Научно-исследовательская работа Звук и цвет в поэзии

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

18



«Звук и цвет в поэзии»

СОДЕРЖАНИЕ

План исследований……………………………………………………………………………2

Введение…………………………………………………………………………………............4

Глава I. Ученые утверждают, что каждый звук имеет цвет........................………………….4

Глава II. Цветопись ярче всего проявляется в поэзии...........…….……………………...........6

Заключение……………………………………………………………………………...............10

Список литературы…………………………………………………………………………….11

Приложение














ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Ученые и писатели установили, что между звуками речи и цветами существуют определенные связи. В частности, они утверждали, что каждый звук окрашен в определенный цвет. АКТУАЛЬНОСТЬ моей работы заключается в необходимости познания языкового и литературного наследия народа с целью выявления звуко-цветовых закономерностей. Это необходимо, чтобы понять, как эти закономерности помогают поэтам создавать более сочные образы, а читателям более точно улавливать чувства и мысли автора. Я хочу доказать, что эта область знаний не достаточно изучена и требует дополнительных научных исследований в сфере лингвистики, литературоведения, психологии, физики.

«Звук и цвет в поэзии» - проект, ЦЕЛЬЮ которого стало исследование, направленное на выяснение того, как звуко-цветовые соответствия используются в поэтической речи и воспринимаются читателями (слушателями).

ЗАДАЧИ исследования:

1. Познакомиться с работами ученых по данной теме.

2. Рассказать о соответствиях, которые существуют между звуком и цветом.

3. Определить, используются ли данная теория в поэтических текстах и как она работает.

4. Выяснить, действительно ли такие соответствия позволяют людям в цветах воспринимать то, что нельзя увидеть глазами, и делают ли они нашу речь яркой и выразительной.

ГИПОТЕЗА: Каждый звук, который человек произносит, окрашен в определенный цвет; слово может восприниматься окружающими как пестрое полотно, а фраза представляет собою целую картинку. Поэтому можно утверждать, что мы «видим» звук.

МЕТОДЫ исследования:

Проблемный метод - определение актуальной проблемы.

Аналитический метод - анализ научной литературы, интернет-источников.

Исследовательский метод - анализ поэтических текстов.

Метод обобщения - подведение итогов.

При подготовке проекта я изучил и следующую учебную и дополнительную литературу:

1.Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. - Л., 1988.

2.Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

3.Журавлев А.П. Фонетическое значение. СПб, 1974.

4.Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков. - В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

5.Марченко А. "Поэтический мир Есенина ", изд. "Советский писатель ", Москва 1989.

6.Прокушев Ю. "Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ", изд. " Новая Россия ", Москва 1979.

Выводы, которые мне удалось сделать в ходе моей исследовательской деятельности, оказались довольно интересными. Данные можно использовать на уроках литературы при изучении русской поэзии рубежа 19-20 веков, факультативных занятиях по русскому языку и литературе.


ВВЕДЕНИЕ

Поэтесса Белла Ахмадуллина как-то сказала: «Семь вкусов спектра пробует язык». Интересно, что же она имела в виду? Давайте рассуждать...

Мы привыкли, что все, что нас окружает, имеет свой цвет. Небо - голубое, трава - зеленая, а про цветы - и говорить не приходиться. А задумывался ли кто-нибудь из вас, какого цвета буквы и звуки. Да, оказалось, что они тоже имеют свой цвет. И это стало предметом изучения среди ученых в области физики, музыки, лингвистики, литературы, психологии. Например, физики утверждают, что звуки, которые мы произносим, соответствуют волнам с определенной частотой колебаний. Длину каждой волны можно рассчитать с помощью специальных приборов и сложных физико-математических формул. В зависимости от длины волн и определяется цвет звуков. Например, ученые доказали, что музыка цветная, речь людей, особенно поэтическая - тоже. На первый взгляд, данное утверждение кажется невероятным. И поверить в него довольно сложно, потому что мы не можем увидеть это глазами или потрогать руками. Ученые утверждают, что способность человека воспринимать звук через цвет относится к его психическим свойствам, которые происходят в мозге. И это очень важное свойство, потому что оно позволяет людям более ярко и многогранно видеть взаимосвязи совершенно различных процессов. Как именно это происходит - стало предметом наблюдения многих ученых. Но, стоит отметить, что их точки зрения несколько расходились. Так, например, звук А у Рембо черный, у Ниропа, Шлеегеля и Журавлева - красный, у Белого - белый. Звук И - у Рембо - красный, у Ниропа, Шлегеля, Белого и Журавлева - синий. Звук У - у Рембо - зеленый, у Ниропа - ярко-желтый, у Белого - черный, у Журавлева - сине-зеленый. Кому же верить? Невероятно, но чем тщательнее я изучал литературу, тем больше вопросов у меня появлялось. Я понял, что этот факт требует дальнейших наблюдений и приступил к эксперименту.

Глава I. Ученые утверждают, что каждый звук имеет цвет

Наиболее масштабные исследования в области изучения визуализации звуков речи проводил русский лингвист и литератор Александр Журавлев, который считает, что восприятие как звуков, так и оттенков у всех людей индивидуальны. Это зависит от слуха, зрения и особенностей человеческой психики. Учитывая все это, я решил опираться на классификацию Александра Журавлева. Чтобы закрепить за звуками тот или иной цвет, Александр Журавлев опросил тысячи людей и сделал вывод, что большинство из них окрашивают гласные звуки одинаково. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А называют красной, Е - чётко зелёная, а И - определённо синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но, хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: "белая". Получается, что она солнечная. Также Журавлев отметил, что гласные звуки А, О, Е, И среди лингвистов считаются основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А ученые-физики считают главными соответствующие этим гласным цвета: красный, желтый, синий, зеленый, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Остальные гласные звуки имеют оттеночную окраску. Так, например, У ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю, напротив, - светлая: голубая, светло-сиреневая. По мнению Журавлева, интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она располагается между бело-жёлтой О и зелёной Е. Она светлая желто-зеленая, лимонная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Самой сложной для изучения стала буква Э. Большинство людей вообще никак ее не окрасили. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко, то при дальнейшем анализе ее решено было не учитывать. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы - звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и люди называют ее темно-коричневой. С согласными звуками ученому пришлось поработать еще упорнее. То, что у него в итоге получилось, представлено в ПРИЛОЖЕНИИ: Таблица гласных звуков Таблица букв русского алфавита. Подробно рассмотреть какие звуки легче, а какие труднее ассоциированы с цветом, можно по Таблице 3 ( см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Глава II. Цветопись ярче всего проявляется в поэзии

Досконально изучив эти таблицы, я решил, что должен проверить, как эта система работает. Для этого пришлось самостоятельно поэкспериментировать. Сначала я пытался определить цвет слов с помощью программы «Фотошоп». Однако сделать какие-либо выводы оказалось невозможным. Тогда я обратился к методу Журавлева: стал пользоваться обычным подсчетом одинаковых звуков. Стоит отметить, что занятие это было необычным и очень увлекательным. Открытия преследовали меня на каждом шагу.

ПРЕДМЕТОМ моего исследования стали звуки речи, ОБЪЕКТОМ изучения -произведения русских поэтов рубежа 19-20 веков. И не случайно. Именно в это время России творили настоящие реформисты русской поэзии. Они экспериментировали не только с рифмой и слогом, но и со словоформами, утверждая, что для выражения своих мыслей и чувств совсем необязательно использовать все богатство и разнообразие русского языка.

1. Ярким примером такой поэзии стало стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятье смехом». Я поразился не только формой, но и содержанием этого стихотворения. В нем обыграно всего лишь одно слово - смех, которое благодаря автору неожиданно обретает не только различные формы, но и кардинально меняет свой смысл. Казалось бы, в русском языке это слово имеет вполне определенное и недвусмысленное значение, характеризуя состояние радости и веселья. Но у Хлебникова здесь мы видим уже не веселый и безобидный смех, это инструмент оскорбления и уничтожения. Посмотрим, как это выглядит в цвете.(см.приложение)

Всего: О-13, Е-40, И,Й-26, А-15, Я-4, У,Ю-7, С-45, Х-10, Ч-10, М-32, З-3, Ш,Щ-6. Преобладающие: Е-40, И,Й-26, С-45, Х,Ч,Ш,Щ-26. Что же мы видим? Постоянное повторение одних и тех же словоформ, образованных от слова «смех», ведет к повторению одних и тех же звуков. Здесь преобладающим среди гласных стал звук Е, который употребляется автором 40 раз. Это зеленый цвет. В психологии его рассматривают, как гибкий, переменчивый, вдумчивый. Оттеняет Е, но тоже довольно сильно, звук И и его «собрат» Й. Вместе они употреблены 26 раз. Это оттенки синего, которые придают ощущение легкости и отстраненности, некоторой неуловимости восприятия. В общем, по гласным, картина вполне позитивная. Но почему же тогда, сам стих производит не столько радостное, сколько давящее впечатление, вызывая мрачные ассоциации. Посмотрим на ряд согласных. Я думаю, в этом случае игнорировать их нельзя. Например, С. У меня получилось 45 его повторений. Это даже чаще, чем Е. Напомним, С по классификации Журавлева, пурпурный, сизо-серебристый. Психологи характеризуют его как страстный, сильный, напористый. Много здесь и глухих шипящих. Сочетание звуков Х (охристый; у психологов - прячущийся, сухой), Ч (плотный сине-фиолетовый, он считается чутким, восприимчивым), Ш (черный; устрашающий, тяжелый, но притягательный), Щ (баклажановый; напряженный, опасный,) - вместе они употреблены 26 раз - создает картину мрачности, тревоги и опасности. Это уже не радостный смех, а смех до хрипоты, до изнеможения и, может быть, даже до разрушения и самоуничтожения.

2. Для сравнения взял еще одно стихотворение Хлебникова «Мне мало надо!» Здесь автор создал картину в духе «минимализма»:

Мне мало надо!

Краюшку хлеба

И капля молока.

Да это небо,

Да эти облака!

Всего: О -7, Е-4, И,Й-1, А,Я-12, У,Ю-3, Н-4, Л-5, М-2, К-5, Д-3, Ш,Щ-1, Т-2, П-1, Е-4

Преобладающие: А,Я (ударных и редуцированных) -17, М,Н,Л-11, Т, П,К-8. Попробуем сначала разобраться со смыслом. С одной стороны автор преподносит себя как минималист, заявляя, что ему «мало надо». По сути лишь чуточку хлеба и молока. Но явный порыв в небо и облака говорят о том, что он стремится к свободе и «высотам». Это уже мечта, стремление к независимости и самоутверждению. И, честно говоря, это уже «немало». Смотрим, что у нас получилось с цветом. Сначала согласные. Преобладают здесь сонорные М (матово-зеленый), Н (матово-бежевый), Л (матово-белый с еле заметным голубым оттенком). Эти спокойные, ровные тона употреблены автором 11 раз. Они рассматриваются как мягкие и уверенные, но, в то же время, пассивные и нейтральные цвета. Звуки Т,П,К (серо-бежево-коричневая гамма), употребленные 8 раз, создают ощущение конкретности, спокойствия и даже некоторой заземленности. Да, автору, действительно, автор «мало надо». Впрочем, мы забыли про гласные. А ведь Журавлев считает, что именно они создают главное впечатление. Здесь явное преобладание звука А. Буква О, которую можно увидеть в тексте семь раз, вообще не имеет значения, потому что всегда употребляется в безударной позиции и часто звучит как А. Поэтому я считаю, что A здесь употребляется 16 раз. Это алый, очень сочный цвет. Его рассматривают как сильный, авангардный, энергичный, символизирующий открытость и размах. Именно он и передает истинные «желания» поэта.

3. Кажется, мне удалось доказать, что у Хлебникова звук и цвет тесно связаны. Надо бы посмотреть, как у других поэтов. Рассмотрим, например, Блока.(см.приложение)

Всего: А,Я-22, У-5, О-12, И,Й-9, Е-11,Н-11, Л-7, М-2, К-7, Д-2, Ш,Щ-3, Ф-2, Ч-4, Т-11, П-4, В-4, С-9, Ц-3,Б-3, Р-7. Преобладающие: А,Я-22, Р-7, О-16, М,Н,Л-20, Т,П,К-17, Ч,Ш,Щ,Ц,Ф-12. По замечаниям критиков, стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из попыток поэта разобраться, зачем человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на печальные мысли. Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная». Все, что дано человеку - увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Теперь рассмотрим картинку в цвете. По согласным картинка Блока похожа на ту, что и у Хлебникова в стихотворении «Мне мало надо». Здесь также преобладают спокойные и ровные М,Н,Л. Они употреблены автором 20 раз. Так же, присутствуют звуки Т, П, К (серо-бежево-коричневая гамма), употребленные 17 раз. Напомним, это создает ощущение конкретности и заземленности. Но на их фоне появляется и группа тусклых, темных, мрачных шипящих. Ч (плотный сине-фиолетовый, он считается чутким, восприимчивым), Ш (черный; устрашающий, тяжелый, но притягательный), Щ (баклжановый; напряженный, опасный, изощренный). Здесь они дополнены еще звуками Ц (серебристый, трезвый, прагматичный цвет) и Ф (темно-изумрудный, дурманящий). Все вместе они повторяются 12 раз, что создает картину безликости, холода и темноты. Впрочем, звучит в этом стихотворении еще и мотив страха. Ночь у Блока - это мрак и безысходность, которую создают сонорные; это «смерть» в виде шипящих и страх. Страх здесь - смятение чувств: он представлен красным цветом. Это преобладание уже знакомых нам А и Я (22 раза), в данном случае усиленное звуком Р (7 раз). Р -густой темно-красный, рубиновый цвет. Он символизирует напор, угрозу, могущество, утверждение силой. И это уже пугающий красный.

4.Но бывает и другая «ночь». Ночь светлая и живая. Например, у Марины Цветаевой.(см.приложение) Всего: О-43, А(Я)-29, Е-25, И(Й)-28, Ы-1, У-12, Ю-4, Ё-4,Р-8, Ж,Ч,Ш,Ц-8,С-1, З-5, Г-5. Преобладающие: О-43, У-12, Ю-4. Это стихотворение написано Цветаевой в нелегкий период ее жизни, когда ее преследовали глубокие семейные проблемы. Бессонница стала постоянной спутницей поэтессы. Она одна, наедине со своими мыслями. Рубленые фразы стихотворения напоминают звуки шагов по пустынным улицам. Рассмотрим цветовую гамму. Из гласных здесь явно преобладает О (43 раза). Это белый или желтый цвет, очень светлый, иногда мерцающий. Журавлев называет О - звукобуквой света. Так и есть. Ночь у Цветаевой - это не смерть, это жизнь. Причем - бурлящая жизнь (подчеркивается красным цветом и присутствием в тексте А(Я)+Р - 38 раз), где есть все: проблемы, острота чувств, любовь, поиск своего места в жизни. При всей суете поэтесса погружена в себя, переживет свои чувства. Это подчеркивается сине-зеленой гаммой (звуки Е,И,Й). Смятение писательницы передают звуки У и Ю. Их в тексте 16.

5. Ну и напоследок хочется проанализировать еще одно стихотворение. На этот раз в качестве автора мы рассмотрим Сергея Есенина. Кстати, не случайно. Именно он считается непревзойденным мастером рисовать пейзажи в стихах.

Выткался на озере алый цвет зари

На бору со звонами плачут глухари.

Считаем: А-11, О-3, У-3, Е-3, И-2, Ы-2.

Делаем выводы. Очень много А, в три раза больше чем каких-либо других звуков. Это красный цвет. И, наверное, У. Если учитывать, что звук У обычно в речи употребляется редко, и здесь его количество выше нормы. Значит, здесь он частый. Он, если помните, темно-синий, лиловый. Стал анализировать цветовую картину, созданную автором. Она в первой строчке: Выткался на озере алый цвет зари

Ура! Все правильно: так и получается алая заря, освещающая темно-синее вечернее небо.

Читаем дальше: И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

И снова считаем: А-9, О-4, У-3, Е-2, Ё-1, И-3, Ы-0. Результат тот же: преобладают А и У. Если задуматься, то А - это очень яркий звук. Он веселый, радостный, бодрящий. У - темно-синий. Значит, более тусклый и печальный. В этих строчках передается настроение автора и то впечатление, которое на него произвела заря. И здесь все точно: «тоска веселая». Как думаете, это случайное совпадение или писательский талант? Или, может быть, это «Закон Журавлева» работает? Я уверен: мой творческий эксперимент удался. Существующая теория полностью себя оправдала. Не верите, попробуйте сами. Получите удовольствие!

7. Исследование позволило мне сделать некоторые ВЫВОДЫ:

1. звуки действительно окрашены в определенные цвета и человек это чувствует без всякого анализа; 2. самые сильные в тексте - гласные звуки, они создают самые выразительные картинки: особенно А, Е, И, О; 3. часто повторяющиеся согласные звуки также могут создавать сильные образы, особенно шипящие и свистящие: С, З, Ц, Ш, Щ, Х, Ч; 4. смычные звуки придают тексту заземленность и обыденность; 5. все сонорные (М, Н, Л), кроме Р, создают ощущение покоя; Р передает тревогу и опасность; 6. цветопись может передавать в поэтическом тексте не только пейзажи, она передает и эмоции, помогает читателю улавливать оттенки человеческих чувств и понимать смысл произведения.7. звукопись и цветопись в поэтическом тексте неразрывно связаны (доказательство - «Заклятье смехом»).

Считаю, что мои эксперименты не были напрасными, и хотя вопросов у меня до сих пор больше, чем ответов, я достиг поставленной цели.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, в работе я познакомился с теорией, которая предполагает существование соотношения понятий звук-цвет, но до сих пор остается мало изученной и требует дополнительных научных исследований в области лингвистики, литературоведения и психологии. Данная теория помогает в полной мере понять, как люди общаются друг с другом, как они воспринимают окружающий мир, как познают культуру и искусство. Особую роль эта точка зрения играет в изучении поэтических текстов, образной речи людей. Признаюсь, данная теория поразила мое воображение. Думаю, восприятие звука посредством цвета помогает глухим людям «услышать» живую речь, поскольку они могут воспринимать ее через зрительные образы. Эта же теория позволяет объяснить, как у маленьких детей, которые еще не умеют говорить, речь развивает воображение. Люди, которые познакомятся с данным проектом, углубят свои знания о языковом и литературном наследии человечества, расширят свои знания психологии. И они смогут увидеть, как разные науки связаны между собой. Возможно, что кого-то мой проект вдохновит на новые научные эксперименты. В заключении, хотелось бы сказать, что, начиная работу над проектом, я и не подозревал, что эта, на первый взгляд, невероятная теория вообще может существовать. А она не просто существует, но и используется людьми в ежедневном общении. Это, скорее, из области психической и духовной жизни человека. И требует дальнейшего изучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базанов В.Г. Фольклор. Русская поэзия начала XX века. - Л., 1988.

2. Журавлев А. П. Звук и смысл: Кн. для внеклас. чтения учащихся ст. классов.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Просвещение, 1991.

3. Журавлев А.П. Фонетическое значение. СПб, 1974.

4. Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков. - В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.

5. Марченко А. " Поэтический мир Есенина ", изд. " Советский писатель", Москва 1989 г.

6. Прокушев Ю. " Сергей Есенин. Образ, стихи, эпоха ", изд. " Новая Россия ", Москва 1979 г.

7. savepearlharbor.com/?p=156947

8. astrolingua.spb.ru/LINGRAF/imenoslov.htm

9. astrolingua.spb.ru/LINGRAF/lingraf.htm

10.lingoberryjam.com/2011/11/17/colorbet1/

11.arthouse.com.ua/notes/158/psikhologiya-tsveta-sinesteziya

12.myza.com.ua/index.php?option=com_k2&view=item&id=114:%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D1%86%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0-%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%D1%8B-%D0%B8-%D1%86%D0%B8%D1%84%D1%80%D1%8B?&Itemid=24

13.2mb.ru/poleznoe/tablica-smeshivaniya-cvetov/

14.utopiya.spb.ru/index.php?option=com_content&view=article&catid=66:2010-06-07-12-20-17&id=827:2010-06-08-12-33-53&Itemid=206

15. orfogrammka.ru/OGL04/70648501.html



Приложение.

Словарь

Взрывной звук - заднеязычный, взрывной, смычный согласный звук. При правильной артикуляции этого звука задняя часть языка прижимается к мягкому небу, перекрывая проход для воздуха.

Звук - физическое явление, представляющее собой распространение в виде упругих волн механических колебаний в твёрдой, жидкой или газообразной среде. В узком смысле под звуком имеют в виду эти колебания, рассматриваемые по отношению к тому, как они воспринимаются органами чувств животных и человека. Как и любая волна, звук характеризуется амплитудой и спектром частот. Обычно человек осознаёт колебания, передаваемые по воздуху, в диапазоне частот от 16-20 Гц до 15-20 кГц[2].

Звукобуква представляет собой совпадение звуковой и графической репрезентаций формального элемента слова.

Лингви́ст (языкове́д) - учёный, специалист по лингвистике (языкознанию, языковедению).

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua - язык) - наука, изучающая языки. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Литерату́ра (лат. lit(t)eratura, - написанное, от lit(t)era - буква) - в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства.

Литературове́дение - наука, изучающая художественную литературу, как явление человеческой культуры. Главные отрасли: теория литературы, история литературы. Некоторые ученые[кто?] так же выделяют фольклористику, как главную отрасль литературоведения.

ОТТЕНОК (ТОНАЛЬНОСТЬ, НЮАНС) - цвет, получаемый из чистого цвета добавлением белого или черного, а также небольшого количества др. цвета. О. является дополнительной характеристикой цветового тона.

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή - "душа"; λόγος - "знание") - наука, изучающая недоступные для внешнего наблюдения структуры и процессы с целью объяснить поведение человека и животных, а также особенности поведения отдельных людей.

Психолингви́стика - дисциплина, которая находится на стыке психологии и лингвистики. Изучает взаимоотношение языка, мышления и сознания. Возникла в 1953 году. Сам термин психолингвистика впервые был употреблен в 1946 году Николаем Пронко.

Синестези́я (греч. συναίσθηση ) - одновременное ощущение, совместное чувство) - в неврологии - явление восприятия, при котором раздражение одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями вызывает и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Следует учитывать, что синестезия не является психическим расстройством. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.

Смы́чные согласные - согласные звуки, при артикуляции которых органы речи находятся в таком положении, что поток воздуха из легких полностью блокируется с помощью смычки, создаваемой в полости рта или в гортани.

Сонорные согласные - это такие согласные, в образовании которых практически не участвует шум. Они называются сонорными или сонантами. Их главная отличительная особенность состоит в том, что они не оглушаются ни при каких обстоятельствах.

Цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитного излучения оптического диапазона, определяемая на основании возникающего физиологического зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов. Восприятие цвета определяется индивидуальностью человека, а также спектральным составом, цветовым и яркостным контрастом с окружающими источниками света, а также несветящимися объектами.

Щелевой звук - I м. Звук, образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи; фрикативный (в лингвистике). II прил. Образуемый трением воздуха в щели между сближенными органами речи; фрикативный (о звуке). III прил. Имеющий щель.

















Таблица гласных звуков

Научно-исследовательская работа Звук и цвет в поэзии

Таблица букв русского алфавита

Звукобуква

Цвет звукобуквы

Психолингвистическая характеристика звукобуквы

А

красно-алый, густо-красный

сильный, авангардный, поток энергии, открытость и размах,

Б

плотный желто-зеленый

давление и объем

В

светло-бирюзовый

слияние внутреннего и внешнего

Г

резкий оранжево-красный, кирпичный

неожиданный, резкий, энергичный, разумный

Д

серо-коричневый

цвет доброты и добротности, опоры

Е

светло-зеленый

гибкий, нежный, переменчивый, вдумчивый

Ё

желто-лимонный

цвет восторга, утонченный, внимание и включение

Ж

темный багрово-оранжевый, горчичный

мощный, страстный, сжатие и извержение, нагромождение

З

сине-зеленый с металлическим отливом

пронзительный, злой, резкий

И

сине-голубой, небесный, яркий, насыщенный

мечта, отстраненность и идеальность, вдохновляющий, удаляющийся

Й

пепельно-сиреневый, голубоватый

легкий, неуловимый, парящий в воздухе

К

бежево-коричневый

краткий, подвижный, конкретный, утонченный

Л

матово-белый с еле заметным голубым оттенком

плавный, гладкий, чистый, прохладный

М

матово-зеленый

мягкий, пассивный, медлительность, уверенность

Н

матово-бежевый, бледно-салатовый

нейтральность, уравновешенность, уверенность

О

белый, светло-желтый, золотистый, солнечный

простота и обаяние, округлость и полнота, охват целого

П

пастельно-болотный

приглушенный, спокойный

Р

рубиново-красный, темный, резкий, насыщенный

напор и преодоление, угроза и могущество, утверждение силой

С

розово-красный, пурпурный, сизо-серебристый

строгий, страстный, сильный, напористый, скупой

Т

глубокий темно-серый

требовательный, устойчивый

У

глубокий сине-зеленый, темно-лиловый

глубокий, как пучина, смиренный, мудрый

Ф

темно-изумрудный

непонятный, одурманивающий,

Х

охристый, цвет асфальта

сухость и глухота, приглушенный,

Ц

серебристый, серо-голубой

холодный, трезвый, отстраненный, оценивающий, прагматичный

Ч

насыщенный сине-фиолетовый

чуткий, восприимчивый

Ш

черный

широкий, устрашающий, тяжелый, но притягательный

Щ

темно-красный, фиолетовый, баклажановый

напряженный, опасный, изощренный,

Ы

черно-бурый, землистый

мрачный, тягучий, массивный, темный

Ю

светло голубовато-сиреневый, нежный

гибкий, ускользающий, проникновенный, обновленный

Я

яркий розово-красный

едкий, активный, страстный, порывистый

ТНаучно-исследовательская работа Звук и цвет в поэзии

аблица 3

В.Хлебников.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево!

Усмей, осмей, смешики, смешики!

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Блок

Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.

Умрешь - начнешь опять сначала

И повторится все, как встарь:

Ночь, ледяная рябь канала,

Аптека, улица, фонарь.

Марина Цветаева.

В огромном городе моём - ночь.

Из дома сонного иду - прочь

И люди думают: жена, дочь,-

А я запомнила одно: ночь.

Июльский ветер мне метет - путь,

И где-то музыка в окне - чуть.

Ах, нынче ветру до зари - дуть

Сквозь стенки тонкие груди - в грудь.

Есть черный тополь, и в окне - свет,

И звон на башне, и в руке - цвет,

И шаг вот этот - никому - вслед,

И тень вот эта, а меня - нет.

Огни - как нити золотых бус,

Ночного листика во рту - вкус.

Освободите от дневных уз,

Друзья, поймите, что я вам - снюсь.











© 2010-2022