- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 7 кл. (КРО)
Рабочая программа по русскому языку 7 кл. (КРО)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Янбаева Г.Р. |
Дата | 12.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ИНЗЕР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО »
На заседании МО учителей русского и английского языка
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Руководитель МО_______________________
Корнева Н.А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________________ Галикаева Р.М.
« 31 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
_______________________ Хайбуллина М.С.
Приказ № 105 от « 31 » августа 2015 г.
Рабочая программа по предмету « Литература»
для 7 б класса (КРО)
( основное общее образование )
на 2015-2016 учебный год
Составлена на основе авторской программы «Литература. 5-11 классы (базовый уровень)» под редакцией В.Я. Коровиной, М. «Просвещение» 2008 г.
Составитель: Янбаева Гузель Рафиковна
учитель русского языка и литературы
второй квалификационной категории
2015 г.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего или среднего (полного) общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 №1089;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Адаптированной образовательной программы основного, среднего общего образования МОБУ СОШ №1 с. Инзер муниципального района Белорецкий район РБ;
- Учебного плана МОБУ СОШ №1 с. Инзер на текущий учебный год;
- «Положения о рабочих программах учителей, реализующих ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС МОБУ СОШ №1 с. Инзер муниципального района Белорецкий район РБ», приказ №119 от 31.08.2015г.
- Примерной программы по учебным предметам.
РП для 7б класса составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ.
Цели и задачи курса данной программы:
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса
Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
-
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана в 7б классе на 2 часа в неделю ( 70 часов)
-
Содержание тем учебного курса.
Введение (1 час)
Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.
Устное народное творчество (5 час)
* Былина «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение нравственных критериев
русского народа.
* Микула - носитель лучших человеческих качеств.
* Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник». Основные черты характера Ильи
Муромца.
* Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины.
* Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок.
Древнерусская литература (2 час)
* «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси.
* «Повесть временных лет». Формирование традиций уважительного отношения к книге.
Русская литература 18 века (2 час)
* Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого».
* Гавриил Романович Державин. Размышление о смысле жизни, о судьбе.
Русская литература 19 века (27 час)
* Александр Сергеевич Пушкин. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в
изображении Полтавской битвы.
* «Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца.
* «Станционный смотритель». Изображение «маленького человека».
* Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова».
* Особенности сюжета. Картины быта ХVI века.
* Стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
* Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба». Особенности жанра повести, изображение
героев.
* Законы и обычаи Запорожской Сечи, особенности сознания запорожцев, их единство.
* Судьба двух братьев.
* Трагедия Тараса Бульбы.
* Классное сочинение.
* Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Бирюк». Художественные особенности рассказа.
* «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям.
* Стихотворения в прозе. Особенности жанра.
* Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины», «Княгиня Трубецкая». Величие
духа русских женщин.
* «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день
часу в шестом…». Некрасовская муза.
* Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил». Нравственные пороки общества. Осуждение покорности мужика.
* «Дикий помещик». Обличение социальных пороков.
* Лев Николаевич Толстой. «Детство». Самосознание ребенка, драматическое познание им
противоречий жизни.
* Мастерство писателя в раскрытии духовного роста, нравственного становления героя.
* Иван Алексеевич Бунин. «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в
семье.
* «Лапти». Самоотверженная любовь Нефеда к больному ребенку.
* Антон Павлович Чехов. «Хамелеон». Картина нравов. Смысл названия.
* «Злоумышленник». Авторская позиция. Юмор в рассказе.
* «Край ты мой, родимый край».
Стихотворения о родной природе. Чтение и анализ стихотворений И.А. Бунина, В.А.
Жуковского, А.К. Толстого
Русская литература 20 века (27 час)
А.И. Бунин. Рассказ «Цифры».
Максим Горький. «Детство». Первые детские впечатления. Путешествие на пароходе.
* Дед Каширин и его сыновья. Зависть и злоба - основы вражды.
* Бабушка, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.
* Сочинение-характеристика литературного героя.
* Владимир Владимирович Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека.
* «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир.
* Леонид Николаевич Андреев. «Кусака». Авторское отношение к событиям.
* Андрей Платонович Платонов. «Юшка». Осознание необходимости сострадания,
милосердия, недопустимости жестокости.
* На дорогах войны… Стихотворения поэтов - участников войны (К.Симонова,
А.Твардовского, А.Суркова).
* Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади». Нравственные проблемы
рассказа.
* Евгений Иванович Носов. «Кукла». Сила внутренней, духовной красоты человека.
* Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро». Поведение мальчиков в минуту опасности.
Стихотворения о родине, родной природе (С.Есенина, Н.Рубцова, Н.Заболоцкого).
* Александр Трифонович Твардовский. Пейзажная лирика. Чтение и анализ стихотворений
«Снега потемнеют синие…», «Июль - макушка лета…», «Братья».
* Дмитрий Сергеевич Лихачев. Главы из книги «Земля родная». Духовное напутствие
молодежи
Зарубежная литература (5 час)
* Роберт Бернс. «Честная бедность». Представление народа о справедливости и честности.
* Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!..». Гимн славы герою, павшему
в борьбе за свободу родины.
* Японские хокку. Особенности жанра.
* Джеймс Олдридж. «отец и сын». Взаимоотношения родителей и детей.
* О.Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности.
* Р. Бредбери «Каникулы». Фантастические рассказы Бредбери как выражение
стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле
Из литературы народов России ( 1 час)
Расул Гамзатов
Краткий рассказ о жизни и творчестве аварского поэта. Возвращение к истокам, основам
жизни. Особенности художественной образности поэта .
-
Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока:
Кол-во уроков:
Дата
по плану:
Дата факт.:
Примеча-ния:
I ЧЕТВЕРТЬ
16
1
Введение. Знакомство со статьёй учебника «Читайте, не торопясь…»
1
05.09
Раздел: Устное народное творчество
5
2
Предания.
1
07.09
3
Былины и их исполнители. Былина «Вольга и Микула Селянинович.
1
12.09
4
Былина «Садко».
1
14.09
5
«Калевала» - карело-финский эпос.
1
19.09
6
Пословицы и поговорки.
1
21.09
Раздел: Древнерусская литература
2
7
Древнерусская литература. «Повесть временных лет».
1
26.09
8
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
1
28.09
Раздел: Произведения русских писателей XVIIIвека
2
9
Знакомство с жизнью, деятельностью и творчеством М.В. Ломоносова.
1
03.10
10
Знакомство с жизнью, деятельностью и творчеством Г.Р. Державина.
1
05.10
Раздел: Произведения русских писателей XIXвека
27
11
Отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник».
1
10.10
12
А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге…»
1
12.10
13
А.С. Пушкин. «Борис Годунов».
1
17.10
14
А.С. Пушкин. Повесть «Станционный смотритель».
1
19.10
15
М.Ю. Лермонтов. Герои «Песни про купца Калашникова…». (Анализ Iчасти)
1
24.10
16
«Песня про купца Калашникова…». Образ Алёны Дмитриевны. (Анализ IIчасти)
1
26.10
IIЧЕТВЕРТЬ
16
17
«Песня про купца Калашникова…». Кулачный бой. (Анализ IIIчасти)
1
07.11
18
Лирика М.Ю. Лермонтова. Стихотворения «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…»
1
09.11
19
Н.В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба». Знакомство с героями, бытом казаков. (Анализ I, IIглав)
1
14.11
20
«Тарас Бульба». Запорожская сечь. (Анализ III, IVглав)
1
16.11
21
«Тарас Бульба». Битва под Дубном. (Анализ V-VIIIглав)
1
21.11
22
«Тарас Бульба». Образ главного героя.(Анализ IXглавы)
1
23.11
23
«Тарас Бульба». Казнь Тараса Бульбы.
(Анализ X,XIIглав)
1
28.11
24
Сравнительная характеристика Остапа и Андрия.
1
30.11
25
Сочинение по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
1
05.12
26
И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк».
1
07.12
27
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы», «Два богача».
1
12.12
28
Н.А. Некрасов. Поэма «Русские женщины».
1
14.12
29
Н.А. Некрасов. Анализ стихотворения «Размышления у парадного подъезда».
1
19.12
30
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин».
1
21.12
31
М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1
26.12
32
Сказочное и реальное в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1
28.12
III четверть
20
33
Л.Н. Толстой. Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность».
1
16.01
34
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Классы».
1
18.01
35
Л.Н. Толстой. Повесть «Детство». Глава «Детство».
1
23.01
36
А.П. Чехов. Рассказы «Хамелеон», «Злоумышленник».
1
25.01
37
«Край ты мой, родимый край…» Стихотворения о родной природе.
1
30.01
Раздел: Произведения русских писателей XX века
27
38
А.И. Бунин. Рассказ «Цифры».
1
01.02
39
А.М. Горький. Повесть «Детство».
1
06.02
40
Первые впечатления Алеши о семье и доме деда Каширина. (Анализ II главы)
1
08.02
41
Образы деда и бабушки Алеши. (Анализ III главы)
1
13.02
42
Становление характера Алеши в каширинском доме. (Анализ IV -VII глав)
1
15.02
43
Дружба Алёши с жильцом Хорошее Дело. (Анализ VIII главы)
1
20.02
44
«Свинцовые мерзости дикой русской жизни» в повести А.М. Горького «Детство». (Анализ XII-XIII глав)
Подготовка к сочинению по повести А.М. Горького «Детство».
1
22.02
45
Легенда о Данко из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».
1
27.02
46
Л.Н. Андреев. Рассказ «Кусака».
1
29.02
47
Проблема человеческого бездушия в рассказе
Л.Н. Андреева «Кусака».
1
05.03
48
В.В. Маяковский. Анализ стихотворения «Необычайное приключение…»
1
07.03
49
Стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».
1
12.03
50
А.П. Платонов. Рассказ «Юшка».
1
14.03
51
А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Автобиографичность рассказа.
1
19.03
52
«В прекрасном и яростном мире». Талант мастера и человека в рассказе А.П. Платонова.
1
21.03
IV четверть
18
53
Б.Л. Пастернак. «Июль», «Никого не будет в доме…»
1
04.04
54
А.Т. Твардовский. Стихотворения поэта.
1
09.04
IV четверть
16
55
Час мужества (интервью с участником Великой Отечественной войны).
1
11.04
56
Ф.А. Абрамов. Рассказ «О чём плачут лошади».
1
16.04
57
Е.И. Носов. Рассказ «Кукла».
1
18.04
58
Е.И. Носов. Рассказ «Живое пламя».
1
23.04
59
Ю.П. Казаков. Рассказ «Тихое утро».
1
25.04
60
Д.С. Лихачёв. Главы из книги «Земля родная».
1
30.04
61
М.М. Зощенко. Рассказ «Беда».
1
02.05
62
Стихотворения русских поэтов XXвека о родной природе.
1
07.05
63
Стихотворения русских поэтов XXвека о родной природе.
1
09.05
64
Песни на стихи русских поэтов XXвека.
1
14.05
65
Расул Гамзатов. «Земля как будто стала шире…»,
«И опять за спиною родная земля…»
1
16.05
Раздел: Зарубежная литература
5
66
Зарубежная поэзия. Роберт Бёрнс. «Честная бедность».
1
21.05
67
Джордж Гордон Байрон «Ты кончил жизни путь герой!».
1
23.05
68
Зарубежная поэзия. Японские трёхстишия.
1
28.05
69
О.Генри. Рассказ «Дары волхвов».
1
30.05
70
РэйБрэдбери. Рассказ «Каникулы».
1
31.05
6. Требования к уровню подготовки обучающихся .
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения - только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
7. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2008.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2008.
Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для7-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2004.
Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2006.
Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2006.
Для учителя:
Аркин И.И. Уроки литературы в 7-8 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2004.
Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 7 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2009.
Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 7 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2000.
Мультимедийные пособия.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Уроки литературы в 7 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.
Приложение 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 С. ИНЗЕР
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА БЕЛОРЕЦКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«РАССМОТРЕНО И ПРИНЯТО »
На заседании МО учителей русского и английского языка
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Руководитель МО_______________________
Корнева Н. А.
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
_______________________
Галикаева Р.М.
« 31 » августа 2015г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
______________________________
Хайбуллина М.С.
Приказ № 105 от « 31 » августа 2015 г.
Контрольно - оценочный материал
по предмету «Литература»
класс 7 б
учебный год 2015-2016
учитель Янбаева Гузель Рафиковна
2015 г.
Контрольно- измерительный материал
Вид работы: итоговое контрольное тестирование (1 полугодие)
ВАРИАНТ 1
1. Определите жанры следующих произведений:
а) Летом одет, зимой раздет.
б) Любишь кататься - люби и саночки возить.
в) «…….. о Белгородском киселе»
г) «Илья Муромец и Соловей Разбойник»
2. Что такое летопись?
А) рассказ о важных событиях из истории Древней Руси;
Б) сказки о Древней Руси;
В) былины;
Г) рассказы о жизни святых.
3. . К какому роду литературы относят былины?
А) лирика. Б) драма. В) эпос.
-
Соотнесите сочетания слов, взятых из произведений В.М.Ломоносова, с соответствующими им стилями.
А) высокий. Б) средний. В) низкий.
Несчастный случай, внимает, повар, рассуждаешь, простак, зрак Петров, дерзайте ободренны, недра отечества, жаркое.
5. . Выбрать определение гиперболы.
А) один из тропов, чрезмерное увеличение свойств изображаемого предмета.
Б) один из тропов, сопоставление предметов и явлений по их внешнему сходству, присущим им качествам.
В) один из тропов, перенесение свойств одного предмета или явления на другой но основании общего их признака.
6. Каково отношение А.С.Пушкина к Петру І в поэме «Медный всадник»?
А) восторженное. Б) негативное.
В) двойственное. Г) равнодушное.
-
Что явились источником для создания А.С.Пушкиным «Песни о Вещем Олеге»?
А) «Повесть временных лет».
Б) «история государства Российского» Н.М.Карамзина.
В) исторические хроники.
-
Каким предстает в «Песне…» царь Иван Васильевич?
А) добрым царем-батюшкой.
Б) жестоким, бессердечным властителем.
В) справедливым и мудрым правителем.
-
Какие задачи ставил перед собой Тарас Бульба в борьбе с поляками?
А) расширение границ русского государства.
Б) борьба за национальную независимость Украины.
В) завоевание славы среди казаков.
-
Каково отношение автора Н.А.Некрасова к княгине Трубецкой в поэме «Русские женщины»?
А) сочувствие ее доли. Б) восхищается ее мужеством.
В) не разделяет убеждений героини. Г) осуждает героиню.
-
Как в стихотворении «Размышления…» Н.А.Некрасова нарисован образ вельможи?
А) сочувственно Б) сатирически.
В) реалистически Г) обличительно.
12. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Его глаза сияют
Лик его ужасен. Движенья быстры.
Он прекрасен.
Он весь как божия гроза. Идёт…
13. Как два генерала оказались на необитаемом острове?
А) Прилетели на ковре-самолете
Б)В результате кораблекрушения
В)По щучьему велению, по моему хотению
14. Назовите троп- особое, образное определение, отличающееся художественной выразительностью
Ключи
ВАРИАНТ 1
№ вопроса
№ ответа
1
а) загадка
б) пословица
в) «Сказание…»
г) былина
2
А
3
В
4
Б, А, В,Б, В,А, А,А.В
5
А
6
В
7
А
8
Б
9
Б
10
Б
11
Г
12
Петр 1 в поэме «Полтава» А.С.Пушкина
13
В
14
эпитет
ВАРИАНТ 2
1. Определите жанры следующих произведений:
а) Висит груша - нельзя скушать.
б) Семеро одного не ждут.
в) «…Владимира Мономаха».
г) «На день восшествия на престол…», М.В.Ломоносов.
2. Что не относится к устному народному творчеству?
А) потешка;
Б) поговорка;
В) пестушка;
Г) роман.
-
Выбрать определение жанра былины.
А) жанр русского фольклора, эпическая песня героико-патриотического содержания, повествующая о богатырях и исторических событиях средневековой Руси.
Б) жанр фольклора, близкий к народной балладе, в котором содержится лирическая оценка какого-либо исторического события и исторической личности.
В) жанр русской средневековой литературы, содержащий описание легендарных и реальных событий и мифологических представлений.
4. Какова основная тема стихотворения Г.Р. Державина «На птичку»?
А) призыв к защите всего живого.
Б) осуждение жестокости человека.
В) тема свободы поэтического творчества.
5. Определите стихотворный размер отрывка из оды М.В.Ломоносова.
…Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладком и труде…
А) хорей. Б) ямб. В) дактиль. Г) анапест.
-
На какие чувства читателя воздействует А.С.Пушкин в приведенном описании боя? .. Швед, русский - колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, топот, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…
А) зрительное восприятие. Б) звуковое восприятие. В) духовное восприятие
7. За что бился в кулачном бою купец Калашников?
А) показать царю удаль.
Б) за младших братьев.
В) за честь семьи.
Г) за родину
8. С какой целью Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба» при описании боя запорожцев с врагами использует приемы народного творчества?
А) подчеркнуть физическую силу казаков.
Б) провести параллель образов казаков с богатырями.
В) показать любовь народа к казакам.
9 Определите жанр «Русских женщин» Н.А.Некрасов:
А) повесть. Б) поэма. В) рассказ. Г) баллада.
-
Какими в «Размышлении…» Н.А.Некрасов изображены крестьяне?
А) былинными героями. Б) тружениками-кормильцами.
В) нищими и забитыми. Г) обобщенный образ подвижников и страдальцев.
11. Определите по портрету героя его имя, автора и название произведения.
Хладнокровен, расчётлив в бою. Уверен, его сила приобрела «широкую силу качеств льва». Начал заниматься учёбой только под угрозой не попасть в Сечь.
12. «Прошёл день, прошёл другой; мужичина до того изловчился, что даже стал в пригоршне суп варить...» - это отрывок из:
А)«Дикого помещика»;
Б)«Премудрого пескаря»;
В)«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил».
13. Назовите троп- изображение явлений природы и неодушевлённых предметов как живых существ.
.
Ключи
ВАРИАНТ 2
№ вопроса
Ответ
1
а) загадка
б) пословица
в) житие
г) ода
2
Г
3
А
4
В
5
А
6
Б
7
В
8
Б
9
Б
10
Г
11
Остап в повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
12
В
13
олицетворение
Итоговый тест
1. В каком произведении А.С.Пушкин проявляет интерес к русской истории, прославляет мужество и отвагу русских людей?
а) поэма «Полтава»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) Повесть «Станционный смотритель»
2.Автор «Песни о купце Калашникове…»:
а) А.С.Пушкин
б) М.Ю.Лермонтов
в) Н.В.Гоголь
3. Кто не является персонажем повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»?
а) Тарас Бульба
б) князь Олег
в) Остап
4. Какой герой в повести Н.Гоголя «Тарас Бульба» произносит приведенные ниже слова:
«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?», «Есть еще порох в пороховницах!»
а) Остап
б) Андрий
в) Тарас Бульба
5. Кто из великих писателей (поэтов) написал стихотворение в прозе «Русский язык»?
а) Г.Р.Державин
б) А.С.Пушкин
в) И.С.Тургенев
6. После какого исторического события в России Н.А.Некрасов написал поэму «Русские женщины»?
а) война с Наполеоном 1812г.
б) восстание декабристов
в) отмена крепостного права
7. К какому жанру мы отнесем произведения М.Е.Салтыкова-Щедрина?
а) повесть
б) стихотворение
в) сказки
8. О ком рассказывает А.П.Чехов в рассказе «Хамелеон»
а) о ящерице, которая быстро меняет цвет кожи
б) о двуличном чиновнике (полицейском)
9. Писатель П.Х.Максимов пишет: « Его биография ошеломила меня: это была суровая, но и прекрасная сказка о человеке, вышедшем из народных низов, поднявшемся на самые высокие вершины человеческой культуры и ставшем властителем душ, всемирно известным писателем…». О ком написаны эти строки?
а) Л.Н.Толстой
б) И.А.Бунин
в) М.Горький
10. В каком стихотворении В.В.Маяковского мы встретим строки:
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить - и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой -
и солнца.
а) «Хорошее отношение к лошадям»
б) «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»
11. Какая тема поднята в рассказе Е.Носова «Кукла»?
а) тема Родины
б)протест против равнодушия, безразличного отношения к окружающему миру
в) тема Великой Отечественной войны
12. В рассказе Ю.П.Казакова «Тихое утро» два главных героя. Кто из них лучше знаком с деревенской жизнью?
а) Яшка
б) Володя
13. Л.Н.Толстой в своей повести «Детство» пишет:
а) о себе и своих переживаниях
б) о брате и его переживаниях
в) о друзьях
14. Композиция - это:
а) эпизод литературного произведения
б) столкновение персонажей
в) построение произведения
15. Кто вышел из стен Царскосельского лицея:
а) М.Ю.Лермонтов
б) Н.В.Гоголь
в) А.С.Пушкин
16. Стихотворный трехсложный размер с ударением на втором слоге:
а) Ямб
б) Амфибрахий
в) Дактиль
17. Известный учёный, писатель, историк, публицист, автор статей «Молодость - это жизнь», «Береги честь смолоду»:
а) Ю.П.Казаков
б) Д.С.Лихачёв
в) В.Г.Распутин
18. Автор рассказа «О чём плачут лошади»:
а) Ф.А.Абрамов
б) М.Горький
в) Ю.П.Казаков
19. Автор автобиографической трилогии «Детство. В людях. Мои университеты»:
а) Н.В.Гоголь б)Л.Н.Толстой в) М.Горький
20. Кто подписывал свои рассказы псевдонимом «Человек без селезёнки»:
а) В.Г.Распутин
б) А.П.Чехов
в) И.А.Бунин
Ответы
1-а 11-в
2-б 12-а
3-б 13-а
4-в 14-в
5-в 15-в
6-б 16-б
7-в 17-б
8-б 18-а
9-в 19-в
10-б 20-б
Нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по литературе.
-
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
-
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
-
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
-
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
-
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
-
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
-
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
2. Оценка сочинений.
Сочинение - основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
а) умение раскрыть тему;
б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
в) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
-
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
-
полнота раскрытия темы;
-
правильность фактического материала;
-
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
-
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
-
стилевое единство и выразительность речи;
-
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.
Отметка
Основные критерии отметки
Содержание и речь
Грамотность
«5»
-
Содержание работы полностью соответствует теме.
-
Фактические ошибки отсутствуют.
-
Содержание излагается последовательно.
-
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
-
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.
Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4»
-
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
-
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
-
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
-
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
-
Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
«3»
-
В работе допущены существенные отклонения от темы.
-
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
-
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
-
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
-
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.
«2»
-
Работа не соответствует теме.
-
Допущено много фактических неточностей.
-
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
-
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
3. Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 - 100 %;
«4» - 78 - 89 %;
«3» - 60 - 77 %;
«2»- менее 59 %.