Материалы к уроку литературы в 11 классе Литература Серебряного века (обзор)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Литература Серебряного века ( общий обзор)

Материалы для проведения урока-лекции в 11 классе



Русская литература конца 19- начала 20-го веков сложилась в неполные три десятилетия (1890-1910г.г.), но пришла к удивительно ярким, самостоятельным по значению достижениям. Они определились очень быстро, несмотря на одновременность с творчеством ряда великих художников-классиков. В этот период вышли в свет многие произведения Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, В.Г.Короленко. В момент зарождения новейшей поэзии живы были многие ее предтечи: А.Фет, Вл.Соловьев, Полонский, Случевский. Молодое поколение авторов было кровно связано с русской классической литературой, однако по ряду объективных причин проложило свой путь в искусстве.

Россия начала 20 века пережила три революции: 1905-1907 г.г., Февральскую и Октябрьскую 1917г. - и предшествующие им войны: русско-японскую (1904-1905), первую мировую (191401918). В бурное и грозное время противоборствовали три политические позиции : сторонников монархизма, защитников буржуазных реформ, идеологов пролетарской революции. Возникли неоднородные программы кардинальной перестройки страны. Одна - «сверху»,средствами самых исключительных законов, «приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей…, какого еще не видела история» (П.А.Столыпин). Другая - «снизу», путем «ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией» (В.И.Ленин).

Русскому искусству всегда были чужды идеи любого насилия. Не принимались они и теперь. Л.Толстой в 1905 году предчувствовал. Что мир «стоит на пороге огромного преобразования». Изменению «форм общественной жизни» он предпослал духовное самоусовершенствование личности.

Ощущение всеобщей катастрофичности и мечта о возрождении человека предельно обострились у младших современников Толстого. Спасение усматривалось не «сверху» и не «снизу»,а 2Изнутри» - в нравственном преображении. Человек этой противоречивой, кризисной эпохи понимал. Что живет в особое время, предчувствовал надвигающуюся катастрофу. Находился в состоянии растерянности. Беспокойства, осознавал свое роковое одиночество. Заново подвергались анализу вечные проблемы: смысла жизни и духовности людей. Культуры и стихии, искусства и творчества.

Культура этого периода поражает обилием талантов и художественных поисков, необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, художественной прозы, театральног искусства. Это явление в русской культуре и получило название Серебряного века.

Образное выражение «Серебряный век», ставшее в искусствознании и литературоведении терминологическим определением эпохи рубежа 19-20в.в., впервые возникло в критике тех лет, посвященной новым явлениям в русской поэзии. Это название было предложено философом Н.Бердяевым, но четко закрепилось за поэзией модернизма после появления статьи Н. Оцупа «Серебряный век русской поэзии»(1933). В настоящее время объем этого понятия включает не только литературу, но и философию., живопись, музыку, театр.

Русский поэтический Серебряный век истоками уходит в 19 столетие и всеми корнями прорастает в век «золотой», в гениальное творчество Пушкина и пушкинской плеяды поэтов. «Золотой век» в истории русской литературы был порю господства поэзии; длился он недолго - полтора десятилетия. Уже в начале 30-х годов 19 века пришла новая пора - эпоха прозы, продержавшаяся лет 60-65. Ее сменила новая поэтическая эпоха, и названная Серебряным веком.

Но было бы неверно назвать Серебряный век только веком поэзии - на рубеже веков творческого расцвета достигли представители различных направлений и жанров в литературе. Большая часть мастеров слова ощущала свою эпоху как время небывалых свершений. Когда значение литературы в жизни страны резко возросло. Пути развития новой литературы различные писатели представляли неоднозначно. Литературное развитие той поры нельзя свести к единому центру или простейшей смене направлений. В искусстве слова сосуществовали очень разные, порой противоречивые мировоззрения. Но при всей разнице взглядов было в позиции всех писателей рубежа эпох нечто общее, что блестяще уловил профессор С.А.Венгеров. Ученый отметил, что объединяющим общественника М.Горького и индивидуалиста К.Бальмонта, реалиста И.Бунина и символистов В.Брюсова, А.Блока и А.Белого, пессимиста Ф.Сологуба и оптимиста А.Куприна был «вызов традициям обыденщины, устремление в высь, в даль, в глубь, но только прочь от постылой плоскости серого прозябания»

И размежевание, и внутреннее сближение литературных кругов объясняется общими процессами в искусстве начала века. С начала 1890-хг.г. группа символистов провозгласила свое полное неприятие современного им реализма. С тех пор и началось противоборство двух художественных направлений.

ОСОБЕННОСТИ НОВЕЙШЕЙ ПОЭЗИИ

Три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. В литературоведении принято называть модернистскими.

Модернизм (от франц. - «модерн»- новый) - литературное направление, характеризующееся ощущением катастрофичности мира, разрывом с традициями реализма, преобладанием мотивов одиночества и иллюзорной свободы художника. Уходящего из реальности в мир своих фантазий, воспоминаний и грез. Русский модернизм был представлен символизмом. Акмеизмом и футуризмом, которые. Опираясь на общую основу, шли в поэзии самостоятельным путем.

СИМВОЛИЗМ

(от греч.- знак, символ)

Первое и самое крупное из модернистских течений. Начало было положено Д.Мережковским в докладе «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Он установил три главных элемента новейшей поэзии: «мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности». В 1894 году вышел в свет первый сборник «Русские символисты». Мэтром символизма стал поэт Валерий Брюсов. Для символизма характерны:

  • Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной Красоты;

  • Отношение к слову как к посланию со многими смыслами, как к шифру духовной тайнописи;

  • Изысканная образность, музыкальность и легкость слога;

  • Поэтика намека и иносказания;

  • Уход от реальности.

  • Вот характерное для символизма стихотворение В.Брюсова «Творчество»:

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне.

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене.



Фиолетовые руки

На эмалевой стене

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…



Всходит месяц обнаженный

При лазоревой луне…

Звуки реют полусонно,

Звуки ластятся ко мне.



Тайны созданных созданий

С лаской ластятся ко мне.

И трепещет тень латаний

На эмалевой стене..

Брюсов считал, что «цель символизма - рядом сопоставленных образов как бы загипнотизировать читателя».

В русском символизме существовало два потока: «старшие символисты» (Д.Мережковский, З.Гиппиус, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб) и выделившиеся в 1900-х годах «младосимволисты» (А.Белый - теоретик группы, А.Блок, Вяч.Иванов, С.Соловьев). Каждый из поэтов-символистов - яркая, независимая индивидуальность со своим видением мира и себя нем. «Старшие символисты» видели в символизме прежде всего школу с определенной техникой, а у «младших» возобладала мистико-религиозная трактовка этого понятия. А.Белый писал: «Символ - это окно в вечность».

Вл.Соловьев так сформулировал сущность символизма:

Милый друг, иль ты не знаешь,

Что все видимое нами -

Только отблеск. Только тени

От незримого очами?

От философа Соловьева символисты переняли веру в Софию, воплощение Мудрости, Добра и Красоты, осуществление связи человека с Богом.

Литературная жизнь Петербурга в начале Серебряного века кипела и концентрировалась на «Башне» у В.Иванова и в салоне Мережковского - Гиппиус: индивидуальности развивались, переплетались, отталкивались в горячих дискуссиях. Философских диспутах. Импровизированных уроках и лекциях. В процессе этих споров от символизма отошли новые течения и школы - акмеизм, главой которого стал Н.Гумилев, и эгофутуризм, представленный в первую очередь творчеством Игоря Северянина.

АКМЕИЗМ

(от греч. «акме» - высшая степень, расцвет чего-либо0

Это течение возникло в начале 1910-х годов и поначалу было близко символизму. В октябре 1911 года было основано новое литературное объединение - «Цех поэтов». Он стал школой формального мастерства, безразличного к особенностям мировоззрения участников. Но уже в 1912 году на одном из заседаний «Цеха» было решено объявить о возникновении нового поэтического течения, в котором объединились Н.Гумилев, Анна Ахматова, С.Городецкий, Осип Мандельштам, В.Нарбут. акмеисты провозгласили своими основными принципами

  • Освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности, «радостного любования бытием»;

  • Стремление придать слову определенное. Точное значение, основывать произведения на конкретной образности;

  • Обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

  • Поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытного природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

На смену неопределенным, красивым, возвышенным символам и недосказанности пришли простые предметы, карикатурные композиции, острые, вещные знаки мира. Поэты-новаторы ощущали себя создателями свежих слов и не столько пророками, сколько мастерами в «рабочей комнате поэзии». Особенно примечательным в этом отношении является творчество Николая Гумилева.

В своем художественном воображении Гумилев свободно «перемещался» в пространстве и времени: Китай, Индия, вольные просторы океана; античный мир, рыцарская эпоха, век географических открытий… Рядом с лирическим героем, «мореплавателем и стрелком», в поэзии Гумилева появилась героиня -Муза Дальних Странствий. Страстный мечтатель, он совершал «путешествия» и в небывалые «земли» - грез, фантазий. Для поэтического зрения Гумилева нет границ, оно подсказывает веру в преображение людей с помощью «шестого чувства», способного «исправить» природу человека:

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

Акмеизм дал литературе еще один новый -чистый и талантливый - голос. Это был голос Анны Ахматовой. В ее стихах открывается мир женской души, страстной, нежной и гордой. Рамки этого мира были очерчены Любовью - чувством, составляющим для Ахматовой основу человеческой жизни. В ее поэзии отражено все многообразие оттенков этого чувства: от любви к своему избраннику. Детям до возвышенного и патриотического чувства любви к родной земле. О любви Ахматовой написано много, и, наверное, никто в русской поэзии не воссоздал так полно и глубоко это чувство. Любовь у Ахматовой одаривает и радостью, и горем, но всегда это счастье, потому что позволяет преодолеть все, что разъединяет людей.

А.Блок в 1921 году посвятил творчеству акмеистов критическую статью под названием «Без божества, без вдохновенья», в которой назвал Ахматову «настоящим исключением среди них». Анна Ахматова переросла акмеизм и символизм: сохраняя высокое значение идеи любви, связанное с символизмом, она возвратила ей живой и реальный , отнюдь не отвлеченный характер. По Ахматовой, душа оживает «Не для страсти, не для забавы,// Для великой земной любви». «Великая земная любовь» - вот движущее начало всей ее лирики.

Лишь голос твой поет в моих стихах,

В твоих стихах мое дыханье веет.

И есть костер, которого не смеет

Коснуться ни забвение, ни страх.

Вопреки мнению Блока, акмеизм дал не только русской поэзии, но и миру достаточно большое количество талантов.

По существу, акмеизм был не столько организованным течением с общей теоретической платформой, сколько группой даровитых и очень разных поэтов. Которых объединяла личная дружба.

Одновременно с акмеизмом возникло другое модернистское течение - футуризм.

ФУТУРИЗМ

(от лат. «футурум» - будущее)

Это течение почти сразу распалось на несколько группировок: «Ассоциация эгофутуристов» (И.Северянин), «Мезонин поэзии» (В.Лавренев, Р.Ивнев), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак), «Гилея» (в нее входили кубофутуристы, будетляне -«люди из будущего» - Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников).

Художественной системе футуризма свойственны:

  • Культ техники, индустриальных городов;

  • Отрицание гармонии как принципа искусства;

  • Словесные деформации, интерес к игровому началу;

  • Абсолютизация творческого произвола художника;

  • Пафос эпатажа ( «эпатаж» - скандальная выходка, поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила).

Футуристы были одержимы идеей разрушения старого мира. Первый свой сборник 1912 года они назвали вызывающе: «Пощечина общественному вкусу». Этот сборник стал декларацией их взглядов. Они хотели «сбросить с Парохода Современности» классиков литературы, выражали «непреодолимую ненависть к существующему языку», называли себя создателями «самовитого Слова». В 1913 году эта скандальная программа была изложена более конкретно: отрицание грамматики, синтаксиса, правописания родного языка. Поэтому всем футуристам было свойственно словотворчество, совмещение несовместимых понятий и явлений. Много здесь было наносного, несерьезного. Но основное ядро составляли все-таки поэты. Действительно мечтающие о слове, способном выразить быстротечную мятежную современность и светлое будущее. Вот, к примеру, стихотворение раннего Маяковского «А вы могли бы?»:

Я сразу смазал карту будняя,

Плеснувши краску из стакана;

Я показал на блюде студня

Косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

Прочел я зовы новых губ.

А вы

Ноктюрн сыграть

Могли бы

На флейте водосточных труб?

Маяковский так раскрывал стремления футуристов: «стать делателем собственной жизни и законодателем для жизни других». Большинство творений поэтов-футуристов воспринимается сейчас как чудачество, но те из них, кто. Как Маяковский, перерос футуризм и сказал весомое слово в поэзии, стали заметными фигурами в русской литературе.

Были в рамках Серебряного века и другие группировки, без которых картина была бы неполной ( напр., имажинизм, с которого начинался путь в поэзию Сергея Есенина). Были писатели и поэты, не входившие ни в какие группы и течения, такие как И.Анненский, Марина Цветаева, Максимилиан Волошин и др. они наравне со всеми составляют славу русской литературы.

Во всей несхожести позиций, во всем многообразии художественных течений выявляется богатство, глубина, многоцветие литературного процесса начала 20 века. Многое дает основания для объединения поэтов , чьи принципы столь различны, под общим понятием «Творцы Серебряного века»:

  • Все эти поэты - современники, их объединяет время, сама эпоха;

  • Они убеждены. Что участвуют в духовном обновлении России;

  • Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения;

  • Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму;

  • Все они новаторы;

  • Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий;

  • И, наконец, их сближает беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



  1. Русская литература 20 века. Учебник под ред. В.В.Агеносова. М., «Дрофа»,2000.

  2. Русская литература 20 века. Учебник под ред. В.П.Журавлева. М., «Просвещение», 2001.

  3. Серебряный век русской поэзии. Сборник статей под ред. Л.Г.Максигоновой. М., «Владос», 2000.

  4. И.А.Панкеева. Ст. «Посредине царствия земного» в книге «Николай Гумилев. Избранное». М., «Просвещение», 1991.

  5. Н.Скатов. Ст. «Книга женской души» в книге «Анна Ахматова. Сочинения в 2-х томах». М., «Правда», 1990.



© 2010-2022