Урок по русскому языку Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : Буквы О - Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

Тип урока : комбинированный урок

Цель:

Раскрывая и используя субъективный опыт при изучении нового материала, познакомить с правилом правописания букв о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

Задачи:

  1. Повторить ранее изученные орфограммы

  2. Познакомить с условием выбора гласных О и Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных

  3. Познакомить с правилами графического обозначения орфограммы

  4. Научить применять правило на практике

  5. Расширение словарного запаса учащихся и воспитание культуры речи.

Ход урока

I.Организационный момент.

II. Актуализация старого опыта и проверка д/з

1. -Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Не с прилагательными»)

-Какие задания вы выполняли дома?

-Какое из них показалось наиболее трудным?

-Пока проверяем д/з, я предлагаю поработать на карточках. Напоминаю вам, что красная карточка - повышенный уровень, желтая - высокий, зеленая - средний.

-Поднимите руку, кто желает работать с красными карточками? (Карточка 1)

-С желтыми? (Карточка 2)

-С зелеными? (Карточка 3)

Дети получают карточки и начинают самостоятельную работу на оценку.

2. -Ребята работают самостоятельно, а мы проверим домашнее упражнение.

-Кто оформит морфологический разбор слова «веселое»? (Ученик работает на доске)

Спрашивается другой ученик из класса:

-Прочитай предложения, в которых употребляются прилагательные с приставкой НЕ-.

-В каких предложениях при имени прилагательном есть частица НЕ? (Звучит ответ, все проверяют).

-Проверим морфологический разбор. Посмотрите на доску. Есть замечания? (Ученик оценивается, садится на место).

3. Ребята, работающие на карточках, после выполнения задания положите карточки на стол и присоединяйтесь к нам.

-Вспомним материал прошлых уроков - напишем словарный диктант. Кто желает работать на доске? (Ученик работает на стороне доски, не видной классу, все - самостоятельно)

Диктую:

Нехороший, шорох, шепот, врачом, бельчонок, капюшон, черный, полотенцем, желудь, негодовать, бельчонок.

-Проверим. (Доска открывается классу). У кого есть замечания?

-Саша, сделай вывод, какие орфограммы мы повторили? (НЕ с разными частями речи, О-Е после шипящих в корне, суффиксе, окончании существительных.)

III. Изучение нового материала

Чтобы продолжить урок, нам необходимо расшифровать несколько слов (устно):

У первого слова

Окончание слова красный

Корень слова парча

Суффикс слова снеговой -Верно, парчовый !(Записываю на доске в 1-ый столбик, дети в тетрадях)

У второго слова

Второй корень слова белолицый

Окончание слова свеча в Т.п.

+ суффикс -ЕВ

-Молодцы! Лицевой! (Записываю во 2-й столбик, дети в тетрадь)

У третьего слова

Корень слова ежиха

Суффикс слова норковый

Окончание слова стосвечовый

-Ежовый - запись на доске и в тетрадях

-Каким способом образованы полученные прилагательные? (суффиксальным)

-Выделим эти суффиксы! (Я не только выделяю суффиксы на доске, но и подчеркиваю шипящие и Ц перед ними).

-Посмотрите внимательно на полученную запись. О какой орфограмме пойдет речь на уроке? (О-Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.)

-Верно! Это и есть тема сегодняшнего урока. Запишем её.

-Попробуйте сформулировать цели урока. В этом вам помогут опорные слова (написаны на доске):

Познакомиться с …. (Познакомиться с правилом правописания гласных О-Ё после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных)

Учиться правильно писать …… (Учиться правильно писать прилагательные на это правило)

-Кто ответит на вопрос: Почему после шипящих и Ц пишутся разные гласные О и Е? Когда пишется О, а когда Е? (Чтобы не допустить ошибки в орфограмме О-Е после шипящих и Ц в суффиксе прилагательных, мы должны ставить ударение. Если ударение падает на суффикс - пишем О, если нет - Е.)

-Графически обозначим условия выбора!

А теперь сверим свои выводы с учебником (читают правило на стр. 131).

IV. Закрепление

1. Выполните упражнение 314, распределив слова в 2 колонки и обозначая условия выбора орфограмм.

Устная проверка.

2. Замените словосочетание сущ.+сущ. на прил. + сущ. и запишите в тетрадь (словосочетания записаны на доске), графически обозначая орфограмму:

Платье из парчи - …..

Вода из ключа - …

Мешок для вещей - …

Бумага с глянцем - …

Краситель для пищи - …

Пластырь с перцем - …

Зал для танцев - …

Рубаха из холста - …

(Один ученик работает «за доской», все самостоятельно.)

-Давайте проверим себя и ученика у доски!

3. Сейчас у вас будет ещё одна возможность проверить себя и друг друга, как вы усвоили материал данного урока и помните материал прошлых . Начертите шкалу из 15 цифр. (Чертят шкалу на отдельных листочках. Я диктую, дети пишут только букву на изученные орфограммы под соответствующим номером). Диктую:

1.Парчовый 2. Шорты 3. Грачом 4. Холщовый 5. Песцовый 6. Щетка 7. Собачонка 8. Свинцовая 9. Кольцевой 10. Челка 11. Ежовый 12. Сторожевой 13. Дешевый 14. Торцовый 15. Моржовый.

-Кто желает без проверки сдать на оценку? (Собираю у желающих листочки с выполненным заданием, открываю ответы на доске). Где ошиблись?

4. У вас уже есть багаж слов с орфограммой «О-Е после шипящих и Ц». Предлагаю поиграть в парах в игру «3-ий лишний»: составьте 3 ряда слов на изученную орфограмму. Например, ежовый, камышовый, ситцевый - лишнее слово - ситцевый (Е в суффиксе).

-Какая пара предложит классу свое задание? (Класс слушает задания 4-5 пар и дают ответы).

V. Д/з (записано на доске): составить словарный диктант из 20-25 слов на изученную и повторенные темы, выучить правило на стр. 131.

VI. Подведем итог.

-Что успели повторить и что нового узнали на уроке?

- Какое задание показалось сложным?

-Какое задание понравилось?

-Какой материал хотели бы повторить на последующих уроках?

v. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке: улыбающееся лицо - все понял, серьезное - понял, но неплохо бы повторить дома, грустное - не понял материал.

Карточка 1:

Определи, как пишется НЕ с прилагательными и раскрой скобки:

Совсем (не)веселое настроение, (не)известная величина, (не)был, (не)годовать; (не)беда, а горе; (не) ряха, (не)разлучные друзья, очень (не)большая поляна, (не)настье, (не)легкий чемодан, ничуть (не)легкий.

Карточка 2:

Определи, как пишется НЕ с прилагательными и раскрой скобки. Выдели графически условия орфограммы:

(Не)зримый жаворонок поет гимн весне. В нашем озере рыба водится (не)крупная, а мелкая. Тянулась осень уже (не)сырая и дождливая, а сухая и морозная. На первый взгляд это тихая и (не)мудрая земля под (не)ярким небом. Его рассказ был нисколько (не)интересным.

Карточка 3:

В один столбик выпиши прилагательные с приставкой НЕ-, в другой - прилагательные, которые без НЕ не употребляются:

Невежливый, нездоровый, невеселый, невзрачный, недружелюбный, неглупый, небрежный, нехороший, неряшливый.



© 2010-2022