Доклад Инновационные технологии на уроке русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ХХІ век - век инновационных технологий, передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. Новшества, которые происходят в современном мире, так или иначе, затрагивают все сферы. Яркое доказательство этому - признание всего мира, будущее участие нашей республики на выставке ЕХРО-2017. В начале 2014 года 17 января Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года. Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать качественную систему образования. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады - все эти задачи перед педагогами поставил Президент в своей стратегии «Казахстан-2050». Согласно новой стратегии, к 2050 году казахстанцы должны стать одной из самых образованных наций.

Новый век в сфере образования принес с собой течение новых мышлений, модель современной школы и образ нового учителя. Инновационные технологии коснулись и образования.

Понятие «инновационная педагогическая технология» включило в себя всё, что касается совершенствования учебного процесса.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности

Основными целями инновационного обучения являются:

-развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

-формирование личностных качеств учащихся;

-выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

Данными целями определяются и задачи инновационного обучения:

-оптимизацияучебно-воспитательногопроцесса;

-создание обстановки сотрудничества ученика и учителя;

-выработка долговременной положительной мотивации к обучению;

-тщательный отбор материала и способов его подачи.

Основными принципами инновационного обучения являются:

  • креативность (ориентация на творчество) ;

  • усвоение знаний в системе;

  • нетрадиционные формы уроков;

  • использование наглядности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • Развивающее обучение;

  • проблемное обучение;

  • развитие критического мышления;

  • технология "Метод проектов";

  • дифференцированный подход к обучению;

  • создание ситуации успеха на уроке;

  • информационные технологии.

В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Критическое мышление - это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией.

Использование элементов критического мышления на уроке русского языка и литературы

Используя в работе технологию развития критического мышления, наиболее приемлемыми для себя я считаю такие приемы?

  • ассоциативный ряд;

  • опорный конспект;

  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления) ;

  • групповая дискуссия;

  • чтение с остановками и Вопросы Блума;

  • кластеры;

  • синквейн;

  • эссе;

  • ключевые термины;

  • перепутанные логические цепочки;

  • исследование текста;

  • работа с тестами;

  • нетрадиционные формы домашнего задания.

Мне хотелось бы остановиться несколько подробнее на некоторых их них, которые используются в технологии развития критического мышления.

Технология развития критического мышления трёхфазовая.

Общие признаки

Сложнопод

чиненные предложенияНа фазе вызова даю возможность учащимся проанализировать то, что они знают по изучаемой теме, так как это создаёт дополнительный стимул для формулировки собственных целей, создающих необходимый внутренний мотив к процессу учения. Ведь лучше учащиеся усваивают ту тему, о которой они уже что-то знают. И в этом случае им проще принять решение, потому что они опираются на собственный опыт. Например при изучении Сложноподчиненных предложений в 9 классе я предлагаю заполнить сравнительную таблицу или Диаграмма Венна, так как имеются аналогичные темы и в казахском языке.

Қурмалас сабақтас сөйлем


В своей практике я покажу возможности применения данной технологии на уроках литературы, посвящённых изучению биографии и творчества писателя. Такие уроки обычно называют вводными. При изучении творчества того или иного писателя, как правило, учитель очень долго готовится, старается найти интересные факты, увлечь ребят, подготовить презентацию или, в лучшем случае, дать индивидуальное задание одному-двум ученикам. Что делают в этот момент остальные дети? Выступают в роли зрителей или пассивных слушателей. Как известно, лекция - самый неэффективный способ обучения (только 5% прослушанной информации усваивается).

  1. Всегда удачным бывает урок, начавшийся с приема «Верные и неверные утверждения». Я предлагаю учащимся ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. опыт или попросту угадывая. Независимо от того, каким способом дети выбирают утверждения, они уже настраиваются на тему, выделяют ее ключевые моменты.

На стадии вызова предлагаю ребятам поиграть в игру «Верные-неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М.Ю.Лермонтова можно составить такой список утверждений:

1.М.Ю.Лермонтов родился в небогатой семье.

2.Воспитанием поэта занималась мать

3.Он был военным юнкером.

4. Получил прекрасное образование.

5. Его называли преемственником Пушкина.

6. Ему не удалось сделать карьеру.

7. Имел много врагов.

Причём, утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика - не изучая новую тему, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или «минус».

После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию. После знакомства с текстом учебника спрашиваю: что нового ребята узнали, прочитав главу учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему, полагаясь на собственные знания.

Чтение и письмо - это процессы, которые необходимы человеку повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Однако педагоги замечают, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Этому можно научиться, если использовать приёмы, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. Так при изучении произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» я использовала прием «Чтение с остановками», приготовив заранее вопросы:

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?

  • Какие события могут произойти в описанной обстановке?

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

Для рефлексии можно предложить составить самый распространенный прием-это синквейн.

Синквейн - это стихотворение из пяти строк (рифма не обязательна):

Вот так, например, выглядит синквейн, написанный девятиклассницей .

Повесть «Бедная Лиза»

Сентиментальная, захватывающая,

Учит, увлекает, наставляет

В жизни правит любовь

Сентиментализм

Предлагаю учащимся для домашнего задания составить свою развязку истории.

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Использование инновационных технологий позволяет мне индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это приводит к росту качественной успеваемости по русскому языку и литературе и сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения

Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в нашей учительской профессии успех приходит от каждодневного напряженного кропотливого труда. Зато самая большая награда для учителя - успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. В этом и есть суть и смысл нашей профессии.


© 2010-2022