Конспект урока. Безличные глаголы. 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема: «безличные глаголы»

Учитель русского языка и литературы МАОУ «Кировская СОШ» Понкратова Е.Ю.

Цель: Распознавать личные глаголы, употребленные в значении безличных,

Знать: понятие безличные глаголы, значение и формы безличных глаголов. Уметь: определять форму глаголов в безличных предложениях.

Формирование УУД:

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия).

Регулятивные: осознавать самого себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий и самокоррекции.

Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе анализа глаголов

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

I этап урока. Приветствие. Проверка Д.З.

II этап урока. Орфографическая минутка.

Цель: повторить правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов, Один учащийся работает у доски, остальные - в тетрадях. упр № 166, 167 - рабочая тетрадь подготовки к ЕГЭ.

III этап урока. Введение нового материала (у каждого учащегося - тексты в распечатанном виде для работы).

Учитель: Перед вами текст 1 ("Родимая степь" по М.Шолохову).

Родимая степь.

Утром, когда рассветает, на стеблях трав, на ростках хлебов дрожит роса. Ветер стряхивает её, и капельки, радостно сверкая, падают на ласковую землю. Над нарядной степью поднимаются туманы. Днём нагретая солнцем степь дышит ароматами трав. А когда вечереет и постепенно смеркается, земля остывает.(По М.Шолохову.)

Учитель: Предположите, о чём данный текст.

Учащиеся (обращают внимание на название, фамилию автора): О степи.

Учитель: О какой степи, где она может находиться?

Учащиеся: О донской степи.

Учитель: Как автор относится к степи, по-вашему?

Учащиеся: С любовью, уважением: называет её "родимая".

Учитель: Какой предстаёт перед нами степь в этом тексте?

Учащиеся: Красивой, нарядной, живой.

Учитель: Докажите это. Найдите слова и выражения, с помощью которых автор изображает степь как живое существо.

Учащиеся: Ласковая земля, нарядная степь, степь дышит:

Учитель: Найдите в этом тексте глаголы, которые были использованы в орфографической минутке.

Учащиеся: Рассветает, вечереет, смеркается.

Учитель: (Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) Как вы думаете, изменяются ли они по лицам?

Учащиеся высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются, приводят свои примеры. Испытывают удивление. Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Вам поможет эта схема (на доске изображена схема морфемного состава слова безличные).

Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Учитель: Что означает приставка без-?

Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.

Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?

Учащиеся: Безличные глаголы.

Учитель: Аккуратно запишем число, классная работа и тему урока в своих тетрадях.

Как вы считаете, каковы цели урока?

Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.

Учитель: Верно. Вы правы.

Продолжим наши исследования. Обратите внимание на текст упражнения учебника № 645.

Безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются лишь формы 3-го лица единственного числа настоящего и будущего времени: знобит, завьюжит. Кроме того, используется неопределённая форма: стало светать; начнёт холодать и форма среднего рода единственного числа прошедшего времени и условного наклонения: мело, следовало бы. Эти глаголы обозначают состояние природы: вьюжит, светает, смеркается или живых существ: знобит, нездоровится. Они выражают и другие значения: подобает, следует, недостаёт, хватает. (Из "Справочника по русскому языку")

Учащиеся задают вопросы: Какие формы безличных глаголов существуют? Что обозначают безличные глаголы, какие значения выражают?

Учитель: Какую новую информацию вы получили?

Учащиеся: В русском языке безличные глаголы не изменяются по лицам, у них образуются формы 3 л. ед.ч. настоящего и будущего времени. Используется инфинитив, формы среднего рода ед. ч. прошедшего времени и условного наклонения. Они обозначают состояние природы, живых существ и имеют другие значения.

Учитель: Придумайте и назовите 2-3 словосочетания с глаголами, которые используются в этом тексте в качестве примеров.

Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2-3 словосочетания) записывается на доске. Обозначаются синтаксические связи безличных глаголов.

Учитель: Составьте 2 предложения с этими словосочетаниями

Учащиеся называют свои варианты, один из вариантов (2 предложения) записывается на доске.

Определяется синтаксическая роль и синтаксические связи безличных глаголов, объясняется постановка знаков препинания (если предложения сложные или осложнённые). Учащийся, работавший у доски, проводит самооценку.

Динамическая пауза.

IVэтап урока. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Учитель: Внимательно рассмотрите таблицу на стр. 217 учебника (№632), в которой содержится новая информация. Ваша цель - извлечь эту информацию из таблицы.

Безличные глаголы

Время

Вид

Несовершенный

Совершенный

настоящее

прошедшее

будущее

темнеет

смеркается

темнело

смеркалось

будет темнеть

будет смеркаться

-

-

потемнело

смерклось

потемнеет

смеркнется

Как называется таблица?

Учащиеся: Безличные глаголы.

Учитель: На сколько групп делится весь материал таблицы?

Учитель: Как вы определили границы каждой группы?

Учитель: Какие термины употреблены в таблице?

Учитель: Знакомы ли они вам?

Учитель: Внимательно рассмотрев таблицу, попробуйте пересказать её содержание словами. Какую новую информацию из таблицы вы получили?

Учащиеся: Безличные глаголы несовершенного вида имеют формы настоящего времени (темнеет, смеркается), прошедшего времени (темнело, смеркалось), будущего времени (будет темнеть, будет смеркаться), а безличные глаголы совершенного вида не имеют форм настоящего времени, а только формы прошедшего времени (потемнело, смерклось) и будущего времени (потемнеет, смеркнется).

Учитель: Таблицу зафиксируем в тетрадь.

Учитель: Разная или одинаковая информация содержится в таблице учебника и в составленной вами схеме?

Учащиеся: Одинаковая.

Учитель: Эта схема понадобится вам для усвоения материала сегодняшнего урока. Кому легче усвоить этот материал в виде таблицы - тот обратится к учебнику, а кому - в виде схемы, тот будет использовать эту схему. Усвоив материал таблицы и схемы, вы избежите ошибок в употреблении безличных глаголов в своей устной и письменной речи. Кроме того, эта схема, как и таблица, понадобится вам при выполнении домашнего задания.

Vэтап урока. Подведение итогов. Этап рефлексии.

- Какую новую информацию получили на уроке? Узнали о том, что существуют безличные глаголы, которые обозначают действие, происходящее без действующего лица, и обозначающие состояние живого существа или природы; эти глаголы не изменяются по лицам, числам и родам.

- Чему учились? Определять время безличных глаголов, находить безличные глаголы в предложении, определять их значение, синтаксическую роль и синтаксические связи.

- Что было труднее всего? Варианты ответов.

VI этап урока. Домашнее задание и его комментарий.

Составить план ответа по теме "Безличные предложения", используя информацию, полученную на уроке, таблицу; устный рассказ по составленному плану, записанному в тетрадь.

Найти 3 предложения с безличными глаголами в сказке - пьесе «Двенадцать месяцев», которое мы читаем на литературе.

© 2010-2022