необходимо уметь писать письма.

2. Подготовьте презентации на темы: «История письма», «Письма на фронт», «Письма - реликвии»







© 2010-2022