Работа с текстам на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное Казенное общеобразовательное учреждение

Малышевская средняя общеобразовательная школа




Работа с текстом на уроках

русского языка




Подготовила: учитель русского языка

и литературы Воробьева В.Н.

















с.Малышевка 2015г.

План доклада





  1. Введение

  2. Анализ текста на уроках русского языка

  3. Что такое текст?

  4. Текст и его лингвистические свойства.

  5. Структура текста

  6. Самоанализ деятельности учителя.

  7. Результативность

  8. Заключение.

































Перед вами громада - русский язык!

Наслаждение глубокое зовет вас,

наслаждение погрузиться во всю

неизмеримость его и изловить

чудные законы его.

Н.В.Гоголь.

Актуальность методической темы. Комплексный анализ текста - это не только интересный, но и чрезвычайно полезный вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы. Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие. Изучение языка писателей должно быть связано с замыслом художественного произведения, его литературными образами. Ведь только тогда можно почувствовать истинное богатство и выразительные возможности русского языка, именно поэтому тема методической работы стала «Комплексный анализ текста на уроках русского языка

Объектом исследования является текст.

Предметом - организация работы с текстом на уроках русского языка.

Цель исследования - разработка теории и практики по работе с комплексным анализом текста на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Познакомиться с методической литературой, посвященной комплексному анализу текста на уроках русского языка.

2. Разработать задания, направленные на глубокое понимание содержания текста и проверяющие знания, умения и навыки по русскому языку.

Основные умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся:

3. Владеть нормами литературного языка и грамотного письма;

4. Анализировать тексты разных функциональных стилей и типов с точки зрения приобретения навыков орфографической и пунктуационной зоркости;

5. Пользоваться разнообразием языковых средств в собственных текстах;

6. Обогащать свой лексический запас, умело пользуясь словарями разных типов;

7. Приобретать необходимую языковую риторическую эрудицию.

Прежде чем приступить к комплексному анализу текста, учащиеся должны понять, для какой сферы общения он предназначен и в каком стиле создан, так как каждая сфера общения диктует свои правила работы над текстом.

Обобщив работу по изучению русского языка по базовым программам Министерства образования и науки Российской Федерации, предлагаю для анализа материалы- тексты русских писателей, философов, публицистов. Это уникальный материал, имеющий большое воспитательное значение, способствующий становлению морально- нравственной личности даже в рамках современного общества, когда смешиваются понятия добра и зла, совести, справедливости и т.д. Анализируя тексты, учащиеся невольно задумываются о том, что является «большим» и «малым» для человека, вступающего в жизнь, какую цель ставить перед собой, чтобы быть социально востребованным человеком.

Анализ текста на уроках русского языка

Комплексная работа с текстом включает элементы лингвистического, речеведческого анализа, проведение разных видов разбора, составление схем предложений, объяснение орфограмм и пунктограмм и обязательно выразительное чтение текста (отрывка).

Формулируя задания к тексту, я придерживаюсь определенной последовательности. Сначала - вопросы и задания, направленные на осмысление содержания и связанные с непосредственным читательским восприятием текста как единого целого.

Затем - задания речеведческого характера, включающие такие понятия, как «текст», «стиль», «тема», «основная мысль», «способы, средства связи» между предложениями. Непосредственно читательское восприятие постепенно углубляется: то, что воспринималось на интуитивном уровне, становиться более осмысленным.

За речеведческими заданиями следуют задания языкового характера, отражающие изучение системы языка, - по фонетике, лексике, грамматике…

Наконец - вопросы по орфографии и пунктуации, разные виды разбора, составление схем предложений.

Если к одному тексту предлагается много заданий, то это не означает, что каждый ученик должен выполнить непременно все эти задания. В процессе комплексной работы с текстом у школьника появляется возможность выбора тех вопросов и заданий, которые он считает для себя наиболее интересными.

Чаще всего на уроке даю тексты без привычных заданий «Вставьте пропущенные буквы, поставьте недостающие знаки препинания». И это не случайно: работа с текстом, графический облик которого не искажен, в большей мере развивает зрительную память, языковую интуицию. Объясняя орфограммы и пунктограммы, группируя их, отвечая на вопрос. «Какие орфографические, пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?», ученик выполняет серьезную работу по повышению своей грамотности.

Завершающим при работе с текстом обычно является задание «Подготовьтесь к выразительному чтению». Вся предшествующая работа по выполнению заданий комплексного характера помогает правильно прочитать текст (определить слова, на которые должно падать логическое ударение, выбрать короткую или продолжительную паузу и др.).

Иногда задание подготовиться к выразительному чтению дается первым. В таком случае в начале работы с текстом ученики в течение нескольких минут готовятся к чтению текста вслух. Затем выполняются разнообразные задания речевого и языкового характера. После их выполнения снова предлагается одному из учеников прочитать текст. Классу предстоит сравнить, чем отличаются первое и второе чтение. Так школьники сами приходят к выводу, что разнообразные задания помогают глубже осмыслить содержание текста и передать это при чтении вслух. Таким образом, выразительное чтение может рассматриваться как своеобразный текст на понимание текста.

К анализу текста можно обращаться уже в 5-м классе. Такая работа не требует специальных уроков, а лишь предполагает включение в обычные уроки фрагментов художественных произведений. Поскольку пятиклассники пишут еще очень медленно, фрагменты эти невелики по объему. Но в работе над ними следует подбирать такие задания, которые помогали бы ребятам воспитывать вкус к настоящему художественному слову, почувствовать красоту и богатство русского языка, увидеть, как «живут» изучаемые языковые явления в тексте.




Что такое текст?

Слово «текст» имеет различные значения. Так, в типографском деле текст- это основная словесная часть печатного набора без рисунков, чертежей, формул. Текстом называют также типографский шрифт, размер которого равен 7, 52 мм. Еще одно значение слова « текст»- слова к музыкальному произведению( текст песни, романса, оперы).

На языке лингвистов текст- это « совокупность всего говоримого и понимаемого в определенной конкретной обстановке в ту или иную эпоху жизни данной общественной группы». В представлении филолога текст- это литература, рукописи, книги. Таким образом, в широком филологическом понимании текст- это произведение словесности.

Но возможен и собственно лингвистический подход к тексту. При таком подходе предполагаются определения типа: текст - когерентная последовательность предложений. Есть и еще одна отрасль науки, которая занимается текстом,- семиотика. Семиотика изучает различные свойства знаковых систем, в число которых включается и язык, на котором люди говорят и пишут. Семиотику интересуют тексты не только словесные, но и составленные из других знаков. Поэтому для семиотики характерны определения типа: текст- любая семантически организованная последовательность знаков.

Текст- явление, феномен употребления языка. Текст возникает как результат употребления языка, и наиболее характерные свойства , признаки текста обусловлены именно этим обстоятельством.

Признаки текста, постоянно отмечающиеся всеми лингвистами:

1. Выраженность. Текст всегда выражен в устной или письменной форме.

2. Отграниченность. Каждый текст имеет четкие границы - начало и конец.

3. Связность. Языковые единицы, образующие текст, связаны между собой в определенном порядке.

4. Цельность. Текст в отношении содержания и построения представляет собой единое целое.

5. Упорядоченность, или структурность. Все языковые единицы, образующие текст, все его части и все его содержательные, смысловые стороны определенным образом упорядочены, организованы.

6. Информативность. Текст обязательно заключает в себе определенное содержание.

Перечисленные признаки свойственны любому тексту, проявляются всегда. Но, кроме них, существуют и такие признаки, которые не обязательны для каждого текста, но в некоторых случаях очень важны. Так, говоря о художественных текстах, можно отметить их интертекстуальность, то есть выраженную с помощью различных приемов связь с другими произведениями. К числу таких приемов относятся эпиграф, цитирование, упоминание каких-либо знакомых читателю сочинений других авторов, использование крылатых слов и выражений, известных из литературы образов.

Таким образом, текст- это « выраженная в письменной или устной форме упорядоченная последовательность языковых единиц, отграниченная от других подобных последовательностей и не вошедшего в данную последовательность языкового материала, заключающая в себе определенное содержание и соотносимая с одним из жанров художественной или нехудожественной словесности».

Текст и его лингвистические свойства.

Коммуникативная лингвистика, или лингвистика текста, является отраслью языкознания, которая занимается исследованием роли и функционирования текстов и всех их элементов. В современной лингвистике коммуникация понимается не только как использование языковой системы, но и как социальная деятельность, выступающая вместе с другими видами человеческой деятельности. Коммуникация- посредник между человеком и обществом. Без коммуникации невозможно познание и преобразование действительности человеком. Коммуникация необходима не только для того, чтобы люди могли понять друг друга или объединять свои личные вклады в общее дело. Своеобразие коммуникативной деятельности по сравнению с другими видами человеческой деятельности заключается в том, что мыслительное содержание становится коллективным достоянием, необходимым для совместной деятельности.

Использование языка всегда связано с выполнением определенного вида деятельности. Известный психолог А.Н.Леонтьев отмечал, что термином «деятельность» обозначают процессы, которые отвечают вызвавшей их потребности, осуществляют отношение человека к миру, его взаимодействие с природой и социальной средой. Потребность преобразуется в мотив деятельности, ее главными образующими являются цели и отвечающие им действия, средства и способы их выполнения. Человеческая деятельность предопределяет содержание, цель и формы коммуникативной деятельности. Мотивы и цель коммуникативных действий адресанта и адресата (автора и реципиента) связаны с их внеязыковой деятельностью.

Коммуникация - целенаправленный обмен мыслями, информацией в рамках социальной деятельности человека. Адресант стремится к тому, чтобы адресат его понял и таким образом осуществилась основная цель коммуникации - передача информации, включающая отношения, оценки адресанта для совместных действий, изменения поведения, состояния или уровня знаний адресата.

Чтобы установить, в каких условиях и с какой целью в данном случае говорит человек, лингвисты изучают акт коммуникации , или речевой акт. Речевой акт включает имплицитный (скрытый) этап. Сюда входят интенция (намерение) говорящего, а также сумма всех тех знаний, которые необходимы для понимания данного смысла. Эксплицитный (внешне выраженный) этап речевого акта, помимо языковой части, может включать и паралингвистическую - мимику или жесты.

Каждый речевой акт целесообразно оформлен. Интенция говорящего, его цели, коммуникативная ситуация предопределяют не только содержание речевых актов, но и выбор языковых и паралингвистических средств для их осуществления.

Комплексный анализ текста - это огромная работа, которую можно даже назвать трактатом - такая большая она по объему. Прежде чем приступить к анализу, нужно уточнить требования преподавателя - в какое «русло» нужно углубляться при разборе.

Структура текста

1) План. Составьте для себя основную структуру текста. Для этого ответьте для себя на вопрос: «Из каких смысловых частей состоит текст?». После этого озаглавьте каждую из частей и вынесите при надобности подпункты.

2) Заглавие. Иногда требуется озаглавить текст наиболее подходящим по смыслу предложением. Будьте кратки, но содержательны. Достаточно порой всего лишь пары слов, чтобы заголовок получился ярким и емким.

3) Определите тип речи по смыслу предложенного текста. Выясните, что перед Вами - повествование, рассуждение или описание. Опишите, по каким авторским приемам Вы определили тип речи.

4) Функциональный стиль речи. Для чего служит данный текст? Он публицистический, художественный, научный или научно-популярный? Опять же обязательно отметить в своем анализе, как Вы определили стиль.

5) В некоторых случаях требуется определить жанр, в котором написан отрывок или цельный текст. К жанрам относятся - очерк, легенда, воспоминание, стихотворение, притча.

6) Очень важно уметь выявлять основную тему текста и задумку автора. Ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор произведения?»

7) Обратите внимание на средства связи предложений и частей текста. Какие приемы использует автор?

8) Выделите образы, раскрываемые в тексте, и не забудьте упомянуть, какую роль играет автор в произведении.

9) Проследите синтаксические приемы и вкратце охарактеризуйте их.

10) Какие морфологические особенности Вы замечаете, читая текст? Видно ли изобилие глаголов, причастий или других частей речи? Для чего они используются?

11) Фонетические средства (определенное чередование гласных, согласных или их переизбыток на определенном участке текста). Какое настроение хотел передать автор?

12) Обратите внимание на используемые автором изобразительные средства (метафора, гротеск, олицетворение, эпитеты, гипербола и т.д.). В каких частях текста данные средства выражения повторяются чаще? Для чего?

13) Стихотворный текст нужно разобрать с точки зрения рифмовки и стихотворного размера в- выясните и проанализируйте, что перед Вами - ямб, хорей, амфибрахий и т.д. Обратите внимание на способы рифмовки, т.е. каким образом автор формирует свои рифмы - перекрестным, парным или опоясывающим.

Самоанализ деятельности учителя

В 2014-2015 учебном году вела уроки русского языка и литературы в 5, 6, 9, 10, 11 классах.

Тема по самообразованию называется «Работа с текстом на уроках русского языка», проработала 3 года.

Моя задача - научить детей правильному и полному ответу на поставленные вопросы, исключить из речи учащихся ненужные слова, засоряющие русский язык, научить детей правильно произносить слова, потребляемые в нашей речи. Для этого на уроках проводится словарная работа, даются различные задания для запоминания: составления словосочетания с новыми словами; придумать и записать предложение; проводятся словарные диктанты; хором проговариваются слова вместе с учителем; объясняется лексическое значение слов. Учу учащихся правильно пользоваться словарями, быстро находить нужное слово, уметь читать словарную статью.

На уроках использую опорные таблицы в учебниках, наглядные таблицы, карточки для самостоятельных работ, Испытываю трудность в том, что не хватает времени для закрепления материала: иногда приходится объяснять повторно новую тему или домашнюю работу, с которой не могли справиться дома.

Работа над анализом текста начинается в 5 классе. С каждым следующим учебным годом работа усложняется таким образом, чтобы к выпускным экзаменам ученик не испытывал трудностей, сдавая ЕГЭ.

В процессе работы над анализом текста в разных классах у меня выработалась своя система уроков и заданий. Первое понятие о тексте ученики получают ещё в начальной школе, однако учиться анализу текста мы начинаем именно в 5 классе.

Изучение темы «Текст» начинается уже в первой четверти 5 класса с разговора о тематическом, смысловом и грамматическом единстве. Специальная работа проводится над развитием умений определять тему и основную мысль готового текста, соотносить тему и заголовок. Со второй

четверти вводится понятие - смысловой тип текста. Ребята учатся определять разновидности текстов: повествование, описание, рассуждение. Мы говорим о том, что разные типы речи созданы с разными целями, имеют собственную

структуру и характерные языковые приметы, приводим примеры и смешанных текстов (повествование + описание, рассуждение + описание и т. д.). Помимо этого, в 5 классе даѐтся общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике. Таким

образом, на уроках русского языка в 5 классе говорится о том, как строится текст: показывается, как тема и идея объединяют предложение в единое целое, каковы смысловые отношения между предложениями тексте, как

строится абзац, каковы грамматические способы связи предложений в текстах разных типов (повествовании, описании, рассуждении), даѐтся представление о стилях речи. Кроме речеведческих навыков, пятиклассники

знакомятся с разными видами разбора, получают основные знания по синтаксису, фонетике, морфемике, лексике, морфологии, запоминают орфографические и пунктуационные правила. Всѐ это даѐт возможность

предложить в качестве задания для итогового контроля комплексный анализ текста.

В 6 классе работа с текстом продолжается. Вводится понятие о разговорном и книжном стилях речи, их отличии и сфере употребления. Ученики получают знания о языковых особенностях официально-делового стиля речи. В целях обучения комплексному анализу текста шестиклассникам могут быть предложены карточки с заданиями, близкими к аналитическим, но более простыми для выполнения.

Программа по русскому языку в 7 классе позволяет выделить большее количество уроков на повторение пройденного. Поэтому в четвёртой четверти 7 класса я провожу серию уроков по закреплению речеведческих знаний и умений.

В 7 классе вводится понятие о публицистическом стиле, его признаках и жанрах. Ребята создают текст, написанный в публицистическом стиле - сочинение-рассуждение на разные темы.

В 8 классе мы дополняем знания по анализу текста понятиями о цепной и параллельной связи предложений в тексте. Программа по русскому языку в 8 классе не оставляет времени для работы по карточкам, поэтому комплексный анализ текста можно предлагать в качестве итогового контроля.

В 9 классе мы готовимся к выпускному экзамену по

русскому языку. ЕГЭ по русскому языку предполагает изложение, тестовую работу и сочинение.

Продолжая работу над комплексным анализом текста, мы готовимся к выпускным экзаменам.

При работе с текстами используются упражнения учебников Е.И.Никитиной «Русская речь» 5- 7 класс, 8 -9 класс», «Русский язык 10 - 11 класс А.И.Власенковой, Л.М.Рыбченковой, сборники текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку в 9 классе»

Третий год являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла. Овладеваю методикой преподавания русского языка и литературы. Стараюсь вовлечь учащихся в различные конкурсы и викторины. Учащиеся систематически каждый год участвуют во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок», были участниками конкурсов « ЁЖ», «Альбус», добиваются хороших результатов. Принимают участие в предметных школьных олимпиадах по русскому языку и литературе, становятся победителями этих олимпиад. В этом учебном году учащийся 11 класса Свечников Юра занял второе призовое место в районной олимпиаде по литературе. Ученица 5 класса Иноземцева Даша принимала участие в районном конкурсе сочинений, посвящённому 70-летию Победы.

В 9 классе в этом году преподавался факультатив по русскому языку «Комплексный анализ текста». Занимаюсь внеклассной работой, в 5-11 классах второй год ведётся кружок «Проба пера», на следующий учебный год запланирован кружок «Театральная карусель». Идёт систематическая подготовка выпускников к аттестации. Выпускники 11 класса в декабре месяце успешно сдали экзамен по литературе, тем самым получили право на сдачу государственной аттестации. Государственная аттестация по русскому языку тоже прошла успешно, все учащиеся получили право на поступление в высшие учебные заведения.

Являюсь классным руководителем 11 класса, в этом году предстоит их выпуск. Добилась того, что выпускники стали самостоятельными и активными. Они были участниками классных, школьных и районных мероприятий, участвовали в интеллектуальных и спортивных соревнованиях, имеют много грамот и других поощрений, имеются медали за высокие спортивные достижения.

Как учитель русского ы языка и литературы, я занимаюсь постоянно самообразованием, принимаю участие в районных вебинарах и семинаре -совещании «Организация профилактической работы в условиях единого образовательного пространства» (сентябрь 2012 г), закончила курсы повышения квалификации «Инклюзивное (интегрированное) обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы» -72 ч. (март 2014 г.), дистанционные курсы классных руководителей « Специфика организации воспитательной работы в рамках ФГОС нового поколения» -72 ч. (май 2014 г.) , «ФГОС основного общего образования: содержание и механизм реализации» -72 ч. ( август 2014г.), «Повышение квалификации учителя русского языка и литературы» -72 ч. (март 2015г.) и сертификат по обобщению оптом на региональном уровне.



Результативность

Графики качества аттестационных работ по русскому языку

за 2012/13гг, 2013/14гг, 2014/15 уч.гг



2012/2013 уч.год



2013/2014 уч.год



2014/2015 уч.год













Заключение

Комплексный анализ текста - это вид работы, при котором осуществляется функциональный и системный подход к изучению языка, а также ярко выявляются межпредметные связи. Работа с текстом развивает у учащихся языковое чутье, способствует устранению грамматических, стилистических и речевых ошибок, значительно углубляет стилистико-семантическое восприятие произведений художественной литературы.

Анализ текста полезен при подготовке к сочинению и изложению, а также эффективен как форма проведения устного экзамена в выпускных классах. Анализ текста - обязательный вид работы при подготовке к изложению, так как он помогает до конца понять особенности текста и грамотно пересказать письменно, сохраняя его своеобразие.

Одной из сложных проблем при комплексном анализе текста является характер лингвистических заданий. Задача здесь состоит в том, чтобы эти вопросы и задания не становились самоцелью, а по мере возможности, во-первых, помогали ученикам создать представление о языковых особенностях текста, одновременно повышая лингвистическую грамотность учеников, во-вторых, постоянно совершенствовали орфографическую и пунктуационную зоркость и грамотность, в-третьих, заставляли учеников задумываться о содержании. Именно это способствует развитию речи и интеллектуальному росту учеников, пробуждает у них заинтересованность в изучении чисто лингвистических явлений. Другими словами, составляя перечень языковых заданий к конкретному тексту и формулируя их, учитель должен помнить о мотивированности самих заданий, об их логической последовательности.

При подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе комплексный анализ текста позволяет учащимся не только продемонстрировать теоретические знания, но и через анализ предложенного текста выявить выразительные возможности единиц языка, показать, как языковые единицы «работают» над передачей содержания текста, его смысла. Ведь в творческой работе учащимся необходимо проявить умение выразить свое понимание текста.

Комплексный анализ текста, проводимый на уроках русского языка, дает возможность учителю рассматривать вопросы морфологии, синтаксиса, орфографии и стилистики, обеспечивает системное повторение.

Правильно организованная работа по комплексному анализу текста способствует более глубокому проникновению в содержание текста, а также развивает лингвистические, коммуникативные и творческие способности учащихся.











© 2010-2022