- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Обособленные члены предложения. Обобщение
Конспект урока по русскому языку на тему: Обособленные члены предложения. Обобщение
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Старостина Н.Н. |
Дата | 09.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока русского языка в 8 классе на тему:
" Обособленные члены предложения. Обобщение".
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Работа над ошибками.
Из домашнего упражнения на доске выписано предложение:
В 120 километрах от города Пскова находится Пушкинский государственный заповедник об..ед..нивший места теснейшим образом связ..ные с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (Объяснить орфографию и пунктуацию в предложении).
3.Работа по теме.
-
Фронтальное повторение теоретического материала и отработка применения его на практике.
-
двое учащихся по очереди работают на компьютерном тренажере "Фраза";
-
двое учащихся у доски работают по карточкам;
Карточка № 1.
Для дружбы Пушкина и Пущина счастливо совпало все созвучие фамилий и чувство взаимной симпатии еще при самом вступлении в Лицей соседство комнат и невидимая взаимная предрасположенность характеров всегда составляющая основу дружбы. (Объяснить пунктуацию, составить схему).
Карточка № 2.
Павел Нащокин бе..заветный друг Пушкина последней поры его жизни. В 30-х годах Пушкин бывая в Москве неизменно останавливался у Нащокиных в доме ставш..м для него родным. (Пунктуационный разбор)
- весь класс работает в тетрадях, записывая предложение с последующим комментарием орфографии и пунктуации:
Среди воспоминаний об А.С.Пушкине особой дружеской теплотой
выделяются воспоминания И.Пущина, первого человека, навестившего
поэта-изгнанника в Михайловском.
4. Лексическая работа.
- Что такое дружба?
-Дружба - отношения между кем-либо, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов.
(После объяснения учащихся обращаемся к толковому словарю, где учащийся читает точное определение слова "дружба").
- дается толкование слова "духовный" (связанный с внутренним, нравственным миром человека).
- подбор однокоренных слов к слову "дружба":
Дружелюбие - дружеское расположение, доброжелательное отношение;
Дружественный - основанный на дружбе, взаимно благожелательный;
Дружный - связанный дружбой, взаимным согласием;
Дружеский - прилагательное к "друг".
- Учитель знакомит с устаревшим словом "ДРУЖЕСТВО"- то же, что и дружба, у Пушкина есть строки:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы.
5. Словообразовательный анализ (все слова по мере того, как их называли, записывались на доске, учащимся предложено произвести морфемный разбор; необходима помощь учителя).
6. Подготовка к творческой работе.
- Презентация "Дружба в жизни поэта"
1-й слайд "Задушевные товарищи Пушкина - лицеисты":
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен,
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
2-й слайд "У камина в Михайловском"
Думы о друзьях ни на минуту не покидали поэта.
3-й слайд "Пушкин и няня"
Единственным человеком, кто скрашивал одиночество поэта, была его няня Арина Родионовна
Ее простые речи и советы
И полные любови укоризны
Усталое мне сердце ободряли
Отрадой тихой...
4-й слайд "Зимняя дорога"
И вот однажды зимним морозным днем раздался звон колокольчика...
5-й слайд "Приезд Пущина":
Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
6-й слайд "Пушкин и Пущин в Михайловском"
Этот эпизод из жизни поэта запечатлел на своей картине русский художник Николай Николаевич Ге. (Учащимся предложено не только внимательно посмотреть на репродукцию картины, но и внимательно послушать, потому что следующим заданием будет изложение-миниатюра, с обязательным включением в текст максимального количества обособленных членов).
А.С.Пушкина, переведенного из южной ссылки в северную, первым навестил в селе Михайловском его друг И. Пущин, смело нарушивший во имя дружбы запрет полиции. Об этой встрече рассказывает нам художник Н.Н.Ге.
Небольшая комната, в одно окно, квадратная, с портретом Байрона на одной из стен. На полу, на столе, на камине - везде книги, бумага, конверты. Это они, в беспорядке разбросанные здесь, красноречиво говорят о неутомимой работе опального поэта.
В центре картины - А.С. Пушкин, с вытянутой рукой, горячими глазами, воодушевленный чтением.
Внимательны его слушатели: И. Пущин, уютно расположившийся в кресле напротив поэта и не спускающий с него глаз. И его няня, старая, забывшая о своем вязании, любующаяся своим воспитанником.
Все в картине дышит простотой, теплотой, искренностью. Чувствуется, что эта встреча, пусть совсем недолгая, очень много значит для лицейских друзей.
- словарная работа:
Опальный - находящийся в опале. Опала - немилость, нерасположение.
- работа по содержанию:
- на какие обособленные члены обратили внимание?
- предлагается желающим пересказать текст:
- учитель еще раз читает текст, после чего учащиеся пишут работу.
(Два - три человека выполняют тест на компьютере).
7. Заслушиваются работы учащихся, комментируются учителем.
8. Подведение итогов урока, оценки.
9. Домашнее задание: Упр. № 327 (часть первая), подготовка к контрольной работе.