- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока Волшебное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством
Технологическая карта урока Волшебное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Емельянова О.Б. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Технологическая карта урока литературы
Учитель О.Б. Емельянова, МОУ СОШ № 3
Тема урока: Волшебное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Система персонажей. Пейзаж. Эпизод.
Класс: 5 «В»
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина- М.: «Вентана-Граф, 2013.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели урока:
- выявление исторической основы, фольклорных источников и мотивов повести;
- формирование представлений о волшебном и фантастическом в повести, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;
- формирование умений выделять главное в эпизоде, навыка работы с таблицами, выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы;
- воспитание нравственно- эстетических представлений в ходе лексической работы и работы над текстом.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
І. Организационный момент.
Организует учебную деятельность.
Приветствует учащихся.
Психологический настрой.
Приветствуют учителя.
Демонстрируют свое настроение.
III. Мотивация учащихся к деятельности.
Предлагает прочесть цитаты из Интернета о волшебстве в жизни человека.
Читают цитаты из Интернета о волшебстве в жизни человека и приходят к выводу, что на уроке речь пойдет о волшебстве.)
Самоопределение(Л)
IV. Целеполагание.
Предлагает обсудить, над чем ребята будут работать, каковы цели урока.
- проследить, как выделено волшебное и фантастическое на страницах повести;
- какие сказочные элементы прослеживаются в произведении Н.В. Гоголя;
- какие черты объединяют повесть с волшебной сказкой?
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
V. Актуализация темы
Предлагает оценку сборнику повестей величайшего поэта России А.С.Пушкина. ВИДЕО
Отвечают на вопрос: Что поразило Пушкина в сборнике Н.В.Гоголя?
Самоопределение, смыслообразование (Л)
VI. Актуализация знаний.
Фольклорные мотивы, историческая основа повести.
В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений.
Викторина (групповая работа)
1. "Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью"
/Кутья - каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./
2. "Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки" /Паляница - небольшой хлеб несколько плоский./
3. "У тебя новые черевички" /Черевички - башмаки /
4. "Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки" /Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани /
5. « Это я, человек добрый! Пришёл вам на забаву поколядовать немного под окнами.» колядовать - петь под окнами в канун Рождества;
6. « В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него …ладунка, в которую он спрятал украденный месяц … растворилась…» ладунка (ладанка) - Сумочка или мешочек с ладаном или к.-л. иным амулетом, талисманом, святыней, снадобьем, записочкой, содержащей заговор.
Сочельник и колядки в культуре славян.
Объясняют значения.
Слушают рассказ ученика о сочельнике и колядках в России и на Украине.
Планирование учебного сотрудничества (К)
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
VII. Роль пейзажа. Анализ эпизодов.
1 Описание ночи перед Рождеством.
2. «Черт ворует месяц»
«Образ Солохи»
«Пацюк ест вареники»
Беседа по вопросам.
- Какие фантастические черты несет пейзаж?
Знакомит с термином «Олицетворение - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия».
План анализа эпизода.
Что необычно, неожиданно в этом отрывке?
Кто участвует в событии?
Как реагируют обыкновенные герои на волшебство?
- Какие герои в повести являются фантастическими?
( Солоха, черт и Пацюк).
Творческие группы для работы с эпизодами.
1. После анализа «Черт ворует месяц»:
- Каким нам рисуют черта в сказках?
- Как его изображает Гоголь?
- Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу?
- Почему Вакула оказался сильнее чёрта?
- Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»?
-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта?
После анализа эпизода «Образ Солохи»:
- Какой нам рисуют ведьму в сказках?
( Старой, немощной, неопрятной, злой.)
- Какая Солоха?
- Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие?
- В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи?
- Так удается Черту и Солохе добиться задуманного?
После анализа эпизода « Пацюк ест вареники»:
- Что мы узнаём о прошлом Пацюка?
- Какова внешность Пацюка?
- Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?
Проводит ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ.
Выразительно читают отрывок.
Отвечают, что пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц».
Знакомятся с термином «Олицетворение»
Анализируют эпизоды, отвечают на вопросы учителя, работают в группах.
Физкультминутка.
-Солоха вышла замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);
- Месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);
- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);
- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);
- Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет).
- Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да).
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
VIII. Литературоведческая работа (жанр,
герой ).
Литература в музыке
Предлагает заполнить таблицу исследователя, написать, каких героев Н.В.Гоголя ребята знают по другим сказкам.
Предлагает определить, какие признаки сказки и повести совмещаются в этом произведении.
Сообщает о жизни повести Н.В.Гоголя в музыке.
Заполняют таблицу.
Сообщение подготовленного ученика об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 - колядные песни)
Отр. из либретто ( у детей на партах).
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре.
- Итак, добро, как и положено, победило зло. Однако эти силы существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных героях. Именно они - носители добра и зла - вступают в борьбу.
- Почему же хорошим людям удалось преодолеть все препятствия?
- Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу?
- Почему их смогли победить обычные люди?
/Причина победы - вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно/.
Отвечают на вопросы, делают выводы.
Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера.
Заполняют лист самооценки.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
V. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрацию к повести, выучить термины, печатная тетрадь, стр.29-30, зад. IX.
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)