Конспект урока по русскому языку на тему: Обособленные члены предложения. Обобщение

Конспект урока по русскому языку для 8 класса на тему: "Обособленные члены предложения. Обобщение". На данном уроке происходит проверка домашнего задания, фронтальное повторение теоретического материала и отработка применения его на практике, учащиеся по очереди работают на компьютерном тренажере "Фраза"; учащиеся у доски работают по карточкам. Проводится лексическая работа: разбирается смысл слова дружба и однокоренных к нему слов. Словообразовательный анализ (все слова по мере того, как их наз...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока русского языка в 8 классе на тему:

" Обособленные члены предложения. Обобщение".

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Работа над ошибками.

Из домашнего упражнения на доске выписано предложение:

В 120 километрах от города Пскова находится Пушкинский государственный заповедник об..ед..нивший места теснейшим образом связ..ные с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. (Объяснить орфографию и пунктуацию в предложении).

3.Работа по теме.

  • Фронтальное повторение теоретического материала и отработка применения его на практике.

  • двое учащихся по очереди работают на компьютерном тренажере "Фраза";

  • двое учащихся у доски работают по карточкам;

Карточка № 1.

Для дружбы Пушкина и Пущина счастливо совпало все созвучие фамилий и чувство взаимной симпатии еще при самом вступлении в Лицей соседство комнат и невидимая взаимная предрасположенность характеров всегда составляющая основу дружбы. (Объяснить пунктуацию, составить схему).

Карточка № 2.

Павел Нащокин бе..заветный друг Пушкина последней поры его жизни. В 30-х годах Пушкин бывая в Москве неизменно останавливался у Нащокиных в доме ставш..м для него родным. (Пунктуационный разбор)

- весь класс работает в тетрадях, записывая предложение с последующим комментарием орфографии и пунктуации:

Среди воспоминаний об А.С.Пушкине особой дружеской теплотой
выделяются воспоминания И.Пущина, первого человека, навестившего
поэта-изгнанника в Михайловском.

4. Лексическая работа.

- Что такое дружба?

-Дружба - отношения между кем-либо, основанные на взаимной
привязанности, духовной близости, общности интересов.

(После объяснения учащихся обращаемся к толковому словарю, где учащийся читает точное определение слова "дружба").

- дается толкование слова "духовный" (связанный с внутренним, нравственным миром человека).

- подбор однокоренных слов к слову "дружба":

Дружелюбие - дружеское расположение, доброжелательное отношение;

Дружественный - основанный на дружбе, взаимно благожелательный;

Дружный - связанный дружбой, взаимным согласием;

Дружеский - прилагательное к "друг".

- Учитель знакомит с устаревшим словом "ДРУЖЕСТВО"- то же, что и дружба, у Пушкина есть строки:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы.

5. Словообразовательный анализ (все слова по мере того, как их называли, записывались на доске, учащимся предложено произвести морфемный разбор; необходима помощь учителя).

6. Подготовка к творческой работе.

- Презентация "Дружба в жизни поэта"

1-й слайд "Задушевные товарищи Пушкина - лицеисты":

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен,

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

2-й слайд "У камина в Михайловском"

Думы о друзьях ни на минуту не покидали поэта.

3-й слайд "Пушкин и няня"

Единственным человеком, кто скрашивал одиночество поэта, была его няня Арина Родионовна

Ее простые речи и советы

И полные любови укоризны

Усталое мне сердце ободряли

Отрадой тихой...

4-й слайд "Зимняя дорога"

И вот однажды зимним морозным днем раздался звон колокольчика...

5-й слайд "Приезд Пущина":

Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил.

6-й слайд "Пушкин и Пущин в Михайловском"

Этот эпизод из жизни поэта запечатлел на своей картине русский художник Николай Николаевич Ге. (Учащимся предложено не только внимательно посмотреть на репродукцию картины, но и внимательно послушать, потому что следующим заданием будет изложение-миниатюра, с обязательным включением в текст максимального количества обособленных членов).

А.С.Пушкина, переведенного из южной ссылки в северную, первым навестил в селе Михайловском его друг И. Пущин, смело нарушивший во имя дружбы запрет полиции. Об этой встрече рассказывает нам художник Н.Н.Ге.

Небольшая комната, в одно окно, квадратная, с портретом Байрона на одной из стен. На полу, на столе, на камине - везде книги, бумага, конверты. Это они, в беспорядке разбросанные здесь, красноречиво говорят о неутомимой работе опального поэта.

В центре картины - А.С. Пушкин, с вытянутой рукой, горячими глазами, воодушевленный чтением.

Внимательны его слушатели: И. Пущин, уютно расположившийся в кресле напротив поэта и не спускающий с него глаз. И его няня, старая, забывшая о своем вязании, любующаяся своим воспитанником.

Все в картине дышит простотой, теплотой, искренностью. Чувствуется, что эта встреча, пусть совсем недолгая, очень много значит для лицейских друзей.

- словарная работа:

Опальный - находящийся в опале. Опала - немилость, нерасположение.

- работа по содержанию:

- на какие обособленные члены обратили внимание?

- предлагается желающим пересказать текст:

- учитель еще раз читает текст, после чего учащиеся пишут работу.

(Два - три человека выполняют тест на компьютере).

7. Заслушиваются работы учащихся, комментируются учителем.

8. Подведение итогов урока, оценки.

9. Домашнее задание: Упр. № 327 (часть первая), подготовка к контрольной работе.




© 2010-2022