Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»

Грамматическая тема урока: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения. Лексическая тема: Музыка. Цели урока: Расширение понятия о грамматической основе предложения, подробно остановившись на подлежащем и способах его выражения. Развитие умения находить подлежащее в предложении и определить его выражение. Воспитание любви к музыке. Тип урока: урок усвоения нового материала.на уроке были применены различные методы и приемы: диаграмма Венна, кластер, синквейн, стратегия «...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Урок русской речи в 7 классе «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения»Жалмухамбетова Венера Хайдаровна,

учитель русского языка и литературы

средней школы №3

города Атырау

республики Казахстан

Урок русской речи в 7 «А» классе

Грамматическая тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Лексическая тема: Музыка.

Цели урока:

  1. Расширение понятия о грамматической основе предложения, подробно остановившись на подлежащем и способах его выражения.

  2. Развитие умения находить подлежащее в предложении и определить его выражение.

  3. Воспитание любви к музыке.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Методы и приемы урока: диаграмма Венна, кластер, синквейн, стратегия «Знаю, узнал, хочу знать», семантическая карта, опрос.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

І. Орг момент

ІІ.Психологический настрой на урок:

- Ребята, я хочу начать урок с психологического настроя - тренинга «Волшебный микрофон». С помощью волшебного микрофона настроимся на урок... Каждый, кто возмет в руки микрофон, пожелает удачи своим одноклассникам перед уроком.

- Так, что бы вы хотели пожелать друг другу?

Ответы учащихся:

-Я хочу пожелать всем начать урок с хорошего настроения!

-А я призываю всех сохранить хорошее настроение до конца урока!

- Я уверен, что все у нас будет прекрасно!

- Пусть лучик солнца заглянет к нам в класс и придаст силы, уверенности и аккуратности!

- Мы будем внимательными на уроке!

- Я буду помнить, что я не один в классе!

-Давайте улыбнемся друг другу и подарим добрую улыбку!

Учитель: - Вот мы настроились на урок, у всех на лице улыбка, настроение поднялось. Настроились на активную и плодотворную работу. Давайте начнем урок.

ІІІ. Блиц-опрос по пройденному материалу:

- Что такое словосочетание?

-Чем отличается словосочетание от слова?

-Из каких частей состоит словосочетание?

- Назовите способы подчинительной связи в словосочетании.

-Приведите примеры.

ІV. Подготовка к восприятию новой темы.

- Какая наука изучает словосочетание?

-А что еще изучает синтаксис?

-Назовите члены предложения.

-Что относится к главным членам предложения?

-Что такое подлежащее?

-Сказуемое?

V. Составление диаграммы Венна:

- А кто сможет показать это по диаграмме Венна? Что общего и в чем различие подлежащего от сказуемого? (Ученик выполняет работу на интерактивной доске )

Сказуемое

Подлежащее



- Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения. Без них предложение не может быть построено. Поэтому они называются главными и составляют основу предложения.

VІ. Новая тема.

- Запишите грамматическую тему нашего урока - «Грамматическая основа предложения. Подлежащее и способы его выражения».

Подлежащее - это главный член предложения, который отвечает на вопросы кто? и что?

-Чем выражается подлежащее?

-Обычно оно выражается существительным или местоимением в им.падеже.

-Также подлежащее может выражаться другими частями речи. Давайте убедимся в этом, выполнив следущее задание.

VІІ. Разбор по членам предложения. Работа на интерактивной доске:

  1. В небе появилась первая вечерняя звездочка.

  2. Я был в музее.

  3. У сильного всегда бессильный виноват.

  4. Желающие могли покататься на коньках.

  5. Два да три будет пять.

  6. Курить - здоровью вредить.

  7. Наше завтра будет прекрасно.

  8. Га-га-га слышалось на лугу.

  9. Мы с сестрой радовались возвращению домой.

VІІІ. Составление кластера по теме «Выражение подлежащего».

- Вот мы определили, чем выражается подлежащее. Давайте покажем это с помощью кластера. Кто сможет составить кластер?

-Хочу напомнить. Будьте внимательны на уроке. В конце урока вы сами сделаете вывод по теме под рубрикой «Оставь последнее слово за мной».

Подлежащее



ІХ. Игра «Кто быстро угадает»?

- Ребята, я хочу проверить вашу логику, смекалку и быстроту. Для этого поиграем в игру «Кто быстро угадает»? Перед вами пары слов. А в какой связи они находятся друг с другом. Найдя пропущенное слово, определим заодно и лексическую тему нашего урока:

Певец - песня,

Учитель - урок,

Композитор - ...

-Я думаю, что спрятано слово - музыка. Потому что слова в левом столбике обозначают название профессий, а в правом столбике слова, обозначающие то, чем они занимаются. Певец поет песню, учитель проводит урок, а композитор создает музыку.

-Вот мы и определили лексическую тему урока.

Х. Беседа о музыке:

- Зачем музыка нужна человеку?(Музыка доставляет нам удовольствие, помогает поднять настроение, является нашим помощником...)

- В каком возрасте вам приходилось слушать музыку? (уже с рождения нам поют колыбельные песни наши мамы).

-А какая бывает музыка?(Классическая, современная, ритмичная, лирическая...)

ХІ. Работа по тексту «Легенда о Коркыте».

- С музыкой связан наш текст в учебнике, который называется «Легенда о Коркыте».

С этим текстом мы будем работать по принципу «Знаю, узнал, хочу знать». Будем заполнять столбики таблиц.

Прежде, чем читать текст, давайте проведем словарную работу.

ХІІ. Словарная работа.

Легенда - поэтическое предание о каком-либо историческом событии или лице.

Философ - а)ученый, специалист по философии; б) человек, который разумно, спокойно относится ко всем явлениям жизни.

Мудрец - мудрый, обладающий большим умом человек.

ХІІІ. Заполнение таблицы «Знаю, узнал, хочу знать».

-Прежде, чем читать текст, заполним 1-ый столбик. Что вы знаете о Коркыте?

- Чтобы заполнить 2-столбик, нужно прочитать текст.

-Что вы узнали из текста? Заполняем 2-столбик.

-А что вы еще хотите узнать о нем?... Заполните 3-столбик.

ХІV. Составление синквейна по тексту.

- Давайте сделаем вывод по прочитанному тексту. Сделаем это в необычной форме. Я предлагаю написать синквейн о Коркыте и музыке. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

- Синквейн - пятистишие.

1-я строка - 1 сущ.

2-я строка - 2 прилагат.

3-я строка - 3 глагола

4-я строка - фраза из 4 слов

5-я строка- Синоним (1 существ.)

ХV. Работа по учебнику.Упр.4 стр.141

1-ое и 2-ое предложения выполняют 2 ученика у доски.

А по 3-ему предложению мы заполняем семантическую карту, чтобы проверить ваши знания по частям речи.

Слова

сущ

прил

глагол

мест

нареч

прич

дееприч

числит

Струи



Вливаясь



Узкую



Связывающую



Четыре





ХVІ. «Оставь последнее слово за мной».

Выводы ученика по уроку.

ХVІІ. Задание на дом: 1.Написать эссе на тему «Музыка в моей жизни»

2.Выполнить упр.2 стр 141

3.Выучить правила.





© 2010-2022