Методика предупреждения и исправления ошибок в словах с проверяемыми безударными гласными корне

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методика предупреждения и исправления ошибок в словах с проверяемыми безударными гласными корне.



Автор опыта - учитель русского языка и литературы МБОУ-лицея г.Владикавказа

Токаева Людмила Мурзабековна





Понятие об орфограмме в школьном курсе орфографии.

Вооружить учащихся прочными орфографическими навыками - одно из важнейших программных требований, которое при обучении русскому языку доставляет учителю, пожалуй, больше всего хлопот. Обеспечить единую линию в подаче теоретического материала и непрерывность в становлении навыка стараются различными способами. Самый распространённый способ - насыщение текста упражнений необходимыми орфограммами, чтобы попутно с изучаемой данный момент темой поддерживать и развивать навыки правописания.

Понятие об орфограмме, позволяет выделить из сферы письма орфографические явления, которые требуют знания специальных правил, предписывающих определённое, единственное возможное написание из числа всех объективно имеющихся графических вариантов. Из имеющегося выбора буква о - а в слове гора по законам русской орфографии можно употребить только букву о потому, что этой буквой передаётся ударный звук того же корня - горы. Принцип русского письма требует единообразного буквенного обозначения морфем одного значения.

Чтобы решить вопрос о написании и применить правило, надо вначале обнаружить, заметить орфограмму. Умение замечать орфограммы само собой, интуитивно формируется лишь у некоторых учащихся и является процессом длительным. Необходимо сопоставлять произношение и написание в орфографических целях, замечать случаи, когда предстоит выбрать букву из двух имеющихся.

Сначала объясняется сущность явления, вскрывается его особенность сравнительно с обычным письмом. На доске записывается слово дом (или ему подобное слово без орфограммы).

- возможна ли ошибка в данном слове? - спрашивает учитель. Выясняется, что ошибка невозможна, так как замена любой из букв приведёт к разрушению данного слова, как такого, или к замене его другим словом: дом - том, дом - дам, дом - дел и т.д.

Если заменить хотя бы одну букву, то слово читается (произносится) иначе - это же другое слов!

А теперь посмотрим, что произойдёт, если заменить букву безударного гласного в слове вода. Допустим, что данное слово кто - то написал с буквой а в корне вместо о. Стало ли слово иначе произноситься? Выясняется, что при ошибочной записи слова вода его произношение не изменилось, значение тоже осталось прежним. Смена букв о - а - явление чисто орфографическое, свидетельствующее о том, что в первом случае слово написано без ошибок, в соответствии с нормами русской орфографии, а во втором случае пишущий сделал орфографическую ошибку, обнаружил не владение правилам русского правописания.

Значит, орфографические ошибки возможны лишь в определённых случаях: тогда, когда имеется выбор букв, употребление которых не влияет на произношение слова, однако по правилам русской орфографии при письме возможно употребление лишь какой -то буквы, в данном случае буквы о .

Упражнений на обнаружение орфограмм в разных частях слова проводится немного: их цель только лишь показать учащимся , что орфограммы встречаются в разных морфемах. Само же умение замечать орфограммы отрабатывается на одной части слова, а именно на корне, это составляет следующий этап обучения.

Встает вопрос: почему процесс обнаружения орфограмм должен обязательно строиться применительно к какой - либо морфеме и почему этой морфемой в первую очередь должен быть корень?

Известно, что подавляющее большинство обозначения звуков буквами сформированы по отношению к приставке, корню и окончанию. Смещение учащимися правил объясняется как раз тем, что они не осознают этой особенности русской орфографии. Соблюдение требований найти орфограмму в конкретной морфеме способствует правильной постановке навыка с самого начала.

Теперь остается выяснить, почему обнаружение орфограмм следует начинать именно с корня? Потому что детям это легче , так как выяснение значения корня не требует от них сформированных навыков грамматического анализа, что обязательно, например, при определении правописания окончания, когда надо уметь быстро опознать части речи, склонение, падеж, спряжение - таких навыков дети пришедшие в 4 класс не имеют. Кроме того правописание в корне проверяемых и не проверяемых произношением гласных, употребление гласных в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу на этапе систематического изучения курса русского языка специально не рассматривается, а только лишь повторяются: между тем живучесть этих ошибок вплоть до 5 класса общеизвестна, и материал должен быть закреплён возможно более основательно.

Учитывая возраст ребят и несформированность у них навыков орфографического анализа слов, задачи перед ними нужно ставить небольшие, конкретные.

© 2010-2022