Конструкт урока по русскому языку в 9 классе

Урок на тему "Придаточные предложения времени и места" построен на основе ТРКМЧП: трёхфазная структура урока, применение таких приёмов, как "Кластер", "Синквейн". Помимо основного учебного материала: работа с предложением, с текстом, составление схемы СПП, синтаксический и пунктуационный разбор, введены задания по подготовке учащихся к ОГЭ: сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, выделение грамматической основы.  На уроке предусмотрены разные виды деятельности обучающихся: работа в парах ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конструкт урока по русскому языку с использованием ТРКМПЧ

Класс: 9

Учитель: Рявкина Ольга Владиславовна

МКОУ «Волковская СОШ»

Тема урока: «Придаточные предложения места и времени»

Цель: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени на основе технологии развития критического мышления.

Задачи:

  1. Формирование умения распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных, правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений;

  2. Совершенствовать умение самостоятельно мыслить, анализировать текст, делать выводы;

  3. Воспитывать интерес к изучаемым языковым явлениям.

Тип урока: урок открытия нового

Формируемые УУД

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • научиться находить в тексте СПП с придаточными предложениями места;

  • уметь отличать их от других типов придаточных предложений;

  • применять пунктуационные правила.

  • коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

  • познавательные: объяснять языковые явления, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования СПП с придаточными предложениями места

  • Формирование устойчивой мотивации к языковым явлениям, изучению и закреплению нового материала.

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Стадия «Вызов»


  1. Обобщение имеющихся знаний

Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются все же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение И.Г.Милославский

О чем говорит И.Г.Милославский?

Что говорит И.Г.Милославский о союзах?

Что новое, самое важное, говорит И.Г.Милославский о союзах?

Докажите правильность высказывания на примере предложения:

Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце.

  1. Кластер «Разряды союзов по значению» Приложение №2

Какое значение будут иметь придаточные предложения, если в них союзы когда или где?

  1. Определите тему урока, запишите в тетрадь и сформулируйте учебные задачи.

Записывают в тетради дату и, пропустив строку для темы, эпиграф

Отвечают на вопросы:

И.Г.Милославский говорит о союзах.
Союзы не являются самостоятельными словами.

Союзы имеют свое значение.

Записывают предложение, делают разбор, определяют тип придаточного предложения.

(Тем, кто затрудняется, можно дать карточку Приложение №1)

Формулирование темы и задач урока

2.

Стадия «Осмысления»


  1. Работа в парах по карточкам Приложение №3

Разобрать предложения, определить тип придаточного, заполнить таблицу.

  1. Работа в группах

1 группа - карточка №1 рассказать о придаточных места;

2 группа - карточка №2 рассказать о придаточных времени.

  1. Работа с текстом Приложение №4

Найдите в тексте придаточное места и придаточное времени, Выпишите предложения и составьте их схемы.

  1. Устное высказывание на лингвистическую тему

Обратимся вновь к эпиграфу урока и докажем правильность высказывания И.Г. Милославского, используя из текста предложения № 9 и № 16

Выполняют задание, заполняя таблицу в тетради, готовят аргументированный ответ.

Дают аргументированный ответ, заполняют таблицу по высказываниям другой команды.

Работают с текстом, выписывают предложения, составляют схемы.

Составляют текст-рассуждение на лингвистическую тему.

3.

Стадия «Рефлексия»

  1. Вспомнив о союзах, определите типы придаточных, с которыми нам предстоит познакомиться.

  2. Подведение итогов - синквейн «Придаточные предложения»

  3. Домашнее задание

  4. Оцените свою работу в группе по 3 баллам

Называют типы придаточных

Составляют синквейн по группам

Придаточное места

Обстоятельственное, пространственное

Распространяет, поясняет, обозначает

Придаточное места указывает на пространство действия в главном предложении.

Помощник.

Придаточное времени

Приложение 1

Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения

1) найти грамматические основы,

2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,

3) поставить вопрос от главного к придаточному предложению,

4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,

5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

Приложение 2

Группы союзов в зависимости от функции

Виды союзов по значению

Сочинительные союзы связывают однородные части предложения

Соединительные

Противительные

Разделительные

Подчинительные союзы присоединяют придаточные части предложения к главному

Изъяснительные

Временные

Условные

Причинные

Уступительные

Целевые

Следствия

Сравнительные

Приложение 3

Карточка №1

  1. Везде, куда отважные заходят моряки,

Им снятся наши гавани,

Родные маяки. (А. Жаров)

  1. Там, где горы, убегая, в светлой тянутся дали,

Пресловутого Дуная льются вечные струи. (Ф Тютчев)

  1. Куда ветер дует в поднебесье, туда мчатся и тучки послушные (М. Лермонтов)

Вопрос

Союз,

союзное слово

Значение

Место придаточного в предложении




Карточка №2

  1. Когда умчат тебя составы

За сотни вёрст в далёкий край,

Не забывай родной заставы,

Своих друзей не забывай. (М. Матусовский)

  1. Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы плавные воды свои (Н. Гоголь)

  2. Солнце уже было высоко, когда я открыл глаза. (В. Гаршин)

Вопрос

Союз,

союзное слово

Значение

Место придаточного в предложении






Приложение 4

Текст

(1) В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет. (2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала:

(3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.

(4) Страшно мне стало. (5) Я чуть было не заплакал, но удержался. (6) Тётушка Эльза ведь не злая, а только очень бедная. (7) И ребята у нее мал мала меньше.

(8) Поднялся я и последний раз посмотрел на названых сестричек и братьев.

(9) Тетушка Эльза нажарила на прощанье полную сковороду картошки и, пока я ел, собрала вещи в дорогу:

(10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало. (11) И вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

(12) Довела она меня до лесной тропинки и сунула в руки узелок с вещами.

(13) - Иди на все четыре стороны. (14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье. (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!

(16) Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей, где прожил десять лет с тех пор, как умерла матушка, и пошёл лесной тропинкой.

(17) Иду и думаю: не такой уж я бедняк. (18) Есть у меня чистая рубашка, хлеб и сало. (19) Есть верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик. (20) Только зачем мне матушка оставила ключ? (21) Ведь дома у меня нету.

Александр Шаров*

Александр Шаров (настоящее имя - Шер Израилевич Нюренберг, 1909-1984) - русский советский писатель-фантаст и детский писатель, автор сказок «Кукушонок», «Мальчик-одуванчик и три ключика», «Волшебники приходят к людям». Данный текст взят из сказки «Человек-горошина и Простак».

Ответы учащихся

Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? и указывают на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточное места присоединяется к главному союзными словами где, куда, откуда. В главной части им соответствуют указательные слова в функции обстоятельства места: там, туда, оттуда, всюду и др. Придаточные места могут стоять перед главным предложением, в середине главного предложения, но чаще - после главного предложения.

Придаточные времени отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и указывают на время протекания действия в главном. Придаточные времени прикрепляются к главному предложению союзами: когда, пока, покамест, прежде чем, как только, как, как вдруг, едва, в то время как, с тех пор как, до тех пор как, по мере того как и др. В придаточных предложениях времени слово «когда» будет только союзом, в отличие от придаточных определительных и изъяснительных, к которых когда будет союзным словом. Придаточные времени могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

Источники

  1. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций /Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 208 с.

  2. Г.А. Богданова Уроки русского языка в 9 классе М.: Просвещение, 2011.

  3. saharina.ru/gia/test.php?name=gia68.xml

  4. Рабочие материалы с курсов

© 2010-2022