Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Литература, -М.: «Просвещение», 2010,2011 г.г.); авторской программы В.Я.Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. М: «Просвещение», 2012 год). В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом «Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ» на 2015 - 2016 учебный год и рассчитана на 102 часа.

Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по «Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ» от 01.09.15. №267 в списке учебников, используемых 2015 - 2016 учебном году:

«Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, - М: «Просвещение», 2012 + СД диск: фонохрестоматия.

Программа рассчитана на класс с общеобразовательным изучением предмета

Необходимость создать условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе требует постоянного формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на уроках, включая в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Элементы ИКТ - компетентности формируются и используются на уроках литературы в интегративных межпредметных проектах, нестандартных уроках, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) рабочая программа исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Школьные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса: работа с компьютером, распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ), выступление с компьютерной поддержкой, оцифровка изображений (сканер), фото-аудио-видео фиксация хода образовательного процесса.

Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:

  1. Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  3. Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  4. Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная задача программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX-ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 446 ч, в том числе: в 5 классе - 102 ч, в 6 классе - 102 ч, в 7 классе - 70 ч, в 8 классе - 70 ч, в 9 классе - 102 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Программа составлена на 102 часа (3 часов в неделю).

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы:

В результате изучения литературы ученик должен знать:

- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

- учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

-основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

-работать с книгой

-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

-выявлять авторскую позицию;

-выражать свое отношение к прочитанному;

-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

-владеть различными видами пересказа;

-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.

Содержание учебного предмета





п/п

Наименование разделов

Количество часов

В том числе на:

Контрольные работы

Внеклассное чтение

Р/р

1

Введение

1

-

-

-

2

Устное народное творчество

10

-

1

1

3

Из древнерусской литературы

2

-

-

-

4

Из литературы XVIII века

2

-

-

-

5

Из литературы XIX века

47

3

5

7

6

Из литературы XX века

28

3

3

2

7

Из зарубежной литературы

10

-

3

2

8

Итоговые уроки

2

1

-

-

9

Итого:

102

7

12

12





п/п

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые результаты

Формы контроля

Дата

По плану

По факту

1

Введение

1

научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.

Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Мини-размышления, ответы на вопросы

2

Устное народное творчество

1

знают, отличают друг от друга и дают определение малым жанрам фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок), умеют отгадывать загадки.

Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.

Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.

Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).

Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Фронтальная, индивидуальная

3

Русские народные сказки. Жанры русских народных сказок

1

целью создания малых жанров фольклора

Знакомятся с малыми фольклорными жанрами, их отличительными особенностями; причинами возникновения и

Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.

Личностные: формируется мотивация к индивидуальной и коллективной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

4

«Царевна - лягушка»

2

Знакомятся с понятием о народной морали и учатся находить ее в характере и поступках героев.

знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.)

Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики.

Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Фронтальная, индивидуальная

5

Герои народных сказок в оценке писателей

1

Продолжение знакомства с миром сказок, сказочных жанров и элементов; способы построения народной сказки

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.

индивидуальная

6

«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»

1

Учатся выявлять в сказках разных видов художественные образы (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета).

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и эффективно сотрудничают.

Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.

Фронтальная, индивидуальная

7

«Журавль и цапля»

1

Учатся характеризовать сказочных героев (в том числе давать сравнительную характеристику); понимать средства создания образов.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр,

Фронтальная, индивидуальная

8

Из рассказов о сказочниках

1

Владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимают мораль сказки, составляют пересказы эпизодов сказок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.

Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.

Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.

Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.

Фронтальная, индивидуальная

9

«Солдатская шинель»

1

Народное представление о справедливости, добре и зле.

Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.

Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.

Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.

Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.

Фронтальная, индивидуальная

Из древнерусской литературы

10

Из древнерусской литературы

1

Определяют своеобразие древнерусской литературы

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).

Индивидуальная

11

«Подвиг отрока - киевлянина и воеводы Претича»

1

Определяют ключевые проблемы древнерусской литературы.

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.

Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).

Индивидуальная

12

Р/Р мини - сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»

1

понимают связи разных жанров

Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: самостоятельно формулируют новую цель.

Коммуникативные: умеют сочинять новый текст, используя особенности жанра.

Личностные: осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России

Индивидуальная

(сочинение)

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

13

М. В. Ломоносов - сподвижник просвещения. Роды и жанры литературы

2

Знакомятся с фактами жизни и творчества Ломоносова.

Определение теоретико-литературных понятий: роды и жанры литературы.

Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.

Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.

Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.

Личностные: развитие чувства юмора, формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Фронтальная, индивидуальная

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

14

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.

1

Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); жанровые особенности басни, отличие басни от сказки.

Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием.

Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт.

Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Фронтальная, индивидуальная

15

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.

1

Узнают особенности басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).

Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую (составляют план).

Регулятивные: прогнозируют и корректируют свою деятельность.

Коммуникативные: читают иносказательный текст, объясняют жанровые и языковые особенности текста.

Личностные: развитие патриотических чувств, гордости за историю своей страны.

Фронтальная, индивидуальная

16

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.

2

Учатся анализировать различные формы выражения авторской позиции. Выявляют особенности басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).

Познавательные: умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (умение работать по алгоритмам).

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Фронтальная, индивидуальная

17

Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

1

Расширяют представление о басне, познакомятся с современными баснями.

Познавательные: пользуются разными видами чтения.

Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы.

Коммуникативные: умеют оценивать устное речевое выступление сверстников.

Личностные: потребность в самовыражении через слово.

Индивидуальная

18

ВЧ Проект. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.

1

выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней.

Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: смыслообразование - устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.

Фронтальная, индивидуальная

19

РР. Сочинение по басне.

1

Обучение написанию сочинения.

3 темы на выбор:

- Какая басня И.А.Крылова твоя любимая и почему?

- Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?

- Что ты узнал о басне и какие её строки остались в памяти?

Написание черновика сочинения.

выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой основе формируют собственный взгляд на проблему.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствуют имеющиеся.

Индивидуальная

20

В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.

1

Понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Познавательные: разделяют виды текстовой информации: фактуальные и подтекстовые.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст в соответствии с сюжетным планом произведения.

Личностные: овладение техникой выразительного чтения баллады.

Индивидуальная

21

В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»

2

умеют определять черты народной сказки, видят особенности авторской сказки. Знают содержание и героев сказки.

Учатся определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Познавательные: конструируют осознанное и произвольное сообщение в устной форме.

Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.

Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают прочитанное.

Личностные: владеют техникой художественного пересказа.

Индивидуальная

22

А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

1

Учатся определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения

Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста.

Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.

Коммуникативные: создают устные иллюстрации.

Личностные: уважают культурное наследие своей Родины.

Индивидуальная

23

РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

1

Учатся находить в поэтических текстах изобразительно -выразительные средства.

знают определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимают отличие речи прозаической и стихотворной, аргументируют свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объясняют ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, умеют, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.

Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членами общества.

Индивидуальная

24

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.

2

Определяют принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимают и формулируюттему, идею, нравственный пафос литературного произведения.

Познавательные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.

Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.

Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные: владеют элементами анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

25

РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина

1

Усваивают основные нормы русского литературного языка, учатся создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Познавательные: сопоставляют литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним.

Регулятивные: анализируют текст.

Коммуникативные: аргументированно и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и обсуждении их исполнения.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.

Индивидуальная

26

Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа

1

Усваивают понятия о ритме, рифме строке, учатся анализу лирического произведения

Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Коммуникативные: сотрудничают в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.

Личностные: формируют познавательный интерес, навыки сопоставления.

Фронтальная, индивидуальная

27

Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.

Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

1

Закрепить понятие о литературной сказке. Поиск примеров художественной условности в сказке.

Пересказ и выразительное чтение эпизодов сказки.

Познавательные: объясняют особенности литературной сказки начала 19 в.

Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Коммуникативные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Личностные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

Фронтальная, индивидуальная

28

"Чёрная курица, или Подземные жители".

Мир детства в изображении писателя.

1

строят развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживают изменения в характере героя; сопоставляют литературное произведение с иллюстрациями к нему; составляют первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию.

Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации, составляют характеристику сказочного героя, дают оценку его поступкам.

Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено, и что ещё подлежит освоению.

Коммуникативные: обсуждают разные точки зрения и вырабатывают общее мнение по проблеме урока.

Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.

Фронтальная, индивидуальная

29

ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.

1

Учатся понимать прозаический текст, выразительно читать его

Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания

Фронтальная, индивидуальная

30

КР. Тест за первый триместр.

1

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: определяют меры усвоения материала.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

31

Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы поэтического вдохновения и национальной гордости.

1

Учатся определять тему стихотворения, выразительно читать.

Познавательные: находят и отбирают необходимую информацию.

Регулятивные: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели.

Коммуникативные: применяют изученные навыки при работе по анализу текста.

Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.

Фронтальная, индивидуальная

32

Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»

1

стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки

Познавательные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи.

Регулятивные: Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи

Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.

Фронтальная, индивидуальная

33

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

1

Учатся понимать прозаический текст, выразительно читать его, аргументировать свое отношение к героям произведения

Познавательные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.

Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.

Фронтальная, индивидуальная

34

«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.

1

Учатся обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.

Личностные: формирование навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

35

ВЧ. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»

1

Учатся обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них.

Познавательные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: осознают качество

и уровень усвоения.

Коммуникативные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Индивидуальная

36

Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Мороз, Красный нос»

1

Учатся находить автобиографичные элементы в лирических произведениях.

Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Фронтальная, индивидуальная

37

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

1

Учатся выявлять основную нравственную проблематику произведения.

Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.

Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение, составляют речевую характеристику литературных героев.

Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

38

ВЧ. Н.А. Некрасов.

«На Волге»

1

Учатся находить автобиографичные элементы в лирических произведениях.

Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют составлять план и пересказывать содержание текста по плану.

Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.

Коммуникативные: формируют навыки работы в группе (ситуации учебного сотрудничества).

Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

39

И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

1

Учатся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов.

Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.

Регулятивные: умеют сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.

Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений.

Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.

Фронтальная, индивидуальная

40

Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.

Герасим в доме барыни.

Герасим и Татьяна.

1

воспроизводят сюжет изученного произведения, объясняют внутренние связи его элементов.

Познавательные: анализируют текст с целью выделения важных деталей.

Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны

Фронтальная, индивидуальная

41

Герасим и Муму. Счастливый год.

1

словесно воспроизводят картины, созданные писателем, аргументируют своё отношение к героям произведения

Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.

Регулятивные: строят речевое высказывание - доказательство.

Коммуникативные: сотрудничают в коллективе для решения поставленной проблемы.

Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.

Фронтальная, индивидуальная

42

КР, РР. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».

2

Учатся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов.

Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

индивидуальная

43

Анализ сочинения.

1

анализ собственного текста с целью выявления и устранения недочётов.

Познавательные: фиксируют собственные затруднения в деятельности.выу

Регулятивные: определяют меры усвоения материала.

Коммуникативные: правильно и чётко формулируют ответы на указанные вопросы.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

44

КР по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. (Тестирование)

1

правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы.

Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест).

Регулятивные: определяют меры усвоения материала.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Фронтальная, индивидуальная

45

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».

1

знают биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; определяют, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализируют лирическое произведение, выразительно читают, передавая при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимают авторское отношение к природе.

Познавательные: приобрели навыки выразительного чтения, проводят исследование прочитанного текста.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.

Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

46

Ф.И.Тютчев -великолепный певец природы

1

знают биографические сведения о Ф.И.Тютчеве, выразительно читают, анализируют стихотворения

Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

47

РР. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.

1

владеют понятиями ритм, рифма, строфа, стопа; аргументируют свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объясняют ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, определяют стихотворные размеры стихотворных текстов.

Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членами общества.

Фронтальная, индивидуальная

48

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

1

Учатся понимать гуманистическую направленность произведения.

Познавательные: знают элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, содержание прочитанного.

Регулятивные: составляют план учебных действий для раскрытия темы урока (рассказывают, о чём произведение и какова его тема).

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений

Фронтальная, индивидуальная

49

Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.

1

Учатся выявлять идею произведения

Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.

Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.

Фронтальная, индивидуальная

50

Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.

1

выделяют главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливают причинно-следственные связи между ними.

Познавательные: проводят исследование и дают характеристики изучаемых объектов.

Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.

Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений.

Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

51

РР. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»

1

Узнают основные нормы русского литературного языка, учатся создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей

Познавательные: проводят самостоятельное исследование и дают личностные характеристики изучаемых объектов.

Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.

Коммуникативные: анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества.

Фронтальная, индивидуальная

52

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».

Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".

2

Учатся анализировать художественный текст.

Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.

Регулятивные: находят нужную для ответа информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное

Фронтальная, индивидуальная

53

ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.

1

умеют определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя

Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.

Регулятивные: выбирают нужную информацию из прочитанного текста.

Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.

Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.

Фронтальная, индивидуальная

54

Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.

Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.

2

выразительно читают, анализируют стихотворения; слушают и анализируют актёрское чтение

Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.

Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.

Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.

Личностные: испытывают чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.

Фронтальная, индивидуальная

55

РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»

1

Формирование у учащихся деятельностных способоностей

Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: работают самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

индивидуальная

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12 часов)

56

ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе

1

Формирование у учащихся деятельностных способоностей и способностей систематизации изучаемого предметного содержания

Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; умеют формулировать и задавать вопросы.

Личностные: развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выходы из спорных ситуаций.

Фронтальная, индивидуальная

57

В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.

Портрет как средство изображения героев.

1

Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.

Познавательные: применяют методы информационного поиска.

Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт.

Коммуникативные: интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.

Фронтальная, индивидуальная

58

РР. Обучение работе над сочинением.

1

Выбор темы сочинения. Формулирование дополнительных вопросов к выбранной теме. Составление плана работы с опорой на поставленные вопросы. Выводы в конце сочинения

Познавательные: формулируют тему сочинения, составляют план сочинения по заданной теме.

Регулятивные: составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.

Коммуникативные: адекватно используют разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: выстраивают систему личностных отношений.

Фронтальная, индивидуальная

59

Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко

1

Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Фронтальная, индивидуальная

60

КР. Анализ эпизода из повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»

1

Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Регулятивные: определяют меры усвоения материала.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

61

КР по итогам пройденного

1

Формирование у учащихся деятельностных способоностей и способностей систематизации изучаемого предметного содержания

Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа.

Регулятивные: определяют меры усвоения материала.

Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.

Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.

Фронтальная, индивидуальная

62

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»

2

знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, умеют передавать это настроение в процессе выразительного чтения; используют навыки проектной деятельности.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах.

Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа.

Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.

Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.

Фронтальная, индивидуальная

63

П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

1

Учатся различать жанр сказа и сказки

Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: планируют последовательность действий в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа.

Фронтальная, индивидуальная

64

Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

1

различают жанр сказа и сказки, анализируют текст, используют навыки проектной деятельности.

Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, структурируют знания.

Регулятивные: совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.

Фронтальная, индивидуальная

65

К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".

Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения.

2

Учатся объяснять жанровые особенности произведения.

Познавательные: видят тему и проблему произведения, извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства).

Регулятивные: способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач.

Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные: эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.

Фронтальная, индивидуальная

66

ВЧ. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении.

1

определяют тему произведения, выделяют нравственную проблему, видят особенности изображения героев литературной сказки, анализируют текст и определяют композиционно-языковые особенности повести.

Познавательные: видят тему и проблему произведения, самостоятельно создают способы и решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Фронтальная, индивидуальная

67

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

1

Учатся объяснять жанровые особенности произведения.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, формируют способности к освоению новых видов деятельности.

Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности, оценивают полученную информацию с точки зрения нужности.

Коммуникативные: работают в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.

Личностные: способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.

Фронтальная, индивидуальная

68

Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»

1

Учатся пересказывать и анализировать фрагменты сказки.

Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.

Личностные: развитие творческих способностей.

Фронтальная, индивидуальная

69

Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом - традиция РНС.

1

пересказывают и анализируют фрагменты сказки, выразительно читают пьесу по ролям, слушают и оценивают актёрское чтение, видят и называют традиции народной сказки в пьесе С.Я Маршака

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: умеют планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата.

Коммуникативные: умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.

Фронтальная, индивидуальная

70

РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке

С.Я.Маршака

«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».

1

владеют элементами анализа текста, понимают главную мысль произведения.

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.

Фронтальная, индивидуальная

71

А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».

1

Учатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему.

Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: планируют ответ, комментируют полученную информацию.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

72

А.П. Платонов-"Никита". Представление о фантастике в литературном произведении.

1

видят особенный мир детства главного героя, соотносят реальное и фантастическое в рассказе.

Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: анализируют выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректируют свою деятельность в соответствии с поставленной целью.

Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решение и делают выбор.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

73

В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.

1

определяют автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализируют композицию произведения.

Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

74

В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе.

1

Учатся давать характеристику поступкам героя.

Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.

Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.

Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

75

К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

1

выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; сопоставляют произведения литературы и живописи.

Познавательные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа, работают в группе.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

76

Русские поэты XX века о Родине и родной природе:

И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.

1

Учатся выразительно читать стихи, сопоставлять литературные произведения .

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Фронтальная, индивидуальная

77

Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо.

1

выразительно читают стихотворения, анализируют поэтический текст, владеют навыками монологической речи.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.

Фронтальная, индивидуальная

78

ВЧ. Н.А.Тэффи. "Валя".

1

Учатся выразительно читать стихи, сопоставлять литературные произведения .

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Фронтальная, индивидуальная

79

Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон".

Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.

РР мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить»

1

сопоставляют литературные произведения одно с другим, характеризуют героев и их поступки, находят в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер.

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают предложенные тексты.

Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.

Фронтальная, индивидуальная

80

КР по русской литературе 19-20 вв. (тестирование)

1

обобщают и систематизируют полученные знания, сформированные УУД

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест)

Регулятивные: выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста), планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно.

Коммуникативные: адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач.

Личностные: сформированность чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений.

Фронтальная, индивидуальная

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

81

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.

1

выразительно читают балладу, характеризуют героев и их поступки

Познавательные: овладение навыком смыслового чтения, развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.

Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.

Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.

Фронтальная, индивидуальная

82

Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. ВЧ. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

2

Учатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему

Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию.

Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.

Фронтальная, индивидуальная

83

ВЧ. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки.

1

знают содержание прочитанного произведения, отличают литературную сказку от народной, воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику героям и их поступкам.

Познавательные: видят композицию произведения, понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности, комментируют полученную информацию.

Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, адекватно используют речевые средства и грамотно конструируют ответ.

Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.

Фронтальная, индивидуальная

84

Характеристика героев сказки «Снежная королева».

1

Составление рассуждения по теме «Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева».

Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями.

Конкурс инсценировок.

Познавательные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.

Регулятивные: планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.

Личностные: формируют оценочное отношение к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Фронтальная, индивидуальная

85

РР. Подготовка к домашнему сочинению «Герда против Снежной королевы», «Что изменилось в характере маленькой разбойницы после встречи с Гердой?»

1

создают письменные высказывания, осуществляют выбор и использование выразительных средств языка.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Фронтальная, индивидуальная

86

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».

1

Учатся воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Познавательные: ищут и выделяют нужную для характеристики героя информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.

Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.

Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей.

Фронтальная, индивидуальная

87

РР. Нравственное взросление героя рассказа.

1

знают средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Фронтальная, индивидуальная

88

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.

1

знают автора, факты его биографии, сюжет романа; понимают время и место действия, умеют пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки; умеют сопоставлять текст с иллюстрациями художника.

Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.

Регулятивные: подбирают в тексте доказательства своим гипотезам; корректируют ответ.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание, учитывают мнения других.

Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.

Фронтальная, индивидуальная

89

ВЧ. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.

1

Учатся воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, выразительно пересказывать художественный текст

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осознают себя как индивидуальность и как члены общества.

Фронтальная, индивидуальная

90

РР. Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".

1

В игровой форме обобщить материал, изученный в течение учебного года; закрепить полученные знания.

Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.

Регулятивные: оценивают результаты своей работы.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Фронтальная, индивидуальная

91

Итоговый урок.

1

Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.

Задания для летнего чтения.

Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.

Регулятивные: оценивают результаты своей работы.

Коммуникативные: строят монологические высказывания.

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.

Фронтальная, индивидуальная





Приложение

Список литературы для учащихся

  1. Античные мифы.

  2. Русские народные сказки. Загадки, частушки, поговорки, песни. Сказки народов мира.

  3. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».

  4. А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.

  5. М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...».

  6. Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).

  7. К. Ф. Рылеев. Иван Сусанин.

  8. А. А. Дельвиг. Русская песня

  9. Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».

  10. А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.

  11. М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).

  12. A.В. Кольцов. Осень. Урожай.

  13. Н.В. Гоголь. Страшная месть.

  14. Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.

  15. Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.

  16. И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы (на выбор).

  17. B. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.

  18. А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.

  19. И. С. Никитин. Утро. Пахарь.

  20. Я. П. Полонский. Утро.

  21. А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».

  22. Ф. И. Тютчев. Утро в горах.

  23. Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.

  24. Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).

  25. А. Н. Островский. Снегурочка.

  26. А. П. Чехов. 3-4 рассказа на выбор.

  27. М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».

  28. А. И. Куприн. Чудесный доктор.

  29. И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню - долгий зимний вечер...».

  30. А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».

  31. C.А. Есенин. Песнь о собаке.

  32. Дон Аминадо. Колыбельная.

  33. И. С. Соколов-Микитов. Зима.

  34. П.П. Бажов. Каменный цветок.

  35. М.М. Пришвин. Моя родина.

  36. С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.

  37. A.Т. Твардовский. Лес осенью.

  38. Е.И. Носов. Варька.

  39. B.П. Астафьев. Зачем я убил коростеля?

  40. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)

СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ:

  1. Л.Лагин. Старик Хоттабыч.

  2. Ю.Олеша. Три толстяка.

  3. М.Твен. Приключение Тома Сойера.

  4. М.Твен. Принц и нищий.

  5. А.Гайдар. Тимур и его команда.

  6. А.Рыбаков. Кортик.

  7. Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза.

  8. Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.

  9. Л.Стивенсон. Остров сокровищ.

  10. А.Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмс












ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ:


  1. А.Кун «Мифы Древней Греции».

  2. Сказки народов ханты и манси.

  3. Сказки Г.Х.Андерсена («Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Трубочист и Пастушка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Новое платье короля», «Гадкий утёнок», «Оловянный солдатик»).

  4. А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.

  5. В.А.Жуковский «Спящая царевна».

  6. А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».

  7. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».

  8. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

  9. В.П.Астафьев «Белогрудка».

  10. Д.Лондон «Белый клык».

ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:

  1. В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок по выбору обучающихся).

  2. И. А. Крылов. 1 басня (по выбору).

  3. А. С. Пушкин. «У лукоморья...».

  4. Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Однажды в студёную зимнюю пору...».

  5. А. А. Фет. Весенний дождь.

  6. М. Ю. Лермонтов. Бородино.

  7. Стихотворения о ВО войне (1 по выбору).

  8. С.А.Есенин. 1 текст по выбору.

  9. Н.Рубцов. Родная деревня.



Список литературы:



Учебники

Учебно - методические пособия

Медиаресурсы

Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. «Литература. 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе». Учеб. в 2ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. -М.: «Просвещение», 2012

1.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2005.

2.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: «ВАКО», 2005

3. Коровина В.Я., Збарский И.С. « Литература: 5кл.: Метод, советы.- М.: Просвещение, 2005.

4. Ерёмина О. А. Уроки

литературы в 5 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвеще ние, 2008;

5. Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать… (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5-11 классы)», Волгоград, «Учитель-АСТ»


Компьютер

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Аудиомагнитофон

1)irgali.narod.ru/lit.html

(материалы для учащихся)

2) openclass.ru

(Коллекция мультимедийных презентаций к урокам литературы)

3) prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_ ( О. А. Ерёмина «УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
В - КЛАССЕ(Книга для учителя)»

4). detkam.e-papa.ru/mp/60/413.html

(стихофон:басни)

5) viktoriya-rogoleva.narod.ru/sait23.html

(творческая мастерская учителя:портреты,конспекты уроков, презентации))

6) garnakova.langmmc.edusite.ru

(материалы к урокам литературы)

7). school3.admsurgut.ru/-taher/-metodika/

(Методическая копилка. г.Сургут)

9). skolakras.narod.ru/portret.htm

(Портретная галерея)

10). svetly5school.narod.ru/metod7.html

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ)

11). rus.1september.ru

(я иду на урок ллитературы)

12. edu.rin.ru

(школьное образование)

13. festival.1september.ru/

(Фестиваль «Открытый урок»)

14). portfolio.1september.ru/

(фестиваль «Портфолио»)

15). edu.1september.ru

(Педагогическом университете «Первое сентября»)

16). 1september.ru

(Издательский дом
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
1september.ru)

17) school.baltinform.ru/

(Школьный портал.Файловый архив)

18) lib.rus.ec/b/110724/read

(Современная иллюстрированная энциклопедия)



© 2010-2022