Тема: А. П. Чехов «Хамелеон»

Открытый урок по русской литературе . 9 класс. Тема:А.П.Чехов «Хамелеон».Цель урока: 1.Знакомство и работа с текстом рассказа «Хамелеон», сиспользованием опорной схемы. При помощи мотивации пробудить интерес к происходящим событиям в рассказе, уметь дать оценку героям и их действиям;2. Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы из прочитанного текста, обогащение словарного запаса;3.Воспитаниеумения оценивать поведение героев произведения, неприятие таких качеств как подхалимство,лиц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».Учитель русского языка и литературы Самурадова Г.Ж.

Открытый урок по русской литературе . 9 класс.

Тема: А.П.Чехов «Хамелеон».

Цель урока: 1.Знакомство и работа с текстом рассказа «Хамелеон», с использованием опорной схемы. При помощи мотивации пробудить интерес к происходящим событиям в рассказе, уметь дать оценку героям и их действиям;

2. Развивать речь учащихся, умение обобщать, делать выводы из прочитанного текста, обогащение словарного запаса;

3.Воспитание умения оценивать поведение героев произведения, неприятие таких качеств как подхалимство, лицемерие, двуличие.

Оборудование: Портрет А.П.Чехова, выставка книг писателя, опорные схемы, слайды к рассказу «Ревизор».

Тип урока: Урок-знакомство с новой темой.

Форма урока: Урок с использованием опорных схем.

Методы и технологии: Технология критического мышления, технология сотрудничества, опорная схема.

Ожидаемый результат: познакомятся с рассказом «Хамелеон», и сделают для себя вывод, что нельзя быть лицемером, двуличным.

Ход урока:

I. Организационный момент

Приветствие. Объявление темы урока. Постановка целей и задач урока.

II. Опрос домашнего задания. Вопросы к учащимся:

1.Биография, литературная деятельность А.П.Чехова.

2.Что такое юмор? Назовите знакомые вам юмористические рассказы писателя. В жизни встречались ли вам юмористические ситуации?

3.Что такое лицемерие, подхалимство?

При помощи стратегии «Группировка» создать творческий портрет писателя:

Драматург

Врач

А.П.ЧЕХОВ



Исследователь Сахалина

Писатель-юморист

III. Объяснение новой темы: А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон».

Ребята, мы увидели, каким разносторонним человеком был Антон Павлович Чехов. Как вы уже сказали, Антону с детства был присущ дух веселости и остроумия. Невероятные рассказы, шутливые пьесы, выдумки, которые разыгрывались братьями Чеховыми в детстве, со временем можем встретить в произведениях автора юмористических рассказов. Сегодня мы познакомимся с одним из лучших ранних юмористических рассказов Антона Павловича Чехова «Хамелеон». Мы уже знакомы с такими понятиями, как лицемерие и подхалимство. И постараемся после знакомства содержанием рассказа, определить отрицательные черты в нравственном облике героев этого произведения

IV. Словарная работа.

А сейчас познакомимся с новыми для вас словами, которые встретятся в тексте рассказа.

Производится словарная работа с классом. Составляются словосочетания и предложения с новыми словами. Эти слова пригодятся при работе с опорной схемой. Обратите внимание на опорную схему по рассказу. Внимательно посмотрим на эту интересную схему, прочитаем записи в них и постараемся представить и предугадать о чём же этот рассказ. По записям из схемы можно попробовать воссоздать картину события, которая произошла на базарной площади. И почему Очумелов окрашен в красно-синий цвет.

Базарная площадьОпорная схема

Очумелов

Повар Прохор

Крики и визг

Версия Хрюкина

Мнение толпы

Обвинение

Виновник скандала - щенок

Защита

Пострадавший

Все точки над И

Примерные ответы учеников:

- Действие происходит на базарной площади.

- Будет некто Очумелов.

- Какой-то щенок виноват в каком-то скандале.

- Толпа народа то защищает, то обвиняет щенка.

- Некто Хрюкин - пострадавший, а повар Прохор поставит точку в этом событии.

Итак, щенка в начале рассказа за что-то обвиняют, то защищают. И в конце рассказа всё прояснится, благодаря повару Прохору. При помощи опорной схемы и новых слов немного проясняется примерная картина рассказа, а для полной ясности мы сейчас прочитаем сам рассказ. Рассказ читают в лицах.

В рассказе Чехов показывает шесть превращений Очумелова. Властные и начальственно-повелительные интонации Очумелова сменяются рабскими, угодливыми и заискивающими, и наоборот. Эти резкие перепады раскрывают, то деспотическую, то рабскую сущногсть его натуры. Меняется также «окраска» Хрюкина в соответствии с тем, оказывает ему Очумелов покровительство или же обвиняет его. Подвергаются «превращению» и обыватели. Вначале - это»сонная толпа». Равнодушная к судьбе пострадавшего Хрюкина и собаке. В финале, когда им ясно становится поражение Хрюкина, толпа хохочет над ним. Так Чехов высмеивает рабскую психологию в обыденном её положении.

Вопросы к учащимся после прочтения текста.

  1. Вы знаете о таком животном как хамелеон? (Слайд)

  2. Чем он необычен?

  3. Кто же в рассказе хамелеон?

  4. Какими свойствами он походит на хамелеона?

Теперь нетрудно будет объяснить такие понятия как лицемер, подхалим. Передайте эти понятия на казахском языке. Вам приходилось наблюдать в жизни явления хамелеонства? Эти качества являются примером подражания? Разумеется, нет. Очумелов-это не пример подражания, а наоборот он достоин осмеяния.

А мы упускаем из виду виновника скандала - щенка. За короткое время поиска виновных и невиновных, щенок стал обладателем противоположных характеристик.

Давайте найдём в тексте определения, данные собачонке.

сердитая

шельма

подлость

шустрая

Чёрт знает что!

собачонка

тварь

бродячая

Щенок

маленькая

нежная

борзая

бешеная

дорогая

цуцик

Как выдумаете, почему щенок так много характеристик имеет? Вы не считаете, что это «благодаря» Очумелову?

Ответы детей. Очумелов каждый раз менял своё мнение по отношению к щенку, как только менялось обстоятельство дела. Его бросало то в холод, то в жар, поэтому он и красно-синий в схеме. В течение всего рассказа «благодаря» Очумелову щенок стал обладателем стольких характеристик.

V. Рефлексия. С каким рассказом А.П.Чехова вы познакомились? Кого вы здесь считаете отрицательным героем и почему? Как вы считаете, что могло бы случиться с щенком, если бы не повар Прохор?

VI. Самооценивание. Взаимооценивание. Выставление суммативных оценок. Выявить активных учащихся, подбодрить отстающих.

VII. Домашнее задание: Чтение и пересказ текста рассказа. Составление презентаций для пересказа, нарисовать рисунки к рассказу (постер). Составить синквейн на слово Очумелов.



© 2010-2022