- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Учебная программа по литературе для колледжа
Учебная программа по литературе для колледжа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Вышинская Ю.Ю. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Коммунальное Государственное учреждение
«Рузаевский аграрно- технический колледж»
акимата Северо-Казахстанской области
Министерства образования и науки Республики Казахстан
Утверждаю
Зам. директора по УПР
__________ А. Потехин
от «___»___________2015г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ЛИТЕРАТУРА
Специальность: «Фермерское хозяйство (по профилю)»
Квалификация: 1504012 - бухгалтер
1504062 - тракторист-машинист с/х производства
Срок обучения: 2 г. 10 мес.
Разработала преподаватель: Вышинская Ю.Ю.
Рассмотрено и одобрено на заседании МО общеобразовательных дисциплин
Протокол №_____ от «____» ___________2015 г.
Руководитель МО: Вышинская Ю.Ю._______
с.Рузаевка
2015
Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі
Солтүстік Қазақстан әкімдігінің
«Рузаевка аграрлыөтехникалық колледжі»
Коммуналдық мемлекеттік мексемесі
Бекітемін
Директордың ОӨЖ. Орынб.
_________ А. Потехин
2015 ж. «____» ________
ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ
ӘДЕБИЕТ
Мамандық: «Ферма шаруашылығы (бейін бойынша)
Біліктілік: 1504012 - бухгалтер
1504062 - а/ш өндірісінің тракторшы-машинисі
Оқу мерзімі: 2ж. 10ай.
Әзірледі оқытушы: Вышинская Ю.Ю.
Жалпыбілімпәндері ӘБотырысындақаралдыжәнемақұлданды
2015 ж. «___» ___________№_____хаттама
ӘБ жетекшісі: Вышинская Ю.Ю. ________
Рузаевка с.
2015
Структура программы
1.Пояснительная записка
2.Требования к уровню подготовленности студентов
3.Рабочий тематический план
4.Содержание программы
5.Литература
1.Пояснительная записка
Данная программа для 1 курса предназначена для изучения литературы в аграрно-техническом колледже и рассчитана на 96 часов.
Программа содержит раздел по русской литературе и раздел по русскому языку, входящие в общее количество часов, включая две контрольные работы (диктанты).
Цель литературного образования - внимательное и вдумчивое чтение учащимися произведений художественной литературы, развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста, формирование активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова, развитие аналитических и творческих способностей через постижение и интерпретацию художественных текстов.
По окончании полного курса обучения учащиеся должны овладеть той суммой теоретико - и историко-литературных знаний, которая необходима для самостоятельного литературоведческого анализа.
Особое внимание в этой программе уделяется специфике словесного творчества, своеобразию индивидуального авторского стиля и теоретико-литературному подходу к изучению текста. Одна из важнейших целей изучения - показать, как в русской литературе 20 века воплощается художественный мир эпохи.
Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются: получение и систематизация знаний о фонетике и орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы; о тексте, особенностях его построения, средствах связи частей текста; функционально-смысловых типах и функциональных стилях речи, стилистической организации текста;
формирование и совершенствование умений анализировать, классифицировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическая, словообразовательная и морфологическая единица, словосочетание и предложение), использовать их с точки зрения нормативности;
совершенствование орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности при оформлении текстов разных стилей и жанров;
формирование и совершенствование умений создавать монологические высказывания; разворачивать и сворачивать тексты; осуществлять стилистическую корректировку в тексте и стилистическую трансформацию текста; привитие навыков соблюдения норм культуры речи (соблюдение норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и культуры общения (соблюдение правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуацияхв условиях полиязычной и межкультурной коммуникации).
Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются: воспитание патриотизма, гражданственности, сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной ценности и форме воплощения культуры народа;
формирование умений пропагандировать активную гражданскую позицию, созидательную деятельность по охране окружающей среды; привитие высокой культуры, этических норм в общении с окружающими людьми, потребности соблюдать нормы литературного языка и правила русского речевого этикета;
совершенствование умений вести дискуссии, адекватно оценивая особенности социальной среды и проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений; привитие навыков непрерывного совершенствования речевой способности, ораторского мастерства.
Курс русского языка построен с учетом реализации практической направленности и ориентации на функциональную грамотность обучающихся посредством развития и совершенствования устной и письменной речи, повышения культуры речи и формирования речевого этикета, ораторского мастерства. На комплексной основе предполагается повторение и обобщение сведений о фонетике и графике, орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе, пунктуации, риторике, функционировании языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров.
Изучение курса русского языка и литературы в колледже заканчивается сдачей государственного экзамена - написанием сочинения.
Данная программа составлена на основе программы по русской литературе, утверждённой Министерством образования и науки РК, Астана, 2010 г. и на основе национальной стратегии образования РК, а также с учётом языковой политики, которая регулируется законами о языках и «Государственной программой функционирования и развития языков на 2001-2010 годы».
Программа не предусматривает изучение курса литературы в полном объёме.
2.Требования к уровню подготовленности студентов
Историко-литературные:
-понятия о границах классического периода рус. литературы;
-основные черты классич. лит-ры: 1).расцвет поэзии, прозы и драматургии, создание самобытной жанровой системы; 2).формирование критериев единого лит-го языка и стиля при одновременном расцвете индивидуальных авторских стилей; 3).создание эстетических совершенных, образцовых и многозначных худ-ых текстов; 4).острота постановки социальных и нравственных проблем жизни; 5). глубокое воссоздание внутреннего мира человека, психологизм; 6).утверждение гуманистических ценностей; 7).высокая оценка русской классической литературы, её всемирная значимость;
-тексты художественных произведений;
-сведения о жизненном и твор-м пути классиков рус. классической лит-ры, выдающихся писателей 20 века;
-основные сведения о тв-ой истории выдающихся произ-ий рус. классической лит-ры, лит-ры 20 века;
-понятие о критерии злободневности и актуальности.
-Эстетическое, общечеловеческое и историко-литературное значение художественных произведений;
Периодизация русской литературы 20 века;
Теоретико-литературные:
-Углубление представлений о жанрах, стилях и лит-ых направлениях 2-ой пол. 19-нач.
20 века;
-обобщение и углубление теоретических сведений об анализе стихот-го, драматического и эпического текста;
-углубление представлений об основных литературоведческих понятиях (сюжет, композиция, образ-персонаж, худ-ое пространство и худ-ое время, интертекст, подтекст, символ); теоретические понятия, необходимые для анализа худож. произведения: традиция и новаторство; литературное направление; жанровая система литературы; худож.образ, лирический герой; поэтический идиостиль; формыповествования и выражения авторской позиции; эстетические категории «комическое» и «трагическое».
-представление о литературе как виде искусства (словесное творчество);
Читательские и творческие умения
-отличать творческие биографии от биографических сведений о жизни писателей, знать основные факты творческой биографии;
-различать анализ и интерпретацию худ-го текста, использовать эти умения и навыки в устных ответах и письменных работах;
-сопоставлять изучаемые произведения (жанровые и композиционные особенности, сюжеты, образы-персонажи, стиль);
-сопоставлять худ. тексты разных писателей с текстами казахских и западноевропейских писателей;
-сопоставлять в ходе полемики различные точки зрения на литературную проблему;
-актуализировать и соотносить изучаемые произведения с современностью;
-формировать собственное понимание худ-го произведения и активную читательскую позицию;
-составлять планы, аннотации, тезисы, конспекты критических литературоведческих статей и др. материалов;
-писать письменные работы разных жанров и на разные темы (реферат, сочинение-эссе, сочинение-исследование и др.
-выступать с докладами;
-использовать по возможности современные информационные технологии при изучении литературы (Интернет и др.)
3.Рабочий тематический план
№
Наименование
Кол- во часов
1
Введение.
1
2
Творчество Тютчева.
2
3
Творчество Фета.
2
4
Творчество Некрасова.
4
5
Творчество Островского.
4
6
Творчество Достоевского.
6
7
Творчество Салтыкова-Щедрина.
2
8
Творчество Толстого.
9
9
Творчество Чехова.
5
10
Творчество Куприна.
2
11
Творчество Бунина.
2
12
Творчество Горького.
4
13
«Серебряный век» русской литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.
2
14
Творчество Блока.
3
15
Русская литература рубежа веков.
1
16
Творчество Маяковского.
3
17
Творчество Есенина.
2
18
Творчество Мандельштама.
2
19
Творчество Цветаевой.
2
20
Творчество Ахматовой.
3
21
Творчество Замятина.
2
22
Творчество Фадеева.
2
23
Творчество Шолохова.
6
24
Творчество Платонова.
3
25
Творчество Булгакова
6
26
Литература периода Великой Отечественной войны.
2
27
Творчество Твардовского.
2
28
Творчество Пастернака.
4
29
Литература 1955-1985 годов.
1
30
Военная тема в современной прозе.
1
31
Творчество Шукшина.
2
32
Литература 1985-2000 гг.
Обзор.
1
33
Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы.
1
34
Русское зарубежье - «третья волна».
1
35
Заключение.
1
ВСЕГО
96
4. Содержание программы
Введение.(1 час) Понятие о границах классического периода русской литературы. Литература и ее место в русской культуре. Русская литература и мировая классика.
Современное прочтение и новые интерпретации классики. Критерий злободневности и актуальности.
Понятия «автор» и «читатель». Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.
Ф. И. Тютчев.(2 часа) «Конь морской», «Цицерон», « Silentium!", «Осенний вечер», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Когда в кругу убийственных забот…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…».
Биография и личность. Образ лирического героя. Основные темы и мотивы.
Понятие философской лирики. Традиции Г.Р.Державина, Е.А.Баратынского в поэзии Тютчева. Человек и мир в художественной концепции поэта. Мотив одиночества и рока. Поэтика контраста. Характер любовной лирики.
А.А.Фет.(2 часа) «Поэтам», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина», «Бал», «Шёпот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди…», «Осенью».
Фет-человек. Фет-поэт.
Основные мотивы и образы. «Мир как красота» в поэзии фета. Роль художественной детали, символика, черты импрессионизма.
Н.А.Некрасов. (4 часа)«Современная ода», «В дороге», «Перед дождём», «тройка», « Еду ли ночью по улице тёмной…», «Вчерашний в часу шестом…», «Саша», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо».
Биография и личность. Основные мотивы лирики.
Место поэта в лит-ом процессе. Расширение сферы поэтического, изображения трагизма, демократизм, внимание к социальным темам. Гражданские мотивы. Тема поэта и поэзии. Образ музы. Своеобразие лирического героя. Крестьянский мир, концепция народного характера. Любовная лирика.
Жанр поэмы в творчестве Некрасова. Творческая история незавершённой поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фрагменты поэмы: Пролог. «Крестьянка». «пир на весь мир». Образы-персонажи. Образ России. Тема деревни, русского крестьянства.
А.Н. Островский.(4 часа) «Гроза».
Биография и личность писателя. А.Н Островский и русский театр. Основные периоды его творчества. Жанры и темы драматургии Островского. Образы актёров пьесы А.Островского как «драмы жизни». Быт и бытие в пьесах Островского. Новаторство Островского - драматурга.
Островский - «Колумб Замоскворечья». Тема купечества в комедиях и драме «Гроза». «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Искусство монолога и диалога, речевая харак-ка.
Ф.М.Достоевский. (6 часов)«Преступление и наказание».
Биография и личность писателя. Основные этапы творческого пути. Каторга в судьбе Достоевского.
Роман «Преступление и наказание». Тематическая композиция. Система образов. Образ Петербурга. Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. «Бедные люди» и «униженные и оскорблённые» в романе. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя. Теория Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и её воплощение в поэтике романа.
Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Особенности психологизма Достоевского. Художественное время и пространство в романе. Роль эпилога в этико-философской концепции романа.
Достоевский в современном мире.
М.Е.Салтыков-Щедрин.(2 часа) Сказки.
Биография и личность писателя.
Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.Тема России в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.
Л.Н.Толстой.(9 часов) «Война и мир».
Личность писателя в оценках современников и исследователей. Основные этапы творческого пути Толстого.
Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя.
Роман «Война и мир». История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания А. Болконского и Пьера Безухова. Женские образы. Н. Ростова как идеал Л.Н. Толстого.
«Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года.
Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе.
Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Внутренний монолог как средство характеристики героя. Поэтика портретной детали. Художественное пространство. Место пейзажных зарисовок в композиции романа. Организация художественного времени. Виды времени: историческое, личное, бытовое.
Особенности стиля Толстого. Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании толстого и в нашем представлении.
А.П. Чехов. (5 часов)«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишнёвый сад».
Личность писателя. Эволюция прозы писателя: от Чехонте к Чехову.
Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали. Пейзаж. Портрет. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого Чехова.
Проза Чехова в оценках писателей 19 и 20 веков. Традиции Чехова в русской прозе 20 в.
Проза Чехова на языке других искусств (театр, балет, музыка).
Драматургия Чехова как итог развития русской драматургии 19 в. Чехов и предшествующая русская драматургия. «Вишнёвый сад» Чехова. Жанровое своеобразие.
А.И.Куприн.(2 часа) «Олеся», «Гранатовый браслет».
Жизнь и судьба писателя. Личность Куприна в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Герой и антигерой. Женские образы. Стили прозы Куприна.
Любовь в произведениях Куприна и её восприятие современным читателем.
И.А.Бунин.(2 часа) «Господин из Сан-Франциско».
Личность и судьба писателя. Литературная позиция Бунина.
Поэтика рассказа. Искусство композиции. Мастерство портрета и художественной детали. Художественное время и пространство.
«Горечь» «сладость» любви в изображении Бунина.
М.Горький.(4 часа) «На дне».
Личность и судьба писателя. Проблематика и поэтика драматургии М. Горького. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы.
«Серебряный век» рус. лит-ры. Символизм. Акмеизм. Футуризм. (2 часа) «Серебряный век» рус. лит-ры как итог развития русской классики и начало нового лит-го периода. Состояние лит-ры и других искусств.
А.А.Блок. (3 часа). «Предчувствую Тебя…», «Встану я в утро туманное…», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Из газет», «Осенняя воля», «Русь», «Сытые» и др.
Личность и творческая судьба поэта. Символизм и Блок. «Стихи о прекрасной даме». Новый этап в творчестве Блока в период революции 1905-1907 гг. Отражение социальных мотивов. Книга Блока «Нечаянная радость». Концепция: отражение в лирике поэта прошлого, настоящего и будущего. Книга «Родина» - вершина творчества Блока. Поэма Блока «Двенадцать», интерпретация её идей и образов современниками, критиками, литературоведами.
Русская литература рубежа веков (1 час). Перемены в России на рубеже веков. Важнейшие исторические события этого периода. Внутриполитическая остановка. Ощущение кризисности эпохи. Деятели этого времени: Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, В.В. Вересаев, М.Горький, Куприн и др.
Революция и литература.1900-годы как начало формирования советской литературы. Русская культура под воздействием разрушительной силы революции. Эмиграция ряда русских писателей. Сложность развития литературы внутри страны. Временное возрождение лит-ных течений (символизм, акмеизм. Футуризм, появление в 1919 году имажинизма). Литературные группировки ( «Серапионовы братья», 2 Перевал», ЛЦК, ЛЕФ и др.) и их программы. Литература и власть. Публицистика и поэзия как лит-ые виды активного реагирования.
Выражение в публицистике отношения к революции. Противостояние в поэзии двух худ-ых точек зрения на революцию и её достижения. Романтизация революционного подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях Д.Бедного, Н.Тихонова,
В. Луговского и др. Поэтическое осмысление мира и человека, России и революции в послеоктябрьском творчестве В. Брюсова , А. Белого, Н.Гумилёва, А. Ахматовой и др.
В.В.Маяковский (3 часа). (1893-1930). «Товарищу Нетте - пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Поэма «Облако в штанах».
Жизнь, творчество и личность Маяковского. Лирика: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш», «Наш марш», Маяковский и футуризм. Основные мотивы лирики: лирика гражданская, любовная, сатирическая. Тема назначения поэта и поэзии. Художественный мир поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского. Поэтика и проблематика поэмы «Облако в штанах».
С. Е. Еесенин (2 часа).(1895-19250). Лирика: «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Запели тёсаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Песнь о собаке», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.
Жизнь и творчество С.Есенина, певца русской деревни и русской природы. Глубокий патриотизм его поэзии, искренность и сострадание ко всему живому. Стихи о советской действительности. Эволюция образа деревни. Поиск потерянного пути. Есенин и имажинизм. Трагизм мироощущения и художественная плодотворность последних лет жизни. Природа и художественные формы её воплощения. Тема любви. Поэма «Анна Снегина» и её худ-ое своеобразие. Трагический финал жизни поэта.
О. Э. Мандельштам (1891-1938) (2 часа). «Дано мне тело - что мне делать с ним…», «Слух чуткий парус напрягает…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Декабрист», «Сумерки свободы», «Ласточка», «Холодок щекочет темя» стихотворения из цикла «Воронежские тетради» и др.
Жизнь и судьба О.Мандельштама. Периодизация и особенности эволюции его поэзии. Эстетика акмеизма и ранняя поэзия. Мир природы в лирике Мандельштама. Трагическая судьба Мандельштама.
М.И. Цветаева (1892-1941) (2 часа).«Кошки», «Идёшь на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь…», «Попытка ревности» и др.
Личность и драматизм творческой судьбы М.Цветаевой. Система наиболее устойчивых мотивов её лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Насыщенность произведений мифоэпотическим содержанием. Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих Цветаевой.
А. Ахматова.(1889-1966). (3 часа). «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «песня последней встречи…», «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Чудная ограда», «я улыбаться перестала…» и др.
Драматичность личной и творческой судьбы А.Ахматовой. Традиции классической поэзии и фольклора. Художественно-стилевые особенности лирики. Образная система и её худ-ая эволюция от ранней поэзии к поэзии поздней. Сложное конструирование времени и пространства в поэтическом тексте. Поэма «Реквием» - синтез мастерства и гражданского мужества. Эпоха в художественном мире Ахматовой.
Е. И. Замятин (1884-1937) (2 часа). «Мы» (1920).
Жанр романа- антиутопии в 20 веке и Замятин как его родоначальник. Роман-предостережение против тоталитарного устройства общества. Стиль, форма повествования, система персонажей. Использование сатирических приёмов, гротеска и фантастики. Судьба автора и его романа.
А.А.Фадеев.(1901-1956) (2 часа). « Разгром»(1927)
История создания романа, его документально-историческая автобиографическая основа. Воплощение идеи социального заказа в изображении положительного героя новой действительности. Идейно-художественная концепция романа - нравственная победа коллективизма над индивидуализмом. Смысл названия. Способы создания психологического портрета. Роль пейзажа. Особенности композиции. Современная критика о романе.
М.М.Шолохов. (1905-1984) (6 часов). Фрагменты из романа « Тихий дон» (1928-1940). Роман - эпопея « Тихий дон», его сюжетно- композиционные особенности. Тема русского казачества. Основные проблемы: человек и история, война и мир, личность и масса.
Поиски истины главным героем - Григорием Мелеховым. Женские образы в романе. Традиции темы «маленького человека» в эпоху войн и революций. Современная оценка «Тихого Дона». Теория литературы. Разновидности жанра романа.
А.А. Платонов (1899-1951) (3 часа). «Котлован» (1930).
Личная и творческая судьба писателя. Поэтика рассказов Платонова. Запрещённые книги Платонова. История создания и публикации повести «Котлован». Художественное исследование Платоновым революционных преобразований. Платоновский взгляд на коллективизацию как на уничтожение крестьянства. Мотивы смерти, сиротства, труда, поисков смысла жизни, странничества, природы и т.д. элементы социальной утопии и трагикомическое в повести. Символический смысл названия. Неповторимость языка и стиля. Платонов - писатель-философ.
М.А.Булгаков (1891-1949) (6 часов). «Мастер и Маргарита» (1928-1940).
«Жизнеописание» Михаила Булгакова. Противостояние «художник и власть» в судьбе писателя. Основные вехи творческого пути: «Записки юного врача» и «Роковые яйца», роман «Белая гвардия». Замысел, история создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Жанр романа. Сложная организация пространства и времени в сюжетно-композиционной структуре романа. Соотнесённость библейской, реалистической и фантастической линии романа. Лирическое и сатирическое в романе. Система героев. Образ Мастера. Основные проблемы романа: проблема свободы творчества, предательства и наказания, добра и зла и особенности их художественного воплощения. Литературные и культурные реминисценции. Влияние романа Булгакова на литературу 70-80-х годов 20 века.
Теория литературы. Понятие о литературе официальной и запрещённой.
Литература периода Великой Отечественной войны.(2 часа)
Художественный мир эпохи в произведениях разных жанров.
Поэзия. Подъём поэзии. Патетика и оптимизм лирики военных лет. Поэтическая летопись войны в стихах И.Исаковского, К. Симонова, С.Гудзенко и др.
Публицистика и проза военных лет. Рассказы о войне М.Зощенко, М.Платонова.
А.Т.Твардовский (1910-1971). (2 часа). Поэма «По праву памяти».
Личность и творческая судьба поэта. Элементы социально-философской лирики в поэзии Твардовского. Поэмы Твардовского - художественная летопись страны.
Б.Л. Пастернак (1890-1960).(4 часа). Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..». «Пиры», «Душа», «Определение поэзии», «Давай ронять слова…», и др.
Детские и юношеские годы Пастернака: Формирование творческой личности и художественного мировоззрения. Влияние живописи, музыки и философии на его поэзию. Личность и судьба поэта. Работа над романом «доктор Живаго»: замысел и воплощение. Художественные особенности: жанр и композиция - синтез прозы и поэзии. Философия романа. Литературно-культурные реминисценции. Тема 2бессмертия жизни» и идея крёстного пути. Русская интеллигенция и революция в романе.: исторический образ России. Любовь и поэзия в судьбе главного героя. Стихотворения Юрия Живаго.
Теория литературы. Поэтический идиостиль (индивидуальный стиль). Понятие «книга стихотворений.
Литература 1955-1985 гг.(2 часа). Общая характеристика. Тенденции развития русской литературы. Официальная литература- апологизация советской действительности, теория бесконфликтности и образ положительного героя. Время «хрущевской оттепели» и его влияние на литературный процесс 60-х гг. тема сталинских репрессий и ГУЛАГа. Документальная и автобиографическая основа произведений разных жанров: повесть «Один день Ивана Денисовича» и опыт художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, цикл новелл В.Шаламова «Колымские рассказы».
Военная тема в современной прозе.(1 час). Героическое и философское начало военной прозы. Величие простого солдата, одолевшего смерть и не утратившего веры в жизнь и людей («Горячий снег»). Трагедия выселенных со своих территорий «народов-изменников» («Ночевала тучка золотая»), отсутствие нравственной связи между народом и властью в наиболее напряженные моменты войны («Жизнь и судьба»), драматизм оборотной стороны солдатских будней и подвигов («Прокляты и убиты»). Герои и ситуации. Формы авторского повествования в повестях В.Распутина, Г.Бакланова, Б.Васильева.
В.М.Шукшин (1929-1974).(2 часа). Творческий путь Шукшина. Идейно-эстетическая позиция автора. Традиции и новаторство его рассказов, жанровые и повествовательные особенности. Типология рассказов. Герои Шукшина.
Литература 1985 - 2000 гг.(1 час). Общая характеристика периода. Художественный мир эпохи. Многослойность литературной ситуации: одновременное существование в литературном процессе «возвращенной литературы», «русского зарубежья» и современной отечественной прозы и поэзии. Жанрово-стилевые поиски. Моделирование характеров и психологически острых ситуаций в условиях новой действительности. Спряжение прошлого и современного.
Многообразие поэзии постсоветской литературы. Издание запрещенных ранее поэтов - И.Ходасевич, Г. Иванов, З. Гиппиус и др.
Возвращение поэтических имен И.Бродского, Н.Коржавина, А.Галича. Публикации В.Высоцкого, О. Чичибабина, В.Корнилова.
Современная казахстанская поэзия: основные темы, направления, имена (Н. Чернова, Б. Каирбеков, Б. Канапьянов и др.)
Жанрово-стилевые искания прозы последнего десятилетия 20 века. Художественный мир и авторское сознание А.Битова, В.Маканина, Т.Толстой, Л. Петрушевской и др.
Б.Ш. Окуджава (1927-1998). (1 час). «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Ваше благоролие, госпожа разлука…» и др.
Городская поэзия Окуджавы. Арбат -символ его поэзии. Соотнесенность пространства города и пространства души. Тема войны, истории, любвиЮ дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии Окуджавы: литературное и музыкальное.
Русское зарубежье - «третья волна».(1 час). «География» русского зарубежья. Общая характеристика - основные тенденции, имена: В.П. Аксёнов, В.Н. Войнович, Г.Владимов, В.Максимов, Саша Сокол, Д. Савицкий и др. Эмигрантская поэзия.и особенности её развития.
Заключеие. (1 час). Место и значение русской литературы 20 века в истории русской и мировой литератур. Сложность становления и развития литературы 20 века. Отображения в её художественном мире драматических катаклизмов эпохи и трагедии советского общества. Продолжения ею лучших традиций русской и мировой литературы и её художественные открытия. Сложность и многообразие литературы этого периода, ее взаимодействие с другими национально-культурными пространствами. Роль выдающихся личностей в формировании культурно-литературного сознания: Н.Бердяев, С.Эйзенштейн, А.Лосёв, С.Авринцев, Д. Шостакович, Д. Сахаров, М. Лотман, Д. Лихачев, Ан. Тарковский, Ч.Айтматов и др.
Теория литературы
Историко-литературный и жанровый принципы изучения литературы.
Роды литературы: эпос, лирика драма.
Эпические жанры: рассказ. Повесть, новелла, эпос, роман, очерк.
Лирические жанры: ода, элегия, дружеское послание, сонет, подражание, пародия, лирич. стихотворение как ведущая форма поэтического текста.
Лиро-эпические жанры: басня, баллада, поэма (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая).
Драматические жанры: комедия. Трагедия. Драма. Водевиль, мелодрама, пьеса.
Жанровая система рус. лит-ры 2 пол. 19 в. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности. Жанровые особенности рус. драматургии. Своеобразие поэзии середины и конца 19 в. и нач. 20 в. жанры рус. критики.
Поэтика жанра и стиля
Поэтика романа, драмы и лирики. Организация худож-го пространства и времени. Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в тв-ве писателя. Углубление представлений о композиционной орг-ии худ-го текста и сюжете. Предметный мир в поэзии и прозе. Худ-ая символика. Понятие об индивидуальном стиле писателя.
Историко-социологический подход изучения литературы.
Актуальные темы и конфликты рус. действительности. Проблема нац-го и общечеловеческого в рус. литературе.
Эстетический и этико-философский принципы.
Понятие об эстетике и этике. Эстетические категории в лит-ре: трагическое, комическое, трагикомическое, идеальное, прекрасное, безобразное. Этико-философские взгляды писателя и их воплощение в худ-ом тв-ве. Проблема добра и зла, преступления и наказания, эгоизма и альтруизма, счастья, любви, долга.
Список произведений для заучивания наизусть.
-
Ф.И.Тютчев. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.
-
А.А.Фет. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.
-
Н.А. Некрвсов. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.
-
А.А.Блок. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.
-
В.В.Маяковский «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям»; отрывки из поэмы «Облако в штанах».
-
С.А.Есенин «Запели тёсаные дроги…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине».
-
О.Э.Мандельштам. 1 стихотворение по выбору учащегося.
-
М.И.Цветаева. «Идёшь на меня похожий…», «Вскрыла жила…».
-
А.А.Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «О, знала ль я, когда в одежде белой…», «Приморский сонет».
-
Поэзия военных лет: по одному стихотворению двух-трёх авторов по выбору учителя.
-
Б.Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Сестра - моя жизнь и сегодня в разливе…», «О, знал бы я, что так бывает…».
-
Б.Ш.Окуджава. 2-3 стихотворения по выбору учителя.
5. Литература
1.И.Золотарева, Т.Михайлова «Поурочные разработки» 10 кл.
2.Н.Егорова, И.Золотарева «Поурочные разработки» 11 кл.
3. Савельева В.В.,Алматы «Жазушы» 2010, «Русская классическая литература и современность» 10 кл.
4. Бадиков В.В., Алматы «Жазушы» 2011, «Русская литература 20 века. Писатель и эпоха» 11 кл.