Мастер-класс по теме Система домашних заданий по русскому языку в рамках реализации ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

«Проектирование системы домашних заданий в условиях внедрения ФГОС (на примере изучения темы «Сложноподчинённые предложения в 9 классе)»

(Учитель МОУ СОШ № 42 Лисица Марина Дмитриевна)

1. Презентация педагогического опыта

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем

Домашнее задание -право или обязанность школьника?

Для начала следует разобраться с самими понятиями: «право» и «обязанность». Заглянем в социальный словарь. «Право - это ценность, оно связано с моралью, регулирует наше поведение, определяет меру свободы, связано с законами и государством» Это, пожалуй, самое приемлемое определение для школьника. «Обязанность - безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям»

Мы должны помнить, что права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации. Согласно этим документам учащийся имеет право на отсутствие домашнего задания на понедельник в классах с 1 -го по 6-й включительно, а также отсутствие задания на каникулы для учащихся всей школы, кроме чтения художественной литературы. И учитель должен помнить об этом.

Сказать однозначно, что такое домашнее задание, право или обязанность, нельзя.

Это и право, та как домашнее задание «регулирует» поведение школьника вне учебного времени. Только это право связано с правом ученика получить такое домашнее задание, которое принесёт пользу ему, поможет развить индивидуальные и творческие способности, а не будет очередной «галочкой» рутинного процесса.

А заданное домашнее задание - это, без сомнения, обязанность школьника. И не только по внутренним побуждениям. Обязанность всегда дисциплинирует.

  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)

Данный проект появился в результате обучения на курсах в АНО ДПО Инновационном образовательном центре повышения и переподготовки «Мой университет»: 144 часа теории и практики с созданием и защитой итогового проекта. Дистанционный курс организован в рамках дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации «ФГОС: содержание и механизмы реализации». Тема итогового проекта была апробирована на учащихся 9 класса, в котором учитель преподавал в момент обучения на курсах.

Прежде всего необходимо помнить о вариантах выбора домашних заданий, об их характере, способе выполнения.

5-9 классы

(Время выполнения задания - 30-40 минут)

Взаимосвязь с материалом, изученным на уроке.

Учет индивидуальных особенностей учащихся. (При составлении домашнего задания следует учитывать не только особенности класса в целом, но и особенности отдельных учащихся)

Сбалансированность домашнего задания по сложности и посильности его учащимся. (Упражнения, включаемые в домашние задания, не должны (кроме как в исключительных случаях) превосходить по сложности, разбираемые на уроках. Обязательные задания должны быть посильны практически всем учащимся)

Разнообразность типов упражнений, включаемых в домашние задания.

Учет здоровьесберегающих технологий в домашних заданиях. (С целью предупреждения перегрузки учащихся не рекомендуется задавать домашнее задание на воскресенье, если следующий за субботним уроком - очередной в понедельник. Не задаются домашние задания на каникулы и праздничные дни)

Способы выполнения

Самостоятельный (индивидуальная работа, творческая работа, дифференцированная работа, составь работу для соседа по парте, родитель в роли «учителя» и т.п.) В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика, развивать индивидуальные способности учащихся.

Коллективная. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их из арсенала педагогических средств не стоит торопиться, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

Групповая. Группа учащихся выполняет задание, являющееся частью общего классного задания. Такие задания целесообразно задавать заранее.


Домашняя работа является продолжением работы учащихся в классе. От того, как учитель дает уроки, и какие требования предъявляет учащимся, зависит многое, в том числе и какие виды домашнего задания, будут использоваться. Следовательно, планируя домашнее задание, перед учителем встает вопрос о выборе его типа.

В реальной практике более 80% учителей дают одну домашнюю работу на весь класс, и лишь время от времени дают дифференцированные задания. Три уровня домашних заданий: обязательный минимум, тренировочный, творческое задание.

  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера

Проблемой в работе является низкий уровень мотивации к обучению учащихся. Большая часть учащихся предпочитает традиционные домашние задания, надеясь на «Решебники». Перспектив в работе много: есть большой методический потенциал для организации домашних заданий, есть выбор.

  • Описание системы домашних заданий в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

В своей практике я прибегаю к даче следующего вида заданий:

Задания по усвоению, закреплению нового материала и на повторение.

Их особенность заключается в том, что они призваны изученный на уроке материал представить в новой форме или рассмотреть под новым углом. Здесь может быть использована работа с книгой: это работа с текстом и графическим материалом учебника - пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; составление опорного конспекта; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов. Работа с первоисточником, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и рефератирование прочитанного. А также выполнение тренировочных, воспроизводящих по образцу упражнений и конструирование различных моделей. ·

Задания на применение знаний. Здесь речь идет о различных практических работах, позволяющих установить тесную связь теории с практикой. Обычно подобные задания завершают изучение теоретического материала и требуют от учащихся целого ряда практических умений и навыков, которые вырабатываются как в классной, так и во внеклассной работе. ·

Задания на формирование умения делать обобщения, выводы. Речь идет о сложной мыслительной работе, предполагающей достаточно высокий уровень сформированности навыков и умений, с выполнением мыслительных операций, особенно сравнения, анализа, синтеза. Ученик должен самостоятельно изучить связь и между рассматриваемыми явлениями и сделать обобщающие выводы. В качестве домашнего задания такого вида учащимся можно предложить написать сочинение по изученному материалу.

Задания, подготавливающие учащихся к восприятию нового материала. Учитель иногда предлагает ученикам дома отобрать факты, и провести наблюдения, продумать вопросы, которые затем будут рассмотрены в классе. Работа над материалом, ещё не объясненным на уроке, обычно вызывает интерес и увлекает школьников, такие задания способствуют изменению отношения учащихся к домашней работе. Они побуждают более активно работать способных учеников, которые, усвоив основной материал на уроке, обычно не видят необходимости в домашней работе. Задания такого типа влияют на структуру урока: проверка домашнего задания в этом случае перестает быть отдельной его частью, органически входит в объяснение нового материала.

По сроку выполнения домашние задания делятся на: регламентированные и без установленного срока. Регламентированные: домашнее задание, которое необходимо выполнить к следующему уроку, это, например, задания, подготавливающие учащихся к восприятию нового материала); домашнее задание, рассчитанное на длительный срок (примером такового задания являются, так называемые "БДЗ" (большое домашнее задание), они являются аналогом домашней контрольной работы, но содержат больший объём и рассчитаны на длительный срок выполнения). Домашние задания без установленного срока: эти задания носят необязательный, творческий характер. Их выполняют школьники, проявляющие интерес к предмету.

Задания для желающих - прекрасное средство для повышения интереса учащихся к математике, улучшения их навыков в решении задач, своеобразный стимул к повторению пройденного. Такие задания могут быть индивидуальными, давать их учащимся следует с учетом их развития, знаний, интересов и запросов.

Инициативные задания. Учитель оценивает неординарный подход к выполнению инициативного домашнего задания, выбор степени сложности, показ широты кругозора (метапредметные УУД). Но всё должно быть согласовано с учеником заранее.

Каковы возможности сокращения обязательных заданий и увеличения инициативных заданий, которые учащиеся сами определяют или выбирают? Такие возможности есть всегда. Всё зависит от уровня подготовки урока учителем: продумает ли он урок так, что обязательное домашнее задание будет сокращено до минимума, а предлагаемые варианты для выбора будут действительно интересны детям. Конечно, при этом нагрузка на учителя ложится большая.

Каждый из рассмотренных видов домашнего задания может носить либо дифференцированный характер, либо быть индивидуальным, либо быть общим для всего класса.

  1. Представление занятия

    • Рассказ педагога о проекте занятия

В ходе мастер-класса я предложу Вам разработать инициативные домашние задания для старшеклассников, разработать домашние задания к конкретному уроку с учётом их функции и цели, рассмотреть варианты заданий нетрадиционного урока.

  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться

Демонстрироваться будут приёмы и методы работы, способствующие реализации предметных, метапредметных, личностных УУД


  1. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

1) Перед вами таблица с пропусками (выделены курсивом). Попробуйте спроектировать виды работ с учётом предложенных функций и цели домашнего задания, развития предметных, метапредметных и личностных результатов.

Функции домашних заданий в ходе изучения темы «Сложноподчинённые предложения» в рамках ФГОС. 9 класс

Тема урока

Функции домашнего задания

Цели домашнего задания

Виды работ с учётом развития метапредметных и личностных результатов

Предметный результат

1-2

Понятие о сложноподчинённом предложении (СПП).

Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся

Овладение системой знаний по предмету

Запоминание и воспроизведение по памяти устного и письменного текста; постановка вопросов к тексту возрастающего уровня сложности и формулирование учебных задач, проблем.

Повторить сведения о видах сложного предложения,

Знать, чем отличаются подчинительные союзы и союзные слова; уметь различать их в процессе

проведения синтаксического анализа сложноподчиненного предложения. Понимать, чем отличаются вертикальные и горизонтальные синтаксические схемы; уметь их составлять

3-4

Виды сложноподчинённых предложений.

Повышение качества знаний, умений и навыков учащихся





Развитие навыков самостоятельной работы школьников

Овладение системой знаний по предмету

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Задания по выбору:

  1. Смысловое чтение теоретической части учебника. Выполнение одного из упражнений по выбору.

  2. Умения, необходимые для обеспечения связей между группами предметов, умения, обслуживающие два (и более) предмета в их взаимодействии (Мини-исследование «Роль СПП в ходе изучения истории»: провести наблюдения с использованием ССП разных видов)

Знать классификацию сложноподчиненных предложений. Уметь определять вид придаточного на основе структурно-семантического анализа сложноподчиненного предложения: выделение главной и придаточной части; постановка вопроса; определение союза или союзного слова, а также указательных слов.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения по заданным схемам.

Владеть навыками синтаксического разбора сложноподчиненного предложения

5-6

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Формирование информационной культуры

Познавательное действие переноса предметных знаний и умений в новые условия их применения (использование знаний в частично новой или полностью новой, незнакомой жизненной реальной ситуации).

Варианты заданий:

  1. Самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи: из предложенных СПП отобрать только СПП с придаточными определительными (умение отличить придаточные данного вида от придаточных другого вида с аналогичными средствами связи)

  2. Проблемная ситуация: дать обоснованный ответ на вопрос «В каком стиле речи наиболее уместны СПП с придаточными определительными?» (с приведением примеров)

Знать особенности СПП с придаточным определительным. Уметь пользоваться синтаксическими синонимами (сложноподчиненное предложение с придаточным определительным - простое предложение с обособленным определением). Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным определительным в художественных текстах; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

7

Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Овладение системой знаний по предмету

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Варианты заданий:

  1. Составить программу изучения темы с учётом того, что дополнения как члены предложения изучены в 5 классе и новая тема базируется на её уровне.

  2. Подобрать примеры СПП с придаточными изъяснительными из учебника биологии, подобрать к ним синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью)

  3. Составить карточки для слабых учащихся с пропусками, которые нужно заполнить.

Знать особенности сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным. Уметь употреблять синтаксические синонимы (сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным - предложение с прямой речью, бессоюзное предложение и т. п.). Уметь находить СПП с придаточным изъяснительным в художественных текстах.

8

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными времени и места.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

Варианты заданий:

  1. Мини-размышление «Я и моя будущая профессия» с использованием СПП с придаточными данного вида

  2. Составить карточки с неоконченными СПП: 5 с пропущенными придаточными места и времени + 5 с придаточными места и времени без главных предложений

  3. Составить 10 предложений - вопросов для диалога, ответом на которые будут СПП с придаточными места и времени (диалог разыграется на уроке)

Иметь общее представление о классификации СПП с придаточными обстоятельственными

Уметь различать СПП с придаточными обстоятельственными времени и места с использованием таблицы, давать характеристику такому типу предложений.

9

РР Строение текста

Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Формирование информационной культуры

С помощью Интернета подобрать текст,

формирующий компетенции в использовании ИКТ, проанализировать его.

Знать признаки текста. Уметь определять тему, находить основную мысль, микротемы, ключевые слова.

10

Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнения.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Овладение системой знаний по предмету

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Формирование информационной культуры

Варианты заданий:

  1. Содержание заданного параграфа - военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала.

  2. Исследовательская работа «Как могут помочь мне навыки конструирования при изучении темы «СПП с придаточными сравнения»

  3. Составить предложения со СПП с придаточными сравнения и с простыми предложениями, осложнёнными сравнительными оборотами по теме «Химия в нашей жизни»

  4. Подготовиться к роли учителя на уроке, подобрав примеры СПП с придаточными сравнения и простых предложений со сравнительными оборотами из художественных текстов.

Знать способы выражения в языке значения сравнения (сравнительный оборот, творительный сравнения, сочетание сравнительной формы прилагательного и существительного, придаточное сравнения); уметь пользоваться приемом синонимической замены.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным сравнения.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения и сравнительными оборотами в художественных текстах; уместно употреблять в своей речи подобные синтаксические конструкции

11

Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Варианты заданий:

  1. Подготовить текст задания по теме урока

  2. Написать мини-размышление «Поколение новое выбирает жизнь здоровую», используя СПП с придаточными образа и степени действия»

  3. Выполняя упражнение учебника преобразовать СПП в вопросы

Знать грамматические особенности сложноподчиненных предложений с придаточными образа действия и степени. Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени.

Уметь находить сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции

12

Сложноподчинённое предложение с придаточным цели и условия.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Варианты заданий:

  1. Составить текст выступления на экологическую тему с использованием СПП с придаточными цели и условия

  2. Конструирование СПП с придаточными цели и условия на заданную тему

  3. Выбрать работу по собственному выбору и пониманию с учётом темы урока

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным цели и условия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным цели и условия.

Уметь находить СПП с придаточным цели и условия в текстах разных стилей речи, уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

13

Сложноподчинённое предложение с придаточными причины и следствия.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Контроль знаний

Варианты заданий:

  1. Придумать историю о фантастическом путешествии СПП с придаточными причины и следствия по страницам школьных учебников»

  2. Вспомнить самые сложные орфограммы русского языка и сформулировать их, используя СПП с придаточными причины и следствия

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным причины и следствия.

Конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным причины и следствия.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным причины и следствия в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

14

Сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным.

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Овладение системой знаний по предмету

Варианты заданий:

  1. Описать любую жизненную ситуацию с использованием СПП с придаточными уступительными

  2. Мини-размышление «Чем трудны СПП с придаточными уступительными?»

Знать структурно-семантические особенности СПП с придаточным уступительным.

Уметь конструировать сложноподчиненные предложения с придаточным уступительным.

Уметь находить сложноподчиненное предложение с придаточным уступительным в текстах разных стилей речи; уместно использовать в своей речи подобные синтаксические конструкции.

15-16

Систематизация и обобщение изученного по теме «Сложноподчинённое предложение».

Тестовая работа

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности


Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

Варианты заданий (задания опережающие, даются в начале изучения темы):

  1. Составить алгоритм рассуждения по теме «СПП»

  2. Разработка наглядного пособия по теме «СПП»

  3. Проект «Место СПП в жизни человека»

  4. Разработка тестовых заданий по аналогии с заданиями ЕГЭ и ОГЭ

  5. Учебное исследование «Особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров»

  6. Учебное исследование «Обходится ли какой-либо предмет школьной программы без использования СПП»

Знать признаки СПП разных видов.

Уметь оценивать правильность построения СПП разных видов, исправлять нарушения построения СПП.

Знать особенности использования СПП в текстах разных стилей и жанров.

Уметь моделировать по заданным схемам и использовать в своей речи синтаксические синонимы СПП.

17

Зачетная работа по теме «Сложноподчиненное предложение»

Развитие навыков самостоятельной работы школьников



Развитие навыков самостоятельной творческой деятельности

Контроль знаний

  1. Творческая работа «Что дало мне знакомство со СПП»

  2. Самостоятельно выбрать основания и критерии для классификации СПП (из предложенного текста)

  3. Проанализировать переписку на любом сайте: употребляют ли общающиеся СПП, если да, то с придаточными каких видов?

Проверка уровня усвоения по теме «Сложноподчиненное предложение»

2) Предложите варианты инициативных домашних заданий для старшеклассников или выберите их из списка имеющихся (задания, связанные с предстоящими итоговыми испытаниями, в качестве элементов домашних заданий можно рассматривать отдельные виды деятельности учащихся в дополнительном образовании)

3) Сконструируйте варианты домашних заданий нетрадиционного урока (третья колонка пустая)

Домашнее задание до урока

Урок

Домашнее задание после урока

Выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса

Урок-дебаты

Творческая работа «К чему я пришёл в ходе дебатов?»

Обозначить свою концепцию на заданную тему

Урок-диспут

Мини-размышление «Изменилась ли моя позиция?»

Устное размышление

Урок-дискуссия

Итоговое эссе

Задания для «экскурсоводов»

Урок-экскурсия

Написать отзыв об экскурсии/небольшое сочинение - миниатюру

Творческие задания по желанию, индивидуальные задания

Урок-прогулка

Составление контрольных карточек для опроса/упражнения по выбору

Урок-исследование

Мини-сочинение по теме исследования

Урок-интервью

Написать сочинение в жанре интервью

Повторить, что такое репортаж

Урок-репортаж

Мини-размышление «Моё открытие»

Индивидуальные и групповые творческие задания, ответы на проблемные вопросы

Урок в форме пресс-конференции

Эссе «А я считаю…»

Творческие работы

Урок-выставка

Рекламный текст об экспозициях

Повторение необходимого материала

Урок-соревнование

Мини-размышление «Чем полезны соревнования»

Урок-подарок

Отзыв об уроке/мини- сочинение «Как приятно получать подарки»

Подборка занимательных фактов, создание рекламных роликов, текстов, презентаций

Урок- «живая газета»

Творческая работа «Хочу рассказать»

Какие виды заданий можно использовать и на традиционном уроке? Абсолютно все из вышеперечисленных заданий можно использовать и на традиционном уроке как в качестве групповых, индивидуальных, так и коллективных. Всё зависит от темы урока, уровня обученности класса или отдельных его единиц.

  • Краткая характеристика результативности используемой технологии

Учебник не единственный источник для дачи домашних заданий. Если учитель будет его ученики будут выполнять домашние задания с удовольствием, проявляя инициативу. Каковы возможности сокращения обязательных заданий и увеличения инициативных заданий, которые учащиеся сами определяют или выбирают? Такие возможности есть всегда. Всё зависит от уровня подготовки урока учителем: продумает ли он урок так, что обязательное домашнее задание будет сокращено до минимума, а предлагаемые варианты для выбора будут действительно интересны детям. Конечно, при этом нагрузка на учителя ложится большая.

Как может измениться отношение школьников к домашней работе? Может измениться кардинально, если ученик всегда будет видеть заинтересованность педагога в результатах его, ученика, работах, если домашние работы учителем будут проверяться в системе сразу после его выполнения.



© 2010-2022