Рабочая программа по литературе для учащихся 10 классов, разработанная на основе программы И. Беленького и Ю. И. Лыссого

Данная рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 10а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе  авторской программы  по литературе  для общеобразовательных школ (базовый уровень):Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией .И. Беленького, Ю.И. Лыссого – М., Мнемозина, 2006г.     Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником  Русская литература XIX века. 10 класс.: Учебник для об...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ.

ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по литературе для 10 класса.


  1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования по русскому языку, утверждён приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

3. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО Российской федерации № 1276).

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п.7).

  2. Учебный план ОУ на 2013/2014 учебный год.

  3. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11

  4. Примерная (авторская) программа (основного общего образования) по литературе












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ 10 КЛАСС

Данная рабочая программа учебного предмета «Литература» для учащихся 10а класса МКОУ «Вихоревская СОШ № 101» разработана на основе авторской программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень): Программы общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. Под редакцией .И. Беленького, Ю.И. Лыссого - М., Мнемозина, 2006г.

Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту и обеспечена учебником Русская литература XIX века. 10 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях.Ч.1. /Под ред. Г.Н. Ионина. - М.: Мнемозина, 2001г.


* Дополнительная литература

  1. Журнал Литература в школе

  2. Ю. В. Лебедев, М. Б. Кузнецова. Литература 10 кл. Методические пособия.- М: Просвещение, 2003 г.

  3. И. В. Золотарева, Т. И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 кл. I и II полугодия. - М: «ВАКО», 2007г.


Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень). Она основана на новом базисном плане, который отводит на изучение литературы в 10 классе 105 часов. Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. Воспитание духовного развития личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям общественной культуры.

  2. Развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.

  3. Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирования общего представления об историко-литературном процессе.

  4. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературных значений; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Цели литературного образования определяют характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы:

  1. Сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа.

  2. Осознать своеобразие и богатство литературы как искусства.

  3. Освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений.

  4. Овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения.

  5. Воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении.

  6. Использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь юному читателю в осознании окружающего мира.

Ученик, овладевая читательской деятельностью, осваивает определенные умения, знания, конкретные навыки. Логика этого процесса определяется структурой программы.

Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило

цели обучения литературе:

- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:

 приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;

 овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;

 устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) - небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;

 научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;

 отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;

 освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.

Таким образом, компетентностный подход обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.

Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Программа предусматривает прочное усвоение материала.

Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся.

Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные, так и устные) на вопросы, сочинения.

Ниже указаны те разделы и параграфы учебников, которые не соответствуют новому стандарту по литературе, а также дополнительные источники, для изучения тех тем, которые раньше не входили в курс литературы 10 класса.

























Учебно- тематическое планирование курса литературы в 10 классе

п/п

Раздел

Количество часов

Практическая часть

1

Введение

2

2

Русская литература первой половины XIX века

17

4 Р/Р

3.

Русская литература второй половины XIX века

25

4 Р/Р

4.

Из поэзии середины XIX века

13

5.

Проза середины XIX века

32

3 Р/Р

6.

Из зарубежной литературы

5

ВСЕГО

105


Количество учебных часов

В год - 105.

В неделю - 3.





















Содержание программы по литературе в 10 классе.

Введение. Общая характеристика русской классической лите­ратуры XIX века:

  • «Золотой век» русской поэзии (первая треть столетия);

  • эпоха великих романов (нравственно-философская проблема­тика, психологизм, художественное своеобразие);

- роль литературы в духовной жизни русского общества.
Общее понятие об историко-литературном процессе.

I

Русская литература первой половины XIX века

А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

Лирика: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пус­тынный...», «Подражание Корану» («IX. И путник усталый на Бога роптал...»), «Поэт», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Отцы пустынники и жены непорочны...».

Философское осмысление жизни, свободы, творчества и при­роды. Религиозные мотивы и образы.

«Медный Всадник». Изображение конфликта между государст­вом и личностью. Отношение автора к героям поэмы - Петру и Евгению. Особенности композиции; выразительность деталей.

Значение творчества Пушкина в русской литературе и духов­ной жизни русского общества.

Для самостоятельного чтения

Поэты пушкинской поры: стихотворения К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского и др.

М. Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (с обобщением изу­ченного).

Для чтения и изучения

«Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Отчего», «Валерик», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...».

Обусловленность характера лирики Лермонтова особенностями времени и таланта: безотрадность «при жажде жизни и избытке чувства» (В. Г. Белинский).

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жаж­да любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова.

Для самостоятельного чтения «Демон».

Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лириз­ма, юмора и сатиры.

Литературные направления первой половины XIX века - ре­ализм и романтизм (общая характеристика).

II

Русская литература второй половины XIX века

Расцвет русского реалистического романа. Общечеловеческий и национальный смысл нравственно-философской проблематики русской литературы. Глубина психологического анализа, богатство языка.

А. Н. Островский. Жизнь и творчество (тема «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах драматурга).

Для чтения и изучения

«Гроза». Катерина и Кабаниха - два полюса Калиновского мира. Трагическая острота конфликта Катерины с «темным цар­ством». Символика заглавия пьесы.

Для самостоятельного чтения «Лес».

И. А. Гончаров. Жизнь и творчество. Для чтения и изучения

«Обломов». «Свет» и «тени» в характере Обломова. Роль в ро­мане истории его взаимоотношений с Ольгой Ильинской. Траги­ческий колорит в изображении судьбы Обломова. Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской пози­ции. Обломовщина: ее исторические и социальные корни, нрав­ственное содержание.

Для самостоятельного чтения «Обыкновенная история».

И. С. Тургенев. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

«Отцы и дети». Базаров в системе действующих лиц. Ум, твер­дая воля, громадное самолюбие как отличительные черты главного героя. Его нигилизм и нравственный максимализм. Отношение автора к герою. Проблемы поколений, жизненной активности и веч­ных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе и искусству) в романе. Своеобразие композиции (испытание героев в сходных ситуациях, роль диалогов). Споры вокруг романа.

Для самостоятельного чтения «Дворянское гнездо», «Рудин».

Из поэзии середины XIX века

Ф. И. Тютчев. Жизнь и творчество (с обобщением изученного)

Для чтения и изучения

«Silentium», «О, как убийственно мы любим...», «Не то, что мните вы, природа...», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»).

Для чтения и бесед

«Нам не дано предугадать...», «Умом Россию не понять...», «Природа - сфинкс. И тем она верней...», «Слезы людские, о слезы людские...», «Осенний вечер».

Тютчев - поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетно­сти человеческого бытия. Мотивы противоборства враждебных сил в природе и в душе человека. Пластическая точность образов, их символический смысл.

А. А. Фет. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Шепот, роб­кое дыханье...», «Это утро, радость эта...».

Для чтения и бесед

«Еще майская ночь», «Я пришел к тебе с приветом...», «В лун­ном сиянии...».

Традиционные поэтические темы - природа, любовь, творче­ство - и «новое их освещение волшебным языком искусства» (А. А. Фет). Изображение мимолетных, изменяющихся состояний человеческой души и природы. Музыкальность лирики Фета.

А. К. Толстой. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Коль любить, так без рассудку...», «Ты не спрашивай, не рас­пытывай...», «Средь шумного бала, случайно...», «Вновь раство­рилась дверь на влажное крыльцо...».

Мажорный тон, ясность и гармоничность поэзии А. К. Тол­стого. Стихия любви в лирике поэта.

Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (с обобщением изучен­ного).

Для чтения и изучения

«Вчерашний день, часу в шестом...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).

Для чтения и бесед

«В дороге», «Еду ли ночью по улице темной...», «Тишина», «Мы с тобой бестолковые люди...», «О Муза! я у двери гроба...».

Лирика Некрасова - воплощение страданий, дум и чаяний народа. Лирический герой как выразитель веры в народ, неудов­летворенности собой, готовности к самопожертвованию. Некра­сов о высоком назначении поэзии.

Новаторство Некрасова: сближение поэтического языка с раз­говорным, поэтических и прозаических жанров; широкое исполь­зование фольклора.

Для чтения и изучения

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел и история создания поэмы. Народно-поэтическая основа поэмы. Ее композиция и стиль. Философия народной жизни («Крестьянка»). Тема судьбы России («Пир на весь мир»).

Ф. М. Достоевский. Жизнь и творчество

Для чтения и изучения

«Преступление и наказание». Многоплановость и сложность :оциально-психологического конфликта в романе. Бескомпро­миссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории. Трагическая постановка и решение проблемы личной ответственности человека за судьбы мира. «Двойники» Раскольникова и их художественная роль.

Для самостоятельного чтения «Идиот».

Н. С. Лесков. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Однодум». Тема праведничества в рассказе. Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности» (Н. С. Лес­ков). Язык рассказа.

Для самостоятельного чтения

«Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество (с обобщением изученного).

«История одного города» (обзор с чтением и разбором избран­ных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гро­теск, черты антиутопии в произведении

Л. Н. Толстой. Жизненный и творческий путь: основные этапы (с обобщением изученного).

Для чтения и изучения

«Война и мир» - роман-эпопея. Народ и личность - одна из главных проблем романа. Изображение судеб отдельных людей в тесной связи с крупнейшими историческими событиями. Богатая внутренняя жизнь главных героев романа, поиски ими смысла жизни. Душевная красота в понимании писателя. Любовь Толстого к жизни, чувство полноты бытия. «Мысль народная» в романе (во­прос о смысле исторического процесса, о границах человеческой воли). Кутузов и Наполеон. Правдивое изображение войны и основных ее героев - простых солдат - как художественное открытие Толстого. Единство картин войны и мира и философских размышлений писа­теля. Психологизм романа («диалектика души», роль портретных деталей и внутренних монологов). Картины природы в романе.

Мировое значение творчества Л. Н. Толстого.

Для самостоятельного чтения «Смерть Ивана Ильича».

Из зарубежной литературы

Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

О.де Бальзак «Отец Горио», Г. Флобер «Госпожа Бовари».









Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в програм­ме, к концу 10-го класса учащиеся овладевают знаниями:

а) историко-литературными:

  • о наиболее существенных литературных направлениях (клас­сицизме, романтизме, реализме, символизме, акмеизме, футу­ризме);

  • о жизни и творчестве писателей (с разной степенью глубины);

б) теоретико-литературными:

  • об общечеловеческом и конкретно-историческом значении художественных произведений;

  • о родах и жанрах литературы и основных способах выраже­ния в них авторского сознания;

  • о литературном произведении как художественном единстве и о его компонентах.

В области читательской и литературно-творческой деятельно­сти учащиеся должны:

• характеризовать основные проблемы, родо-жанровые и ком­позиционные особенности изученных произведений; определять авторскую позицию и формулировать свое отношение к ней;

  • характеризовать, сопоставлять главных героев эпических и
    драматических произведений, изученных текстуально;

  • выявлять особенности поэтической речи изученного стихо­творного произведения и давать этому произведению обоснован­ную оценку;

  • читать выразительно прозу и стихи;

  • пользоваться справочным аппаратом книги, справочниками,
    словарями;

  • составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений
    на литературные темы;

  • писать сочинения различных жанров (сочинение-рассужде­
    ние, анализ эпизода (сцены) эпического или драматического про­
    изведения, лирического стихотворения, эссе);

  • писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведе­
    ние, на критическую статью.









Учебно-методическое обеспечение программы

Главным при изучении предмета «Литература» остается работа с художественным текстом, предполагающая следующие виды учебной деятельности: рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

  • репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера;

  • продуктивная творческая деятельность: сочинения разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

  • поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

  • исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

В целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся используются следующие

образовательные технологии:

-коллективная система обучения (КСО),

- информационно-коммуникационная технология,

-здоровьесберегающая технология,

-технология уровневой дифференциации обучения,

-тестовая технология.

Личностно-ориентированный подход поддерживает процессы самопознания, самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности. В основе данного подхода заложены следующие принципы:

вариативность - использование в процессе обучения не однотипных, равных для всех, а различных моделей обучения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их опыта;

синтез интеллекта и действия - использование таких технологий обучения, которые бы вовлекали детей в процесс познания, совместного действия и эмоционального освоения мира;

приоритетный стандарт - вовлечение детей в такие виды деятельности, которые им интереснее, предпочтительнее.

В условиях личностно-ориентированного подхода на уроке используются такие виды деятельности учащихся как:

-индивидуальная;

-групповая;

-коллективная;

-самостоятельная работа (над учебным лингвистическим текстом или литературоведческой статьей).

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, на умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения школьников над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе. Объем сочинений должен быть примерно таким:


Класс

5

6

7

8

9

10

11

Количество страниц

1 - 1,5

1,5 - 2

2 - 2,5

2,5 - 3

3 - 4

4 - 5

5 - 7


Уменьшение объёма сочинений против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если сочинение отвечает требованиям, предъявляемым для соответствующей оценки, так же как превышение объёма не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5 - 8 и десяти дней в 9 - 11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность.

1. Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соот­ветствии историческим контекстом.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий:

прочные зна­ния и глубокое понимание текста изучаемого произведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения,

умение привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9 - 11 кл.);

свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который:

показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произ­ведения;

умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по­ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

умение поль­зоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений;

умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов;

хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий:

в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения;

об умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

о знании основ­ных вопросов теории, но не достаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений;

об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий:

незнание существенных вопросов содержания произведения;

неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения;

незнание элементарных теоретико-литературных понятий;

слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий:

полное незна­ние содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой;

неумение построить монологическое высказывание;

низкий уровень техники чтения.

Оценка сочинений

Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка

Основные критерии отметки.

Содержание и речь

«5»

Содержание работы полностью соответствует теме.

Фактические ошибки отсутствуют.

Содержание излагается последовательно.

Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.

«4»

Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

«3»

В работе допущены существенные отклонения от темы.

Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»

Работа не соответствует теме.

Допущено много фактических неточностей.

Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание.

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

3. Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.


Дата планируемая

04.09



05.09


09.09

11.09


12.09

16.09

18.09


19.09


23.09


25.09


26.09


30.09

02.10

03.10

07.10


09.10

10.10

14.10


16.10

17.10

21.10


23.10

24.10


28.10

30.10


31.10


11.11

13.11


18.11

19.11

14.11


21.11


28.11



02.12

04.12


05.12

09.12

11.12


12.12

16.12


18.12

19.12


23.12

25.12

26.12

15.01


16.01


20.01


22.01


23.01


27.01

29.01


30.01


03.02


05.02


06.02


10.02

12.02


13.02

17.02



19.02

20.02


24.02

26.02


27.02

03.03


06.03

07.03


10.03

12.03

13.03


17.03

19.03

20.03

02.04


03.04



07.04


09.04


10.04


14.04


16.04


17.04


21.04

23.04


24.04

28.04

30.04

05.05


07.05

08.05


12.05


14.05



15.05



Дата фактическая

Тема урока


Введение. Общая характеристика русской литературы.


А. С. Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные периоды творчества.

Лирика. Философское осмысление жизни, тв-ва, любви, природы. Религиозные мотивы и образы.Вводная к/р

Поэма « Медный всадник». Изображение конфликта между государством и личностью. Отношение автора к героям поэмы. Особенности композиции; выразительность деталей.

Р/РНаписание сочинения. Написание сочинения

М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества (с обобщением изученного)

Лирика. Обусловленность характера лирики Лермонтова временем

Пафос вольности и протеста, чувство тоски и одиночества, жажда любви и гармонии как основные мотивы лирики Лермонтова

Н. В. Гоголь. Очерк жизни и творчества.

«Невский проспект». Контраст в изображении героев повести. Тема столкновения мечты и действительности. Сочетание лиризма, юмора и сатиры. В «Невском проспекте»

Литературные направления :романтизм и реализм. Обобщение изученного по теме Русская литература первой половины 19 века» Русская литература середины XIX века (общая характеристика).

А. Н. Островский. Краткий очерк жизни и творчества

«Гроза».Катерина и Кабаниха-два полюса калиновского мира.

Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством»

Символика названия пьесы

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» о пьесе «Гроза»


Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения. Написание сочинения по пьесе А.Н. Островского

В.ч. Мотив искушения -лейтмотив «Бесприданницы»

И. А. Гончаров. Краткий очерк жизни и творчества.

Свет и тени в характере Обломова.

Сопоставление Обломова и Штольца как средство выражения авторской позиции

Роль в романе взаимоотношений Ольги и Обломова

Художественное мастерство И.А.Гончарова в романе «Обломов»

Обломовщина: её исторические и социальные корни, нравственное содержание.


Р/Р Написание сочинения

Вн/чт В.П.Астафьев «Людочка» Смысл названия, проблематика.

И. С. Тургенев. Краткий очерк жизни и творчества

«Отцы и дети». Смысл названия романа. Своеобразие композиции. Роль диалогов-споров, пейзажа)

Проблемы поколений, самовоспитания, жизненной активности и вечных человеческих ценностей (любви, дружбы, отношения к природе, искусству) в романе

Базаров и Одинцова.

Любовь в романе «Отцы и дети».

Базаров и его родители. Герой перед лицом смерти.

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения

Ф. И. Тютчев. Очерк жизни и творчества

Любовная лирика. Анализ стихотворений «О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас» и др.

Тютчев - поэт-философ. Трагическое ощущение мимолетности человеческого бытия. Анализ стихотворений.

А. А. Фет. Этапы биографии и творчества А.А.Фета.

«Но верь весне…» Философия природы в лирике Фета.

«Тебя любить, обнять и плакать пред тобой…» Стихи о любви.

А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества.

Анализ лирики «Средь шумного бала». Чувство родной природы «Дождя отшумевшие капли».


Н. А. Некрасов. Краткий очерк жизни и творчества

Лирика. Анализ стихотворений «Я не люблю иронии твоей», «Рыцарь на час», «Умру я скоро», «Элегия» (1874) и др.

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история создания поэмы.

Народно-поэтическая основа поэмы, её композиция и стиль.

Философия народной жизни («Крестьянка»).

Тема судьбы России(«Пир на весь мир»).

Ф. М. Достоевский. Очерк жизни и творчества

Петербург обездоленных и униженных в романе «Преступление и наказание»


Социальные истоки теории Раскольникова «Убивать? Убивать-то право имеете?»

«Теория» Раскольникова

Судьба семьи Мармеладовых в романе.

Двойники Раскольникова

История Сонечки Мармеладовой.

Суд души Раскольникова.

Р/Р Подготовка к написанию сочинения. Написание сочинения

Н. С. Лесков. Очерк жизни и творчества.

«Однодум». Тема праведничества в рассказе.

Герой, который «возвышается над чертою простой нравственности».(Н.С.Лесков). Язык рассказа.

Вн/чт «Леди Макбет Мценского уезда».

М. Е. Салтыков- Щедрин. Очерк жизни и творчества

«История одного города».(обзор с чтением и разбором избранных страниц). Замысел, проблематика и жанр произведения. Гротеск, черты антиутопии в произведении.

Л. Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. История создания романа «Война и мир»


Анализ эпизодов «Вечер в салоне Шерер», «Именины у Ростовых», «Лысые горы»

Изображение войны 1805-1807 гг.


Поиск плодотворной общественной деятельности Безухова и Болконского

Быт поместного дворянства и «жизнь сердца» героев романа

Отечественная война 1812 г. Философия войны в романе

Изображение войны 1812 года

Кутузов и Наполеон в романе

«Мысль народная» в романе «Война и мир»

Эпилог романа

Образ Н.Ростовой в романе

Нравственные искания А.Болконского и П.Безухова

Р/Р Подготовка к написанию домашнего сочинения

Зачет по тв-ву Л. Н. Толстого

О. де Бальзак -крупнейший представитель критического реализма во французской литературе XIX века.

Картина современного писателю общества в романе «Отец Горио»

Г.Флобер - продолжатель дела Бальзака и его оппонент.


Противоречия между романтическими мечтами и убогой действительностью в романе «Госпожа Бовари»


К-во часов

1



1


2


3



1


1


1


1


1

3


3



1


1


1


1

1


2


1


1

1


2


1


1

1



1

1


1

2



2


1

1


1

1

1

1


1


1


1


1


1

1


1


1


1


1


1

1


1

1



2


1

1


1

1


2


1

1

1



1

2



1



1


1


1


1


1


1


1

1


1

1

1

1


2

1


1


1



1

п/п


1



2


3-4


5-7



8


9


10


11


12

13-16


17-19



20


21


22


23

24


25-26


27


28

29


30-31


32


33


34



35

36


37

38-39


40-41


42

43


44

45

46

47


48


49


50


51


52

53


54


55


56


57


58

59


60

61



62-63


64

65


6

67


68-69


70

71

72


73


74

75-76



77

78-79


80


81


82


83


84


85


86

87


88

89

90

91


92-93

94


95


96



97



Деятельность обучающихся


Лекция с эл. беседы



обзор с сообщ. уч-ся

аналитич. беседа


комментир. чт. с анализом

семинар

анализ лирич. произв. по схеме

семинар


аналитич. беседа

Аналитич. беседа


Аналитическая беседа

разв. речи


лекция с эл. беседы


Лекция с беседой,анализ лит. произв

аналитич. беседа

литерат.гостин.


КСО (раб. в гр.)


Развитие речи


Монологическая речь.


Лекция с эл. беседы

Семинар

Комментир. выбор. чт, анализ эпизода

Аналитич. беседа

Диспут


Аналитич.бесед


Развитие речи


Анализ эпизодов

Лекция с эл. беседы




Анализ эпизодов

комментир. чт. гл. романа

Беседа с анализом эпизодов


Анализ, комментир. чт.

разв. речи


беседа

анализ стихотворных текстов

анализ эпизода


составл. тезисов

аналитич. беседа

лекция

анализ лирич. произведений


лекция с эл. беседы

анализ лир. произвед.

анализ лир. произвед.




Лекция с инд. сообщ.


Аналитич. беседа

Лекция с элементами беседы


разв. речи



лекция с Эл. беседы

анализ



аналитич. Беседа

лекция

аналитич. беседа


аналитич. беседа

анализ прозы



лекция с эл. беседы

диспут

анализ глав

аналитич. беседа

аналитич. беседа

диспут


аналитич. беседа

разв. речи

лекция

аналитич. беседа


аналитич. беседа

комбиниров.


аналитич. беседа



Домашнее задание


С. 5-9, инд. сообщ.



С.93-124


Лирика, наизусть одно стих-ие, его анализ с. 106-114

С. 94-101, прочитать поэму,

вопросы с.107-108, подгот. к сочинению, составить таблицу «Пётр 1 и медный всадник»

Написать сочинение


Выучить этапы жизни Лермонтова

Анализ стихотворений (письменно)


С.134-139



С.151-167, прочитать «Невский проспект»

С.152-155

С.160


С.167-181



Хронологическая таблица «Жизнь и творчество А.Н. Островского»

Составить таблицу «Кабанова и Дикой»

отр. наиз., сообщ.

наиз. отр., сообщение о «самодурах»


Чит. ст. Добролюбова «Луч света» , конспект статьи

Образ Катерины

Подгот. к сочинен. С.216-217

Прочитать «Бесприданницу» Островского



Пересказ материалов урока, беседа по 1-10 главам (вопросы в тетради)

2-3 части, задание по группам (анализ глав по вопросам, записанным в тетради).

Ч. 4, подгот. сообщ.

Письмен. Работа «Столкновение мечты и действительности»

Анализ образов Обломова и Ильинской

Выбрать из текста цитаты, иллюстрирующие жизненную философию Обломова и Штольца.

Конспект тезисов критических статей Писарева , Дружинина,Добролюбова (по вариантам)

Подгот. к сочин.

Записать проблемы рассказа как аргументы к части С в ЕГЭ.

С. 235-256, гл.1-5 «Отцы и дети»

С. 257--259, гл. 6-10, вопр. по группам


Чит. гл. 11-20, вопр. по гр., сравнит. хар-ка, мировоззр. Базарова и Кирсанова, индивид. сообщ. («История П. П, Кирсанова)

Гл.13-19, 25-27 . характеристика Одинцовой

Перечит. Гл.3-5, 7, 10, 20-22, 25-28 и подобрать материал, связанный с семьёй Базарова


Подготов. к сочинению, темы в тетради

Завершить работу, инд. Задания по биографии Ф.И.Тютчева

С.307-309, с.313-315, выраз. чт.наизусть стихотворений

С.309-313, анализ стих-ий


подгот. сообщ. о Фете

с.330-333

с.333-339, наиз., анализ.

Наиз., анализ

С.340-345



Подготовка сообщений по биографии А.К.Толстого

С.349-354

Наиз, анализ или Р. Письм. раб. по лирике


С.284-293,


выразит. Чтение стихотворений, их анализ


С.303-306


Подгот. сообщ. противопост. «нов. людей» старому миру



С.425-431 Подгот.инд. сообщ. о Достоевском, презентация

431-436 чит. «Преступл. и наказ.» ч.1 отв. на вопросы

ч. 2 , отв на вопросы

сообщ. «Петербург Достоевского», тема мал. Человека. Ч.3

сост. план отв. , чит. ч. 4, сообщ.


чит. ч. 4, отв. на вопр.

чит. ч. 5,

сообщ. «Двойники Раскольникова»


чит. гл. 6, подгот к зач.

Подгот. к сочин.



С.388-402 (работа по группам - тезисы)

Прочитать р-з «Однодум», отв. На вопросы

Прочитать повесть «Леди Макбет Мценского уезда»


Сообщ. О жизни писателя, с.374-386

Прочитать «Историю одного города», отв. на вопросы

С.451-458

чит. 1ч. ром.

Подгот. групп. Сообщ. о семьях Ростовых, Болконских, Безуховых

Сообщ. «Любимые и нелюб. герои»

Сообщ. по группам, ч. 2, 3

Связный рассказ «Идейные искания Пьера» и А. Болконского

«Небо Аустерлица»

сообщ. по теме

анализ эпизодов, подгот. сообщ.

сравнит. хар-ка

сообщ. «Платон Каратаев», Дубина нар. войны

Отв. на вопросы к образу Кутузова и Наполеона

Роль эпилога в романе-эпопее

анализ, отв. на ??

характеристика образа Наташи Ростовой (по плану)

рассказ по опорным схемам о нравственных исканиях А.Болонского и П.Безухова


отв. на вопросы по роману

Характеристика героев



Индивид. Сообщения по сюжетным линиям романа

Отв. на вопрос: «Считаете ли вы отца Горио положительным героем? Есть ли его вина в постигшем его горе?»

Биогр. Справка

Прочитать роман «Госпожа Бовари»

Почему автор, сочувствуя героине, одновременно и беспощаден к ней?

Подготовка к ЕГЭ












С4







В3-В4
















В5-В6, В10-В12




В8-В12








Какова роль фантастики и гротеска в изображении героев «Петербургских повестей» Гоголя?

С2-С3







В2






С2-С3




С5






Возможная тема: «Катерина и Варвара: антиподы или «подруги по несчастью»?»











С1-С2

















С5













В3-В4



















С5



В 10-В 12




В8 - В12






В8-В12



С2-С3




С4

















Возможная тема «В каких произведениях русской литературы авторы создавали образы «униженных и оскорблённых» и как тематика этих произведений перекликается с темой романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?








С3-С4




В2-В5




В чём нравственный смысл взлётов и падений любимых героев Л.Толстого? (По роману «Война и мир».)





19.05

21.05

22.05

26.05

28.05

29.05






Краткие сведения о жизни и творчестве писателей; беседы по прочитанным произведениям; обзор крупных эпических произ­ведений с чтением и разбором избранных глав и страниц.

Дав. Г. Байрон. «Корсар»;

Ч. Диккенс. «Большие надежды»;

О. Уайльд. Сказки;

О. де Бальзак. «Шагреневая кожа»;

Стендаль. «Красное и черное»;

П.Мериме «Кармен»;

В.Гюго. «Собор Парижской богоматери»

Э. Т. А. Гофман. «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер»;

Г.Гейне. Лирика

Э. По. «Убийство на улице Морг».

Проверка ЗУН: тестирование.




















Информационное обеспечение программы

Список литературы для учителя:

Приобщение к искусству слова / Г.И.Беленький. - М.: Просвещение, 1990.

Развивайте дар слова / Т.А.Ладыженская, Т.С.Зепалова. - М.: Просвещение, 1986.

Русская литература. Справочные материалы / Л.А.Смирнова. - М.: Просвещение, 1989.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Зуева Т.В. - М.: Просвещение, 2002.

Чехов в школе: Книга для учителя / Авт.-сост. И.Ю.Бурдина. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2002.

Школьный поэтический словарь. - 2-е изд. - М.: Дрофа, 2000

Русская литература :10 кл. Хрестоматия ист.- лит. Материалов/Сост. И.Е.Каплан, М.Т. Пинаев. -М.:просвещение,1993г.

Я иду на урок литературы: 10 класс: Книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2000г.

Поурочные разработки по литературе XIX века. 10 класс./И.В. Золотарёва, Т.И. Михайлова/-М.: ВАКО, 2005г.

3.. ege.edu.ru

94. fipi.org.ru

Задания тестовых, проверочных и контрольных работ ориентированы на усвоение школьниками тех разделов программы, которые составляют основу государственного образовательного стандарта по литературе.

Интернет-ресурсы:

Газета «Литература» и сайт для учителя «Я иду на урок литературы»

lit.1september.ru

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала

litera.edu.ru

BiblioГид - книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки

bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы

kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев

likt590.ru/project/museum/

В помощь молодому педагогу: сайт учителя русского языка и литературы Л.О. Красовской

skolakras.narod.ru

Древнерусская литература

pisatel.org/old/

Кабинет русского языка и литературы Института содержания и методов обучения РАО

ruslit.ioso.ru

Методика преподавания литературы

metlit.nm.ru

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия

foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека

rvb.ru


© 2010-2022