Разработка урока по литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока литературы в 5 классе

Учитель русского языка и литературы: Лекомцева В.С.

«Внеклассное чтение: конкурс чтецов «Поэты XIX века о русской природе»

Цели урока:

  • Обучающая: обучение ребят описанию предмета; формирование умений и навыков работы с поэтическим и прозаическим текстами для сбора материала к сочинению; орфографическая работа для предупреждения ошибок; закрепление знаний учащихся о тропах, их роли в тексте, обогащение словарного запаса учащихся;

  • Развивающая: развитие речи - усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивности, эмоциональности); развитие у учащихся навыков самостоятельного сбора материала к сочинению, развитие творческого воображения, ассоциативного мышления и творческих способностей, создавая на уроке благоприятную атмосферу;

  • Воспитывающая: воспитание бережного отношения к природе, умение видеть красоту в окружающем нас мире; формирование глубокого уважения к родной природе и Родине, эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости.

Оборудования: книги, тетради, презентация к уроку «Поэты XIX века о русской природе»», компьютер, мультимедийный проектор или интерактивная доска.



Ход урока

  1. Организационный момент.


  1. Проверка домашнего задания.

А.И.Куприн советовал начинающим писателям: «В описаниях помни, что так называемые «картины природы» видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый видит по-своему».

Такие «картины природы» мы рассматриваем в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога» и «Бесы».

Учитель: И вот, заканчивая работу над этими произведениями, мы должны ответить на вопрос: «Какую роль играет описание природы в художественном произведении?»

(Описание природы помогает представить место, где будут разворачиваться события; помогает понять характер героев, их чувтсва, настроение, отношение к происходящему)

Сообщение Вяхиревой А. «Описания природы в произведениях А.С. Пушкина»

  1. Новая тема.

Запись в тетрадь:

Пейзаж - в произведении художественной литературы помогает нам не только представить место и время происходящих событий, но и почувтствовать настроение героя, чувства и мысли автора.

Учитель: Я предлагаю вам задуматься над словами К.Батюшкова, которые я взяла эпиграфом ко второй части нашего урока:

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже.

(К.Н.Батюшков)

Вопросы к классу:

- Как вы понимаете эти слова?

(Каждому человеку дороги близкие люди: родители, братья, сёстры, друзья. Природа-мать дороже всего, потому что является неотъемлемой частью родного края, Родины. Где бы ни находился человек, он всегда вспоминает родной край, родную природу)

Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке дальше?

(О природе; о произведениях, предметом изображения которых будет природа)

Есть стихотворения, в которых автор и герой размышляют о смысле жизни. Это философская лирика.

Есть стихотворения, которые автор посвящает своим друзьям. Это дружеская лирика.

А есть стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, которые он испытывает, глядя на эти картины природы.

- Как будет называться такая лирика? (Пейзажная)

Запись в тетрадь:

Тема урока: Поэты XIX века о русской природе.

Итак, тему урока сформулировали, а теперь давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

  1. Учиться выразительно читать и анализировать стихотворение;

  1. уметь находить изобразительно-выразительные средства языка (можно перечислить);

  2. отметить мастерство русских поэтов 19 в. в создании картин природы, образа Родины.)

Работа с учебником: стр.153 - выразительное чтение вступительной статьи.

Природа вдохновляла поэтов и прозаиков на создание художественных произведений. А.С.Пушкин не стал исключением. И сегодня на уроке мы познакомимся с его прозаическим и стихотворным произведениями о природе.

Отрывок из очерка «Путешествие в Арзрум»

Стихотворение «Обвал»


  1. Закрепление.

Вопросы к классу:

- Что сближает стихотворение и прозаический отрывок?

(И в стихотворении, и в прозаическом отрывке изображается Терек. Это грозная стихия! Терек обрушивает свои воды на всё, что преграждает путь, обтачивает подошвы гор. Но во время обвала река может быстро превратиться в небольшой ручей, а то и вовсе обмелеть)

Найдите в стихотворении эпитеты и олицетворения, предварительно напомнив, что такое эпитет, олицетворение?

Эпитет - художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувтсва автора по отношению к нему.

Олицетворение - изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

(Эпитеты: «Упорный гнев», «могучий вал».

Олицетворения: «Терек злой», «О Терек, ты прервал свой рев»)

С какой целью автор употребляет эти эпитеты и олицетворения?

(Чтобы показать нрав Терека, его силу и мощь)

- С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

(Свирепый, разъярённый зверь, прыгающий с камня на камень; табун лошадей, несущийся по степи; ураган, сметающий всё на своём пути)

- Почему привели такие сравнения?

(Автор передаёт не только силу и мощь горной реки,но и звук, который она издаёт)

А теперь чтение наизусть любимых стихотворений о природе.

Стихотворения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова.

Вернёмся к определению «Пейзажная лирика». Так какие же чувства испытывает автор, глядя на такие картины природы?

(Восторг, восхищение, захватывает дух; природа Кавказа не оставляет равнодушным никого; склоны гор покрыты густыми зарослями; вершины гор то сткрыты густой пеленой, сквозь которую едва пробиваются солнечные лучи, то ослепительно сверкают на солнце)

  1. Итоги.

А теперь подведём итоги.

- И заканчивая урок, я бы хотела отметить, что природа, по словам Ф.Тютчева, «не бездушный лик», в ней «есть душа», есть любовь, есть язык. И я надеюсь, что вы эту душу тоже сумеете увидеть

  1. Рефлексия.

- Что запомнилось?

- Что показалось наиболее интересным?

- Какие вопросы хотите задать друг другу?

- Как вы думаете, те знания, которые вы приобрели на уроке, где можно использовать в дальнейшем?

(Беря в руки худ.произведение, мы должны вдумчиво читать, внимательнее относиться к описаниям, т.к. они являются важной частью любого произведения)

Оценки за урок.

Домашнее задание: М.Ю. Лермонтов. История создания «Бородино», отвечать на вопросы





© 2010-2022