- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Игра А я делаю так
Игра А я делаю так
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Нечаева О.В. |
Дата | 19.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
А я делаю так…
Игра « Определи пару»
При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют игры.. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра « Определи пару» .Она позволяет трудную работу сделать более эффективной. Чаще использую эту игру на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Игру провожу в начале урока в качестве разминки, и хороша игра тем, что требует применения многих правил.
На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:
Подстричься- овчинный-
Пятачок- расписка-
Пчелка- жилье-
Косьба- досуха-
Объяснить- беседовал-
Умываешься-
Затем читаю слово, а ученики, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения(выделение морфем обязательно).Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем слово СТАРЬЁ. Ученик будет прав, если напишет его напротив ЖИЛЬЁ(Ъ и Ь),но и в паре к со словами ПЯТАЧОК,ОВЧИННЫЙ, КОСЬБА(безуд. гласные, провер. ударением). А как поступить со словом ПРЕДОСТЕРЕЧЬ?. В нем встретилась орфограмма на правописание приставок ПРЕ-, О-,непроверяем. безудар. гласная в корне. Ь на конце слова после шипящей в неопр. Форме глагола.. Учащиеся соотносят слово ПРЕДОСТЕРЕЧЬ со словами в столбике. Получились следующие пары:
Подстричься-
(правописание неизменямых приставок, Ь на конце глагола)
предостеречь
объяснить-предостеречь(правопис. неизмен. приставок)
беседовал- предостеречь (непровер. безудар. гласные в корне слова)
Эту игру можно провести по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учит. столе лежат карточки ,на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет буквы. Вот пример.
Груз…ик - пр..града
Бе…порядок-мяч…к
Стари….ый-ч…рный
Ни…кий-дыш…щий
Пред…стория-выкач..нная ( из подвала бочка)
Парч…вая-
Ц…гейка-жгуч…
-выт..рать
Карточка со словами:
Вя..кий, были…ый, с…грать , ситц…вый, ц…стерна, ж…лтый, камен… ик, .ра…бежаться, соб…ру, овраж…к, бор…щийся, расстрел…нный, пр…вокзальный
Выполненная работа выглядит так:
Грузчик-каменщик
Беспорядок-разбежаться
Старинный-былинный
Низкий-вязкий
Предыстория-сыграть
Парчовая-ситцевый
Цигейка-цистерна
И т.д.
Иногда эту игру провожу в форме соревнования между 2 командами или рядами, побеждает команда, совершившая меньше ошибок.
Эта игра помогает развивать аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орф.явления, повышает сознательность в применении правил.
Игру можно использовать при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеол. обороты, затем читаю другие фразеологизмы, уч-ся находят синонимичные.
Примеры на доске:
Тертый калач- отдать богу душу-
Ни рыба ни мясо- кот наплакал-
Дать нагоняй- с пустыми руками-
Фразеологизмы, читаемые учителем:
Несолоно хлебавши, приказать долго жить, с гулькин нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.
В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизм, которому не будет пары.
Можно дать задание подобрать антонимы к данным фразеологизмам. Такая работа расширяет словарный запас ребят. Слова и фразеологизмы, непонятные учащимся ,постепенно входят в их словарный запас. Игру можно проводить как в устной., так и в письменной форме. Она способствует повышению интереса учеников к изучению русского языка.