Урок по сказке П. Ершова Конёк-горбунок

Как бы вы прокомментировали слова А. С. Пушкина, прочитавшего в 1834 году «Конька-горбунка»: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»?Высказывая свои комментарии, ученики приходят к выводу, что сказка Ершова оказалась включенной в своеобразное соревнование, и творческая самобытность молодого сказочника, его знание фольклора были высоко оценены первым поэтом России.От оценки «победитель» мы в процессе дискуссии отказываемся, опираясь на компетентное мнение Ивана Калиныча: «В литературе сл...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Художественный мир сказки П.П. Ершова « Конек-горбунок» ( 2 часа)

Цели:

  1. познакомить учащихся с отдельными, связанными с созданием сказки сведениями из жизни писателя;

  2. углубить знания о жанре литературной сказки, применить на практике теоретические знания, полученные ранее;

  3. выявить мотивы поступков героев;

  4. развить самостоятельность, умение выразить свою мысль, сотрудничать в группе;

  5. воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам.

Оборудование:

  1. портрет П.П. Ершова;

  2. детские рисунки-иллюстрации к сказке;

  3. карточки с заданиями;

  4. атрибуты одежды Проши и Ивана Калиныча;

  5. презентация по творчеству П.П. Ершова;

  6. видеозапись фрагмента мультфильма «Конек-горбунок».

Подготовка к урокам.

В связи с тем, что по тематическому планированию на уроки по сказке отведено только 2 часа, дети получают опережающее задание - прочитать сказку и нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.

Задание для всех:


  1. подготовьтесь устно рассказать об отличии литературной сказки от народной;

  2. подумайте, кто из героев сказки похож на героев народных сказок;

  3. попытайтесь определить отношение автора к изображаемым событиям, героям. Близка ли авторская позиция общенародному идеалу?

Индивидуальное задание.

  1. два ученика готовят инсценированное чтение статьи учебника (ч.1, с.96) - диалог Ивана Калиныча и Проши;

  2. два ученика готовят пересказ фрагментов биографии П. П. Ершова.

На доске.

Эпиграф к урокам:

Какая цель! Пустыни, степи

Лучми гражданства озарить.

Разрушить умственные цепи

И человека сотворить,

Раскрыть покров небес полночных,

Богатство выпросить у гор.

И чрез кристаллы гор восточных

На дно морское кинуть взор.

П. П. Ершов

Ход уроков.


  1. Проверка домашнего задания.

Давайте вспомним волшебные слова для перемещения по стране Литературии, которые мы придумали по предложению Ивана Калиныча. Но прежде скажите, ребята, в какое место этой удивительной страны мы отправимся сегодня?

  • Ученики говорят о Крае литературных сказок и вместе произносят сказочное заклинание:

Крибле, крабле, крубле - старт!

Не сходя со школьных парт!

Кто хорошо помнит диалог Автора и Старухи и хочет рассказать об отличии литературной сказки от народной?

  • Все, кроме отвечающего, могут открыть тетради с конспектом. Пятиклассники учатся рецензировать ответ товарища: оценивают правильность ответа, его полноту, культуру речи.

    1. Беседа об авторе и истории создания сказки.

Сегодня мы говорим о литературной сказке Петра Павловича Ершова «Конек-горбунок». Перед вами портрет этого писателя, на доске написаны стихи - эпиграф к сегодняшнему уроку.

  • Учитель читает стихи и комментирует их.

А сейчас мы послушаем разговор о писателе Ивана Калиныча и книжонка Проши.

  • Два ученика инсценируют статью учебника.

  • Два ученика добавляют, рассказывая дополнительный материал.

Как бы вы прокомментировали слова А. С. Пушкина, прочитавшего в 1834 году «Конька-горбунка»: «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить»?

Высказывая свои комментарии, ученики приходят к выводу, что сказка Ершова оказалась включенной в своеобразное соревнование, и творческая самобытность молодого сказочника, его знание фольклора были высоко оценены первым поэтом России.

От оценки «победитель» мы в процессе дискуссии отказываемся, опираясь на компетентное мнение Ивана Калиныча: «В литературе следует избегать оценок «лучше» или «хуже», не укладываются литературные произведения в такие рамки».

Надеюсь, вы не будете пользоваться оценками «лучше» и «хуже», и когда мы обратимся к выставке иллюстраций наших классных художников. Ваша задача - понять, какой эпизод сказки проиллюстрирован, и подобрать соответствующие подписи из художественного текста. Авторы работ будут помогать вам, отвечая на вопросы.

  • Ученики рассматривают иллюстрации, вспоминают сюжеты произведения, цитируют сказку.

Авторы иллюстраций объясняют, чем привлек их выбранный эпизод.

3.Работа с текстом.

  • Основная часть занятия - групповая работа с текстом сказки. Класс делится на группы из 4 - 5 человек. У каждой группы - свое задание. Его нужно прочесть, затем заслушать мнение каждого члена группы. По усмотрению группы отвечать будет один или несколько человек. Время работы - 10 минут, ответ 2 - 3 минуты.


  1. Расскажите о главном герое - Иване, опираясь на вопросы.

Что увидел Иван в дозоре и как об этом рассказывал дома? Можно ли считать его глупым?

Мстит ли Иван братьям? Почему?

Какой запрет нарушает Иван? Чем ему это грозит?

Какие подвиги он совершает и сколько их? Усложняются ли задания?

Сравните описанные события и самого героя с другими Иванами из народных сказок. Почему обычно удачливым бывает младший из трех братьев?

Каково отношение автора к Ивану?


  1. Расскажите о волшебном помощнике Ивана, опираясь на вопросы.

Кого в волшебных сказках называют помощниками? Какова их роль в сказках? Приведите примеры.

Кто помогает герою в этой сказке? Опишите его. Что важнее, внешняя или внутренняя красота, по мнению автора?

Этот образ взят из фольклора или придуман автором?

Как волшебный помощник воспитывает Ивана? Почему именно Ивану он помогает?

3. Расскажите о противниках Ивана, опираясь на вопросы.

Кого можно считать противниками Ивана в этой сказке?

Сопоставьте образы братьев Ивана, спальника и царя. Какие черты сближают этих персонажей?

Если бы на месте Ивана оказался один из его братьев, стал бы Конек-горбунок ему помогать? Почему?

Как относится автор к этим персонажам? Есть ли у них собратья в народных сказках? Приведите примеры.


4.Расскажите о путешествии Ивана к Солнцу и Месяцу Месяцовичу.

* При описании этого путешествия Ивана автор воспроизводит языческие представления славян об устройстве мира и в то же время использует православные символы.

Приведите примеры совпадений древних языческих обрядов и православных праздников в фольклоре.

Как Иван очутился в небесном царстве?

Каковы характеры обитателей и обычаи в этом царстве?

Какую роль играют символы православия при создании пейзажей? Приведите примеры.

5) Расскажите о Подводном царстве.

Зачем автор вводит в сказку описание Подводного царства?

Каковы отношения обитателей этого царства?

Что общего в образах Ивана и Ерша?

Как относится автор к этим персонажам? За что наказан и почему прощен Рыба-кит?

6)Расскажите о построении сказки.

Сколько в ней самостоятельных частей? Каков сюжет каждой части?

Каким образом части объединяются в одно целое?

Где происходит действие сказки? Нарисуйте карту путешествий Ивана.

4.Обобщение

*Просмотр фрагмента мультфильма «Конек - горбунок».

- За что наказан царь?

- Почему Иван получает награду?

- Какова система нравственных ценностей в сказке?

-Какие качества характеров героев прославляются, какие - осуждаются?

- Близка ли система ценностей сказки народной морали?

Домашнее задание.

1. Известно пушкинское высказывание о языке сказки: «Сей Ершов владеет своим стихом как крепостным мужиком». Как вы понимаете эти слова?

2. Найдите в тексте фольклорные элементы: присказки, зачины, пословицы, поговорки и др.

3. Найдите 5-6 примеров просторечий, использованных автором.

4. Приведите примеры понравившихся рифм.


Урок по сказке П. Ершова Конёк-горбунок

© 2010-2022