- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад по теме Эстетитческое воспитание личности учащихся средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеурочной деятельности ( на материале базовых документов ФГОС)
Доклад по теме Эстетитческое воспитание личности учащихся средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеурочной деятельности ( на материале базовых документов ФГОС)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Камардина Е.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на педагогическом совете. Доклад по теме:
«Эстетическое воспитание личности учащихся средствами искусства на уроках художественного цикла и во внеурочной деятельности.» ( на базе основных документов по ФГОС)
2013-2014 уч.г.
Составила уч.русского яз. Камардина Е.А.
В основном документе об образовании сказано, что главной учебно-образовательной задачей современной школы является воспитание гармонично развитой личности, способной легко адаптироваться в изменяющемся мире. Поэтому одним из приоритетных направлений в образовании и воспитании школьников на сегодняшний момент становится эстетическое воспитание.
Дефицит добра, милосердия, духовности, низкий уровень культуры, неразвитости эстетических чувств современных школьников говорит о том, что есть определенные проблемы в эстетическом воспитании учащихся.
В век информационных технологий, когда по всем направлениях нашей жизни лидирующее положение занимает информативность, современные школьники испытывают проблемы с концентрацией внимания на ценностно важном, преобладает ,преимущественно, поверхностный взгляд на предмет, явление, ситуацию, более глубокое чувственное восприятие зачастую отсутствует.
То есть происходит потеря чувственно-эстетических способностей, которая, в свою очередь, ведет и к снижению интеллекта, творческого потенциала мышления учащихся. Это ,действительно, становится на сегодняшний момент актуальной проблемой современных школьников.
Помочь ребенку сформировать правильное представление о жизни, ее ценностях, поднять уровень эстетической культуры, привить художественный вкус- это были и остаются первоочередные задачи школы, педагогического коллектива. Решить эти и многие другие вопросы помогает система эстетического воспитания в школе прежде всего средствами искусства. Искусство выступает как средство эстетического воспитания. Оно дает огромный материал для познания жизни.
В школе знакомство с произведениями искусства происходит в основном на уроках художественного цикла (литературы, МХК, музыки, изо). Правильно организованный , нацеленный на ребенка урок, вызывает неподдельный интерес и отклик в каждом ученике. Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток в душе ребенка, который в будущем станет основой эстетического вкуса, идеала, отношения, переживания, а со временем эстетическое чувство к искусству отложит отпечаток и на отношении к жизни, действительности.
С эстетическим развитием происходит и духовное развитие человека. То, что сегодня ребенок воспринимает эмоционально, завтра перерастет в осознанное отношение и к искусству, и к жизни.
Таким образом, средства искусства при правильной организации и подаче их ученику действительно способствует его эстетическому, интеллектуальному и духовному развитию.
Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности школьников. А.И.Шахова, старший научный сотрудник НИИ общих проблем воспитания АПН,справедливо заметила: «Нельзя требовать от ребенка, чтобы он оценил картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», но можно и нужно так развивать его способности. Его духовные качества, чтобы, достигнув определенного возраста, он мог наслаждаться творчеством Рафаэля». Эстетическое воспитание школьников, приобщение к миру прекрасного не должно носить навязчивый характер. (Хорошая картина, как хорошая книга, которую надо смотреть не раз, и всякий раз открывать для себя что-то новое, ранее незамеченное!)Заинтересовать, приобщить к миру искусства, порой, не просто, и зависит это от многих факторов: от уровня индивидуальных способностей ребенка, от его уровня художественного образования, уровня культуры в семье..
Задача педагога не только сформировать художественный вкус у ребенка, но и, выбрав полюбившийся вид искусства, помочь ему духовно, нравственно развиваться.
Между тем, урок - это не единственная форма знакомства детей с искусством. Именно внеклассная и внешкольная работа дают детям реальную возможность познакомиться с искусством шире. Там же они знакомятся и с такими видами искусства как кино и театр.
Особенность театра заключается в сильном эмоциональном воздействии на ребенка. Зритель непосредственно испытывает радость сопереживания, невольно чувствует себя соучастником событий и конфликтов, происходящих на сцене. «Своеобразие эстетического воздействия театра обусловлено коллективным характером восприятия» Н.В. Гоголь писал: « В театре толпа ни в чем несходная между собой, разбитая по единицам, может вдруг потрястись одним потрясением, зарыдать одними слезами и засмеяться одним всеобщим смехом»