- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тестовые задания по русскому языку на тему: Основные правила правописания слов
Тестовые задания по русскому языку на тему: Основные правила правописания слов
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Ефимова А.В. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тестовые задания для проведения контроля знаний
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Литературная норма - это…
-
установленные правила использования речевых средств;
-
определенный период развития литературного языка;
-
ограничение в употреблении многозначных слов;
-
ограничение в употреблении синонимов.
2. Высшей формой существования национального языка является
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы - это
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей - это
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи
-
богатство;
-
точность;
-
логичность;
-
напевность.
6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.
-
этимологическом;
-
толковом;
-
орфографическом;
-
фразеологическом.
7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?
-
правила написания слов;
-
правила постановки знаков препинания;
-
правила произношения и постановки ударения;
-
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.
8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?
-
правила произношения и постановки ударения;
-
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
-
правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
-
правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.
9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
-
экзамен;
-
подвиг;
-
сквозняк;
-
смеяться.
10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
-
просьба;
-
резьба;
-
гвоздь;
-
поиск.
11. В каком слове звуков больше, чем букв?
-
якорь;
-
земля;
-
уголь;
-
пояс.
12. Укажите правильный вариант постановки ударения.
-
бАловать;
-
премИровать;
-
звонИшь;
-
углУбить.
13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?
-
экстерн;
-
тенденция;
-
бактерия;
-
термин.
14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].
-
дачный;
-
вечный;
-
скучно;
-
точный.
15. В каком слове произносится звук [ з ] ?
-
рассказ;
-
сбоку;
-
резкий;
-
слово.
16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
-
похвальба;
-
похвала;
-
хвала;
4) одобрение.
17. Укажите предложение с фразеологизмом.
-
Спектакль всем очень понравился.
-
Зрители приняли спектакль восторженно.
-
Спектакль вызвал восторг у публики.
-
Мы пришли в восторг от спектакля.
18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
-
архаизм;
-
фразеологизм;
-
неологизм;
-
диалектизм.
19. Значение какого слова определено неверно?
-
регламентировать - упорядочивать, подчинять определенным правилам;
-
шокировать - поражать, приводя в восторг;
-
конфликт - столкновение, серьезное разногласие;
-
опрометчивый - необдуманный, слишком поспешный.
20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(В. Маяковский)
-
сравнение;
-
гипербола;
-
метафора;
-
антитеза.
21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
-
можно только на зеленый свет.
-
часто нарушаются правила.
-
меня оштрафовал милиционер.
-
не нарушайте правила движения.
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
к две тысячи третьему году;
-
положьте на полку;
-
много вишен;
-
опытные шофёры.
23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.
-
беречь - бережешь;
-
стеречь - стерегёшь;
-
брезговать - брезговает;
-
бриться - броешься.
24. Стилевыми чертами научного стиля являются…
1) точность, стандартизованность;
2) призывность, экспрессивность;
3) логичность, абстрактность;
4) образность, эмоциональность.
25. Прочитайте текст.
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
Укажите стиль текста.
1) художественный;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.
Тестовые задания для проведения контроля знаний
по дисциплине «Русский язык и культура речи»
1. Литературная норма - это…
-
установленные правила использования речевых средств;
-
определенный период развития литературного языка;
-
ограничение в употреблении многозначных слов;
-
ограничение в употреблении синонимов.
2. Высшей формой существования национального языка является
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
3. Разновидность лексики ограниченного употребления, бытующая внутри определенной социальной группы - это
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
4. Разновидность лексики ограниченного употребления, характерная речи малообразованных людей - это
-
литературный язык;
-
просторечие;
-
территориальные диалекты (народные говоры);
-
социальные диалекты (жаргоны).
5. Отметьте качество, которое не относится к коммуникативным качествам культуры речи
-
богатство;
-
точность;
-
логичность;
-
напевность.
6. Происхождение слова разъясняется в _______ словаре.
-
этимологическом;
-
толковом;
-
орфографическом;
-
фразеологическом.
7. Какие правила отражают орфоэпические нормы русского языка?
-
правила написания слов;
-
правила постановки знаков препинания;
-
правила произношения и постановки ударения;
-
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов.
8. Какие правила отражают лексические нормы русского языка?
-
правила произношения и постановки ударения;
-
правила употребления слов и устойчивых сочетаний слов;
-
правила употребления слов в соответствии с их стилистическими характеристиками;
-
правила образования слов и формы слова, а также правила построения словосочетаний и предложений.
9. В каком слове при произношении происходит озвончение согласного звука?
-
экзамен;
-
подвиг;
-
сквозняк;
-
смеяться.
10. В каком слове при произношении происходит оглушение согласного звука?
-
просьба;
-
резьба;
-
гвоздь;
-
поиск.
11. В каком слове звуков больше, чем букв?
-
якорь;
-
земля;
-
уголь;
-
пояс.
12. Укажите правильный вариант постановки ударения.
-
бАловать;
-
премИровать;
-
звонИшь;
-
углУбить.
13. В каком слове буква Е после согласного произносится мягко?
-
экстерн;
-
тенденция;
-
бактерия;
-
термин.
14. Укажите слово, в котором сочетание ЧН произносится как [шн].
-
дачный;
-
вечный;
-
скучно;
-
точный.
15. В каком слове произносится звук [ з ] ?
-
рассказ;
-
сбоку;
-
резкий;
-
слово.
16. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
-
похвальба;
-
похвала;
-
хвала;
4) одобрение.
17. Укажите предложение с фразеологизмом.
-
Спектакль всем очень понравился.
-
Зрители приняли спектакль восторженно.
-
Спектакль вызвал восторг у публики.
-
Мы пришли в восторг от спектакля.
18. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?
-
архаизм;
-
фразеологизм;
-
неологизм;
-
диалектизм.
19. Значение какого слова определено неверно?
-
регламентировать - упорядочивать, подчинять определенным правилам;
-
шокировать - поражать, приводя в восторг;
-
конфликт - столкновение, серьезное разногласие;
-
опрометчивый - необдуманный, слишком поспешный.
20. Укажите средство художественной выразительности, которым пользуется автор.
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
(В. Маяковский)
-
сравнение;
-
гипербола;
-
метафора;
-
антитеза.
21. Выберите грамматически правильное продолжение предложения:
Переходя улицу,
-
можно только на зеленый свет.
-
часто нарушаются правила.
-
меня оштрафовал милиционер.
-
не нарушайте правила движения.
22. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
-
к две тысячи третьему году;
-
положьте на полку;
-
много вишен;
-
опытные шофёры.
23. Укажите пару слов, в которой нет ошибок в образовании форм глагола.
-
беречь - бережешь;
-
стеречь - стерегёшь;
-
брезговать - брезговает;
-
бриться - броешься.
24. Стилевыми чертами научного стиля являются…
1) точность, стандартизованность;
2) призывность, экспрессивность;
3) логичность, абстрактность;
4) образность, эмоциональность.
25. Прочитайте текст.
Месяц обливал меня светом, и, подняв глаза кверху, я долго смотрел в его лицо. Свет, проходя сквозь белесые кружева гардин, смягчал сумрак в глубине комнаты. Отсюда месяца не было видно, но все четыре окна были ярко озарены. Свет падал из окон бледно-серебристыми арками, и в каждой из них был дымчатый теневой крест, мягко ломавшийся по озаренным креслам и стульям. (И. А. Бунин).
Укажите стиль текста.
1) художественный;
2) научный;
3) публицистический;
4) разговорный.
7