- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по русскому языку Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (6 класс)
Урок по русскому языку Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Упадышева О.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока : Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.
Тип урока : комбинированный урок
Цель:
Раскрывая и используя субъективный опыт при изучении нового материала, познакомить с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
Задачи:
-
Повторить ранее изученные орфограммы
-
Познакомить с условием выбора гласных О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
-
Познакомить с правилами графического обозначения орфограммы
-
Научить применять правило на практике
-
Расширение словарного запаса учащихся и воспитание культуры речи.
Ход урока
I.Организационный момент.
II. Актуализация старого опыта и проверка д/з
1. -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Не с прилагательными»)
-Какие задания вы выполняли дома?
-Какое из них показалось наиболее трудным?
-Пока проверяем д/з, я предлагаю поработать на карточках. Напоминаю вам, что красная карточка - повышенный уровень, желтая - высокий, зеленая - средний.
-Поднимите руку, кто желает работать с красными карточками? (Карточка 1)
-С желтыми? (Карточка 2)
-С зелеными? (Карточка 3)
Дети получают карточки и начинают самостоятельную работу на оценку.
2. -Ребята работают самостоятельно, а мы проверим домашнее упражнение.
-Кто оформит морфологический разбор слова «веселое»? (Ученик работает на доске)
Спрашивается другой ученик из класса:
-Прочитай предложения, в которых употребляются прилагательные с приставкой НЕ-.
-В каких предложениях при имени прилагательном есть частица НЕ? (Звучит ответ, все проверяют).
-Проверим морфологический разбор. Посмотрите на доску. Есть замечания? (Ученик оценивается, садится на место).
3. Ребята, работающие на карточках, после выполнения задания положите карточки на стол и присоединяйтесь к нам.
-Вспомним материал прошлых уроков - напишем словарный диктант. Кто желает работать на доске? (Ученик работает на стороне доски, не видной классу, все - самостоятельно)
Диктую:
Нехороший, шорох, шепот, врачом, бельчонок, капюшон, черный, полотенцем, желудь, негодовать, бельчонок.
-Проверим. (Доска открывается классу). У кого есть замечания?
-Саша, сделай вывод, какие орфограммы мы повторили? (НЕ с разными частями речи, О-Е после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных.)
III. Изучение нового материала
Чтобы продолжить урок, нам необходимо расшифровать несколько слов (устно):
У первого слова
Окончание слова красный
Корень слова парча
Суффикс слова снеговой -Верно, парчовый !(Записываю на доске в 1-ый столбик, дети в тетрадях)
У второго слова
Второй корень слова белолицый
Окончание слова свеча в Т.п.
+ суффикс -ЕВ
-Молодцы! Лицевой! (Записываю во 2-й столбик, дети в тетрадь)
У третьего слова
Корень слова ежиха
Суффикс слова норковый
Окончание слова стосвечовый
-Ежовый - запись на доске и в тетрадях
-Каким способом образованы полученные прилагательные? (суффиксальным)
-Выделим эти суффиксы! (Я не только выделяю суффиксы на доске, но и подчеркиваю шипящие и Ц перед ними).
-Посмотрите внимательно на полученную запись. О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.)
-Верно! Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишем её.
-Попробуйте сформулировать цели урока. В этом вам помогут опорные слова (написаны на доске):
Познакомиться с …. (Познакомиться с правилом правописания гласных О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных)
Учиться правильно писать …… (Учиться правильно писать прилагательные на это правило)
-Кто ответит на вопрос: Почему после шипящих и Ц пишутся разные гласные О и Е? Когда пишется О, а когда Е? (Чтобы не допустить ошибки в орфограмме О-Е после шипящих и Ц в суффиксе прилагательных, мы должны ставить ударение. Если ударение падает на суффикс - пишем О, если нет - Е.)
-Графически обозначим условия выбора!
А теперь сверим свои выводы с учебником (читают правило на стр. 131).
IV. Закрепление
1. Выполните упражнение 314, распределив слова в 2 колонки и обозначая условия выбора орфограмм.
Устная проверка.
2. Замените словосочетание сущ.+сущ. на прил. + сущ. и запишите в тетрадь (словосочетания записаны на доске), графически обозначая орфограмму:
Платье из парчи - …..
Вода из ключа - …
Мешок для вещей - …
Бумага с глянцем - …
Краситель для пищи - …
Пластырь с перцем - …
Зал для танцев - …
Рубаха из холста - …
(Один ученик работает «за доской», все самостоятельно.)
-Давайте проверим себя и ученика у доски!
3. Сейчас у вас будет ещё одна возможность проверить себя и друг друга, как вы усвоили материал данного урока и помните материал прошлых . Начертите шкалу из 15 цифр. (Чертят шкалу на отдельных листочках. Я диктую, дети пишут только букву на изученные орфограммы под соответствующим номером). Диктую:
1.Парчовый 2. Шорты 3. Грачом 4. Холщовый 5. Песцовый 6. Щетка 7. Собачонка 8. Свинцовая 9. Кольцевой 10. Челка 11. Ежовый 12. Сторожевой 13. Дешевый 14. Торцовый 15. Моржовый.
-Кто желает без проверки сдать на оценку? (Собираю у желающих листочки с выполненным заданием, открываю ответы на доске). Где ошиблись?
4. У вас уже есть багаж слов с орфограммой «О-Е после шипящих и Ц». Предлагаю поиграть в парах в игру «3-ий лишний»: составьте 3 ряда слов на изученную орфограмму. Например, ежовый, камышовый, ситцевый - лишнее слово - ситцевый (Е в суффиксе).
-Какая пара предложит классу свое задание? (Класс слушает задания 4-5 пар и дают ответы).
V. Д/з (записано на доске): составить словарный диктант из 20-25 слов на изученную и повторенные темы, выучить правило на стр. 131.
VI. Подведем итог.
-Что успели повторить и что нового узнали на уроке?
- Какое задание показалось сложным?
-Какое задание понравилось?
-Какой материал хотели бы повторить на последующих уроках?
v. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке: улыбающееся лицо - все понял, серьезное - понял, но неплохо бы повторить дома, грустное - не понял материал.
Карточка 1:
Определи, как пишется НЕ с прилагательными и раскрой скобки:
Совсем (не)веселое настроение, (не)известная величина, (не)был, (не)годовать; (не)беда, а горе; (не) ряха, (не)разлучные друзья, очень (не)большая поляна, (не)настье, (не)легкий чемодан, ничуть (не)легкий.
Карточка 2:
Определи, как пишется НЕ с прилагательными и раскрой скобки. Выдели графически условия орфограммы:
(Не)зримый жаворонок поет гимн весне. В нашем озере рыба водится (не)крупная, а мелкая. Тянулась осень уже (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная. На первый взгляд это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Его рассказ был нисколько (не)интересным.
Карточка 3:
В один столбик выпиши прилагательные с приставкой НЕ-, в другой - прилагательные, которые без НЕ не употребляются:
Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, неглупый, небрежный, нехороший, неряшливый.