Конспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-и

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока

русского языка в 5 А классе

по теме

«Правописание корней с чередующимися гласными е-и »

Балагурова Марина Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы.

Республика Саха Якутия г.Нерюнгри Гимназия № 2



Цель урока - дать обучающимся понятие об орфограмме е-и в корнях с чередованием.

Задачи урока:

1. Образовательная - узнать условия употребления чередующихся гласных е-и в корнях слов, сформировать способ действия при выборе орфограммы, продолжить формирование умения различать корни с чередованием и корни с безударными гласными, проверяемыми ударением

2. Развивающая - развивать умения учащихся применять полученные знания на практике, самостоятельно анализировать и обобщать знания по теме; развивать наблюдательность, орфографическую зоркость, умение анализировать, высказывать и доказывать свои мысли.

3. Воспитательная - воспитывать у учащихся осознанную потребность в знаниях, любовь к языку, уважительное отношение друг к другу, умения слышать и слушать не только учителя, но и своих одноклассников.

Тип урока: открытие новых знаний.

Методы и приемы: беседа, анализ языкового материала.

Оборудование:

  • учебник " Теория" В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова;

  • учебник "Практика" А.Ю. Купалова, А.П.Еремеева;

  • экран, компьютер;

  • опорный конспект по теме урока;

  • индивидуальные карточки для самостоятельной работы -карточки с заданиями разного уровня сложности;

  • карточки " алгоритм действий";

  • презентация Power Point.





Ход урока.


1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Учитель.

  • Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столе у вас лежит дневник, учебник, рабочая тетрадь, письменные принадлежности.

  • Вы видите, что также на столе у вас лежат карточки "Алгоритм действий", карточки с заданием.

  • Пока мы их отложим в сторону, они пригодятся нам в течение урока.

2. Орфографическая разминка.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учитель.

  • Открываем свои рабочие тетради, отступаем 2 строки от предыдущей работы, на 3-ей строке записываем число, классная работа.

  • Начнем, как обычно, с орфографической разминки. Сегодня она поможет нам перейти к новой теме.

  • У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их и вставьте орфограммы в слова.

Подр..сли быстро, сл..зать с крыши, предл..гать чашку чая, к..сался стены, л..сная п..лянка, соб..рать цв..ты, соб..ру гр..бы.

Обучающиеся вставляют орфограммы.

Самопроверка.

Ответы на слайде1.

Слайд 1

Выставление оценок.

"5" - нет ошибок

"4" - 1-2 ошибки

"3" - 3-4 ошибки

"2" - 5 и более ошибок.

Учитель.

Какую орфограмму вы вставляли? В какой части слова?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Гласные в корне слова.

Учитель.

Давайте вспомним наши действия, когда мы видим орфограмму в корне слова.

Обучающиеся повторяют алгоритм + карточка -алгоритм.

Предполагаемый ответ обучающихся.

1 шаг. Выделить корень.

2 шаг. Поставить ударение.

3 шаг. Подчеркнуть безударную гласную в корне слова.

4 шаг. Определить тип орфограммыКонспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-и

Конспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-и

проверяемая безударные гласная в корне чередование гласных в корнеКонспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-иКонспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-иподобрать проверочное слово

зависит от суффикса зависит от согласныхКонспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-иКонспект урока в 5 классе на тему Правописание корней с чередованием е-и

применить правило применить правило

Беседа с обучающимися.

Выявление места и причины затруднения.

Учитель.

Какая орфограмма объединяет все эти слова?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Безударная гласная в корне.

Учитель.

Как мы узнавали, какая гласная пишется в том или ином слове?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Определяли, это корень, где гласная проверяется ударением или это корень с чередующимися гласными , или подбирали проверочное слово, или применяли правило.

Учитель.

Посмотрите внимательно: есть ли среди этих слов такие, правописание которых вы не можете пока объяснить?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Собираю - соберу.

Учитель.

В чем загадка слов собираю - соберу?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Это - гласные с чередованием.

3. Введение темы. Работа с учебником "Теория".

Построение проекта выхода из затруднения.

Слайд 2.

Умирать - умереть

Запирать - запереть

Подстилать - подстелить

Блистать - блестеть

Учитель.

Посмотрите на слайд 2. Что вы видите на слайде?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Слова, записанные в два столбика.

Учитель.

Запишите эти слова в тетрадь, поставьте в них ударение, выделите корни, подчеркните гласные в корнях.

Обучающиеся пошагово выполняют инструкцию учителя.

Учитель.

Как вы думаете, почему в словах 1-го столбика в корнях пишется гласная - и-, а в словах 2-го столбика пишется гласная -е-.

Предполагаемый ответ обучающихся.

В словах 1-го столбика за корнем следует гласная -а-.

Учитель.

Верно. А какой морфемой является гласная -а- ?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Суффиксом.

Обучающиеся выводят гипотезу.

Если за корнем следует суффикс -а-, то в корнях с чередование в безударном положении пишем гласную и.

Учитель.

Сформулируйте тему нашего урока, цели.

Предполагаемый ответ обучающихся.

  • Правописание гласных е-и в корнях с чередованием- это тема нашего урока.

  • Мы должны выяснить, в каком случае в корне пишем гласную и, а в каком случае пишем гласную е и от чего зависит написание этих гласных.

Учитель.

Верно. А теперь вы записываете тему у себя в тетради, а я открываю слайд 3.

Слайд 3 ( тема, цель урока)

Учитель.

  • Давайте откроем наши учебники "Теория" параграф 52, с. 73-74.. и найдем подтверждение нашей гипотезы или её опровержение.

  • Один обучающийся читают вслух, остальные наблюдают.

Слайд 4.

Учитель.

А теперь посмотрите на слайд 4.

Послушайте сказку.

Давным-давно это было. Жили были два мальчика. Мальчик И был добрый общительный, коммуникабельный и позитивный. Он хотел со всеми дружить. Мальчик Е, наоборот, был злой, замкнутый, вредный. Он ни с кем не хотел дружить. Однажды и предложил дружбу Е, но Е из вредности отказался от дружбы. Тогда расстроенный мальчик И пошел по дорожке и на своем пути встретил красивую девочку А. Тогда мальчик И стал дружить с девочкой А, вскоре они полюбили друг друга, поженились и у них родилась дочка ИРА.

С тех самых пор ИРА всегда там, где в корне гласная И, а за корнем гласная А.

Физкультминутка.

Учитель.

Ребята, давайте немного отдохнем.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох как весело играть!

Руки вверх подними,

На пальчики посмотри,

Шире руки разведи!

А потом их опусти

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глаза крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.


Слайд 5.

Учитель.

Ребята, посмотрите на слайд, там записан алгоритм правописания гласных е-и в корнях с чередование и этот же алгоритм у каждого из вас на карточке. Этот алгоритм поможет вам для выполнения заданий.

1шаг Поставить ударение.

2 шаг Выделить корень

3 шаг Безударная гласная

Проверяется ударение Чередующаяся

после корня стоит суффикс а, после корня нет суффикса а ,

пишу в корне И пишу гласную Е

Учитель.

Теперь мы можем объяснить написание нашего примера из разминки.

Предполагаемый ответ обучающихся.

  • В слове собираю ударение падает на третий слог на гласную а, корень -бир-, за корнем следует суффикс -а-, следовательно, в корне пишем гласную И.

  • В слове соберу ударение падает на третий слог на гласную у, за корнем не следует суффикс -а-, следовательно, в корне пишу гласную Е.

Учитель.

А теперь, ребята, посмотрите на слайд 6, здесь указаны корни с чередующимися гласными Е-И и эти же корни указаны в учебнике "Практика" на странице 172.

4.Закрепление.

Реализация построенного проекта.

Учитель.

  • А сейчас, ребята, мы поработаем над правилом, используя карточку - алгоритм.

  • Будем выполнять тест, который дан на слайде 7.

Слайд 7

Тестовая работа.

(Тест выведен на экран)

1. В каком ряду у всех глаголов в корне пишется буква И?

А) заж…гать, зап…рать, вым…рать, раст…рать

Б) ст…лить, забл…стел, наб…рать, переж…гать

В) соб…ру, выт…реть, разд…ру, вым…реть

2. В каком ряду во всех словах не месте пропуска пишется буква Е?

А) бл…стеть, зам…реть, раст…реть

Б) соб…рать, бл…стит, заж…гать

В) взб…реется, взб…рается, раст…реть

3. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решу

4. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) писать, списать, выписать

Б) выучу, напишу, решу

В) буду решать, учил, решал

5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

А) л…сица, в…твей, гр…да

Б) зол...то, в…черня, р…скошная

В) прот…рает, пол…жить, разв…дить.

Слайд 8

Ключ к тесту

1. А 2. А 3. Б 4. В 5. Б

Взаимопроверка, выставление оценок друг другу.

"5" - о ошибок

"4" - 1 ошибка

"3" - 2 ошибки

более 2 ошибок тебе надо подтянуться!!!

Работа в группах

Самые сильные ученики выполняют карточку 1 - задание на распределение слов.

Карточка 1.

Распределить словосочетания в 2 столбика:

Безударные гласные в корне

Чередующиеся гласные в корне



Застелить постель, посидеть на солнышке, оплатить расходы, подпереть дверь, разгадать кроссворд, разбирать текст.

Средний уровень выполняют карточку 2. Репродуктивная работа (по образцу)

Карточка 2.

Вставить гласные Е-И в корнях и объяснить их графически.

Например, затирать.

Уб..рать, прот..рать, заст..лать, зап..рать, соб..раться.

Ниже среднего уровень. Ребята выполняют карточку 3 с комментированием под руководством учителя.

Карточка 3.

В словах графически объяснить графически правописание корней с чередующимися гласными Е-И.

Натирать пол, убирать квартиру,запереть дверь, вытереть посуду,замер от ужаса,протирать глаза,уберешь посуду,

вытирать окна,собирать грибы,запирать на замок.

Учитель.

  • После выполнения задания ребята самостоятельно делают проверку, сверяясь со слайдом 8, оценивают себя.

  • На слайде даны ответы для 1 -ой и 2-ой группы.

  • Ребята 3-ей группы в это время заканчивают работу и еще раз формулируют алгоритм правописания чередующихся гласных Е-И в корнях.

Коллективная работа.

Включение в систему знаний и повторение.

Учитель.

Скажите, ребята, где мы будем применять новые знания?

Предполагаемый ответ детей.

  • В корнях с чередованием.

  • Например, в корнях тер - тир, мер - мир, пер - пир, дер - дир.

Слайд 9

Учитель.

А представьте себе, что вы получили вот такое смс:

  • Привет! Ты собераешься к Даше на день рождения?

  • Да. Но чуть позже, мне ещё нужно вытиреть пыль и застилить кровать.

Учитель.

  • Ваша задача найти ошибки.

  • Исправить их.

  • Прокомментировать.

5. Итоги учебной деятельности.

Учитель.

Заканчивается урок. Значит, что надо сделать?

Предполагаемый ответ обучающихся

Подвести итог.

Учитель.

Какую цель мы ставили на уроке?

Предполагаемый ответ обучающихся.

Мы поставили цель выявить условия написания чередующихся гласных Е -И.

Учитель.

Мы достигли её? Докажите.

Предполагаемый ответ обучающихся.

  • Мы сами поставили цель;

  • Мы сами нашли новое правило и алгоритм;

  • Мы узнали условия написания чередующихся гласных Е - И в корнях.

Учитель.

Что вам помогло преодолеть трудности в изучении нового материала?

Предполагаемый ответ обучающихся.

  • Групповая работа, индивидуальная работа, коллективная работа и работа в парах;

  • правило в учебнике;

  • алгоритм действий,

  • учитель.

6.Домашнее задание.

Слайд 10.

  • В учебнике "Теория" прочитать параграф 52 с.73-74.

  • Выучить правило.

  • Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я убираюсь в своей комнате».

7.Выставление оценок.

Слайд 11.

Спасибо за внимание.



© 2010-2022