Игра А я делаю так

При обучении детей русскому языку немаловажное значение  имеют игры.. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра  « Определи пару» .Она позволяет трудную работу сделать более эффективной. Чаще использую эту игру на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Игру провожу в начале урока  в качестве разминки, и хороша игра тем, что требует применения многих правил.Такая работа расширяет словарный запас  ребят....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

А я делаю так…

Игра « Определи пару»

При обучении детей русскому языку немаловажное значение имеют игры.. Закреплению знаний по орфографии, выработке прочных орфографических навыков способствует игра « Определи пару» .Она позволяет трудную работу сделать более эффективной. Чаще использую эту игру на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщения, повторения. Игру провожу в начале урока в качестве разминки, и хороша игра тем, что требует применения многих правил.

На доске столбиком пишу слова с разными орфограммами, например:

Подстричься- овчинный-

Пятачок- расписка-

Пчелка- жилье-

Косьба- досуха-

Объяснить- беседовал-

Умываешься-

Затем читаю слово, а ученики, подумав, записывают его на доске напротив слова на такое же правило, объясняя написание и делая при этом необходимые условные обозначения(выделение морфем обязательно).Некоторые слова требуют записи напротив нескольких слов, данных в столбике на доске. Возьмем слово СТАРЬЁ. Ученик будет прав, если напишет его напротив ЖИЛЬЁ(Ъ и Ь),но и в паре к со словами ПЯТАЧОК,ОВЧИННЫЙ, КОСЬБА(безуд. гласные, провер. ударением). А как поступить со словом ПРЕДОСТЕРЕЧЬ?. В нем встретилась орфограмма на правописание приставок ПРЕ-, О-,непроверяем. безудар. гласная в корне. Ь на конце слова после шипящей в неопр. Форме глагола.. Учащиеся соотносят слово ПРЕДОСТЕРЕЧЬ со словами в столбике. Получились следующие пары:

Подстричься-

(правописание неизменямых приставок, Ь на конце глагола)

предостеречь

объяснить-предостеречь(правопис. неизмен. приставок)

беседовал- предостеречь (непровер. безудар. гласные в корне слова)

Эту игру можно провести по-другому. В словах на доске пропущены буквы. На учит. столе лежат карточки ,на которых написаны слова тоже с пропусками букв. Вызванный ученик берет карточку, размышляет, куда записать слово, вставляет и объясняет буквы. Вот пример.

Груз…ик - пр..града

Бе…порядок-мяч…к

Стари….ый-ч…рный

Ни…кий-дыш…щий

Пред…стория-выкач..нная ( из подвала бочка)

Парч…вая-

Ц…гейка-жгуч…

-выт..рать

Карточка со словами:

Вя..кий, были…ый, с…грать , ситц…вый, ц…стерна, ж…лтый, камен… ик, .ра…бежаться, соб…ру, овраж…к, бор…щийся, расстрел…нный, пр…вокзальный

Выполненная работа выглядит так:

Грузчик-каменщик

Беспорядок-разбежаться

Старинный-былинный

Низкий-вязкий

Предыстория-сыграть

Парчовая-ситцевый

Цигейка-цистерна

И т.д.

Иногда эту игру провожу в форме соревнования между 2 командами или рядами, побеждает команда, совершившая меньше ошибок.

Эта игра помогает развивать аналитические способности, формировать орфографическую зоркость, умение находить сходные орф.явления, повышает сознательность в применении правил.

Игру можно использовать при изучении лексики и фразеологии. На доске записываю фразеол. обороты, затем читаю другие фразеологизмы, уч-ся находят синонимичные.

Примеры на доске:

Тертый калач- отдать богу душу-

Ни рыба ни мясо- кот наплакал-

Дать нагоняй- с пустыми руками-

Фразеологизмы, читаемые учителем:

Несолоно хлебавши, приказать долго жить, с гулькин нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.

В целях активизации мышления учащихся учитель может предложить фразеологизм, которому не будет пары.

Можно дать задание подобрать антонимы к данным фразеологизмам. Такая работа расширяет словарный запас ребят. Слова и фразеологизмы, непонятные учащимся ,постепенно входят в их словарный запас. Игру можно проводить как в устной., так и в письменной форме. Она способствует повышению интереса учеников к изучению русского языка.


© 2010-2022