- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Васильева Л.А. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. Литература, -М.: «Просвещение», 2010,2011 г.г.); авторской программы В.Я.Коровиной (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 5-9кл.»/ Под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева, В.И.Коровина. М: «Просвещение», 2012 год). В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом «Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ» на 2015 - 2016 учебный год и рассчитана на 102 часа.
Реализация учебной программы обеспечивается УМК, утвержденным приказом по «Берестянская ОШ» - филиал МКОУ «Демушкинская СШ» от 01.09.15. №267 в списке учебников, используемых 2015 - 2016 учебном году:
«Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей. Авт.-сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, - М: «Просвещение», 2012 + СД диск: фонохрестоматия.
Программа рассчитана на класс с общеобразовательным изучением предмета
Необходимость создать условия для начала постоянно расширяющейся сферы реализации ФГОС в части применения ИКТ в образовательном процессе требует постоянного формирования и развития ИКТ - компетентности обучающихся на уроках, включая в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ. Элементы ИКТ - компетентности формируются и используются на уроках литературы в интегративных межпредметных проектах, нестандартных уроках, во внепредметной активности. В то же время, освоение ИКТ-компентентности в рамках предмета содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. В соответствии с ФГОС (требования к условиям) рабочая программа исходит из того, что весь образовательный процесс отображается в информационной среде. Школьные средства ИКТ, используемые в различных элементах образовательного процесса: работа с компьютером, распечатывание текстовых файлов, размножение больших объемов текстовых и графических материалов (учебных, информационных, детских работ), выступление с компьютерной поддержкой, оцифровка изображений (сканер), фото-аудио-видео фиксация хода образовательного процесса.
Основные цели обучения в организации учебного процесса в 5 классе:
-
Воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-
Освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
-
Овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Главная задача программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX-ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.
Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 446 ч, в том числе: в 5 классе - 102 ч, в 6 классе - 102 ч, в 7 классе - 70 ч, в 8 классе - 70 ч, в 9 классе - 102 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.
Программа составлена на 102 часа (3 часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы:
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- учить наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
-основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
-работать с книгой
-определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
-выявлять авторскую позицию;
-выражать свое отношение к прочитанному;
-выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
-владеть различными видами пересказа;
-строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
-участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою.
Содержание учебного предмета
№
п/п
Наименование разделов
Количество часов
В том числе на:
Контрольные работы
Внеклассное чтение
Р/р
1
Введение
1
-
-
-
2
Устное народное творчество
10
-
1
1
3
Из древнерусской литературы
2
-
-
-
4
Из литературы XVIII века
2
-
-
-
5
Из литературы XIX века
47
3
5
7
6
Из литературы XX века
28
3
3
2
7
Из зарубежной литературы
10
-
3
2
8
Итоговые уроки
2
1
-
-
9
Итого:
102
7
12
12
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Формы контроля
Дата
По плану
По факту
1
Введение
1
научатся пользоваться учебником, определять роль книги в жизни человека.
Познавательные: могут находить и извлекать нужную информацию в материалах учебника (предисловие, послесловие, оглавление, сноски), рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные: задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других; формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Мини-размышления, ответы на вопросы
2
Устное народное творчество
1
знают, отличают друг от друга и дают определение малым жанрам фольклора: пословицы, поговорки, загадки; понимают язык произведений устного народного творчества (сжатость и мудрость народной речи. многозначность смысла пословиц и поговорок), умеют отгадывать загадки.
Познавательные: умеют осмысленно читать и объяснять значение прочитанного, выбирать текст для чтения в зависимости от поставленной цели.
Регулятивные: выполняют учебные действия в речевой и умственной формах, используют речь для регуляции своих действий.
Коммуникативные: строят монологические высказывания и диалог (в том числе с адекватным использованием малых фольклорных форм).
Личностные: формируют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Фронтальная, индивидуальная
3
Русские народные сказки. Жанры русских народных сказок
1
целью создания малых жанров фольклора
Знакомятся с малыми фольклорными жанрами, их отличительными особенностями; причинами возникновения и
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения поставленной задачи в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную задачу и строят действия в соответствии с ней.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и свою позицию.
Личностные: формируется мотивация к индивидуальной и коллективной деятельности.
Фронтальная, индивидуальная
4
«Царевна - лягушка»
2
Знакомятся с понятием о народной морали и учатся находить ее в характере и поступках героев.
знают, к какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»; понимают общее движение сюжета, идею сказки и характеры ее героев; что такое художественный пересказ, находят отличия в вариантах сказки; умеют выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы и т.п.)
Познавательные: умеют строить сообщение исследовательского характера в устной форме.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии и самодиагностики.
Коммуникативные: умеют проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач.
Личностные: формируются этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Фронтальная, индивидуальная
5
Герои народных сказок в оценке писателей
1
Продолжение знакомства с миром сказок, сказочных жанров и элементов; способы построения народной сказки
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
индивидуальная
6
«Иван - крестьянский сын и чудо - юдо»
1
Учатся выявлять в сказках разных видов художественные образы (образ человека, образ природы, образ животного, образ предмета).
Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения и эффективно сотрудничают.
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на основе поступков положительного героя.
Фронтальная, индивидуальная
7
«Журавль и цапля»
1
Учатся характеризовать сказочных героев (в том числе давать сравнительную характеристику); понимать средства создания образов.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр,
Фронтальная, индивидуальная
8
Из рассказов о сказочниках
1
Владеют изученной терминологией по теме, навыками устной монологической речи, понимают мораль сказки, составляют пересказы эпизодов сказок.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров.
Регулятивные: умеют планировать алгоритм ответа.
Коммуникативные: умеют формулировать и высказывать точку зрения на события и поступки героев.
Личностные: формируют ценностное отношение к происходящим событиям.
Фронтальная, индивидуальная
9
«Солдатская шинель»
1
Народное представление о справедливости, добре и зле.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель.
Регулятивные: умеют оценивать и формулировать то, что уже усвоено.
Коммуникативные: умеют моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров.
Личностные: формируются навыки исследования текста с опорой не только на информацию, но и на жанр, композицию, выразительные средства.
Фронтальная, индивидуальная
Из древнерусской литературы
10
Из древнерусской литературы
1
Определяют своеобразие древнерусской литературы
Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).
Индивидуальная
11
«Подвиг отрока - киевлянина и воеводы Претича»
1
Определяют ключевые проблемы древнерусской литературы.
Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, осознают качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, формулируют свои затруднения.
Личностные: формирование навыков исследовательской деятельности, уважительного отношения к истории и культуре славянских народов (наших предков).
Индивидуальная
12
Р/Р мини - сочинение по картине А. Иванова «Подвиг молодого киевлянина»
1
понимают связи разных жанров
Познавательные: понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: самостоятельно формулируют новую цель.
Коммуникативные: умеют сочинять новый текст, используя особенности жанра.
Личностные: осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России
Индивидуальная
(сочинение)
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
13
М. В. Ломоносов - сподвижник просвещения. Роды и жанры литературы
2
Знакомятся с фактами жизни и творчества Ломоносова.
Определение теоретико-литературных понятий: роды и жанры литературы.
Познавательные: умеют извлекать и выделять необходимую информацию из прослушанного или прочитанного текста.
Регулятивные: умеют анализировать стихотворный текст.
Коммуникативные: умеют выразительно читать вслух и понимать прочитанное.
Личностные: развитие чувства юмора, формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Фронтальная, индивидуальная
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
14
Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр.
1
Жанровые особенности басни, определение понятий «басня», «мораль», «аллегория», «олицетворение», истоки басенного жанра (имена родоначальников басенного жанра, имена отечественных баснописцев); жанровые особенности басни, отличие басни от сказки.
Познавательные: узнают, называют и определяют объекты в соответствии с содержанием.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, т.е. формируют операциональный опыт.
Коммуникативные: умеют выразительно и эмоционально читать вслух и понимать прочитанное
Личностные: формирование мотивации к обучению.
Фронтальная, индивидуальная
15
И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне, патриотическая позиция автора.
1
Узнают особенности басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Познавательные: преобразовывают информацию из одной формы в другую (составляют план).
Регулятивные: прогнозируют и корректируют свою деятельность.
Коммуникативные: читают иносказательный текст, объясняют жанровые и языковые особенности текста.
Личностные: развитие патриотических чувств, гордости за историю своей страны.
Фронтальная, индивидуальная
16
И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Зеркало и обезьяна» и др.
2
Учатся анализировать различные формы выражения авторской позиции. Выявляют особенности басенного жанра (поучительный характер басен, герои, композиция, особенности языка и стиха).
Познавательные: умеют узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (умение работать по алгоритмам).
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формирование навыков выразительного чтения, коллективного взаимодействия.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
Фронтальная, индивидуальная
17
Понятие об эзоповом языке. Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.
1
Расширяют представление о басне, познакомятся с современными баснями.
Познавательные: пользуются разными видами чтения.
Регулятивные: самостоятельно составляют план решения учебной проблемы.
Коммуникативные: умеют оценивать устное речевое выступление сверстников.
Личностные: потребность в самовыражении через слово.
Индивидуальная
18
ВЧ Проект. Басенный мир Ивана Андреевича Крылова.
1
выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней.
Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: смыслообразование - устанавливает связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, осуществляет нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Фронтальная, индивидуальная
19
РР. Сочинение по басне.
1
Обучение написанию сочинения.
3 темы на выбор:
- Какая басня И.А.Крылова твоя любимая и почему?
- Как ты считаешь, устарели ли сегодня басни И.А.Крылова?
- Что ты узнал о басне и какие её строки остались в памяти?
Написание черновика сочинения.
выявляют и интерпретируют авторскую позицию, определяют своё отношение к ней, и на этой основе формируют собственный взгляд на проблему.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретению новых знаний, умений, совершенствуют имеющиеся.
Индивидуальная
20
В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе.
1
Понимают и формулируют тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Познавательные: разделяют виды текстовой информации: фактуальные и подтекстовые.
Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Коммуникативные: умеют пересказывать художественный текст в соответствии с сюжетным планом произведения.
Личностные: овладение техникой выразительного чтения баллады.
Индивидуальная
21
В.А. Жуковский -сказочник. Сказка «Спящая царевна»
2
умеют определять черты народной сказки, видят особенности авторской сказки. Знают содержание и героев сказки.
Учатся определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Познавательные: конструируют осознанное и произвольное сообщение в устной форме.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: умеют читать вслух, понимают прочитанное.
Личностные: владеют техникой художественного пересказа.
Индивидуальная
22
А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы. Стихотворение «Няне». Пролог к поэме «Руслан и Людмила».
1
Учатся определять принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения
Познавательные: объясняют особенности стихотворной речи, слышат ритм стихотворного текста.
Регулятивные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий.
Коммуникативные: создают устные иллюстрации.
Личностные: уважают культурное наследие своей Родины.
Индивидуальная
23
РР. Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.
1
Учатся находить в поэтических текстах изобразительно -выразительные средства.
знают определение понятий ритм, рифма (перекрестная, парная, опоясывающая), строфа; понимают отличие речи прозаической и стихотворной, аргументируют свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объясняют ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, умеют, используя текст прозаической сказки и сказки А.С.Пушкина, показать разницу между прозаической и стихотворной речью.
Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)
Личностные: Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членами общества.
Индивидуальная
24
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета, система образов.
2
Определяют принадлежность произведения к одному из литературных родов и жанров; понимают и формулируюттему, идею, нравственный пафос литературного произведения.
Познавательные: находят общие черты и различия в фольклорных и литературных сказках.
Регулятивные: навыки самоконтроля, выполнения учебных действий.
Коммуникативные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: владеют элементами анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
25
РР. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского со «Сказкой о мертвой царевне…» А.С. Пушкина
1
Усваивают основные нормы русского литературного языка, учатся создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Познавательные: сопоставляют литературные произведения друг с другом и с иллюстрациями к ним.
Регулятивные: анализируют текст.
Коммуникативные: аргументированно и последовательно доказывают свою точку зрения при сравнении произведений и обсуждении их исполнения.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности; желают приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.
Индивидуальная
26
Сказки Пушкина. Стихотворения и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа
1
Усваивают понятия о ритме, рифме строке, учатся анализу лирического произведения
Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе в процессе поиска ответов на поставленные вопросы.
Личностные: формируют познавательный интерес, навыки сопоставления.
Фронтальная, индивидуальная
27
Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. "Чёрная курица, или Подземные жители" как литературная сказка.
Нравоучительное содержание и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.
1
Закрепить понятие о литературной сказке. Поиск примеров художественной условности в сказке.
Пересказ и выразительное чтение эпизодов сказки.
Познавательные: объясняют особенности литературной сказки начала 19 в.
Регулятивные: развивают способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Коммуникативные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.
Личностные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие
Фронтальная, индивидуальная
28
"Чёрная курица, или Подземные жители".
Мир детства в изображении писателя.
1
строят развернутые высказывания на основе прочитанного; прослеживают изменения в характере героя; сопоставляют литературное произведение с иллюстрациями к нему; составляют первичный проект (индивидуальный, коллективный), электронную презентацию.
Познавательные: производят поиск и выделение необходимой информации, составляют характеристику сказочного героя, дают оценку его поступкам.
Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено, и что ещё подлежит освоению.
Коммуникативные: обсуждают разные точки зрения и вырабатывают общее мнение по проблеме урока.
Личностные: формирование мотивации к самосовершенствованию.
Фронтальная, индивидуальная
29
ВЧ. Писатели-сказочники и их герои.
1
Учатся понимать прозаический текст, выразительно читать его
Познавательные: сознают познавательную задачу, читают и слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебника, рабочих тетрадях.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Коммуникативные: строят небольшие высказывания
Фронтальная, индивидуальная
30
КР. Тест за первый триместр.
1
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы
Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест).
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Фронтальная, индивидуальная
31
Формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы поэтического вдохновения и национальной гордости.
1
Учатся определять тему стихотворения, выразительно читать.
Познавательные: находят и отбирают необходимую информацию.
Регулятивные: определяют последовательность выполнения задач для достижения цели.
Коммуникативные: применяют изученные навыки при работе по анализу текста.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
Фронтальная, индивидуальная
32
Образ простого солдата - защитника Родины в стихотворении «Бородино»
1
стихотворный текст, выразительно читать стихотворение, аргументировать свое отношение к героям произведения, находить прямые авторские оценки
Познавательные: выделяют в тексте главное, формулируют вариант решения поставленной на уроке задачи.
Регулятивные: Выполняет учебно-познавательные действия; осуществляет операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи
Коммуникативные: Строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: формирование познавательного интереса к общекультурному наследию России.
Фронтальная, индивидуальная
33
Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»
1
Учатся понимать прозаический текст, выразительно читать его, аргументировать свое отношение к героям произведения
Познавательные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.
Личностные: формирование навыков анализа, расширение кругозора.
Фронтальная, индивидуальная
34
«Заколдованное место». Реальное и фантастическое в сюжете повести.
1
Учатся обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них.
Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия; устанавливает причинно-следственные связи.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: умеют обосновывать и высказывать собственное мнение.
Личностные: формирование навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
35
ВЧ. Урок-презентация других повестей сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»
1
Учатся обсуждать поступки литературных героев и выражать свое мнение о них.
Познавательные: познакомились с элементами жизни и быта украинского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: осознают качество
и уровень усвоения.
Коммуникативные: Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Индивидуальная
36
Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Мороз, Красный нос»
1
Учатся находить автобиографичные элементы в лирических произведениях.
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Фронтальная, индивидуальная
37
Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»
1
Учатся выявлять основную нравственную проблематику произведения.
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют пересказывать содержание текста.
Регулятивные: интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение, составляют речевую характеристику литературных героев.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
38
ВЧ. Н.А. Некрасов.
«На Волге»
1
Учатся находить автобиографичные элементы в лирических произведениях.
Познавательные: знакомы с жизнью и бытом русского народа, умеют составлять план и пересказывать содержание текста по плану.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. формировать операционный опыт.
Коммуникативные: формируют навыки работы в группе (ситуации учебного сотрудничества).
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
39
И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.
1
Учатся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов.
Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: умеют сравнивать свои действия с ожидаемым результатом.
Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.
Фронтальная, индивидуальная
40
Герасим - «самое замечательное лицо» в рассказе.
Герасим в доме барыни.
Герасим и Татьяна.
1
воспроизводят сюжет изученного произведения, объясняют внутренние связи его элементов.
Познавательные: анализируют текст с целью выделения важных деталей.
Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны
Фронтальная, индивидуальная
41
Герасим и Муму. Счастливый год.
1
словесно воспроизводят картины, созданные писателем, аргументируют своё отношение к героям произведения
Познавательные: формулируют возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования, умеют анализировать текст.
Регулятивные: строят речевое высказывание - доказательство.
Коммуникативные: сотрудничают в коллективе для решения поставленной проблемы.
Личностные: развитие эмоциональной сферы (сочувствие, сопереживание, отрицание несправедливости). Формирование интереса к культурному наследию нашей страны.
Фронтальная, индивидуальная
42
КР, РР. Сочинение по рассказу И.С.Тургенева «Муму».
2
Учатся воспроизводить сюжет изученного произведения, объяснять внутренние связи его элементов.
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
индивидуальная
43
Анализ сочинения.
1
анализ собственного текста с целью выявления и устранения недочётов.
Познавательные: фиксируют собственные затруднения в деятельности.выу
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: правильно и чётко формулируют ответы на указанные вопросы.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Фронтальная, индивидуальная
44
КР по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева. (Тестирование)
1
правильно и чётко дают ответы на поставленные вопросы.
Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест).
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля
Фронтальная, индивидуальная
45
А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь».
1
знают биографические сведения о Фете, содержание его стихотворения; определяют, какие художественные приемы использует автор для описания природы, анализируют лирическое произведение, выразительно читают, передавая при помощи интонации впечатления от быстро меняющихся картин и состояний природы; понимают авторское отношение к природе.
Познавательные: приобрели навыки выразительного чтения, проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
46
Ф.И.Тютчев -великолепный певец природы
1
знают биографические сведения о Ф.И.Тютчеве, выразительно читают, анализируют стихотворения
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
47
РР. Стихотворные размеры. Ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
1
владеют понятиями ритм, рифма, строфа, стопа; аргументируют свой ответ конкретными примерами из изученных произведений, объясняют ритмическую и смысловую роль рифмы в стихотворном произведении, определяют стихотворные размеры стихотворных текстов.
Познавательные: понимают информацию, используют знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные: создают собственные стихотворения по заданным рифмам (буриме)
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом процессе; осознают себя как индивидуальность и одновременно членами общества.
Фронтальная, индивидуальная
48
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.
1
Учатся понимать гуманистическую направленность произведения.
Познавательные: знают элементы биографии и творчества выдающегося русского писателя, содержание прочитанного.
Регулятивные: составляют план учебных действий для раскрытия темы урока (рассказывают, о чём произведение и какова его тема).
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса, системы моральных норм и ценностей на основе литературных произведений
Фронтальная, индивидуальная
49
Жилин и Костылин - два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина.
1
Учатся выявлять идею произведения
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование мотивации познавательного интереса.
Фронтальная, индивидуальная
50
Любимый рассказ Л.Н. Толстого. Смысл заглавия рассказа. Роль картин природы в рассказе. Особенности языка произведения.
1
выделяют главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливают причинно-следственные связи между ними.
Познавательные: проводят исследование и дают характеристики изучаемых объектов.
Регулятивные: строят высказывание с целью анализа текста.
Коммуникативные: формирование навыков речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершённых действий в форме речевых значений.
Личностные: формирование интереса к культурному наследию нашей страны, навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
51
РР. Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник»
1
Узнают основные нормы русского литературного языка, учатся создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей
Познавательные: проводят самостоятельное исследование и дают личностные характеристики изучаемых объектов.
Регулятивные: определяют меры усвоения изученного материала.
Коммуникативные: анализируют текст, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование системы личностных отношений к происходящим событиям и поступкам на основе норм морали нашего общества.
Фронтальная, индивидуальная
52
А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия».
Обучение составлению киносценария по рассказу "Хирургия".
2
Учатся анализировать художественный текст.
Познавательные: проводят исследование и определяют сущность характеристик изучаемых объектов.
Регулятивные: находят нужную для ответа информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное
Фронтальная, индивидуальная
53
ВЧ. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Рассказы Антоши Чехонте.
1
умеют определять такие приемы юмористической и сатирической оценки героев в рассказах Чехова, как говорящие имена и фамилии, грустный взгляд сквозь веселый смех, отсутствие пейзажа как средства характеристики героя
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: выбирают нужную информацию из прочитанного текста.
Коммуникативные: формируют ситуацию сотрудничества.
Личностные: формирование навыков анализа текста, юмористического отношения к некоторым жизненным ситуациям.
Фронтальная, индивидуальная
54
Русские поэты XIX века о Родине и родной природе.
Лирика И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова.
2
выразительно читают, анализируют стихотворения; слушают и анализируют актёрское чтение
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста.
Регулятивные: формируют ситуацию рефлексии - самодиагностики и самокоррекции коллективной деятельности.
Коммуникативные: обосновывают и высказывают собственное мнение.
Личностные: испытывают чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны, формирование навыков анализа текста.
Фронтальная, индивидуальная
55
РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии XIX века) «Роль описания природы в создании настроения автора (героя)»
1
Формирование у учащихся деятельностных способоностей
Познавательные: проводят исследование прочитанного текста, выбирают нужную информацию из прочитанного.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: работают самостоятельно по индивидуальному маршруту восполнения проблемных зон в обучении.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
индивидуальная
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (12 часов)
56
ВЧ. И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Косцы». Человек и природа в рассказе
1
Формирование у учащихся деятельностных способоностей и способностей систематизации изучаемого предметного содержания
Познавательные: осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные: формулирует собственное мнение и позицию; умеют формулировать и задавать вопросы.
Личностные: развивают навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выходы из спорных ситуаций.
Фронтальная, индивидуальная
57
В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Описание городка Княжье-Вено.
Портрет как средство изображения героев.
1
Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.
Познавательные: применяют методы информационного поиска.
Регулятивные: формируют ситуацию саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, т.е. операциональный опыт.
Коммуникативные: интегрируются в группе сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Личностные: воспитание чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
Фронтальная, индивидуальная
58
РР. Обучение работе над сочинением.
1
Выбор темы сочинения. Формулирование дополнительных вопросов к выбранной теме. Составление плана работы с опорой на поставленные вопросы. Выводы в конце сочинения
Познавательные: формулируют тему сочинения, составляют план сочинения по заданной теме.
Регулятивные: составляют и обсуждают план работы, структуру сочинения.
Коммуникативные: адекватно используют разные речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: выстраивают систему личностных отношений.
Фронтальная, индивидуальная
59
Контраст судеб героев в повести «В дурном обществе». Счастье дружбы в повести Короленко
1
Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Фронтальная, индивидуальная
60
КР. Анализ эпизода из повести
В.Г.Короленко «В дурном обществе»
1
Учатся анализировать текст, давать характеристику героям повести.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Фронтальная, индивидуальная
61
КР по итогам пройденного
1
Формирование у учащихся деятельностных способоностей и способностей систематизации изучаемого предметного содержания
Познавательные: синтезируют полученную информацию для составления ответа.
Регулятивные: определяют меры усвоения материала.
Коммуникативные: делают анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания.
Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля.
Фронтальная, индивидуальная
62
С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
2
знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, умеют передавать это настроение в процессе выразительного чтения; используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: определяют общую цель и пути её достижения.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
Фронтальная, индивидуальная
63
П.П.Бажов. Слово о писателе. Сказ "Медной горы Хозяйка". Трудолюбие и талант Данилы-мастера.
1
Учатся различать жанр сказа и сказки
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: планируют последовательность действий в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: формирование устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям, сложившимся в истории и культуре нашего народа.
Фронтальная, индивидуальная
64
Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.
1
различают жанр сказа и сказки, анализируют текст, используют навыки проектной деятельности.
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения, структурируют знания.
Регулятивные: совместно с учителем ставят учебную задачу на основе соотнесения усвоенного и нового материала.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: чувство гордости и уважения к культурному наследию своей страны.
Фронтальная, индивидуальная
65
К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке "Тёплый хлеб".
Роль пейзажа в сказке. Нравственные проблемы произведения.
2
Учатся объяснять жанровые особенности произведения.
Познавательные: видят тему и проблему произведения, извлекают необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства).
Регулятивные: способность к регуляции деятельности по решению поставленных задач.
Коммуникативные: ставят вопросы, обращаются за помощью, устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: эмпатия как осознанное понимание и сопереживание чувствам других, выражающаяся в поступках, направленных на помощь другим посредством исправления собственных ошибок.
Фронтальная, индивидуальная
66
ВЧ. К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы". Природа и человек в произведении.
1
определяют тему произведения, выделяют нравственную проблему, видят особенности изображения героев литературной сказки, анализируют текст и определяют композиционно-языковые особенности повести.
Познавательные: видят тему и проблему произведения, самостоятельно создают способы и решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
Личностные: формирование способности оценивать содержание художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Фронтальная, индивидуальная
67
С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.
1
Учатся объяснять жанровые особенности произведения.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, формируют способности к освоению новых видов деятельности.
Регулятивные: развитие способности к регуляции учебной деятельности, оценивают полученную информацию с точки зрения нужности.
Коммуникативные: работают в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: способности к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.
Фронтальная, индивидуальная
68
Анализ картины «Встреча падчерицы с двенадцатью месяцами»
1
Учатся пересказывать и анализировать фрагменты сказки.
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней, осуществляют поиск и выделение необходимой информации.
Коммуникативные: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию.
Личностные: развитие творческих способностей.
Фронтальная, индивидуальная
69
Положительные и отрицательные герои пьесы "Двенадцать месяцев". Победа добра над злом - традиция РНС.
1
пересказывают и анализируют фрагменты сказки, выразительно читают пьесу по ролям, слушают и оценивают актёрское чтение, видят и называют традиции народной сказки в пьесе С.Я Маршака
Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: умеют планировать последовательность действий в соответствии с поставленной целью, анализировать выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата.
Коммуникативные: умеют устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.
Личностные: формирование способностей к решению моральных дилемм на основе собственных знаний и опыта, условий для правильного личностного самоопределения.
Фронтальная, индивидуальная
70
РР. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе- сказке
С.Я.Маршака
«Двенадцать месяцев»: «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке».
1
владеют элементами анализа текста, понимают главную мысль произведения.
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные: Оценивают достигнутый результат.
Коммуникативные: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий. Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Фронтальная, индивидуальная
71
А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита».
1
Учатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: планируют ответ, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
72
А.П. Платонов-"Никита". Представление о фантастике в литературном произведении.
1
видят особенный мир детства главного героя, соотносят реальное и фантастическое в рассказе.
Познавательные: анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: анализируют выбор способа учебного действия для достижения планируемого результата, корректируют свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимают решение и делают выбор.
Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности посредством изучения художественного произведения, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
73
В.П Acтафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Сюжет рассказа, его герои.
1
определяют автобиографические черты рассказа, тему и основную мысль рассказа, анализируют композицию произведения.
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: соотносят свои знания с поставленной целью, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество в коллективе, проектируют работу в группе: контролируют, корректируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
74
В.П Acтафьев. «Васюткино озеро». Поведение героя в лесу. Основные черты характера героя рассказа. Человек и природа в рассказе.
1
Учатся давать характеристику поступкам героя.
Познавательные: умеют извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства), анализируют объект с целью выделения существенных признаков.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата.
Коммуникативные: устанавливают и сравнивают разные точки зрения, принимают решение и делают выбор.
Личностные: формирование оценки содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
75
К.М.Симонов. Слово о поэте. "Майор привёз мальчишку на лафете…". Война и дети. А.Т.Твардовский. Слово о поэте. "Рассказ танкиста". Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.
1
выразительно читают стихотворения; сопоставляют друг с другом; сопоставляют произведения литературы и живописи.
Познавательные: воспринимают стихотворный текст, вычленяют нужную информацию, выразительно читают стихотворный текст, анализируют художественный текст.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа, работают в группе.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологические высказывания, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений на историческую тему, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
76
Русские поэты XX века о Родине и родной природе:
И.А.Бунин, А.А.Прокофьев, Д.Б.Кедрин. Образ Родины в стихах о природе.
1
Учатся выразительно читать стихи, сопоставлять литературные произведения .
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
Фронтальная, индивидуальная
77
Русские поэты XX века о Родине и родной природе: Н.М.Рубцов, Дон-Аминадо.
1
выразительно читают стихотворения, анализируют поэтический текст, владеют навыками монологической речи.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают текст, развивают навыки сопоставительного анализа художественных текстов.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование эстетического восприятия мира с целью гармоничного развития личности.
Фронтальная, индивидуальная
78
ВЧ. Н.А.Тэффи. "Валя".
1
Учатся выразительно читать стихи, сопоставлять литературные произведения .
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Фронтальная, индивидуальная
79
Саша Черный. Образы детей в рассказах "Кавказкий пленник", "Игорь-Робинзон".
Ю.Ч.Ким «Рыба-кит». Юмор в стихотворной форме.
РР мини-сочинение «В роли какого литературного героя я могу себя представить»
1
сопоставляют литературные произведения одно с другим, характеризуют героев и их поступки, находят в тексте изобразительно-выразительные средства, придающие произведению юмористический характер.
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию в предложенных текстах, выразительно читают предложенные тексты.
Регулятивные: анализируют выбор учебного действия для достижения планируемого результата, планируют алгоритм ответа.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: эстетическое восприятие мира с целью гармоничного развития личности.
Фронтальная, индивидуальная
80
КР по русской литературе 19-20 вв. (тестирование)
1
обобщают и систематизируют полученные знания, сформированные УУД
Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию, синтезируют полученную информацию для составления ответа (тест)
Регулятивные: выполняют учебные действия (отвечают на вопросы теста), планируют алгоритм ответа, работают самостоятельно.
Коммуникативные: адекватно используют различные речевые средства для решения коммуникативных задач.
Личностные: сформированность чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны посредством изучения художественных произведений.
Фронтальная, индивидуальная
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
81
Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе.
1
выразительно читают балладу, характеризуют героев и их поступки
Познавательные: овладение навыком смыслового чтения, развитие навыков анализа художественного текста, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.
Регулятивные: выполняют учебные действия, планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.
Коммуникативные: формируют навыки комментированного чтения, строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных писателей, воспитание личностных ценностей на основе образов героев произведения.
Фронтальная, индивидуальная
82
Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. ВЧ. Необычайные приключения Робинзона Крузо.
Характер главного героя романа Д. Дефо "Робинзон Крузо". Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
2
Учатся определять тему произведения, выделять нравственную проблему
Познавательные: понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности (самостоятельность, целенаправленность), комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, проектируют работу в группе: контролируют, комментируют, оценивают действия партнёра.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.
Фронтальная, индивидуальная
83
ВЧ. Х.К.Андерсен. Краткий рассказ о писателе. Сказка «Снежная королева». Композиция сказки.
1
знают содержание прочитанного произведения, отличают литературную сказку от народной, воспринимают и анализируют текст, формулируют идею, дают характеристику героям и их поступкам.
Познавательные: видят композицию произведения, понимают текст в общем, ищут и выделяют необходимую информацию.
Регулятивные: развивают способности к регуляции учебной деятельности, комментируют полученную информацию.
Коммуникативные: применяют полученные знания при ответе, адекватно используют речевые средства и грамотно конструируют ответ.
Личностные: формирование познавательного интереса к творчеству зарубежных сказочников, нравственно-этическое оценивание содержания художественного произведения.
Фронтальная, индивидуальная
84
Характеристика героев сказки «Снежная королева».
1
Составление рассуждения по теме «Противопоставление красоты внешней и внутренней - Герда и Снежная королева».
Выбор эпизодов для характеристики персонажей, установление ассоциативных связей с иллюстрациями.
Конкурс инсценировок.
Познавательные: владеют навыком смыслового чтения, анализируют художественный текст, выбирают критерии для сравнения персонажей, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их.
Регулятивные: планируют алгоритм ответа, корректируют ответ.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание, формулируют свою точку зрения и позицию.
Личностные: формируют оценочное отношение к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Фронтальная, индивидуальная
85
РР. Подготовка к домашнему сочинению «Герда против Снежной королевы», «Что изменилось в характере маленькой разбойницы после встречи с Гердой?»
1
создают письменные высказывания, осуществляют выбор и использование выразительных средств языка.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Фронтальная, индивидуальная
86
Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише».
1
Учатся воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению
Познавательные: ищут и выделяют нужную для характеристики героя информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: применяют метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
Коммуникативные: устанавливают рабочие отношения, эффективно сотрудничают и способствуют продуктивной кооперации.
Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей.
Фронтальная, индивидуальная
87
РР. Нравственное взросление героя рассказа.
1
знают средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия; осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, осуществляют поиск причин и пути преодоления.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных задач.
Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.
Фронтальная, индивидуальная
88
Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера.
1
знают автора, факты его биографии, сюжет романа; понимают время и место действия, умеют пересказывать текст, составлять рассказ о Томе (кто он такой, где живет, кто его семья, каковы его заботы, переживания), оценивать его поступки; умеют сопоставлять текст с иллюстрациями художника.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: подбирают в тексте доказательства своим гипотезам; корректируют ответ.
Коммуникативные: строят монологическое высказывание, учитывают мнения других.
Личностные: сформированность познавательного интереса к творчеству русских и зарубежных писателей, оценочного отношения к содержанию художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе личностных ценностей.
Фронтальная, индивидуальная
89
ВЧ. Том Сойер и его друзья. Черты характера героев. Том и Гек в романе М. Твена.
1
Учатся воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, выразительно пересказывать художественный текст
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют необходимые операции, действуют по плану.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе, осознают себя как индивидуальность и как члены общества.
Фронтальная, индивидуальная
90
РР. Итоговый урок-праздник. "Путешествие по стране Литературии 5 класса".
1
В игровой форме обобщить материал, изученный в течение учебного года; закрепить полученные знания.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Фронтальная, индивидуальная
91
Итоговый урок.
1
Беседа по вопросам. Представление учащимися книг, прочитанных за год, рисунков к ним. Выставка сочинений и рисунков. Викторина.
Задания для летнего чтения.
Познавательные: ищут и выделяют нужную для ответа информацию, выдвигают гипотезы при работе с текстом и обосновывают их, делают выводы.
Регулятивные: оценивают результаты своей работы.
Коммуникативные: строят монологические высказывания.
Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся.
Фронтальная, индивидуальная
Приложение
Список литературы для учащихся
-
Античные мифы.
-
Русские народные сказки. Загадки, частушки, поговорки, песни. Сказки народов мира.
-
Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря».
-
А. Д. Кантемир. Верблюд и лисица.
-
М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...».
-
Басни В. Тредиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор).
-
К. Ф. Рылеев. Иван Сусанин.
-
А. А. Дельвиг. Русская песня
-
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
-
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
-
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
-
A.В. Кольцов. Осень. Урожай.
-
Н.В. Гоголь. Страшная месть.
-
Н.А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
-
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
-
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы (на выбор).
-
B. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
-
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
-
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
-
Я. П. Полонский. Утро.
-
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кружат...».
-
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
-
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
-
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
-
А. Н. Островский. Снегурочка.
-
А. П. Чехов. 3-4 рассказа на выбор.
-
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
-
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
-
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревенский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню - долгий зимний вечер...».
-
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
-
C.А. Есенин. Песнь о собаке.
-
Дон Аминадо. Колыбельная.
-
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
-
П.П. Бажов. Каменный цветок.
-
М.М. Пришвин. Моя родина.
-
С.Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
-
A.Т. Твардовский. Лес осенью.
-
Е.И. Носов. Варька.
-
B.П. Астафьев. Зачем я убил коростеля?
-
Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)
СПИСОК КНИГ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ЛЕТОМ:
-
Л.Лагин. Старик Хоттабыч.
-
Ю.Олеша. Три толстяка.
-
М.Твен. Приключение Тома Сойера.
-
М.Твен. Принц и нищий.
-
А.Гайдар. Тимур и его команда.
-
А.Рыбаков. Кортик.
-
Д.Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Круза.
-
Ж.Верн. Пятнадцатилетний капитан.
-
Л.Стивенсон. Остров сокровищ.
-
А.Конан Дойл. Рассказы о Шерлоке Холмс
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ:
-
А.Кун «Мифы Древней Греции».
-
Сказки народов ханты и манси.
-
Сказки Г.Х.Андерсена («Принцесса на горошине», «Дюймовочка», «Трубочист и Пастушка», «Огниво», «Соловей», «Свинопас», «Новое платье короля», «Гадкий утёнок», «Оловянный солдатик»).
-
А.Погорельский. Чёрная курица, или Подземные жители.
-
В.А.Жуковский «Спящая царевна».
-
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
-
Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
-
Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».
-
В.П.Астафьев «Белогрудка».
-
Д.Лондон «Белый клык».
ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ:
-
В. А. Жуковский. Спящая царевна (отрывок по выбору обучающихся).
-
И. А. Крылов. 1 басня (по выбору).
-
А. С. Пушкин. «У лукоморья...».
-
Н. А. Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях...», «Однажды в студёную зимнюю пору...».
-
А. А. Фет. Весенний дождь.
-
М. Ю. Лермонтов. Бородино.
-
Стихотворения о ВО войне (1 по выбору).
-
С.А.Есенин. 1 текст по выбору.
-
Н.Рубцов. Родная деревня.
Список литературы:
Учебники
Учебно - методические пособия
Медиаресурсы
Коровина В. Я., Журавлёв В. П., Коровин В.И. «Литература. 5класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе». Учеб. в 2ч. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. -М.: «Просвещение», 2012
1.Турьянская М.В., Гороховская Н.И. Литература 19 века: материалы для подготовки к экзаменам. - М., 2005.
2.Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. - М: «ВАКО», 2005
3. Коровина В.Я., Збарский И.С. « Литература: 5кл.: Метод, советы.- М.: Просвещение, 2005.
4. Ерёмина О. А. Уроки
литературы в 5 классе: Кн. для учителя.-М.: Просвеще ние, 2008;
5. Е.М. Мордес «Искать, пробовать, обучать… (нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5-11 классы)», Волгоград, «Учитель-АСТ»
Компьютер
Интерактивная доска
Мультимедийный проектор
Аудиомагнитофон
1)irgali.narod.ru/lit.html
(материалы для учащихся)
2) openclass.ru
(Коллекция мультимедийных презентаций к урокам литературы)
3) prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-literaturi_ ( О. А. Ерёмина «УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
В - КЛАССЕ(Книга для учителя)»
4). detkam.e-papa.ru/mp/60/413.html
(стихофон:басни)
5) viktoriya-rogoleva.narod.ru/sait23.html
(творческая мастерская учителя:портреты,конспекты уроков, презентации))
6) garnakova.langmmc.edusite.ru
(материалы к урокам литературы)
7). school3.admsurgut.ru/-taher/-metodika/
(Методическая копилка. г.Сургут)
9). skolakras.narod.ru/portret.htm
(Портретная галерея)
10). svetly5school.narod.ru/metod7.html
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ)
11). rus.1september.ru
(я иду на урок ллитературы)
12. edu.rin.ru
(школьное образование)
13. festival.1september.ru/
(Фестиваль «Открытый урок»)
14). portfolio.1september.ru/
(фестиваль «Портфолио»)
15). edu.1september.ru
(Педагогическом университете «Первое сентября»)
16). 1september.ru
(Издательский дом
ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ
1september.ru)
17) school.baltinform.ru/
(Школьный портал.Файловый архив)
18) lib.rus.ec/b/110724/read
(Современная иллюстрированная энциклопедия)