Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Предлагаю для публикации образец технологической карты урока литературы по «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях « А.С.Пушкина.Сам урок совершенно обычный, новая только форма конспекта - технологическая карта, составленная в соответствии с требованиями ФГОС.  Форма таблицы предложена Ириной Шерстобитовой, методистом АППО СПБ, содержание карты авторское. Таблица разрабатывалась на курсах повышения квалификации для использования учителями при составлении карт уроков.Данная форма удобна, так к...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

Алексеева Елена Георгиевна

Учитель русского языка и литературы ГБОУ школа 489 Московского района Санкт-Петербурга

Урок литературы в 5 классе

Тема урока: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил.

Тип урока: изучение нового произведения.

Задачи урока:

-образовательные

расширить знания учащихся о творчестве Пушкина , познакомить с новым произведением, историей сюжета, центральными образами.

-развивающие

развивать умение выразительно читать, пересказывать сюжет произведения, характеризовать героев, объяснять свою позицию.

-воспитательные

воспитывать интерес к чтению, любознательность, умение оценивать поступки свои и других, различать добро и зло, неприятие зла.

Опорные понятия: сказка, стихотворная речь, герой произведения, диалог, добро и зло.

Новые понятия: сюжет, центральные образы произведения, эпитет, сравнение.

Межпредметные связи: история, изобразительное искусство, русский язык.

Этап урока

Применяемые приемы, методы, технологии

Цели урока для учителя

Цели урока для ученика

Планируемые предметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

Планируемые метапредметные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов.

Планируемые личностные результаты. Диагностика достижения планируемых результатов

Познакомить с текстом, историей сюжета и создания произведения. Научить понимать замысел автора, внимательно читая текст произведения. Понимать отличие литературного героя о реального человека, слышать голос автора в произведении.

Научиться внимательно читать, знать историю создания и замысла, понимать причины поступков героев, уметь их характеризовать и высказывать свое мнение о герое. Научиться передавать смысл произведения и характеры героев с помощью выразительного чтения.

Ресурсы урока для учителя: учебник Литература. 5 класс. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. Поурочное планирование к данному учебнику, изд. 2013 г. Волгоград. Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим… Просвещение, 2011. Лотман Ю.М. А.С.Пушкин. Просвещение, 1983.

Ресурсы урока для ученика: учебник литературы для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной, сборники сказок Пушкина с иллюстрациями.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ход урока

Этап: актуализация необходимых знаний.

Технология:

Читает первые 12 строк пролога. Формулирует вопросы: настроение, сюжет.

Чтение пролога до конца. Вопросы по сюжету и изменениям настроения.

Слушают чтение. Ищут ответ на вопрос, находят слова, передающие настроение. Учатся выразительно читать.

Объясняют, зачем нужен резкий поворот сюжета, характеризуют героев.

-уметь воспринимать и анализировать текст.

- уметь характеризовать героя,

-уметь выразительно читать.

-знать, что такое сюжет, характер персонажа.

Познавательные:

-владеть смысловым чтением

-анализировать, делать выводы,

-сравнивать объекты.

Регулятивные:

-определять проблему в деятельности

-выдвигать версии

Оценивать степень и способы достижения цели.

Коммуникативные:

-излагать свое мнение в диалоге

Различать в речи другого факты, мнения

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Осознавать свои эмоции.

Аргументированно оценивать чужие поступки.

Этап: Мотивация познавательной деятельности.

Технология:

Просит найти в тексте слова, характеризующие вторую царицу. Охарактеризовать интонацию. Появившуюся в тексте. Рассказать о царице.

Находят слова для характеристики нового персонажа. Характеризуют изменившуюся интонацию(резкость сменяет душевность и теплоту пролога). Рассказывают о зеркальце, читают отрывки. Дают характеристику героини. Подбирают нужную интонацию при чтении.

- уметь передавать характер героя выразительным чтением

- уметь давать характеристику и подбирать аргументы

Познавательные:

-владеть смысловым чтением

-анализировать

-устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

-выдвигать версии

Коммуникативные:

Создавать устный текст

Осознавать свои и чужие эмоции

Аргументировано оценивать чужие поступки

Этап: Организация познавательной деятельности.

Технология:

Просит определить главный конфликт сказки. Почему возник этот конфликт? Как он разворачивается? Почему царевна не вступает в конфликт с другими персонажами сказки? Почему мы можем это стихотворное произведение назвать волшебной сказкой?

Находят в тесте фрагменты, с помощью которых можно ответить на поставленные вопросы.

Рассказывают о поступках героев (царица, Чернавка, богатыри) и их отношении к главной героине.

Характеризуют царевну, выразительно читая нужные фрагменты.

Составляют таблицу для сопоставления трех героинь (царица-мать, царица-мачеха, царевна).

Вспоминают признаки волшебной сказки и находят их в данном произведении.

-знать содержание

-уметь находить и объяснять конфликт

-знать сюжет

-уметь сопоставлять героев, объяснять их поступки

-уметь формулировать идею произведения

Познавательные:

-владеть смысловым чтение

-анализировать и обобщать

-классифицировать и сравнивать

-представлять информацию в форме таблицы.

Регулятивные:

-определять цель , проблему в деятельности

-работать по плану

-оценивать степень достижения цели

Коммуникативные

-излагать свое мнение в монологе и диалоге

-различать в речи других мнения, факты

-осознанно использовать речевые средства

Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

Выбирать, как поступить



Этап: Подведение итогов.

Технология:

Просит сформулировать, что же узнали о разнообразии человеческих характеров, о дурных и хороших качествах героев и проблемах. которые затронуты в сказке Пушкина.

Формулируют связное высказывание для подведения итога.

-уметь обобщать сказанное и строить связное высказывание-объяснение

Познавательные

-анализировать и обобщать

-устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные

-оценивать степень достижения цели

Коммуникативные

-излагать свое мнение

-создавать устный текст

Осознавать свои эмоции. Понимать эмоции других.

Осознавать свой мировоззренческий выбор.

Дополнительный материал (творческие задания и т.п.)

Иллюстрации к сказке.

Творческая работа: что я сказал бы героям, если бы встретился с ними.

Выполнение творческого домашнего задания.

Заучивание наизусть отрывка по выбору. Чтение статей учебника «Размышляем о прочитанном», «Будьте внимательны к слову».

Уметь выбирать законченный фрагмент текста для заучивания наизусть.

Уметь выразительно читать.

Уметь внимательно читать и задавать вопросы по прочитанному тексту.

Умение составлять письменное высказывание.

Коммуникативные

-умение подбирать речевые средства для самовыражения в соответствии с ситуацией.

Познавательные

-владение смысловым чтение

-представлять информацию в виде текста

Регулятивные

-выдвигать версии

-работать по плану

- определять цель и способы достижения цели

- оценивать степень достижения цели

-осознание своего мировоззренческого выбора

Самоанализ

Достижения

Во время работы формируются необходимые УУД всех видов. Задания составляются в соответствии с поставленной целью.

Затруднения

Предложения


© 2010-2022