Учебная программа по литературе для колледжа

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Коммунальное Государственное учреждение

«Рузаевский аграрно- технический колледж»

акимата Северо-Казахстанской области

Министерства образования и науки Республики Казахстан


Утверждаю

Зам. директора по УПР

__________ А. Потехин

от «___»___________2015г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


ЛИТЕРАТУРА

Специальность: «Фермерское хозяйство (по профилю)»

Квалификация: 1504012 - бухгалтер

1504062 - тракторист-машинист с/х производства

Срок обучения: 2 г. 10 мес.

Разработала преподаватель: Вышинская Ю.Ю.

Рассмотрено и одобрено на заседании МО общеобразовательных дисциплин

Протокол №_____ от «____» ___________2015 г.

Руководитель МО: Вышинская Ю.Ю._______




с.Рузаевка

2015

Қазақстан Республикасы Білім және ғылым министрлігі

Солтүстік Қазақстан әкімдігінің

«Рузаевка аграрлыөтехникалық колледжі»

Коммуналдық мемлекеттік мексемесі


Бекітемін

Директордың ОӨЖ. Орынб.

_________ А. Потехин

2015 ж. «____» ________




ЖҰМЫС ОҚУ БАҒДАРЛАМАСЫ


ӘДЕБИЕТ



Мамандық: «Ферма шаруашылығы (бейін бойынша)

Біліктілік: 1504012 - бухгалтер

1504062 - а/ш өндірісінің тракторшы-машинисі

Оқу мерзімі: 2ж. 10ай.

Әзірледі оқытушы: Вышинская Ю.Ю.


Жалпыбілімпәндері ӘБотырысындақаралдыжәнемақұлданды

2015 ж. «___» ___________№_____хаттама

ӘБ жетекшісі: Вышинская Ю.Ю. ________



Рузаевка с.

2015

Структура программы

1.Пояснительная записка

2.Требования к уровню подготовленности студентов

3.Рабочий тематический план

4.Содержание программы

5.Литература











1.Пояснительная записка

Данная программа для 1 курса предназначена для изучения литературы в аграрно-техническом колледже и рассчитана на 96 часов.

Программа содержит раздел по русской литературе и раздел по русскому языку, входящие в общее количество часов, включая две контрольные работы (диктанты).

Цель литературного образования - внимательное и вдумчивое чтение учащимися произведений художественной литературы, развитие аналитических и творческих способностей при интерпретации художественного текста, формирование активной личностной позиции по отношению к духовным ценностям искусства слова, развитие аналитических и творческих способностей через постижение и интерпретацию художественных текстов.

По окончании полного курса обучения учащиеся должны овладеть той суммой теоретико - и историко-литературных знаний, которая необходима для самостоятельного литературоведческого анализа.

Особое внимание в этой программе уделяется специфике словесного творчества, своеобразию индивидуального авторского стиля и теоретико-литературному подходу к изучению текста. Одна из важнейших целей изучения - показать, как в русской литературе 20 века воплощается художественный мир эпохи.

Задачами обучения в области достижения предметных результатов являются: получение и систематизация знаний о фонетике и орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии и синтаксисе как уровнях языковой системы; о тексте, особенностях его построения, средствах связи частей текста; функционально-смысловых типах и функциональных стилях речи, стилистической организации текста;

формирование и совершенствование умений анализировать, классифицировать языковые единицы (звуки и буквы, морфемы, слово как лексическая, словообразовательная и морфологическая единица, словосочетание и предложение), использовать их с точки зрения нормативности;

совершенствование орфографической, пунктуационной и стилистической грамотности при оформлении текстов разных стилей и жанров;

формирование и совершенствование умений создавать монологические высказывания; разворачивать и сворачивать тексты; осуществлять стилистическую корректировку в тексте и стилистическую трансформацию текста; привитие навыков соблюдения норм культуры речи (соблюдение норм произношения, словоизменения, словоупотребления, грамматического оформления речи) и культуры общения (соблюдение правил речевого этикета в разных коммуникативных ситуацияхв условиях полиязычной и межкультурной коммуникации).

Задачами обучения в области достижения личностных результатов являются: воспитание патриотизма, гражданственности, сознательного отношения к языку как средству общения, источнику знаний, духовной ценности и форме воплощения культуры народа;

формирование умений пропагандировать активную гражданскую позицию, созидательную деятельность по охране окружающей среды; привитие высокой культуры, этических норм в общении с окружающими людьми, потребности соблюдать нормы литературного языка и правила русского речевого этикета;

совершенствование умений вести дискуссии, адекватно оценивая особенности социальной среды и проявляя компетентность в распознавании антиобщественных явлений; привитие навыков непрерывного совершенствования речевой способности, ораторского мастерства.

Курс русского языка построен с учетом реализации практической направленности и ориентации на функциональную грамотность обучающихся посредством развития и совершенствования устной и письменной речи, повышения культуры речи и формирования речевого этикета, ораторского мастерства. На комплексной основе предполагается повторение и обобщение сведений о фонетике и графике, орфоэпии, орфографии, лексике и фразеологии, морфемике и словообразовании, морфологии, синтаксисе, пунктуации, риторике, функционировании языковых единиц в текстах различных типов, стилей, жанров.

Изучение курса русского языка и литературы в колледже заканчивается сдачей государственного экзамена - написанием сочинения.





Данная программа составлена на основе программы по русской литературе, утверждённой Министерством образования и науки РК, Астана, 2010 г. и на основе национальной стратегии образования РК, а также с учётом языковой политики, которая регулируется законами о языках и «Государственной программой функционирования и развития языков на 2001-2010 годы».

Программа не предусматривает изучение курса литературы в полном объёме.











2.Требования к уровню подготовленности студентов

Историко-литературные:

-понятия о границах классического периода рус. литературы;

-основные черты классич. лит-ры: 1).расцвет поэзии, прозы и драматургии, создание самобытной жанровой системы; 2).формирование критериев единого лит-го языка и стиля при одновременном расцвете индивидуальных авторских стилей; 3).создание эстетических совершенных, образцовых и многозначных худ-ых текстов; 4).острота постановки социальных и нравственных проблем жизни; 5). глубокое воссоздание внутреннего мира человека, психологизм; 6).утверждение гуманистических ценностей; 7).высокая оценка русской классической литературы, её всемирная значимость;

-тексты художественных произведений;

-сведения о жизненном и твор-м пути классиков рус. классической лит-ры, выдающихся писателей 20 века;

-основные сведения о тв-ой истории выдающихся произ-ий рус. классической лит-ры, лит-ры 20 века;

-понятие о критерии злободневности и актуальности.

-Эстетическое, общечеловеческое и историко-литературное значение художественных произведений;

Периодизация русской литературы 20 века;

Теоретико-литературные:

-Углубление представлений о жанрах, стилях и лит-ых направлениях 2-ой пол. 19-нач.

20 века;

-обобщение и углубление теоретических сведений об анализе стихот-го, драматического и эпического текста;

-углубление представлений об основных литературоведческих понятиях (сюжет, композиция, образ-персонаж, худ-ое пространство и худ-ое время, интертекст, подтекст, символ); теоретические понятия, необходимые для анализа худож. произведения: традиция и новаторство; литературное направление; жанровая система литературы; худож.образ, лирический герой; поэтический идиостиль; формыповествования и выражения авторской позиции; эстетические категории «комическое» и «трагическое».

-представление о литературе как виде искусства (словесное творчество);

Читательские и творческие умения

-отличать творческие биографии от биографических сведений о жизни писателей, знать основные факты творческой биографии;

-различать анализ и интерпретацию худ-го текста, использовать эти умения и навыки в устных ответах и письменных работах;

-сопоставлять изучаемые произведения (жанровые и композиционные особенности, сюжеты, образы-персонажи, стиль);

-сопоставлять худ. тексты разных писателей с текстами казахских и западноевропейских писателей;

-сопоставлять в ходе полемики различные точки зрения на литературную проблему;

-актуализировать и соотносить изучаемые произведения с современностью;

-формировать собственное понимание худ-го произведения и активную читательскую позицию;

-составлять планы, аннотации, тезисы, конспекты критических литературоведческих статей и др. материалов;

-писать письменные работы разных жанров и на разные темы (реферат, сочинение-эссе, сочинение-исследование и др.

-выступать с докладами;

-использовать по возможности современные информационные технологии при изучении литературы (Интернет и др.)

3.Рабочий тематический план



Наименование

Кол- во часов

1

Введение.

1

2

Творчество Тютчева.

2

3

Творчество Фета.

2

4

Творчество Некрасова.

4

5

Творчество Островского.

4

6

Творчество Достоевского.

6

7

Творчество Салтыкова-Щедрина.

2

8

Творчество Толстого.

9

9

Творчество Чехова.

5

10

Творчество Куприна.

2

11

Творчество Бунина.

2

12

Творчество Горького.

4

13

«Серебряный век» русской литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

2

14

Творчество Блока.

3

15

Русская литература рубежа веков.

1

16

Творчество Маяковского.

3

17

Творчество Есенина.

2

18

Творчество Мандельштама.

2

19

Творчество Цветаевой.

2

20

Творчество Ахматовой.

3

21

Творчество Замятина.

2

22

Творчество Фадеева.

2

23

Творчество Шолохова.

6

24

Творчество Платонова.

3

25

Творчество Булгакова

6

26

Литература периода Великой Отечественной войны.

2

27

Творчество Твардовского.

2

28

Творчество Пастернака.

4

29

Литература 1955-1985 годов.

1

30

Военная тема в современной прозе.

1

31

Творчество Шукшина.

2

32

Литература 1985-2000 гг.

Обзор.

1

33

Авторская песня. Арбатский мир Б.Окуджавы.

1

34

Русское зарубежье - «третья волна».

1

35

Заключение.

1

ВСЕГО

96



4. Содержание программы

Введение.(1 час) Понятие о границах классического периода русской литературы. Литература и ее место в русской культуре. Русская литература и мировая классика.

Современное прочтение и новые интерпретации классики. Критерий злободневности и актуальности.

Понятия «автор» и «читатель». Личность автора в мемуарах и исследованиях. Автор и литературная среда. Формы авторского присутствия в разных жанрах. Читатель и его активное читательское сознание. Диалог автора и читателя в процессе чтения.

Ф. И. Тютчев.(2 часа) «Конь морской», «Цицерон», « Silentium!", «Осенний вечер», «Фонтан», «Не то, что мните вы, природа…», «День и ночь», «Когда в кругу убийственных забот…», «Слёзы людские, о слёзы людские…», «Пошли, господь, свою отраду…», «Два голоса», «Она сидела на полу…», «Певучесть есть в морских волнах…».

Биография и личность. Образ лирического героя. Основные темы и мотивы.

Понятие философской лирики. Традиции Г.Р.Державина, Е.А.Баратынского в поэзии Тютчева. Человек и мир в художественной концепции поэта. Мотив одиночества и рока. Поэтика контраста. Характер любовной лирики.

А.А.Фет.(2 часа) «Поэтам», «Я пришёл к тебе с приветом…», «Весенний дождь», «Майская ночь», «У камина», «Чудная картина», «Бал», «Шёпот, робкое дыханье…», «Это утро, радость эта…», «На заре ты её не буди…», «Осенью».

Фет-человек. Фет-поэт.

Основные мотивы и образы. «Мир как красота» в поэзии фета. Роль художественной детали, символика, черты импрессионизма.

Н.А.Некрасов. (4 часа)«Современная ода», «В дороге», «Перед дождём», «тройка», « Еду ли ночью по улице тёмной…», «Вчерашний в часу шестом…», «Саша», «Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо».

Биография и личность. Основные мотивы лирики.

Место поэта в лит-ом процессе. Расширение сферы поэтического, изображения трагизма, демократизм, внимание к социальным темам. Гражданские мотивы. Тема поэта и поэзии. Образ музы. Своеобразие лирического героя. Крестьянский мир, концепция народного характера. Любовная лирика.

Жанр поэмы в творчестве Некрасова. Творческая история незавершённой поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Фрагменты поэмы: Пролог. «Крестьянка». «пир на весь мир». Образы-персонажи. Образ России. Тема деревни, русского крестьянства.

А.Н. Островский.(4 часа) «Гроза».

Биография и личность писателя. А.Н Островский и русский театр. Основные периоды его творчества. Жанры и темы драматургии Островского. Образы актёров пьесы А.Островского как «драмы жизни». Быт и бытие в пьесах Островского. Новаторство Островского - драматурга.

Островский - «Колумб Замоскворечья». Тема купечества в комедиях и драме «Гроза». «Гроза» - новый тип народной трагедии. Система действующих лиц и основной конфликт «Грозы». Катерина как трагическая героиня. Искусство монолога и диалога, речевая харак-ка.

Ф.М.Достоевский. (6 часов)«Преступление и наказание».

Биография и личность писателя. Основные этапы творческого пути. Каторга в судьбе Достоевского.

Роман «Преступление и наказание». Тематическая композиция. Система образов. Образ Петербурга. Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. «Бедные люди» и «униженные и оскорблённые» в романе. Раскольников и его двойники (Свидригайлов, Лужин, Лебезятников). Истоки и мотивы преступления героя. Теория Раскольникова и Свидригайлова. Литературные источники и реминисценции в романе. Тема наказания и её воплощение в поэтике романа.

Раскольников и его антиподы (Соня Мармеладова, Порфирий Петрович). Христианские мотивы в романе. Идея страдания и очищения. Особенности психологизма Достоевского. Художественное время и пространство в романе. Роль эпилога в этико-философской концепции романа.

Достоевский в современном мире.

М.Е.Салтыков-Щедрин.(2 часа) Сказки.

Биография и личность писателя.

Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.Тема России в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Л.Н.Толстой.(9 часов) «Война и мир».

Личность писателя в оценках современников и исследователей. Основные этапы творческого пути Толстого.

Военный опыт писателя, его участие в обороне Севастополя.

Роман «Война и мир». История создания. Многоплановость тематики и проблематики. Жанровое своеобразие. Система образов. Центральные образы-персонажи романа. «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, Друбецких. Духовные искания А. Болконского и Пьера Безухова. Женские образы. Н. Ростова как идеал Л.Н. Толстого.

«Мысль народная» в романе. Картины мира и войны. Народ и личность в структуре романа-эпопеи. Художественные образы и их исторические прототипы. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Развенчание идей наполеонизма. Осуждение войны в романе. Батальные сцены и изображение войны 1812 года.

Картины жизни русского дворянства в романе. Петербург и Москва. Высший свет и патриархальное дворянство. Тема семейного счастья. Философия жизни и философия истории в романе.

Мастерство Толстого-романиста. «Диалектика души» человека в произведении писателя. Внутренний монолог как средство характеристики героя. Поэтика портретной детали. Художественное пространство. Место пейзажных зарисовок в композиции романа. Организация художественного времени. Виды времени: историческое, личное, бытовое.

Особенности стиля Толстого. Идеалы семейной жизни, любви, счастья в понимании толстого и в нашем представлении.

А.П. Чехов. (5 часов)«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишнёвый сад».

Личность писателя. Эволюция прозы писателя: от Чехонте к Чехову.

Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Сюжетное мастерство писателя. Поэтика художественной детали. Пейзаж. Портрет. Возможность неоднозначных интерпретаций сюжетных развязок и образов. Своеобразие стиля и прозы зрелого Чехова.

Проза Чехова в оценках писателей 19 и 20 веков. Традиции Чехова в русской прозе 20 в.

Проза Чехова на языке других искусств (театр, балет, музыка).

Драматургия Чехова как итог развития русской драматургии 19 в. Чехов и предшествующая русская драматургия. «Вишнёвый сад» Чехова. Жанровое своеобразие.

А.И.Куприн.(2 часа) «Олеся», «Гранатовый браслет».

Жизнь и судьба писателя. Личность Куприна в воспоминаниях современников. Основные темы и жанры. Поэтика сюжета. Герой и антигерой. Женские образы. Стили прозы Куприна.

Любовь в произведениях Куприна и её восприятие современным читателем.

И.А.Бунин.(2 часа) «Господин из Сан-Франциско».

Личность и судьба писателя. Литературная позиция Бунина.

Поэтика рассказа. Искусство композиции. Мастерство портрета и художественной детали. Художественное время и пространство.

«Горечь» «сладость» любви в изображении Бунина.

М.Горький.(4 часа) «На дне».

Личность и судьба писателя. Проблематика и поэтика драматургии М. Горького. Пьеса «На дне» как философская драма. Основные типы.

«Серебряный век» рус. лит-ры. Символизм. Акмеизм. Футуризм. (2 часа) «Серебряный век» рус. лит-ры как итог развития русской классики и начало нового лит-го периода. Состояние лит-ры и других искусств.

А.А.Блок. (3 часа). «Предчувствую Тебя…», «Встану я в утро туманное…», «Вхожу я в тёмные храмы…», «Из газет», «Осенняя воля», «Русь», «Сытые» и др.

Личность и творческая судьба поэта. Символизм и Блок. «Стихи о прекрасной даме». Новый этап в творчестве Блока в период революции 1905-1907 гг. Отражение социальных мотивов. Книга Блока «Нечаянная радость». Концепция: отражение в лирике поэта прошлого, настоящего и будущего. Книга «Родина» - вершина творчества Блока. Поэма Блока «Двенадцать», интерпретация её идей и образов современниками, критиками, литературоведами.

Русская литература рубежа веков (1 час). Перемены в России на рубеже веков. Важнейшие исторические события этого периода. Внутриполитическая остановка. Ощущение кризисности эпохи. Деятели этого времени: Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, В.В. Вересаев, М.Горький, Куприн и др.

Революция и литература.1900-годы как начало формирования советской литературы. Русская культура под воздействием разрушительной силы революции. Эмиграция ряда русских писателей. Сложность развития литературы внутри страны. Временное возрождение лит-ных течений (символизм, акмеизм. Футуризм, появление в 1919 году имажинизма). Литературные группировки ( «Серапионовы братья», 2 Перевал», ЛЦК, ЛЕФ и др.) и их программы. Литература и власть. Публицистика и поэзия как лит-ые виды активного реагирования.

Выражение в публицистике отношения к революции. Противостояние в поэзии двух худ-ых точек зрения на революцию и её достижения. Романтизация революционного подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях Д.Бедного, Н.Тихонова,

В. Луговского и др. Поэтическое осмысление мира и человека, России и революции в послеоктябрьском творчестве В. Брюсова , А. Белого, Н.Гумилёва, А. Ахматовой и др.

В.В.Маяковский (3 часа). (1893-1930). «Товарищу Нетте - пароходу и человеку», «Стихи о советском паспорте», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» и др. Поэма «Облако в штанах».

Жизнь, творчество и личность Маяковского. Лирика: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям», «Левый марш», «Наш марш», Маяковский и футуризм. Основные мотивы лирики: лирика гражданская, любовная, сатирическая. Тема назначения поэта и поэзии. Художественный мир поэзии Маяковского. Новаторство Маяковского. Поэтика и проблематика поэмы «Облако в штанах».

С. Е. Еесенин (2 часа).(1895-19250). Лирика: «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Запели тёсаные дроги…», «Я последний поэт деревни…», «Песнь о собаке», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Русь советская», «Отговорила роща золотая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» и др.

Жизнь и творчество С.Есенина, певца русской деревни и русской природы. Глубокий патриотизм его поэзии, искренность и сострадание ко всему живому. Стихи о советской действительности. Эволюция образа деревни. Поиск потерянного пути. Есенин и имажинизм. Трагизм мироощущения и художественная плодотворность последних лет жизни. Природа и художественные формы её воплощения. Тема любви. Поэма «Анна Снегина» и её худ-ое своеобразие. Трагический финал жизни поэта.

О. Э. Мандельштам (1891-1938) (2 часа). «Дано мне тело - что мне делать с ним…», «Слух чуткий парус напрягает…», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «Декабрист», «Сумерки свободы», «Ласточка», «Холодок щекочет темя» стихотворения из цикла «Воронежские тетради» и др.

Жизнь и судьба О.Мандельштама. Периодизация и особенности эволюции его поэзии. Эстетика акмеизма и ранняя поэзия. Мир природы в лирике Мандельштама. Трагическая судьба Мандельштама.

М.И. Цветаева (1892-1941) (2 часа).«Кошки», «Идёшь на меня похожий…», «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи о Москве», «стихи к Блоку», «Ахматовой», «Вчера ещё в глаза глядел…», «Скоро уж из ласточек - в колдуньи!..», «Поэт - издалека заводит речь…», «Попытка ревности» и др.

Личность и драматизм творческой судьбы М.Цветаевой. Система наиболее устойчивых мотивов её лирики: «поэт и поэзия», «любовь - смерть», «одиночество», «ученичество». Концепция времени, современности и истории, человека и природы. Насыщенность произведений мифоэпотическим содержанием. Особенности языка и стиля, жанровые формы и стих Цветаевой.

А. Ахматова.(1889-1966). (3 часа). «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «песня последней встречи…», «Вечером», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Чудная ограда», «я улыбаться перестала…» и др.

Драматичность личной и творческой судьбы А.Ахматовой. Традиции классической поэзии и фольклора. Художественно-стилевые особенности лирики. Образная система и её худ-ая эволюция от ранней поэзии к поэзии поздней. Сложное конструирование времени и пространства в поэтическом тексте. Поэма «Реквием» - синтез мастерства и гражданского мужества. Эпоха в художественном мире Ахматовой.

Е. И. Замятин (1884-1937) (2 часа). «Мы» (1920).

Жанр романа- антиутопии в 20 веке и Замятин как его родоначальник. Роман-предостережение против тоталитарного устройства общества. Стиль, форма повествования, система персонажей. Использование сатирических приёмов, гротеска и фантастики. Судьба автора и его романа.

А.А.Фадеев.(1901-1956) (2 часа). « Разгром»(1927)

История создания романа, его документально-историческая автобиографическая основа. Воплощение идеи социального заказа в изображении положительного героя новой действительности. Идейно-художественная концепция романа - нравственная победа коллективизма над индивидуализмом. Смысл названия. Способы создания психологического портрета. Роль пейзажа. Особенности композиции. Современная критика о романе.

М.М.Шолохов. (1905-1984) (6 часов). Фрагменты из романа « Тихий дон» (1928-1940). Роман - эпопея « Тихий дон», его сюжетно- композиционные особенности. Тема русского казачества. Основные проблемы: человек и история, война и мир, личность и масса.

Поиски истины главным героем - Григорием Мелеховым. Женские образы в романе. Традиции темы «маленького человека» в эпоху войн и революций. Современная оценка «Тихого Дона». Теория литературы. Разновидности жанра романа.

А.А. Платонов (1899-1951) (3 часа). «Котлован» (1930).

Личная и творческая судьба писателя. Поэтика рассказов Платонова. Запрещённые книги Платонова. История создания и публикации повести «Котлован». Художественное исследование Платоновым революционных преобразований. Платоновский взгляд на коллективизацию как на уничтожение крестьянства. Мотивы смерти, сиротства, труда, поисков смысла жизни, странничества, природы и т.д. элементы социальной утопии и трагикомическое в повести. Символический смысл названия. Неповторимость языка и стиля. Платонов - писатель-философ.

М.А.Булгаков (1891-1949) (6 часов). «Мастер и Маргарита» (1928-1940).

«Жизнеописание» Михаила Булгакова. Противостояние «художник и власть» в судьбе писателя. Основные вехи творческого пути: «Записки юного врача» и «Роковые яйца», роман «Белая гвардия». Замысел, история создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Жанр романа. Сложная организация пространства и времени в сюжетно-композиционной структуре романа. Соотнесённость библейской, реалистической и фантастической линии романа. Лирическое и сатирическое в романе. Система героев. Образ Мастера. Основные проблемы романа: проблема свободы творчества, предательства и наказания, добра и зла и особенности их художественного воплощения. Литературные и культурные реминисценции. Влияние романа Булгакова на литературу 70-80-х годов 20 века.

Теория литературы. Понятие о литературе официальной и запрещённой.

Литература периода Великой Отечественной войны.(2 часа)

Художественный мир эпохи в произведениях разных жанров.

Поэзия. Подъём поэзии. Патетика и оптимизм лирики военных лет. Поэтическая летопись войны в стихах И.Исаковского, К. Симонова, С.Гудзенко и др.

Публицистика и проза военных лет. Рассказы о войне М.Зощенко, М.Платонова.

А.Т.Твардовский (1910-1971). (2 часа). Поэма «По праву памяти».

Личность и творческая судьба поэта. Элементы социально-философской лирики в поэзии Твардовского. Поэмы Твардовского - художественная летопись страны.

Б.Л. Пастернак (1890-1960).(4 часа). Лирика: «Февраль. Достать чернил и плакать!..». «Пиры», «Душа», «Определение поэзии», «Давай ронять слова…», и др.

Детские и юношеские годы Пастернака: Формирование творческой личности и художественного мировоззрения. Влияние живописи, музыки и философии на его поэзию. Личность и судьба поэта. Работа над романом «доктор Живаго»: замысел и воплощение. Художественные особенности: жанр и композиция - синтез прозы и поэзии. Философия романа. Литературно-культурные реминисценции. Тема 2бессмертия жизни» и идея крёстного пути. Русская интеллигенция и революция в романе.: исторический образ России. Любовь и поэзия в судьбе главного героя. Стихотворения Юрия Живаго.

Теория литературы. Поэтический идиостиль (индивидуальный стиль). Понятие «книга стихотворений.

Литература 1955-1985 гг.(2 часа). Общая характеристика. Тенденции развития русской литературы. Официальная литература- апологизация советской действительности, теория бесконфликтности и образ положительного героя. Время «хрущевской оттепели» и его влияние на литературный процесс 60-х гг. тема сталинских репрессий и ГУЛАГа. Документальная и автобиографическая основа произведений разных жанров: повесть «Один день Ивана Денисовича» и опыт художественного исследования «Архипелаг ГУЛАГ» А. И. Солженицына, цикл новелл В.Шаламова «Колымские рассказы».

Военная тема в современной прозе.(1 час). Героическое и философское начало военной прозы. Величие простого солдата, одолевшего смерть и не утратившего веры в жизнь и людей («Горячий снег»). Трагедия выселенных со своих территорий «народов-изменников» («Ночевала тучка золотая»), отсутствие нравственной связи между народом и властью в наиболее напряженные моменты войны («Жизнь и судьба»), драматизм оборотной стороны солдатских будней и подвигов («Прокляты и убиты»). Герои и ситуации. Формы авторского повествования в повестях В.Распутина, Г.Бакланова, Б.Васильева.

В.М.Шукшин (1929-1974).(2 часа). Творческий путь Шукшина. Идейно-эстетическая позиция автора. Традиции и новаторство его рассказов, жанровые и повествовательные особенности. Типология рассказов. Герои Шукшина.

Литература 1985 - 2000 гг.(1 час). Общая характеристика периода. Художественный мир эпохи. Многослойность литературной ситуации: одновременное существование в литературном процессе «возвращенной литературы», «русского зарубежья» и современной отечественной прозы и поэзии. Жанрово-стилевые поиски. Моделирование характеров и психологически острых ситуаций в условиях новой действительности. Спряжение прошлого и современного.

Многообразие поэзии постсоветской литературы. Издание запрещенных ранее поэтов - И.Ходасевич, Г. Иванов, З. Гиппиус и др.

Возвращение поэтических имен И.Бродского, Н.Коржавина, А.Галича. Публикации В.Высоцкого, О. Чичибабина, В.Корнилова.

Современная казахстанская поэзия: основные темы, направления, имена (Н. Чернова, Б. Каирбеков, Б. Канапьянов и др.)

Жанрово-стилевые искания прозы последнего десятилетия 20 века. Художественный мир и авторское сознание А.Битова, В.Маканина, Т.Толстой, Л. Петрушевской и др.

Б.Ш. Окуджава (1927-1998). (1 час). «Полночный троллейбус», «Король», «Голубой шарик», «До свидания, мальчики», «Ваше благоролие, госпожа разлука…» и др.

Городская поэзия Окуджавы. Арбат -символ его поэзии. Соотнесенность пространства города и пространства души. Тема войны, истории, любвиЮ дружбы и братства, творчества. Особенности идиостиля. Излюбленные жанры. Двойное существование поэзии Окуджавы: литературное и музыкальное.

Русское зарубежье - «третья волна».(1 час). «География» русского зарубежья. Общая характеристика - основные тенденции, имена: В.П. Аксёнов, В.Н. Войнович, Г.Владимов, В.Максимов, Саша Сокол, Д. Савицкий и др. Эмигрантская поэзия.и особенности её развития.

Заключеие. (1 час). Место и значение русской литературы 20 века в истории русской и мировой литератур. Сложность становления и развития литературы 20 века. Отображения в её художественном мире драматических катаклизмов эпохи и трагедии советского общества. Продолжения ею лучших традиций русской и мировой литературы и её художественные открытия. Сложность и многообразие литературы этого периода, ее взаимодействие с другими национально-культурными пространствами. Роль выдающихся личностей в формировании культурно-литературного сознания: Н.Бердяев, С.Эйзенштейн, А.Лосёв, С.Авринцев, Д. Шостакович, Д. Сахаров, М. Лотман, Д. Лихачев, Ан. Тарковский, Ч.Айтматов и др.





























Теория литературы

Историко-литературный и жанровый принципы изучения литературы.

Роды литературы: эпос, лирика драма.

Эпические жанры: рассказ. Повесть, новелла, эпос, роман, очерк.

Лирические жанры: ода, элегия, дружеское послание, сонет, подражание, пародия, лирич. стихотворение как ведущая форма поэтического текста.

Лиро-эпические жанры: басня, баллада, поэма (романтическая, историческая, крестьянская, лиро-эпическая, сатирическая).

Драматические жанры: комедия. Трагедия. Драма. Водевиль, мелодрама, пьеса.

Жанровая система рус. лит-ры 2 пол. 19 в. Расцвет прозы. Русский роман и его разновидности. Жанровые особенности рус. драматургии. Своеобразие поэзии середины и конца 19 в. и нач. 20 в. жанры рус. критики.

Поэтика жанра и стиля

Поэтика романа, драмы и лирики. Организация худож-го пространства и времени. Углубление представлений об образе-персонаже. Система образов-персонажей в тв-ве писателя. Углубление представлений о композиционной орг-ии худ-го текста и сюжете. Предметный мир в поэзии и прозе. Худ-ая символика. Понятие об индивидуальном стиле писателя.

Историко-социологический подход изучения литературы.

Актуальные темы и конфликты рус. действительности. Проблема нац-го и общечеловеческого в рус. литературе.

Эстетический и этико-философский принципы.

Понятие об эстетике и этике. Эстетические категории в лит-ре: трагическое, комическое, трагикомическое, идеальное, прекрасное, безобразное. Этико-философские взгляды писателя и их воплощение в худ-ом тв-ве. Проблема добра и зла, преступления и наказания, эгоизма и альтруизма, счастья, любви, долга.







Список произведений для заучивания наизусть.

  1. Ф.И.Тютчев. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.

  2. А.А.Фет. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.

  3. Н.А. Некрвсов. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.

  4. А.А.Блок. 2-3 стихотворения по выбору уч-ся.

  5. В.В.Маяковский «Послушайте!», «Хорошее отношение к лошадям»; отрывки из поэмы «Облако в штанах».

  6. С.А.Есенин «Запели тёсаные дроги…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо к женщине».

  7. О.Э.Мандельштам. 1 стихотворение по выбору учащегося.

  8. М.И.Цветаева. «Идёшь на меня похожий…», «Вскрыла жила…».

  9. А.А.Ахматова. «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «О, знала ль я, когда в одежде белой…», «Приморский сонет».

  10. Поэзия военных лет: по одному стихотворению двух-трёх авторов по выбору учителя.

  11. Б.Л.Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать…», «Сестра - моя жизнь и сегодня в разливе…», «О, знал бы я, что так бывает…».

  12. Б.Ш.Окуджава. 2-3 стихотворения по выбору учителя.

















5. Литература

1.И.Золотарева, Т.Михайлова «Поурочные разработки» 10 кл.

2.Н.Егорова, И.Золотарева «Поурочные разработки» 11 кл.

3. Савельева В.В.,Алматы «Жазушы» 2010, «Русская классическая литература и современность» 10 кл.

4. Бадиков В.В., Алматы «Жазушы» 2011, «Русская литература 20 века. Писатель и эпоха» 11 кл.





















© 2010-2022