Комплект оценочных средств по литературе

РАССМОТРЕНОУТВЕРЖДАЮна заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Комплект оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов поучебной дисциплинеОДб 01.09. Литератураобразовательной программы подготовки специалистов среднего звенапо специальностиСПО 54.02.01. Дизайн (по отраслям) Эксперты: Внутренняя экспертиза: Техническая экспертиза:Л.В. Самойлова, методист ГАОУ СПО ТТТиХОСодержательная экспертиза:Аксененко В.П., преподаватель высшей квалификационной категории ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Комплект оценочных средств по литературе

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ПЦК

общеобразовательных дисциплин

Зам. директора по УМР

____________________________

____________ / И.И. Уренева

Председатель _Н.А.Гончарова____

_________________ 201___г.










Комплект оценочных средств

для оценки итоговых образовательных результатов

по учебной дисциплине

ОДб 01.09. Литература

образовательной программы

подготовки специалистов среднего звена

по специальности

СПО 54.02.01. Дизайн (по отраслям)























Тольятти, 2015 год


Разработчики:

ГАОУ СПО ТТТиХО преподаватель русского языка и литературы М.В.Тараскина

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


Эксперты:

Внутренняя экспертиза:

Техническая экспертиза:

Л.В. Самойлова, методист ГАОУ СПО ТТТиХО

Содержательная экспертиза:

Аксененко В.П., преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО ТТТиХО




Протокол рассмотрения комплекта оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по учебной дисциплине ОДб 01.09. Литература

№__ от «____» _________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ


Стр.

1

Пояснительная записка

4

2

Паспорт комплекта оценочных средств

5

3

Процедуры оценки:

9

3.1

Стандартизированный тест

10

3.2

Практические задания

14


4

Комплект экзаменатора:

30

4.1

Инструменты оценки


4.2

Экзаменационные билеты

31

Приложения

41


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения образовательных результатов по учебной дисциплине Литература в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования ОДб 01.09. Литература (утв. приказом МОиН РФ от "___"______20__г. № ___).

Основаниями проведения оценочной процедуры по учебной дисциплине являются следующие нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины Литература, утвержденная зам.директора по УМР ГАОУ СПО Тольяттинский техникум технического и художественного образования и прошедшая внутреннюю и внешнюю экспертизы;

Положение по организации промежуточной и текущей аттестации обучающихся ГАОУ СПО ТТТиХО, утвержденное директором техникума;

Положение об организации образовательной деятельности студентов по индивидуальному графику (совмещение обучения с трудовой деятельностью в организациях и на производственных предприятиях).

Оценочные средства по дисциплине содержатся в фонде оценочных средств (ФОС) по дисциплине и представлены в различных формах.

Для оценки образовательных результатов используются: метод сопоставления с эталоном (ключом, модельным ответом), экспертная оценка деятельности по критериям, экспертная оценка письменных и устных ответов.

Промежуточная аттестация по учебной дисциплине Литература проводится в соответствии с календарным учебным графиком.

Для оценки освоения итоговых образовательных результатов учебной дисциплины Литература проводится экзамен.

Результаты оценочной процедуры заносятся в протокол экзамена (один общий на группу)

На экзамене обязательно оценивается усвоение знаний при выполнении теоретического задания и освоение умений при выполнении практического задания.

На зачёте, дифференцированном зачёте выполняется один вид заданий с учётом текущей успеваемости.

В настоящем комплекте оценочных средств используются следующие термины, определения и сокращения:

КОС - комплект оценочных средств;

УД - учебная дисциплина;

МДК - междисциплинарный курс;

ФГОС - федеральный государственный образовательный стандарт;

ФОС - фонд оценочных средств;

У - умения;

З - знания



2. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

2.1. Область применения

Комплект оценочных средств (КОС) предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины Литература.

КОС включает контрольные материалы для проведения промежуточной аттестации в форме тестов, практических заданий, практико-ориентированных заданий.

КОС разработан в соответствии с:

-основной профессиональной образовательной программой по специальности СПО 54.02.01. Дизайн (по отраслям)

-программой учебной дисциплины Литература

2. 2 Предметы оценивания

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

У4 сопоставлять литературные произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

У8 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

З1 образную природу словесного искусства;

З2 содержание изученных литературных произведений;

З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

З5 основные теоретико-литературные понятия;







2.3 Требования к умениям, знаниям обучающихся и соответствующие формы и методы оценивания

Предметы оценивания (перечисляются умения, знания в соответствии с ФГОС)

Показатели оценки результата

Объекты оценки

Формы и методы оценки результата

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

Самостоятельно читает и анализирует произведения

Работает с критической литературой (составление конспекта критической статьи)

решение учебных задач, не требующих особых условий;

тест

практическое задание

У 2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

Осознанно читает художественные произведения русских писателей - классиков XIX - ХХ вв.

Передает художественное содержание литературного текста

Анализирует эпизоды в произведениях писателей

Работает по выявлению особенностей поэтики писателя, оценке роли пейзажа в раскрытии его идейно-художественного замысла

Работает по исследованию особенностей стиля,

своеобразия языка

решение учебных задач, не требующих особых условий;

тест

практическое задание

У3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

раскрывает конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявляет «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносит произведение с литературным направлением эпохи

решение учебных задач, не требующих особых условий;


Тест

практическое задание

У4 сопоставлять литературные произведения;

Проводит сопоставительный анализ произведений и сопоставительный анализ образов в произведениях


решение учебных задач, не требующих особых условий;


тест

практическое задание

У5 выявлять авторскую позицию;

Определяет авторскую позицию и способы ее выражения в художественном произведении


решение учебных задач, не требующих особых условий;


тест

практическое задание

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

Выразительно читает и анализирует произведения, соблюдая нормы литературного произношения



решение учебных задач, не требующих особых условий;


тест

практическое задание

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Работает с дополнительной литературой (выполнение докладов и рефератов) по теме

Пишет эссе, аннотации, рецензии, отзывы, сочинения по произведениям писателя

решение учебных задач, не требующих особых условий;


тест

практическое задание

У8 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Пишет сочинения различных жанров, рецензий на прочитанные произведения.

решение учебных задач, не требующих особых условий;


тест

практическое задание

З1 образную природу словесного искусства;

Определяет специфику литературы как вида искусства

Имеет представление о развитии понятия о поэтических средствах художественной выразительности

Фактологические знания

тест

практическое задание

З2 содержание изученных литературных произведений;

Формулирует тему, идею, жанр, композицию, систему образов, авторскую позицию в произведении, изобразительно-выразительные средства языка

Когнитивные умения

тест

практическое задание

З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

Излагает факты биографии писателей и поэтов XIX - ХХ вв.

Фактологические знания




Тест

практическое задание

З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Соотносит произведения с литературным направлением эпохи.

Фактологические знания


тест

практическое задание

З5 основные теоретико-литературные понятия;

Анализирует изобразительно - выразительные средства языка

Определяет род и жанр произведения

Фактологические знания


тест

практическое задание

3.Процедуры ОЦЕНКИ

3.1. Стандартизированный тест


Вариант 1


№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Р

Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,


№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

1.Установите соответствие между авторами и произведениями

4

1.Н.С.Лесков

А)«История одного города»

2.М.Е.Салтыков-Щедрин

Б) «Хамелеон»

3.А.П.Чехов.

В) «Медный всадник»

4.А.С.Пушкин

Г) «Левша»

2. Установите соответствие между литературным героем и названием произведения

4


  1. Марья Кирилловна

А) «Война и мир»


  1. Павел Петрович Кирсанов

Б) «Дубровский»


  1. Родион Раскольников

В) «Преступление и наказание»


  1. Пьер Безухов

Г) «Отцы и дети»

3. Установите соответствие между строками и названием стихотворения

4

1.«Опять,как в годы золотые/Три стертых треплются шлеи..

А) «О, весна без конца и без краю»

2.»Принимаю тебя, неудача/И удача, тебе мой привет!

Б)»Россия»

3.»И веют древними поверьями /Твои упругие шелка

В) «Незнакомка»

4.Установите соответствие между названиями произведений и их жанром

4


  1. «Герой нашего времени»

А) роман в стихах


  1. «Горе от ума»

Б) поэма


  1. «Мертвые души»

В) комедия


  1. «Евгений Онегин»

Г) роман

Инструкция по выполнению заданий № 5 - 20: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

5

Где учился Гончаров

а) в Царскосельском Лицее

б) в Нежинской гимназии

в) Московском университете

г) в Симбирском университете


3

6

Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?

а) гражданская тематика

б) вольнолюбие

в) пейзаж

г) тема одиночества

3

7

Какие повести Н. В. Гоголя вошли в книгу - сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»

а) «Ночь перед Рождеством»

б) «Сорочинская ярмарка»

в) «Вий»

г) «Майская ночь, или Утопленница».


3

8

Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?

а) телеграф б) печатный станок

в) громоотвод г) микроскоп


3

9

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней…

Кто из лириков XIX века является автором этого стихотворения?

) Ф.И. Тютчев
б) М.Ю. Лермонтов

в) А.А. Фет

г) А.В. Кольцов


10

Определите социальное положение Е. Базарова в романе «Отцы и дети»

а) полковой лекарь б) русский аристократ в) студент-демократ г) студент-барич


3

11

Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» в прошлом был каторжником?

а) Савелий б) Ермил Гирин

в) Яким Нагой г) Гриша Добросклонов


3

12

Сколько лет Наташе Ростовой в первом томе?

А) 16 лет Б) 20 лет В) 10 лет Г) 13 лет

А) 16 лет Б) 20 лет В) 10 лет Г) 13 лет


3

13

Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (I том)?

А) им руководило стремление к славе Б) он руководствовался представлениями об офицерском долге

В) чтобы защищать родину


3

14

Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?

А) Отрадное Б) Богучарово

в) Лысые горы Г) Марьино

Д) Никольское


3

15

В образе какого персонажа романа «Мастер и Маргарита» наиболее полно раскрывается мотив вины и неизбежности расплаты за содеянное?

а) Берлиоз;

б) мастер;

в) Понтий Пилат.


3

16.

Прототипом Ивана Денисовича из одноименного рассказа Солженицына послужил

а) солдат Шухов;

б) сам Солженицын;

в) это собирательный образ.


3

17

Героем какого рассказа Горького является Лойко Зобар?

А) «Старуха Изергиль»

Б) «Макар Чудра»

В) «Челкаш»


3

18

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

А)марш В) Частушка

Б) танго г) романс


3

19

В каком стихотворении Есениным дан вариант библейской истории о блудном сыне?

А) «Русь советская»

Б) «Отговорила роща золотая»

В) Сорокоуст»

Г) Письмо матери»


3

20

Стихотворением, громко заявившим о рождении поэзии революции, явилось стихотворение Маяковского:

А) «Левый марш»

Б) «Юбилейное»

В) Прозаседавшиеся»


3

Инструкция по выполнению заданий № 21-25: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенное слово (пропущенные слова).

  1. 21

Стихотворное произведение с развернутым сюжетом, изображающее сложные картины жизни, героев с сильными характерами.- это…

поэма

2

Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует немедленного разрешения -это…

кульминация

2

Прозаическое произведение, повествующее об одном, реже нескольких событиях, с малым количеством действующих лиц -это…

повесть

2

Художественное противопоставление обстоятельств, понятий, образов - это…

антитеза

2

Один из тропов, художественное преувеличение, усиливающее какие-либо качества или результаты поступков и эмоционально воздействующие на читателя

гипербола

2


Вариант 2.

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Р

Инструкция по выполнению заданий № 1-4: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,


№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

1

Установите соответствие между авторами и произведениями


1.И.С.Тургенев

А)«Дубровский»

2.А.П.Чехов

Б) «Анна Каренина»»

3. Л.Н.Толстой

В) «Муму»

4.А.С.Пушкин

Г) «Толстый и тонкий»

2

2. Установите соответствие между литературным героем и названием произведения


  1. «Герой нашего времени»

А) один из героев стал «прорехой на человечестве»


  1. «Мертвые души»

Б) героиня - идеал русской женщины в понимании автора


  1. «Евгений Онегин»

В) герой называет себя нравственным калекой


  1. «Горе от ума»

Г) в основе- борьба консерваторов с людьми передовых взглядов

3

3.Установите соответствие между фрагментами высказываний Базарова


1 Рафаэль

А) сам себя воспитать должен

2.Мой дед

Б) гроша медного не стоит

3.Порядочный химик

В) землю пахал

4.Твой отец

Г) отставной человек

5.Всякий человек

Д) в двадцать раз полезнее всякого поэта

4

Установите соответствие между названиями произведений и их жанрами


  1. «После бала»

А)повесть


  1. «Детство»

Б) роман


  1. «Война и мир»

В) роман-эпопея


  1. «Анна Каренина»

Г)рассказ

Инструкция по выполнению заданий № 5 - 20: Выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в бланк ответов.

5

Произведение «Обломов»-это

а) роман б) рассказ

в) поэма г) повесть


6

Какое произведение не принадлежит Гончарову:

А)Невский проспект»

б)«Обыкновенная история»

в) «Обломов» г) «Обрыв»

7

Какие произведения вошли в цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина?

а) «Метель»

б) «Станционный смотритель»

в) «Выстрел»

г) «Ночь перед Рождеством»


8

Как прозвали Островского?

а) «Колумб Замоскворечья» б) «человек без селезенки»

в) «товарищ Константин»

г) «луч света в темном царстве»


9

Определите кульминацию драмы «Гроза»

а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой

б) сцена с ключом
в) встреча Катерины с Борисом у калитки г) раскаяние Катерины перед жителями города


10

К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»

а) реализм б) романтизм

в) классицизм г) сентиментализм


11

Действие романа «Отцы и дети» происходит

а) в Москве б) в Калинове

в) в провинциальных имениях и небольшом городке

г)в Петербурге


12

Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?

а) дуэль не состоялась б) Базаров был ранен в) Кирсанов был ранен г) Базаров был убит


13

Кто из животного мира помог мужикам в «Прологе» поэмы «Кому на Руси жить хорошо», подарил им скатерть-самобранку?

а) лисица б) волк

в) пеночка г) синичка


14

Действие романа «Война и мир» начинается:

А) январь 1812 года Б) май 1807 года В) июль 1805 года Г) апрель 1801 года

Д) август 1804 года


15

Какое событие является кульминационным центром романа-эпопеи «Война и мир»?

А) первый бал Наташи Ростовой Б) Отечественная война 1812 года

В) Тильзитский мир Г) совет в Филях Д) военные события 1805 года



16


Назовите автора строк

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето, была жара,

жара плыла - на даче было это.

а) Маяковский; б) Есенин;

в) Пастернак.


17

Роман «Мастер и Маргарита» заканчивается

а) помещением мастера и Маргариты в страну вечного покоя;

б) эпилогом;

в) исповедью Воланда


18

Героя-чудака ввел в русскую литературу…

а) Распутин; б) Шукшин;

в) Астафьев.


19

Какому герою пьесы «На дне» принадлежит фраза «Человек -это звучит гордо»

А)Сатину

Б) Луке

В) Актеру


20

Какие чувства преобладают в любовной лирике Блока?

А) восторг и радость

Б) нежность и восхищение

В) преклонение перед возлюбленной

Г) страдание и ревность


Инструкция по выполнению заданий № 21-25: В соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенное слово (пропущенные слова).

21

Вступление к литературному произведению или к его части, непосредственно не связанное с развитием действия, но как бы предваряющее его рассказом о событиях, ему предшествовавших, или об их смысле.

эпиграф

22

Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения - это…

кульминация

23

Любое драматическое произведение без указа жанра, предназначенное к постановке на сцене - это…

пьеса

24

Один из основных родов литературы, в котором художественный мир литературного произведения отражает переживания лирического героя - это…

лирика

25

Жанр эпического рода литературы, по количеству действующих лиц и изображаемых событий больше рассказа, но меньше романа -это…

повесть

Время выполнения теста - 60 мин.













3. 2 Практические задания

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1

Оцениваемые результаты обучения:

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

Задания:

1.Выразительно прочитайте и проанализируйте стихотворение А.А.Фета

2.Выпишите (в именительном падеже) из первой строфы стихотворения А. А. Фета эпитеты:

Ещё весны душистой нега

К нам не успела низойти,

Ещё овраги полны снега,

Ещё зарёй гремит телега

На замороженном пути

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведени

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 2

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом характеристикой

2. Максимальное время выполнения задания - ___30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

Задание:

Составьте таблицу «Социальные и философские истоки бунта Родиона Раскольникова» (по роману Ф. М. Достоевского « Преступление и наказание»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 3

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом и таблицей

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

Задание:

Составьте характеристику образа Родиона Раскольникова (по роману Ф. М. Достоевского

« Преступление и наказание»).

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 4

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться сообщениями по повести

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст повести

Задание:

Почему счастье героев оказалось таким коротким? Обоснуйте свой ответ по повести А.И.Куприна «Олеся».

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения

ПРАКТИЧЕКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 5

Оцениваемые результаты обучения:

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа

2. Максимальное время выполнения задания - ___30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

Задание:

Проанализируйте стихотворение С.А.Есенина и ответьте на вопросы:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты - в ризах образа...

Не видать конца и края -

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за косогором

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

"Кинь ты Русь, живи в раю!"

Я скажу: "Не надо рая,

Дайте родину мою".

1914 Сергей Есенин

  1. Какие образы ввел поэт в стихотворение?

  2. Как воспринимается поэтом при­рода?

  3. Какие худо­жественно-выразительные средства используются Есениным?

  4. Каковы тема и идея стихотворения?




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 6

Оцениваемые результаты обучения:

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

Задание:

Проанализируйте стихотворение А.А. Блока и ответьте на вопросы:

РОССИЯ
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,-
Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет,-
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -
Одной слезой река шумней
А ты все та же - лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!..

1908. Александр Блок

  1. Какие образы ввел поэт в стихотворение?

  2. Что значит для поэта Россия?

  3. Какие худо­жественно-выразительные средства используются Блоком?

  4. Каковы тема и идея стихотворения?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №7

Оцениваемые результаты обучения:

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

Задание:

Прочитайте отрывок, проанализируйте и ответьте на вопросы после текста.

БОРОДИНО (отрывок)

И вот нашли большое поле:

Есть разгуляться где на воле!

Построили редут.

У наших ушки на макушке!

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки -

Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Постой-ка, брат мусью!

Что тут хитрить, пожалуй к бою;

Уж мы пойдем ломить стеною,

Уж постоим мы головою За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.

Что толку в этакой безделке?

Мы ждали третий день.

Повсюду стали слышны речи:

"Пора добраться до картечи!"

И вот на поле грозной сечи

Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,

И слышно было до рассвета,

Как ликовал француз.

Но тих был наш бивак открытый:

Кто кивер чистил весь избитый,

Кто штык точил, ворча сердито,

Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

"Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте же под Москвой,

Как наши братья умирали!"

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек!

Сквозь дым летучий

Французы двинулись, как тучи,

И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,

Драгуны с конскими хвостами,

Все промелькнули перед нам,

Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой!..

Земля тряслась - как наши груди,

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы

Заутра бой затеять новый

И до конца стоять... Вот затрещали барабаны -

И отступили бусурманы.

Тогда считать мы стали раны,

Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри - не вы.

Плохая им досталась доля:

Немногие вернулись с поля.

Когда б на то не божья воля,

Не отдали б Москвы!

М. Лермонтов

(Стихотворение написано в 1837 году и посвящено 25-летию Бородинской битвы.)

Какова идея этого стихотворения?

  1. Какой вид тропа, основанный на сходстве неодушевленных предметов с живыми существами, использован в строках «…носились знамена, как тени, в дыму огонь блестел, звучал булат, картечь визжала…»?

  2. Каким пафосом пронизано стихотворение и почему?

  3. Кто из русских поэтов и писателей обращался к теме изображения Бородинской битвы. Чем стихотворение М. Ю.Лермонтова близко другим произведениям?


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №8

Оцениваемые результаты обучения:


У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

План

Андрей Болконский.

  1. Андрей Болконский - лучший представитель дворянства.

  2. Мечты о славе.

  3. Сложность жизненных исканий Андрея.

  4. Полезная деятельность Болконского.

  5. Путь Андрея Болконского - путь к народу

Задание:

Составить характеристику образа Андрея Болконского в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения









ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ)№9

Оцениваемые результаты обучения:


У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - ___30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа


План сравнительной характеристики героев.

1.Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они. Место героев в произведении.

2.Общественное, семейное положение героев, обстановка, в которой они живут

3.Что общего между героями:

• в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);

• в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);

• в социальном плане;

• в отношении с окружающими людьми.

4.Что отличает двух героев.

5.Для чего автор сопоставляет этих героев, значение героя в раскрытии идеи произведения.

6.Отношение автора к героям.

7.Ваше отношение к данным персонажам.

Задание:

Составить сравнительную характеристику Кутузова и Наполеона в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Модельный ответ

План сравнительной характеристики

Кутузов

Наполеон

Полководец народной войны, воплощение народной мудрости и патриотического чувства.

2. Полное подчинение интересам России и народа:
а) скромность и простота;
б) искренность и правдивость;
в) близость к простым людям, знание и понимание их чувств;
г) проявление мудрости и таланта полководца в поддержке нравственного духа русского войска;
д) гуманное отношение к побеждённым;
3. Верность долгу и армии.


  1. Командующий армией грабителей, мародёров и убийц, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью».

2.Законченное проявление культа личности, мания величия:
а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие.
б) лицемерие, фальшь, позерство;
в) равнодушие к судьбам окружающих, эгоцентризм .
г) война - игра, а люди - пешки, которых следует лишь правильно расставить и правильно двигать;
д) жестокость и вероломство Наполеона и его армии.

3. Предательство по отношению к своей армии.




ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №10

Оцениваемые результаты обучения:


У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

План анализа

1.Историко-биографический материал.

2. Место стихотворения в творчестве поэта.

3. Главная тема стихотворения.

4. Лирический сюжет.

5. Проблема стихотворения.

6. Композиция стихотворения.

7. Лирический герой.

8. Преобладающее настроение.

9. Жанр.

10. Строфа.

11. Основные образы.

12. Лексика стихотворения.

13. Изобразительные средства.

14.Размер.

15. Ритм и рифма. Способы рифмовки

Задание:

Прочитайте выразительно стихотворение, проанализируйте и ответьте на вопросы после текста.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!

А. А. Ахматова


  1. Каков ключевой образ-символ этого стихотворения?

  2. Каково понимание этого образа-символа? Только ли это русский язык?

  3. Какая идея занимает ведущее место в стихотворении А.А. Ахматовой



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №11


Оцениваемые результаты обучения:


У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

План:

Пьер Безухов.

  1. Пьер в салоне Шерер.

  2. Жизненные ошибки Пьера.

  3. Поиски высокого назначения человека, смысла жизни, сближение с масонами.

  4. Духовное возрождение Пьера в дни Отечественной войны 1812 года.

А) патриотическая деятельность Пьера в период нашествия Наполеона

Б) Участие в Бородинском сражении.

Задание:

Составить характеристику образа Пьера Безухова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №12

Оцениваемые результаты обучения:


У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом и таблицей

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

План сравнительной характеристики (примерный шаблон характеристики)

•внешние черты (портрет);

•общественное, семейное положение героя, обстановка, в которой живет герой

•поступки героя, особенности поведения, деятельности

•отношение к другим людям, его чувства;

•речь героя;

•характеристика героя другими действующими лицами. Отношение других лиц к герою

Задание:

Составить сравнительную характеристику Обломова и Штольца по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Модельный ответ

Таблица (материалы по характеристике Обломова и Штольца)

Обломов

Штольц

происхождение

Из богатого дворянского рода с патриархальными традициями. Его родители, как деды, ничего не делали: за них работали крепостные

Из небогатой семьи: отец (обрусевший немец) был управляющим богатого имения, мать - обедневшая русская дворянка.

воспитание

Родители приучали его к праздности и покою (не давали поднять уроненную вещь, одеваться, налить самому себе воды) труд в Обломовке был наказанием, считалось, что на нем стоит клеймо рабства, в семье был культ еды, а после еды-крепкий сон.

Отец дал ему воспитание, которое получил от своего отца: обучил всем практическим наукам, рано заставил работать и отослал от себя закончившего университет сына , отец научил его , что главное в жизни- это деньги, строгость и аккуратность.

Заложенная программа

Прозябание и сон (пассивное начало)

Энергия и бурная деятельность (активное начало)

характеристика

Добрый. ленивый, больше всего беспокоит собственный покой. Для него счастье-это полный покой и хорошая еда. Он проводит жизнь на диване, не снимая удобного халата, ничего не делает, ничем не интересуется, любит уходить в себя и жить в созданном им мире снов и мечтаний. Поразительная детская чистота его души и самосозерцательность достойная философа, воплощение мягкости и кротости

Сильный и умный, он находится в постоянной деятельности и не гнушается самой черной работой, благодаря своему упорному труду, силе воли, терпению и предприимчивости стал богатым и известным человеком, сформировался настоящий «железный характер», но чем-то он напоминает машину, робота, настолько четко запрограммирована, выверена и просчитана вся его жизнь. Перед нами суховатый рационалист.

Испытание любовью

Ему нужна любовь не равноправная, а материнская (такая какую ему подарила Агафья Пшеницына)

Ему необходима равная по взглядам и силе женщина (Ольга Ильинская)





ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №13

Оцениваемые результаты обучения:


У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться сообщениями и рефератами

3. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

4. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст рассказа

Задание

Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.

Теперь, много-много лет спустя, когда я бываю дома и прихожу на
кладбище помянуть покойных родных, я вижу на одном кресте: "Емельянов Ермолай …вич ".

Ермолай Григорьевич, дядя Ермолай. И его тоже поми­наю - стою над могилой, думаю. И дума моя о нем - про­стая: вечный был труженик, добрый, честный человек. Как, впрочем, все тут, как дед мой, бабка. Простая дума. Только додумать я ее не умею, со всеми своими институтами и книжками. Например: что был в этом, в их жизни, какой-то большой смысл? В том именно, как они ее прожили. Или - не было никакого смысла, а была одна работа, работа... Ра­ботали да детей рожали. Видел же я потом других людей... Вовсе не лодырей, нет, но... свою жизнь они понимают ина­че. Да сам я ее понимаю теперь иначе! Но только когда смот­рю на эти холмики, я не знаю: кто из нас прав, кто умнее? Не так - не кто умнее, а - кто ближе к Истине. И уж со­всем мучительно - до отчаяния и злости - не могу понять: а в чем Истина-то? Ведь это я только так - грамоты ради и слегка из трусости - величаю ее с заглавной буквы, а не знаю - что она? Перед кем-то хочется снять шляпу, но перед кем? Люблю этих, под холмиками. Уважаю. И жалко мне их

Шукшин Василий Макарович «Дядя Ермолай»

1.Почему рассказ назван так, а не иначе? Что этим хотел сказать автор?

2«Вспоминаю из детства один случай» - так начинается рассказ. Не вспомнился, не вспомнил, а вспоминаю. В чем смысл употребления глагола в такой временной форме?

3.«Вот рассказы, какими они должны быть: рассказ-судьба, рассказ-характер, рассказ-исповедь. В каждом должно быть что-то настоящее», - писал В.М. Шукшин. К какому типу рассказов вы отнесете «Дядю Ермолая»? Что «настоящего» в этом произведении?

4.Какова главная мысль рассказа?

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №14

Оцениваемые результаты обучения:

З3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

З4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Инструкция (можно расширить)

1 Вы можете воспользоваться дополнительной литературой

3. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

4. Перечень раздаточных и дополнительных материалов схема

Задание:

Составьте хронологическую таблицу по творчеству Л.Н.Толстого.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №15


Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст драмы

Задание: Составить характеристику образа Катерины в драме А.Н.Островского «Гроза»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №16


Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

Задание: Составить характеристику образа Евгения Базарова в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №17

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

Задание: Составить характеристику образа Григория Мелехова в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

  1. «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

  2. «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

  3. «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

  4. «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) №18

Оцениваемые результаты обучения:

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь

З1 образную природу словесного искусства;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться таблицей « Изобразительно -выразительные средства языка»

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов сборник стихов

Задание: Определить образно-выразительные средства языка в стихотворении С.А.Есенина «Белая береза»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 19

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин..

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст романа

Задание:

Составьте таблицу «Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (ПЗ) № 20

Оцениваемые результаты обучения:

У1 воспроизводить содержание литературного произведения;

У2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

У5 выявлять авторскую позицию;

У6 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

У7 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

З2 содержание изученных литературных произведений;

Инструкция

1 Вы можете воспользоваться планом анализа комедии

2. Максимальное время выполнения задания - 30 мин.

3. Перечень раздаточных и дополнительных материалов текст комедии

Задание:

Составьте таблицу «Прошлое, настоящее и будущее в комедии А.П.Чехова «Вишневый сад»

Инструмент оценки

Критерии оценки:

«5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

«4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

«3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, ряд недостатков в композиции и языке ответа.

«2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения.





















4. КОМПЛЕКТ ЭКЗАМЕНАТОРА

4.1 Инструменты оценки

1. Критерии оценивания ответов на тестовые задания (Приложения 1)

2. Оценочная шкала по выполнению тестовых заданий (Приложение 2)

3. Инструмент проверки практических/практико-ориентированных заданий с модельным ответом (Приложение 3)

4. Оценочная шкала по выполнению практических/практико-ориентированных заданий (Приложение 4)

5. Критерии оценки практического/практико-ориентированного задания (Приложение 5)

6. Протокол экзамена (в зависимости от промежуточной аттестации) (Приложение 6)

7. Зачётная ведомость (в зависимости от промежуточной аттестации) (Приложение 7)





© 2010-2022