- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку на тему: Буквы а -о в корне -лаг-- -лож-
Конспект урока по русскому языку на тему: Буквы а -о в корне -лаг-- -лож-
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Новик Н.Г. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Буквы о - а в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:
-
сформировать представление о способе выбора написания О-А в корне -ЛАГ-/-ЛОЖ-;
-
научить определять написание О-А в корне с чередованием и комментировать условия написания;
-
способствовать выработке у учащихся практических навыков правильного письма букв О-А в корне -лаг- - -лож-;
-
повторить правила правописания букв З и С на конце приставок.
развивающие:
-
развивать речь учащихся;
-
развивать орфографическую зоркость;
-
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
-
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
-
раскрывать творческий потенциал учащихся.
-
воспитательные:
-
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
-
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
-
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
-
воспитывать внимание, доброе отношение к собеседнику и учителю;
-
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тетради, карточки, схемы, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, Т.А. Ладыженская, раздаточный материал, тестовые задания
Ход урока
Этап урока
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
1.
Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)
- Добрый день!
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
А слушаем внимательно.
Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2.
Проверка домашнего задания
1.Повторение теоретического материала по теме «Буквы з-с на конце приставок».
2.Орфографическая разминка.
-Запишите слова в два в столбика: в первый с буквой С, во второй - с З на конце приставок.
2. Творческое задание.
-Замените существительные с предлогом прилагательным с приставками на з(с).
Игра «Лови вопрос»:
(Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос).
- Когда пишется в приставке буква С ?
- В каком случае пишется приставка на З?
Бе..шумный, в..дыхать, и…править, ра…будить, ра…писание, бе…помощный, ра…положиться, …писать, бе…брежный, ра..глядеть, во..клицание, ра..смотреть, ра..жимать.
Тихая погода - безветренная
Прозрачная жидкость - бесцветная
Дорога без конца - бесконечная
Тихие шаги - бесшумные
Небо без звёзд - беззвёздное
Смелый человек - бесстрашный
Правильный ответ - безошибочный
3.
Сообщение темы и определение целей урока.
-В русском языке бывают корни с чередованием гласного. Изучение их очень важно, так как правописание корней с чередованием гласного нельзя проверять ударением. Сегодня мы познакомимся с корнями - лаг- - -лож-.
Запись темы урока на доске.
- Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы « Буквы о - а в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-».
-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?
- Какие качества нам помогут в достижении цели?
- Правильно, наша задача:
познакомиться с правописанием слов с корнями -ЛАГ-/-ЛОЖ-; научиться применять данное правило на письме.
Составляют цели, проговаривают их классу
(изучить, научиться, развивать, уметь)
Я хочу изучить материал по теме урока.
Я хочу узнать: как пишутся слова с корнями -лаг-, -лож-
Мы должны уметь применять орфографическое правило:
« Буквы о - а в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-»
Работать активно, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.
Внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.
4.
Введение нового материала. Работа над темой: « Буквы о - а в корне -ЛАГ- - -ЛОЖ-».
- Перед вами правильно написанные слова. Прочитайте их, запишите, выделите корень, сравните их и выведите явно видимую закономерность в правописании.
- От каких условий зависит написание букв -о, -а в корне -ЛАГ- -ЛОЖ-?
-Кто попробует сформулировать правило о правописании корней -лаг- - -лож-?
- Давайте проверим вашу догадку. Откройте учебник на странице 177. Прочитайте вслух правило.
- По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буквы а-о в корне лаг - лож»?
- Назовите условия выбора букв а-о в корне лаг - лож.
-Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора.
(Выделен корень, подчёркнута буква г или ж двумя чертами, поставлено ударение.)
Исследовательская работа (учащиеся записывают слова, анализируют, делают вывод)
Изложение, предлагать, прилагательное, приложить, разложить, полагать, расположиться, предполагать.
Учащиеся составляют алгоритм:
1.выделить корень;
2.подчеркнуть согласную корня: перед «Г» пишем «А», а перед «Ж» - «О»;
3.выделить суффикс: если есть суффикс «А», то и в корне пишем букву «А».
Вывод:
В корне -лаг- - -лож- в безударном положении :
1).пишется буква А, если за корнем стоит суффикс -а-;
2). пишется буква О, если за корнем нет суффикса -а-.
5.
Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево
И берёмся вновь за дело.
6.
Закрепление изученного материала.
1.Работа с учебником.
Упр.433
-Запишите глаголы с корнем -лаг- - -лож-, используя приставки у-, по-, на-, при-, пере-, про-, с-, раз-, из-, воз-, пред-, до-.
2. Самостоятельная работа
- Я буду читать слова, а вы записывать их, распределяя в две колонки. В левой колонке будут слова с корнем - лаг-, а в правой - с корнем - лож-.
3.Творческая работа
- Составьте предложения с данными словосочетаниями:
Отл..жить газету, ра..стегнуть ворот рубахи, предл..гать чашку чая, уютно распол..житься, ул..жить куклу.
4.Выборочный диктант.
- Я прочитаю несколько пословиц, а вы выпишете из них только слова с корнями -лаг- - -лож-.
Не забывайте графически обозначать условие выбора орфограммы.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
5.Расставить знаки препинания, обозначить орфограмму.
Излагать, полагаться, предлагать, прилагать, предложение, положение, расположиться, возлагать, изложите.
(учащиеся читают слова, комментируя условие выбора орфограммы.)
Учащиеся самостоятельно составляют предложения, записывают в тетради.
1. Если сложить все ошибки умного, получится гора.
2. Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения.
3. Отработав, что полагается, съешь, что причитается.
4. Прилагай труд к справедливому делу.
Трудно идти по тайге. Колючие ветви царапают руки и лицо тяжёлый рюкзак цепляется за сучья. Путь предстоит далёкий и мы распол..гаемся на отдых. Но вот опять пора в дорогу. Мы раздвигаем папоротники и останавливаемся. Как трудно прол..жить дорогу! Ноги утопают во мху почва пружинит. Лес стал другим но мы упорно прол..гаем путь.
8.
Домашнее задание
параграф 84, выучить правило; По учебнику: у. 435
Творческое задание: выписать из толкового словаря несколько слов с изученными корнями, записать их по толкованию, графически обозначить условия выбора орфограммы
9.
Рефлексия.
- Чему мы сегодня научились?
- Что было легко?
-Что было сложно?
-Что было непонятно?
- Что понравилось?
- Поставьте смайлики напротив утверждений:
Отвечают на вопросы.
- Я знаю:
правило написание букв С и З на конце приставок;
я умею применять данное правило.
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно.