- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад на тему Развитие речи на уроках русского языка
Доклад на тему Развитие речи на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Темирбекова О.Т. |
Дата | 04.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Темирбекова Орынгул Темирбеккызы
Учитель русского языка и литературы
Развитие связной речи у учащихся на уроках русского языка
Развитие речи на уроках русского языка - это вся работа, проводимая учителем специально, чтобы ученики овладели умением выражать свои мысли в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения. Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова. Именно на фоне этого понятия определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов. В наибольшей степени обогащению словарного запаса способствует система работы над словом:
-
Запись слова.
-
Произнесение слова в соответствии с орфоэпической нормой.
-
Повторение с классом (проговаривание слова хором в соответствии с орфоэпической нормой).
-
Проговаривание по буквам (орфографическое проговаривание).
-
Запись слова.
-
Толкование лексического значения слова(использование словарей, составление синонимического ряда).
-
Составление учениками словосочетаний, предложений с последующей записью их в тетрадь.
Я считаю, что уроки развития речи для учащихся 3-5 классов помогают разбудить в обучающихся интерес к русскому языку, поэтому стремлюсь сделать уроки развития речи эмоционально привлекательными, заинтересовать ребят самим процессом работы над словом, научить правильно произнести слова, поставить ударение в словах. Для этого на каждом уроке мы вместе с ребятами работаем над произношением слов. Поставив ударение в стихотворении и считалочках можно научить правильно произнести слова, развивая их речь. Я стараюсь вести такую работу на каждом уроке.
Русский язык в начальной школе является важнейшим предметом для развития речи ребёнка. В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие речи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.
В настоящее время текст является основной дидактической единицей на уроке русского языка. Поэтому на уроках русского языка в национальной школе необходимо ввести целенаправленную работу над текстами различных типов и стилей, необходимо уделить внимание на их создание. Чтобы понимать и полноценно воспроизводить текст, ученик должен достаточно свободно осуществлять элементарные мыслительные операции анализа и синтеза, контролировать собственные способы мышления и уметь сосредотачиваться на выполнении конкретного задания.
Лексический повтор реализуется в повторении одного и того же слова на протяжении всего текста. При повторении в потоке связной речи употребляется в следующем предложении не любое произвольно взято слово, а только то, которое несет в себе определенную смысловую нагрузку и выделяется при этом логическим ударением. Проиллюстрируем это на примере следующего текста: Быть может, это весна моя последняя. Ощущение весны усиливается в сто раз, и каждая мелочь, зяблик какой-нибудь, даже слово, откуда-то прилетевшее, являются со своими собственными лицами, со своим особенным заявлением на право существования и участия и для них тоже в последней весне.
Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков обучающихся о языке, в том числе и на развитие связной речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия по русскому языку, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся в национальной школе.