Литературно-музыкальная композиция на тему 120 лет со дня рождения С. А. Есенина

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НОУ СОШ Альфа

Советского района города Уфы Республики Башкортостан








Литературно-музыкальная композиция

«Не жалею, не зову, не плачу…»

(к 120-летию Сергея Есенина)



Автор-составитель

учитель русского языка

и литературы

Сидорова Т.Ю.

























Цель: познакомить учащихся с жизнью и судьбой С.А.Есенина, дать представление о личности поэта посредством рассказа о жизни поэта;

- развивать умение самостоятельного осмысления биографического материала, навыки сценического мастерства, творческие способности; - воспитывать любовь к поэтическому слову.

Планируемые результаты: осмысление биографии поэта, анализ его творчества

Оборудование : портреты С.Есенина, его родных, выставка сборников стихотворений,

презентация биографии поэта.

Ход мероприятия



ОФОРМЛЕНИЕ: задник сцены - портрет поэта, слова названия вечера. На сцене береза, месяц, плетень, угол дома, листья, букетики из полевых цветов. Стенды, посвя­щенные поэту, газеты размещены в зале.

ХОД ВЕЧЕРА:

Эпиграф:


Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ

Порой наносное , случайное, второстепенное, словно туман в горах, может на какое -то время закрыть от нашего взора главное в творчестве поэта или даже исказить его подлинный облик. Но если этот поэт был действительно истинным сыном своего народа, если его действительно волновала прежде всего судьба родины, если чувство родины было всегда альфой и омегой его творчества, то рано или поздно словесный туман различного рода легенд вокруг его имени рассеивается, как всякий туман, бесследно и бесславно.

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ

Дорогие друзья! Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить имя великого русского поэта, произведения которого известны и любимы и старшим, и младшим поколениями. Судьба С. Есенина проходит через наши сердца и души, мысли поэта остаются в памяти благодаря его творчеству.

И сегодня учащихся нашей школы подготовила литературно-музыкальную композицию, посвящённую памяти поэта.

Звучит музыка из романса «Отговорила роща золотая…»

Чтец 1:Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая…»

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ

После многолетней разлуки Есенин собирался в родную деревню навестить мать, и пригласил с собой двух товарищей, вдохновлённых его рассказами о красоте и поэтичности тех мест. Добираться нужно было по железной дороге, и на вокзале вся компания ждала прибытия поезда в буфете. Разговоры и вино скрашивали ожидание, но вскоре деньги у друзей закончились. Тогда один из них предложил сдать свой билет, продолжить посиделки и проводить товарищей. Через время от поездки отказался и второй друг, решили отправить только Есенина. Но разгул получился масштабным: сдал свой билет и он, хотя знал, что мать ждёт его. А наутро написал это пронзительно грустное, покаянное стихотворение.

Чтец 2:Чтение стихотворения «Письмо матери»

Музыкальная пауза (показ слайдов биографии поэта)

ВТОРОЙ ВЕДУЩИЙ

А какое волнение испытывал Есенин, когда держал в руках рукопись только что оконченной поэмы «Анна Снегина». «Радостный он пришёл ко мне с номером журнала, ещё пахнущим типографской краской, - вспоминает Софья Андреевна Толстая-жена Есенина.- Раскрыл журнал и начал читать:

Село, значит, наше- Радово,

Дворов, почитай, два ста.

Тому, кто его оглядывал,

Приятственны наши места…

И прочитала всю поэму. Я сидела, не шелохнувшись. Как он читал!»

Так сложилось, что изучение в школе творчества Есенина заканчивается поэмой, написанной поэтом в 1925 г., «Анна Снегина». Это произведение стало одним из последних в творчестве поэта.

Инсценировка отрывка из поэмы Анна Снегина»

Автор

Я встал.

И лишь только пола

Коснулся дрожащей ногой,

Услышал я голос веселый:

Анна

"А!

Здравствуйте, мой дорогой!

Давненько я вас не видала.

Теперь из ребяческих лет

Я важная дама стала,

А вы - знаменитый поэт.

. . . . . . . . . . . . . . . .

Ну, сядем.

Прошла лихорадка?

Какой вы теперь не такой!

Я даже вздохнула украдкой,

Коснувшись до вас рукой.

Да...

Не вернуть, что было.

Все годы бегут в водоем.

Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе...

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер..."

Автор

Я слушал ее и невольно

Оглядывал стройный лик.

Хотелось сказать:

"Довольно!

Найдемте другой язык!"

Но почему-то, не знаю,

Смущенно сказал невпопад:

Сергей

"Да... Да...

Я сейчас вспоминаю...

Садитесь.

Я очень рад.

Я вам прочитаю немного

Стихи

Про кабацкую Русь...

Отделано четко и строго.

По чувству - цыганская грусть".

Анна

"Сергей!

Вы такой нехороший.

Мне жалко,

Обидно мне,

Что пьяные ваши дебоши

Известны по всей стране.

Скажите:

Что с вами случилось?"

Сергей

"Не знаю".

Анна

"Кому же знать?"

Сергей

"Наверно, в осеннюю сырость

Меня родила моя мать".

Анна

"Шутник вы..."

Сергей

"Вы тоже, Анна".

Анна

"Кого-нибудь любите?"

Сергей

"Нет".

Анна

"Тогда еще более странно

Губить себя с этих лет:

Пред вами такая дорога..."

Автор

Сгущалась, туманилась даль...

Не знаю, зачем я трогал

Перчатки ее и шаль.

Сергей

По-прежнему с шубой овчинной

Иду я на свой сеновал.

Иду я разросшимся садом,

Лицо задевает сирень.

Так мил моим вспыхнувшим взглядам

Погорбившийся плетень.

Когда-то у той вон калитки

Мне было шестнадцать лет.

И девушка в белой накидке

Сказала мне ласково:"Нет!"

Далекие милые были !...

Тот образ во мне не угас.

Мы все в эти годы любили,

Но ,значит ,

Любили и нас.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ

В свое время писали много и справедливо о «половодье чувств» поэзии Есенина.

А вот о другом- о глубокой мысли есенинского стиха, мысли всегда ищущей, открытой, эмоциональной, порой мучительно беспокойной -все еще говорится очень редко

Чтец1: Чтение стихотворения « Мне осталась одна забава…»

Чтец 2. В первых числах декабря 1924 года в спальный вагон поезда, который шел из Тифлиса в Батум, вошли трое молодых людей. Это были Сергей Есенин, Николай Вержбицкий и Константин Соколов. Именно к этому времени относят начало создания есенинского цикла «Персидские мотивы». Если бы Есенин не написал ничего другого, то и этого цикла было бы достаточно, чтобы обессмертить его имя, имя С.А.Есенина.

Чтец1. Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Пел и я когда-то далеко

И теперь пою об этом снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.

ПЕРВЫЙ ВЕДУЩИЙ. Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, дру­гие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно.

Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу»

На фоне музыки звучат стихи

В этот день листопадный, осенний,

Когда мир увяданьем томим,

Обращаюсь к тебе, Есенин,

Снова я со стихом своим.

Ты с копною волос золотистых

Так и видишься мне сейчас

С блеском глаз окончательно чистых,

Голубых, удивительных глаз.

Я поэтов таких не знаю,

Кто б так в душу умел проникать

И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать.

И любовь к тебе не убита.

Стих твой песней в народе разлит.

Много громких поэтов забыто,

Ты, Есенин, не будешь забыт.

Воспоминания о замечательных людях... время от времени порождают в нас дух размышления. Они возникают перед нами, как заветы всех поколений...

ГЕТЕ




7

© 2010-2022