Методические приёмы на уроке литературы

В статье дано описание некоторых методических приёмов, которые я использую на уроках литературы. Ключ к мастерству учителя - это структура методов и приёмов, которые лежат в основе технологии урока. На уроке нужны не столько методы, сколько приёмы, с помощью которых эти методы будут осуществляться. В статье показаны примеры практического использования таких приёмов, как работа с деталью, постановка проблемы, её решение, построение системы вопросов, работа с обложкой, создание герба главного геро...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алексеева Елена Викторовна,

преподаватель литературы

г.Пермь

Из методической копилки преподавателя

У молодого учителя - 2-3 десятка методических приёмов. Между тем у опытного педагога за годы работы накапливается до двухсот. Чтобы приобрести такой инструментарий урока, реально уходит 15 - 20 лет. Поэтому в практике педагогов нашего учебного заведения приняты показы специальных уроков. Это уроки - демонстрации, калейдоскопы приёмов. Опытные преподаватели показывают до двух десятков приёмов на одном учебном занятии.

Накопление и систематизация приёмов работы, опора на закономерности позволяет освободиться от стереотипов в педагогической деятельности, которые хорошо известны многим. Это ориентация на содержательную сторону урока, а не на то, как с этим содержанием работать; это активность учителя в ущерб активности учащихся; организация поведения в ущерб деятельности и др.

Как я освобождаюсь от стереотипов? Уже много лет учусь на книгах Евгения Николаевича Ильина. Он рассматривал преподавание литературы как предмет, формирующий человека. Главное в его технологии - идти к ребёнку не только с темой урока, но и со жгучей проблемой, злободневной, личностно значимой для учащегося. Разнообразными приёмами он побуждает учащихся к активному поиску «своей» истины, собственных взглядов и оценок обсуждаемых проблем. Знание через общение и общение через знание. Постоянно используются приёмы, рассчитанные на эмоциональное воздействие текста произведения на ученика. «В какой мере работа ума становится трудом души - вот главный критерий урока литературы», - говорил он.

Что я взяла из системы Ильина? Во-первых, работа с деталью, которая стимулирует интерес ребят к произведению. Это - яркая цитата, эпизод, фраза или факт из биографии. Главное - привлечь внимание учащегося к тексту.

Во-вторых, в каждом художественном произведении выделяю нравственные вопросы, которые в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме, а проблеме, которая способна пробудить интерес учащихся. И главным в уроке становится осмысление проблемы, обсуждение путей её решения.

В-третьих, тщательно продумываю вопросы, которые вводят учащихся в проблему. Они должны быть злободневны и личностно значимы для учащихся.

В-четвёртых, поиск ответа на поставленный вопрос должен проходить в режиме диалога, в котором принимают участие преподаватель, учащиеся и автор произведения. Вот эта цепочка «деталь - вопрос - проблема» создаёт проблемные ситуации, обсуждение которых делает урок литературы современным, развивающим лучшие качества личности, будит потребность учащихся в самообразовании и самовоспитании.

Построение логически четкой системы вопросов (по анализу текста художественного произведения, по критической статье), которые бы последовательно вели мысль учащихся от наблюдения над явлением к его анализу, от выводов частного характера к выводам более обобщающим; система вопросов, составляющая эвристическую беседу, позволяет привести учащихся к пониманию.

Пример: при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» выделила те социальные вопросы в романе, которые остро стоят и сегодня. Автора тогда и нас сегодня беспокоит безнравственность, царящая во всех слоях общества, влияние денег на формирование неравенства между людьми. Это приводит к праву власти одного над другим. Поэтому для Достоевского губительно общество, в котором деньги представляют высшую ценность.

Затем из урока в урок последовательно организую проблемную беседу по вопросам, которые позволяют разобраться в философии поступков главного героя. Главное - логически связать все темы и последовательно идти к решению главной нравственной, социальной проблемы. Вот некоторые вопросы на понимание и личностное осознание: Прав ли Свидригайлов, утверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягода»? Не ошибься ли Свидригайлов, ставя себя рядом с Раскольниковым? Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории. Согласны ли вы с ним? С какой целью автор вводит в роман образы Лужина и Свидригайлова? Если Раскольников не раскаивается в содеянном, то почему же он идёт к Порфирию Петровичу? Почему Раскольников делает явку с повинной, ведь Порфирий Петрович не может доказать его виновность? Почему Раскольников выбрал в собеседники Соню? При помощи какой силы Соня Мармеладова надеется вернуть Раскольникова к жизни?

- Зачем...? Почему...? Как...? Как вы понимаете …? Объясните… Соедините в смысловые пары… Установите соответствие…… Какими признаками обладает...? Как...? Каким образом…? Подобные вопросы развивают умение учащихся анализировать эпизод в контексте всего произведения, выдвигать аргументы и защищать свою точку зрения, проводить самостоятельное исследование. Всё это работа на понимание.

На этапе понимания главное правило при обучении - прежде чем запоминать, надо понять. Зубрёжка бесплодна. При этом надо помнить - невозможно реализовать все связи, поэтому следует стремиться к выделению главного в материале. Использую приём - задавание вопросов. Каждое занятие на этапе подведения итогов использую приём «Задай вопрос». Учащиеся составляют серию контрольных вопросов к изученному на уроке, а также вопросы по возникшим затруднениям. Формулируя вопрос, учащийся определяет уровень своего знания и незнания. Такой приём использую и при самостоятельной работе группы с текстом. Причём здесь ранжирую вопросы: на простое воспроизведение (репродукцию), на выяснение причинно-следственных связей, требующих анализа.

Пример: самостоятельное чтение эпизода «Подлог денег» (роман «Преступление и наказание»). Вот вопросы, которые сформулировал учащийся 2 курса Фролов Андрей: Что вы узнали о Лужине? Объясните, в чём взаимосвязь Лужина и Раскольникова в этой сцене? Почему Лебезятников разоблачил Лужина? Объясните цель поступка Лужина. Как вы оцениваете его действия? Мы видим: учащийся составил вопросы на уровне понимания, анализа, оценки.

Очень важны приёмы работы по творческому применению знаний. На этапе обобщения очень люблю такой приём как иллюстрирование. Работа с обложкой - незаменимый и эффективный приём в работе, особенно по тем темам, на которые отводится мало времени. Создавая обложки к произведениям, ребята учатся передавать идейно-нравственный пафос произведения, его настроение, постигают через композицию обложки многоплановость философских произведений. Так, в обложке по пьесе Островского «Бесприданница» учащиеся нашли интересные символы для обрисовки образа Ларисы: горящее сердце, гитара как символ поэтичности мира, чайка в клетке. Чайка как символ одухотворённости, чистоты, любви и клетка, олицетворяющая «свинцовые мерзости жизни». При изучении романа Гончарова «Обломов» учащимся было предложено создать герб главного героя. Представленные на уроке работы говорят о глубоком осмыслении сущности героя, его основных черт: лени, апатии, мечтательности. Авторы гербов нашли интересные символы, чтобы подчеркнуть сущность характера героя - диван, подушка, тапочки как олицетворение лени героя; паутина, беспорядок как отсутствие сознательной деятельности, облака - витающие мысли, мечты, которым не суждено сбыться.

Интересно проходит работа над созданием обложки к сборнику стихов поэтов 19 века, серебряного века русской поэзии. При защите своих работ учащиеся систематизируют знания в творческой форме. Предлагаю вариант защиты обложки к сборнику стихов Ф.Тютчева о любви, автор - Попова Анна, 2 курс:

«Что может быть сильнее любви?» - так я назвала поэтический сборник. Удивительная, проникновенная, неповторимая любовная лирика Тютчева поразила меня. Арфа в центре моей обложки олицетворяет музу, которая вдохновляет поэта, наполняет его стихи музыкой притяжения, мелодией страсти. Даже современники Тютчева сравнивали музыкальность стихов поэта с волшебными звуками арфы, полными нежности и красоты. Три прекрасных цветка переплетают струны арфы. Они олицетворяют трёх женщин, три музы поэта. Дальний, самый нежный цветок напоминает об Элеоноре Петерсон. Самый яркий цветок олицетворяет Эрнестину Дернберг. Но самая жертвенная и сильная любовь - любовь последней музы поэта Елены Денисьевой. Самоотверженную, страстную, беззаветную любовь Денисьевой я показала в прекрасной красной розе - «свет любви последней, зари вечерней». Три любви сопровождали Тютчева, давали огромную радость, мучение, возбуждали жажду творчества. Зелёные ветви переплетают арфу. Зелёный цвет ассоциируется у меня с гармонией. Поэзия Тютчева - это гармония стихов и музыки».

Целесообразно использовать эту форму работы как стимул к самостоятельному творчеству, возможность самовыражения учащихся. На этапе обобщения работа с обложкой позволяет комплексно проверить усвоение учащимися содержания и понимания произведения.

Важно развивать рефлексивные умения учащихся. Есть разные приёмы для их формирования и развития. Например, на уроках-семинарах, уроках-конференциях, уроках-диспутах на этапе подведения итогов использую карту самооценки, в которой каждый учащийся оценивает себя по нескольким критериям: выполнение домашней работы, участие в обсуждении, заполнении таблицы (составлении схемы, опоры т.п.), задавание вопросов выступающим, выступление перед группой и т.д.

Вывожу на экран рефлексивные фразы, и учащиеся выбирают фразы и заканчивают их. Например:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Я приобрёл…

Я смог…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Приёмы рефлексии активизируют развитие мышления, приучают к аргументации, учат принимать решения. В целом учащиеся критически осмысляют выполненную деятельность.

Я описала только некоторые методические приёмы, которые использую в своей работе. Многие из них широко известны. Реализация их на уроке позволяет изучать литературу в её движении и развитии, в контексте культурной жизни эпохи.



Литература

Богданова О.Ю., Леонова С.А. Методика преподавания литературы. gumer.info

Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Пособие для учителя. - М., 2004.

Гвоздева С.В. Инновационные приёмы организации самостоятельной деятельности обучающихся: [Электронный ресурс] nsportal.ru/

Елькина Н.Г. Некоторые методы и приёмы, помогающие организовать мыслительную деятельность учащихся: [Электронный ресурс]. pedsovet.org/

Ильин Е.Н. Как увлечь книгой. - СПб., 1995.

Ильин Е.Н. Воспитаем читателя. - СПб., 1995.

Онищук В.А. Урок в современной школе. - М., 1999.



© 2010-2022