Рабочая программа по литературе в 10 классе

Рабочая программа по литературе в 10 классе составлена на основе авторской программы под редакцией В.Я. Коровиной, рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю). Содержит следующие разделы: титульный лист, пояснительную записку, в которой прописаны цели обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, содержание учебного курса, календарно - тематическое планирование, список произведений для заучивания наизусть, список средств учебно - методического и материально - технического обеспечения учебн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Рощинская средняя общеобразовательная школа № 17


Рассмотрено

на заседании ШМО

руководитель ШМО

________ Я.А. Леонтьева

Протокол №___ от

«__»_________2014г.

Согласовано

зам. директора по УВР

_________Н.А.Бочкарева


Утверждаю

директор школы

__________Е.П. Юринов

Приказ №___ от

«__»_________2014г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе

в 10 классе



Учитель: Леонтьева Яна Алексеевна






п. Рощинский

2014г

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса составлена на основе следующих документов:

  • Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт;

  • Авторская программа В.Я.Коровиной, созданная на основе федерального государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план МБОУ Рощинской сош № 17;

  • Федеральный перечень учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Данная рабочая программа рассчитана на 105 часов (3 часа в неделю), в том числе творческих работ - 7 (4 классных и 3 домашних сочинения).

Учебник: Лебедев Ю.В. «Литература 10 кл.» в 2 ч. - М.: Просвещение, 2009г.


Цели обучения:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;


  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;


  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;


  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Требования к уровню подготовки обучающихся 10 класса



В результате изучения литературы обучающийся должен

знать (понимать):

образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - ­ХХ веков, этапы их творческой эволюции;

историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия,

уметь:

воспроизводить содержание литературного произведения;

анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;

соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

определять жанров - родовую специфику литературного произведения;

сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно­исследовательские работы; писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Введение - 2ч.

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала).

Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровых прекрасное начало». Отечественная война 1812 года. Движение декабристов. Воцарение Николая 1. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроений. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школю» и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово­-Коблин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет, Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально­историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.

Раздел 2. Литература первой половины XIX века - 27 ч.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина - три принципа пушкинского творчества". Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных .. >>,, «Отцы пустынники и жены непорочны .. >>,, «Погасло дневное светило ... », «Свободы сеятель пустынный », «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье ... »), « ... Вновь я посетил», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Слияние гражданских, философских и личных мотивов. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах «Медный всадник».

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. основныe настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен ... », «Сон», «выхожу один я на дорогу ... », «Нет, я не Байрон, я другой ... », «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою ... »), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.

Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношенни и взаимовлиянии.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» ­идиллия и сатира, «Вий» - демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.

Раздел 3. Литература второй половины XIX века - 71 ч.

Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. основныe тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к Обломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики ( «Что такое обломовщина?» Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.

Александр Николаевич Островский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народныe истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова).

Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)

Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Отцы и дети». духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русского человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева).

Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).

Федор Иванович Тютчев. Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева - слияние человека с Природой и Историей, с «божеско- всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр - лирический фрагмент («осколок) классицистических монументальных и масштабных жанров - героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа ... », «Еще земли печален ВИД …», «Как хорошо ты, о море ночное ... », «Я встретил вас, и все былое ... », «Эти бедные селенья ... », «Нам не дано предугадать ... », «Природа - сфинкс ... », «Умом Россию не понять ... », «О, как убийственно мы любим ... ».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.

Афанасий Афанасьевич Фет. Жизнь и творчество. (Обзор.) Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фета - практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье ... », «Еще майская НОЧЬ», «Еще весны душистой нега ... », «Летний вечер тих и ясен ... », «Я пришел к тебе с приветом ... », «Заря прощается с землею ... », «Это утро, радость эта ... », «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад ... », «Как беден наш язык! .. », «Одним толчком согнать ладью живую ... », «На качелях».

Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.

Алексей Константинович Толстой. Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре ... », «Против течения», «Государь ты наш батюшка ... ».

Николай Алексеевич Некрасов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход н'! позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рьщаний, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний, Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки ... », «Душно! Без счастья и воли« Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро ... », «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди ... », «О Муза! Я у двери гроба ... », «Я не люблю иронии твоей ... », «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...».

Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «История одного города» - ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта. Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа.

Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий).Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления)

Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их отражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя - просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» - вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» - просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости, Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого - художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу.

Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия)

Федор Михайлович Достоевский. Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» - первый Идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.

Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в романах Толстого и Достоевского.

Николай Семенович Лесков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа. «Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость - основные мотивы повествования Лескова о русском человеке.(Изучается одно произведение по выбору.)

Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации.

Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры - сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов. Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего - темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бес-событийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы.

Теория литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии.

Из литературы народов России. Коста Хетагуров. Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Раздел 4. Из зарубежной литературы - 5ч.

Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века. Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ги де Мопассан. Слово о писателе. «Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.

Генрик Ибсен. Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.

Артюр Рембо. Слово о писателе. «Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонность к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка.

Календарно-тематическое планирование


№ урока

Кол-во

часов


Тема урока

Дата проведения

план

факт

Введение 2ч

1

1

Русская литература XIX века.

Основные темы и проблемы в литературе.

02.09


2

1

Поэтические предшественники

А. С. Пушкина: В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков.

02.09



Литература первой половины XIX века 27ч

3

1

А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Гуманизм лирики Пушкина.

04.09


4

1

Романтическая лирика А. С. Пушкина.

09.09


5

1

Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина.

09.09


6

1

Эволюция темы свободы и рабства в лирике А. С. Пушкина.

11.09


7

1

Классное сочинение

«Анализ стихотворения А.С. Пушкина»

16.09


8-9

2

Философская лирика А. С. Пушкина.

Тема жизни и смерти.

16.09

18.09


10

1

А. С. Пушкин «Медный всадник». Человек и история в поэме. Тема «маленького человека».

23.09


11

1

Образ Петра I как царя-преобразователя в поэме «Медный всадник».

23.09


12

1

Повторение романа «Евгений Онегин».

25.09


13

1

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина.

30.09


14

1

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.

Основные темы и мотивы лирики.

30.09


15-16

2

Философские мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.

04.10

02.10


17

1

Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.

09.10


18

1

Тема родины в лирике М. Ю. Лермонтова.

07.10


19

1

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова.

Домашнее сочинение «Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова»

07.10


20-21

2

Образ Демона в творчестве М. Ю. Лермонтова.

09.10

14.10


22

1

Повторение романа «Герой нашего времени».

14.10


23

1

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество.

16.10


24

1

«Петербургские повести» Н. В. Гоголя.

Образ «маленького человека».

21.10


25

1

Н. В. Гоголь. «Невский проспект». Образ Петербурга.

21.10


26

1

Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

23.10


27

1

Н.В.Гоголь «Портрет». Место повести в сборнике «Петербургские повести».

28.10


28

1

Повторение поэмы «Мертвые души».

28.10


29

1

Классное сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

30.10



Литература второй половины XIX века 71ч

30

1

Обзор русской литературы второй половины ХIХ века.



31

1

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество.



32

1

Роман «Обломов». Особенности композиции. Социальная и нравственная проблематика.



33-34

2

Образ Обломова. Смысл его жизни и смерти.



35

1

«Что такое обломовщина?»

Роман «Обломов» в русской критике.



36

1

Классное сочинение «Образ Ильи Обломова в романе И.А. Гончарова»



37

1

А. Н. Островский. Жизнь и творчество.



38-39

2

Драма «Гроза». История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.



40

1

Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства».



41

1

Образ Катерины. Нравственная проблематика пьесы.



42

1

Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Домашнее сочинение «Образ Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза»»



43

1

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество



44

1

И. С. Тургенев - создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».



45

1

Базаров - герой своего времени.

Духовный конфликт героя.



46

1

Конфликт между поколениями в романе «Отцы и дети».



47

1

Любовь в романе «Отцы и дети».



48

1

Анализ эпизода «Смерть Базарова». Споры в критике вокруг романа «Отцы и дети».



49

1

Классное сочинение по роману «Отцы и дети».



50-51

2

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество. Единство мира и философия природы в лирике.



52

1

Человек и история в лирике Ф. И. Тютчева. Жанр лирического фрагмента в творчестве.



53-54

2

Любовная лирика Ф. И. Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой».



55-56

2

А. А. Фет. Жизнь и творчество.

Жизнеутверждающее начало в лирике природы.



57

1

Любовная лирика А. А. Фета.



58

1

Тема смерти и мотив трагизма в лирике А. А. Фета.



59

1

А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы и образы поэзии.



60

1

Н. А. Некрасов жизнь и творчество. Социальная трагедия народа в городе и деревне.



61

1

Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца.



62

1

Н. А. Некрасов о поэтическом труде. Поэтическое творчество как служение народу.



63

1

Тема любви в лирике Н. А. Некрасова. Психологизм и бытовая конкретизация.



64

1

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания, композиция поэмы.



65

1

Образы крестьян и помещиков в поэме.



66

1

Образы народных заступников в поэме «Кому на Руси жить хорошо».



67

1

Особенности языка. Фольклорное начало в поэме.



68

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. Проблематика и поэтика сказок.



69

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города». Замысел, история создания, жанр, композиция романа.



70

1

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города».

Образы градоначальников.



71

1

Л. Н. Толстой. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.



72

1

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.



73

1

История создания романа «Война и мир». Особенности жанра. Образ автора в романе.



74

1

Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.



75

1

Женские образы в романе «Война и мир».



76

1

Семья Ростовых и семья Болконских.



77

1

Тема народа в романе «Война и мир».



78

1

Кутузов и Наполеон.



79

1

Проблемы истинного и ложного в романе «Война и мир».



80

1

Художественные особенности романа «Война и мир».



81

1

Анализ эпизода из романа «Война и мир».

Подготовка к домашнему сочинению.



82

1

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество.



83

1

Образ Петербурга в русской литературе.

Петербург Ф. М. Достоевского.



84

1

История создания романа «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе.



85

1

Проблема социальной несправедливости и гуманизм

Ф. М. Достоевского в романе.



86-87

2

Духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Теория Раскольникова. Истоки его бунта.



88

1

«Двойники» Раскольникова.



89

1

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Роль эпилога в романе.



90

1

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.



91

1

Поэтика названия повести «Очарованный странник». Особенности жанра. Фольклорное начало в повести.



92

1

А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90-х годов. «Человек в футляре».



93

1

Проблематика и поэтика рассказов 90-х годов. «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах».



94

1

Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч».



95

1

Особенности драматургии А. П. Чехова.



96-97

2

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.



98-99

2

Символ сада в комедии «Вишневый сад». Своеобразие чеховского стиля.



100

1

Из литературы народов России.

Коста Хетагуров. «Осетинская лира».




Из зарубежной литературы 5ч

101

1

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе.



102-103

2

Романтизм, реализм и символизм в произведениях Ги де Мопассана, Г. Ибсена и А. Рембо.



104

1

Итоговое тестирование за курс литературы 10 класса.



105

1

Нравственные уроки русской и зарубежной литературы XIX века.



Формы контроля

Написание классных и домашних сочинений, заучивание наизусть.

Произведения для заучивания наизусть


  1. А.С. Пушкин. 3-4 стихотворения по выбору.

  2. М.Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения по выбору.

  3. А.А. Фет. «На заре ты ее не буди…». «Я пришел к тебе с приветом…». «Какая ночь!..». «Это утро, радость эта…». «Я тебе ничего не скажу…». «Какая грусть! Конец аллеи…» на выбор.

  4. Н.А. Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии твоей…». «Мы с тобой бестолковые люди…». «Кому на Руси жить хорошо» (отрывок по выбору).

  5. А.Н. Островский. Гроза (монолог по выбору).

  6. И.С. Тургенев. Отцы и дети (отрывки по выбору).

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение



Литература для учителя



  1. Газета «Литература». Приложение к газете «Первое сентября».

  2. Егорова Н.В., Золотарева И. В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, 1 полугодие.- М.: ВАКО, 2012.

  3. Журнал «Литература в школе».

  4. Золотарева И. В., Михайлова Т.И. Универсальные поурочные разработки по литературе. 10 класс, 2 полугодие.- М.: ВАКО, 2013.

  5. Карнаух Н. Л. Письменные работы по литературе. 9-11 класс.- М.: Дрофа,2003г.

Литература для обучающихся



  1. Р.И.Альбеткова. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.

  2. Э.Л.Безносов. Раздаточные материалы по литературе. 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004.

  3. Н.Ю.Ганжина, Н.Ф.Назарова. Литературная гостиная: Сценарии литературных вечеров.

  4. О.Н.Козак. Литературные викторины. - СПб.,1999



  1. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы./ Безносов Э. Л., Ерохина Е. Л. и др. - М.: Дрофа, 2000г.

  2. 2.ЕГЭ - 2009: Литература: реальные задания/ С.А.Зинин и др. - М. : АСТ: Астрель,2009.

Портреты:



  1. Портреты русских писателей XVIII-XIX веков.

  2. Портреты русских писателей XX века.

  3. Портреты зарубежных писателей.


© 2010-2022