Конспект внеурочного занятия по теме Об одном и том же разными словами

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия кружка «К тайнам слова…»

Занятие 14. Об одном и том же разными словами

Цель: 1.Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2.Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова - синонимы в речи.

Регулятивные УУД: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Познавательные УУД: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе применения алгоритмов построения словосочетаний и предложений, выполнения творческой работы.

Коммуникативные УУД: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Ход занятия.

  1. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажите сами.

- Вот определение из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: « В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например, путь и дорога, повесить голову и понурить голову. - Конечно, это синонимы. Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка, что означает одноименный.

  1. Основная часть. а) Из истории синонимов. Ещё древние греки обратили внимание на свойства различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

б) Знакомство со словарём синонимов русского языка З.Е. Александровой.

в) Значение синонимов в речи.

- Какую роль играют синонимы в речи? (они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых.) Например: лицо ( нейтральное значение), лик ( книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа ( слово просторечное, грубое).

- Прочитайте рассказ-шутку о важности синонимов в речи.

Сотрудник института Синонимов

(рассказ-шутка)

В кабинет начальника (назовем его по старинке) ЖЭКа вошел мужчина средних лет.

- Моя фамилия Михайлов, - отрекомендовался посетитель.

- А моя - Сидорчук, - сказал начальник ЖЭКа.

- Я работаю старшим научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы - это слова, близкие по смыслу, значению…

- Ну и что?

- Сейчас я изложу суть, сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать, подстёгивать…

- Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы…

- Хотеть делать, желать, стремиться - это еще не значит сделать, совершить, произвести, сотворить…

- Но что я должен сотворить? Что? - взорвался Сидорчук.

- Не надо на меня кричать, орать, гаркать! Сейчас я все объясню, разъясню, растолкую. Я прошу Вас дать, вручить, выдать, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю по улице Моторной, 10.

- Наконец-то вы сказал, в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдает паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

- Но ведь вы тоже не ноль, не мелочь, не пешка, не пустое место, не пятая спица в колеснице…

- Но есть же субординация, - начал было Сидорчук, но увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

- Вот возьмите, - сказал он, вновь войдя в кабинет. - Только, пожалуйста, уходите, выйдите, удалитесь, ретируйтесь, скройтесь, исчезните…

Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери: «В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются». Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

- Кто бы мог подумать, что мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение.

А в это время начальник ЖЭКа, сидя в своем кабинете, тоже улыбался: «А печать-то я ему не поставил. Так что придется ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…»

(по Л. Лайнеру)

3. Практические упражнения с синонимами

«Слово спряталось». Подобрав синонимы к каждому слову, вы отгадайте кроссворд и прочтете, как называются эти слова.

1

с

п

е

ш

и

т

ь

2

и

з

у

ч

а

т

ь

3

н

а

г

н

а

т

ь

4

о

д

о

л

е

т

ь

5

н

о

в

о

с

т

ь

6

и

з

у

м

и

т

ь

7

м

ы

с

л

и

т

ь

1.торопиться

2. учить

3. догнать

4. осилить

5. известие

6. удивить

7. думать

д) В стихотворении В. Берестова спрятались синонимы. Назовите их.

« Бураны, вьюги и метели -

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни.

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума.

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

е) Загадки в стихах о синонимах.

  1. Я - синоним осьминога, А без С - в метле нас много. (Спрут)

  2. Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я …..(тайфун).

  1. Простое слово «промежуток»: В театре несколько минуток, Пока начнётся новый акт, Мы называем все ….(антракт).

  2. На время что - то прекратив, Мы объявляем …(перерыв).

  3. В борьбе, в труде устали слишком - Дают уставшим ……(передышку)

  4. После урока непременно Нужна ребятам …..(перемена)

ж) А теперь мы будем подбирать синонимы к словам. Это не совсем простое дело. Часто надо смотреть слово в контексте, то есть в конкретном предложении. Подберите слова - синонимы к слову ЖИТЬ.

  1. Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться).

  2. Так и остался он бобылём жить. (Вековать).

  3. Старик и доныне живёт. (Здравствует).

  4. Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормирлся).

  5. Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают).

  6. Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время).

4. Работа в группах.

а) Игра «Синонимичное лото».

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки, ведущий выкрикивает слова, читая их на своих карточках. Карточку получает команда, быстрее остальных назвавшая синоним, и закрывает ею слово на собственной карточке. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроются синонимами все слова.

1 - я группа

артист

аплодировать

бездомный

безграничный

будущий

беспокойство

отзвук

преграда

торопливо

усердно

Отечество

робкий

2 -я группа

заглядеться

лётчик

издавна

зарубежный

верный

равнодушный

опередить

заболеть

притворяться

молчаливо

вертеться

гостеприимство

3 -я группа

смелый

зябнуть

источник

поединок

думать

отыскать

лётчик

наружность

лодка

проступок

баловаться

возглас

4 -я группа

скупой

беда

орудие

финиш

церковь

утомлённый

безлюдный

истина

браниться

оклеветать

пират

похищение

Слова на карточках у ведущего: актёр, рукоплескать, бескрайний, бесприютный, грядущий, тревога, эхо, препятствие, поспешно, старательно, Родина, несмелый, засмотреться, пилот, исстари, надменный, иностранный, преданный, безучастный, перегнать, захворать, высокомерный, прикидываться, безмолвно, кружиться, радушно, храбрый, мёрзнуть, родник, единоборство, мыслить, найти, внешность, чёлн, преступление, приказ, распоряжение, проказничать, восклицание, жадный, горе, инструмент, конец, храм, усталый, пустынный, правда, ругаться, оболгать, корсар, кража.

б) Подобрать как можно больше синонимов к словам.

1-я группа - врач ( лекарь, доктор, знахарь, эскулап)

2-я группа - пища ( еда, яства, жратва, корм)

3-я группа - старый ( ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый)

4 -я группа - разговаривать ( болтать, беседовать, молвить, трепаться).

в) Секретное донесение

Задача участников каждой группы - заменить прилагательные синонимами с приставками без- и бес-. Победит группа, которая быстро и безошибочно выполнит это задание.

смелый человек

жестокий враг

правильное решение

вечная слава

защищенное место

тревожный сон

тихая погода

непонятливый человек

добродушный смех

напрасный труд

прозрачная жидкость

огромное количество

тихие шаги

ясное небо

5. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?



© 2010-2022