Методическая разработка урока Метафора, эпитет, сравнение в художественном стиле речи

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока русского языка в 11 классе по теме: «Метафора, эпитет, сравнение в художественном стиле речи»



С использованием технологии «Обучение в сотрудничестве»



«Учимся вместе»











Автор: учитель русского языка и литературы

Ахремцова А.И.





















Санкт-Петербург 2014



Тема: «Метафора, эпитет, сравнение в художественном стиле речи».

Цель: продолжение знакомства с тропами и работа с ними на примере текстов художественного стиля речи, повторение орфографии и пунктуации, обучениевзаимодействию и взаимопомощи внутри группы.

Ход урока: учащиеся работают в группах по 4-5 человек.

Задание 1. Повторение орфографии и пунктуации.

Выразительно прочитайте предложения. Напишите их под диктовку, проверяя орфографическую и пунктуационную грамотность друг у друга. Укажите сравнения, метафоры, эпитеты .

Порядок работы: Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют диктант. В затруднительных случаях обращаются к учителю; оценивают работу друг друга.

Варианты текстов диктанта:

  1. Вечерело, вечернее бледное море лежало спокойно и плоско, зеленоватым сплавом с опаловым глянцем, над ним зло и жалостно надрывались чайки, чуя на завра непогоду, дымчато-сизый запад… был мутен, в нем стоял и мерк диск маленького солнца, апельсина-королька… (И.А.Бунин «Генрих»).

  2. Слева от меня лежала речная низменность, за ней слегка поднимались к горизонту тоже пустые поля, там только что село солнце, горел закат… Когда повернул назад, навстречу тянуло то теплым, то почти горячим ветром и уже светил в небе молодой месяц, блестела половина его, не сулившая ничего доброго: как прозрачная паутина, видна была и другая половина, и все вместе напоминало желудь. (И.А.Бунин «Натали»).

  3. Молодой месяц играл все выше и ярче в грудах все больше скоплявшихся облаков, дымчато-белых, величаво загромождавших небо, и когда выходил из-за них своей белой половиной, похожей на человеческое лицо в профиль, яркое и мер твенно-бледное, все озарялось, заливалось фосфорическим светом.(И.А.Бунин «Натали»).

  4. Комната и сад уже потонули в темноте туч, в саду, за открытыми окнами, все шумело, трепетало, и меня все чаще и чаще озаряло быстрым и в ту же секунду исчезающим голубым пламенем. Быстрота и сила этого безгромного света все увеличивалась, потом комната озарялась вдруг до неправдоподобной видимости, на меня понесло свежим ветром и таким шумом сада, точно его охватил ужас: вот оно, загорается земля и небо! (И.А.Бунин «Натали»).

Задание 2. Ознакомление с новым материалом и его закрепление.

Порядок работы: каждая группа изучает свою тему и знакомит с ней весь класс, затем анализирует текст с точки зрения использования тропов.

1-я группа работает с понятием «метафора»,

2-я - «сравнение»,

3-я - «эпитет».

Тексты к заданию 2 (теоретическая часть)

(Использованы материалы книги: Голуб И.Б., Розенталь Д.И. Занимательная стилистика. М.,1988).

ЭПИТЕТ.

Образность, богатство речи часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Такие слова называются «тропами» ( от греческого тропос - «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны писателю для наглядности изображения тех или иных предметов, явлений.

Один из видов тропов - это эпитет, художественное определение. Эпитеты известны еще из народного поэтического творчества: добрый молодец, красна девица. Это постоянные эпитеты. Изобразительные эпитеты дают возможность увидеть предметы и действия такими, какими их видел писатель, создавая произведение: Погубленных березок вялый лист, Еще сырой, еще живой и клейкий, Как сено из-под дождика, душист… (А.Твардовский).

Поэтическое видение не бывает стереотипным, и каждый художник слова находит свои краски для описания одних и тех же предметов: зеленокудрая береза (С.Есенин); береза, вся сквозная, тусклым золотом звенит (В.Луговской).

В поэзии и лирической прозе употребляются и эмоциональные эпитеты, которые передают чувства, настроение автора: Вечером синим ,вечером лунным Был я когда-то красивым и юным… (С.Есенин). Назначение их не изобразительное, а лирическое, поэтому слова, выступающие в роли эмоциональных эпитетов, часто получают условное, символическое значение.

В роли эпитетов могут выступать не только определения, но и обстоятельства, которые живописно рисуют действия.

СРАВНЕНИЕ.

В любом художественном тексте мы найдем сравнения - образные выражения, основанные на сопоставлении двух предметов: Снег, словно мед ноздреватый, лег под прямой частокол (С.Есенин); нарядней модного паркет блистает речка, льдом одета (А.С.Пушкин).

Какую наглядность речи придают эти тропы! Не случайно сравнения считают одним из самых сильных средств изобразительности. И в то же время почти всякое образное выражение можно свести к сравнению: золото листьев - листья желтые, как золото. Но в отличие от других тропов сравнение всегда двучленно: в нем называются оба сопоставляемых предмета или явления, качества, действия.

Сравнения нередко выполняют в речи разъяснительную функцию и используются в различных стилях речи. Самое же широкое применение сравнение получает в художественной литературе, здесь оно выступает как сильное образное средство.

В любом сравнении можно выделить предмет сравнения, образ сравнения и признак сходства. Например, в пушкинском описании Под голубыми небесами великолепными коврами , блестя на солнце, снег лежит предмет сравнения - снег, образ сравнения - ковер, признак сходства - закрывает землю.

Сравнения могут быть различны по структуре. Чаще всего они выступают в форме сравнительного оборота и присоединяются с помощью союзов КАК, ТОЧНО,СЛОВНО, БУДТО: густое, как синька, море. Часто встречаются сравнения, выраженные существительным в Тв.п.: змейкой мчится поземка. Есть сравнения, которые вводятся словами ПОХОЖ, НАПОМИНАЕТ: Кленовый лист напоминает нам янтарь (Н.Заболоцкий).

Художественная сила сравнений находится в прямой зависимости от их неожиданности, новизны. В них отражается присущее только автору восприятие действительности, поэтому сравнение в значительной степени определяет особенности слога писателя.

МЕТАФОРА.

«Горит восток зарею новой…» Почему А.С.Пушкин изображает восход солнца как пожар? Слово ГОРИТ рисует яркие краски неба, озаренного яркими лучами восходящего солнца. Этот образ основан на сходстве цвета зари и огня; небо по цвету напоминает пламя. Такой перенос названия с одного предмета на другой на основании их сходства называется метафорой (от греч.слова метафора - «перенесение»). В поэме Пушкина «Полтава» эта метафора получает особый символический смысл: красная заря воспринимается как предзнаменование кровопролитного сражения.

Использование метафор придает речи особую выразительность и эмоциональность.

В основу метафоризации может быть положено сходство самых различных признаков предметов: их цвета, формы, объема, назначения, общие черты в характере действия: В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря…(А.Фет).

Не всегда удается четко определить, в чем заключается сходство, положенное в основу метафоры, так как предметы, явления, действия могут сближаться не только на основании внешнего подобия, но и по общности производимого ими впечатления: Ночь тихо спустилась на землю.

В художественной речи интересны развернутые метафоры. Они возникают тогда, когда одна метафора влечет за собой новые, связанные с ней смыслу: Отговорила роща золотая березовым веселым языком… (С.Есенин).

Тексты к заданию 2 (практическая часть):

ЭПИТЕТ:

  1. Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней желтоватые зловещие смерчи, синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. А ближе к земле, между тучей и лесами, уже опустились полосы проливного дождя. (К.Паустовский).

  2. Сторож пробил на колокольне… Этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра. (К.Паустовский).

СРАВНЕНИЕ:



  1. За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака.(А.Фет).

  2. Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое, усыпительное, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.(К.Паустовский).

МЕТАФОРА:



  1. В сентябре начинается листопад. Страна бывает покрыта золотом и синевой. Тихие дожди листвы шуршат под холодным солнцем.(К.Паустовский).

  2. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час.(С.Есенин).

----------------------------------------------------------------------------------------------------------

  1. Выступление групп.

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание: подобрать сравнения и эпитеты к указанным словам (солнце, звезды, закат, луна, река, горы, дорога, молния, небо,поле, фонарь, огни, утренний рассвет) или придумать свои предложения или текст с метафорами, эпитетами, сравнениями.

© 2010-2022