Технологическая карта урока Волшебное и фантастическое в повести Н. В. Гоголя Ночь перед Рождеством

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы

Учитель О.Б. Емельянова, МОУ СОШ № 3

Тема урока: Волшебное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Система персонажей. Пейзаж. Эпизод.

Класс: 5 «В»

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина- М.: «Вентана-Граф, 2013.

Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

- выявление исторической основы, фольклорных источников и мотивов повести;

- формирование представлений о волшебном и фантастическом в повести, определение черт сходства и различия героев повести и сказочных персонажей;

- формирование умений выделять главное в эпизоде, навыка работы с таблицами, выразительного чтения, художественного пересказа, лексической работы;

- воспитание нравственно- эстетических представлений в ходе лексической работы и работы над текстом.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

І. Организационный момент.

Организует учебную деятельность.

Приветствует учащихся.

Психологический настрой.

Приветствуют учителя.

Демонстрируют свое настроение.

III. Мотивация учащихся к деятельности.

Предлагает прочесть цитаты из Интернета о волшебстве в жизни человека.

Читают цитаты из Интернета о волшебстве в жизни человека и приходят к выводу, что на уроке речь пойдет о волшебстве.)

Самоопределение(Л)

IV. Целеполагание.

Предлагает обсудить, над чем ребята будут работать, каковы цели урока.

- проследить, как выделено волшебное и фантастическое на страницах повести;

- какие сказочные элементы прослеживаются в произведении Н.В. Гоголя;

- какие черты объединяют повесть с волшебной сказкой?

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

V. Актуализация темы

Предлагает оценку сборнику повестей величайшего поэта России А.С.Пушкина. ВИДЕО

Отвечают на вопрос: Что поразило Пушкина в сборнике Н.В.Гоголя?

Самоопределение, смыслообразование (Л)

VI. Актуализация знаний.

Фольклорные мотивы, историческая основа повести.

В повести «Ночь перед Рождеством» автор обращается к действительно знакомому украинскому народному быту и фольклору. В повести много народных слов и выражений.

Викторина (групповая работа)

1. "Он знал, что богатый казак Чуб приглашен дьячком на кутью"

/Кутья - каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества./

2. "Выгружали мешки и хвастались паляницами, колбасами, варениками, которых успели уже набрать довольно за свои колядки" /Паляница - небольшой хлеб несколько плоский./

3. "У тебя новые черевички" /Черевички - башмаки /

4. "Канцелярист и волостной писарь третьего году взяли синей китайки" /Китайка - сорт хлопчатобумажной ткани /

5. « Это я, человек добрый! Пришёл вам на забаву поколядовать немного под окнами.» колядовать - петь под окнами в канун Рождества;
6. « В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него …ладунка, в которую он спрятал украденный месяц … растворилась…» ладунка (ладанка) - Сумочка или мешочек с ладаном или к.-л. иным амулетом, талисманом, святыней, снадобьем, записочкой, содержащей заговор.

Сочельник и колядки в культуре славян.



Объясняют значения.

Слушают рассказ ученика о сочельнике и колядках в России и на Украине.







Планирование учебного сотрудничества (К)

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

VII. Роль пейзажа. Анализ эпизодов.

1 Описание ночи перед Рождеством.

2. «Черт ворует месяц»

«Образ Солохи»

«Пацюк ест вареники»

Беседа по вопросам.

- Какие фантастические черты несет пейзаж?

Знакомит с термином «Олицетворение - выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия».

План анализа эпизода.

Что необычно, неожиданно в этом отрывке?

Кто участвует в событии?

Как реагируют обыкновенные герои на волшебство?

- Какие герои в повести являются фантастическими?

( Солоха, черт и Пацюк).

Творческие группы для работы с эпизодами.

1. После анализа «Черт ворует месяц»:

- Каким нам рисуют черта в сказках?

- Как его изображает Гоголь?

- Почему чёрт поклялся отомстить кузнецу?

- Почему Вакула оказался сильнее чёрта?

- Вызывает ли чувство страха чёрт в «Ночи перед Рождеством»?

-Кто, на ваш взгляд, из героев повести созвучен образу Черта?

После анализа эпизода «Образ Солохи»:

- Какой нам рисуют ведьму в сказках?

( Старой, немощной, неопрятной, злой.)

- Какая Солоха?

- Какие поступки Солохи вызывают у вас неприятие?

- В чём комизм ситуации, в которую попадаёт гости Солохи?

- Так удается Черту и Солохе добиться задуманного?

После анализа эпизода « Пацюк ест вареники»:

- Что мы узнаём о прошлом Пацюка?

- Какова внешность Пацюка?

- Какой фольклорный пейзаж напоминает Пацюк?

Проводит ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ.











Выразительно читают отрывок.

Отвечают, что пейзаж одушевлен: « Глянули звезды», «Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру…», «месяц заглядывал в окна», ведьма собирает звёзды в рукав, «черт спрятал в свой карман месяц».

Знакомятся с термином «Олицетворение»

Анализируют эпизоды, отвечают на вопросы учителя, работают в группах.













Физкультминутка.

-Солоха вышла замуж за Чуба и прибрала к рукам всё его добро (нет);

- Месяц, украденный Чертом с неба, был запрятан им в сумку-ладунку (да);

- Вакула добирался до Петербурга (за черевичками) на лошадях (нет);

- Оксана поначалу смеется над Вакулой, над его чувствами (да);

- Вакула всё же вступает в заговор с нечистой силой, для того чтобы добиться любви Оксаны (нет).

- Пацюк тоже был связан с нечистой силой (да).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

VIII. Литературоведческая работа (жанр,

герой ).

Литература в музыке

Предлагает заполнить таблицу исследователя, написать, каких героев Н.В.Гоголя ребята знают по другим сказкам.

Предлагает определить, какие признаки сказки и повести совмещаются в этом произведении.

Сообщает о жизни повести Н.В.Гоголя в музыке.

Заполняют таблицу.



Сообщение подготовленного ученика об опере Н.А.Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».

Прослушивание фрагментов оперы (акт 2, картина 2 - колядные песни)

Отр. из либретто ( у детей на партах).

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

IV.Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Обращение Гоголя к украинским сюжетам в «Ночи перед Рождеством» во многом определялось литературной ситуацией эпохи: интересом к народной поэзии, народной культуре.

- Итак, добро, как и положено, победило зло. Однако эти силы существуют не сами по себе, а воплощены в конкретных героях. Именно они - носители добра и зла - вступают в борьбу.

- Почему же хорошим людям удалось преодолеть все препятствия?

- Страшны ли персонажи, олицетворяющие нечистую силу?

- Почему их смогли победить обычные люди?

/Причина победы - вера, упорство, трудолюбие, ум, любовь. Да и зло в Рождественскую ночь не страшное, а какое-то домашнее. Без такого зла, пожалуй, и скучновато было бы. Оно не страшно, потому что смешно. Когда мы смеемся, нам не страшно/.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Герои искренни и прямодушны. Их образы соответствуют народным представлениям о сказочных героях. В то же время это живые люди, которые наделены определёнными чертами характера.

Заполняют лист самооценки.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

V. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к повести, выучить термины, печатная тетрадь, стр.29-30, зад. IX.

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)



© 2010-2022